Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации органами военной прокуратуры





Применительно к коррупции в федеральных органах власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы, справедливо точное и содержательное замечание Корякина В.М. о том, что «обладая общими «родовыми» признаками, присущими коррупции как общественно-политическому и криминальному явлению вообще, «военная» коррупция обладает ясно и рельефно выраженной спецификой как по формам своего проявления, так и по негативным последствиям».[122]

Соответственно, прокурорский надзор в рассматриваемой сфере в настоящее время осуществляется органами военной прокуратуры в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к организации и осуществлению надзорной работы, при этом учитываются специфичные направления в надзорной деятельности, в частности:

надзор за исполнением поднадзорными органами военного управления, их должностными лицами законодательства о противодействии коррупции в части соблюдения установленных запретов и ограничений, исполнения обязанностей, носящих антикоррупционный характер;

надзор за законностью издаваемых поднадзорными органами военного управления и их должностными лицами правовых актов, в том числе, на предмет их коррупциогенности.

Приоритетными направлениями этой деятельности является надзор за соблюдением законности при расходовании бюджетных средств, выделяемых на разработку, закупку, ремонт вооружения и военной техники, тыловое обеспечение войск, строительство и приобретение жилья, призыва граждан на военную службу, распоряжения федеральной собственностью.

Результаты надзорной деятельности военных прокуроров также свидетельствуют о наличии проблемных вопросов, связанных с выявлением, пресечением и расследованием преступлений коррупционной направленности военно-следственными органами, а именно:

высокая латентность указанных преступлений, препятствующая их выявлению и установлению виновных;

совершение коррупционных правонарушений в сложных специфических условиях и специальных видах государственной деятельности, требующих наличия соответствующей профессиональной подготовки следователей;

необходимость проведения значительного количества документальных ревизий и исследований, привлечения специалистов в финансово-экономической и иных областях.

В развитие приказов Генерального прокурора Российской Федерации, посвященных противодействию коррупции, в Главной военной прокуратуре изданы соответствующие организационно-распорядительные документы[123], которые являются основными в определении предмета надзора, направлений деятельности и мероприятий органов военной прокуратуры по противодействию коррупции.

Полномочия по обобщению и анализу результатов работы органов военной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в том числе разрешению обращений и материалов о правонарушениях коррупционной направленности, в настоящее время возложены на отдел надзора (за исполнением законодательства
о противодействии коррупции) Главной военной прокуратуры.

Анализируя статистические данные, представленные Главной военной прокуратурой в рассматриваемой сфере за 2010 год, следует отметить, что при положительной динамике снижения общего уровня преступности в поднадзорных военным прокурорам войсках на 17,5% в истекшем году (20 425 - в 2008 г., 17 116 – в 2009 г., 14 123 – в 2010 г.), учитывая дальнейшее поэтапное сокращение численности военнослужащих, количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности по сравнению с предыдущими годами растет и увеличилось на 1,2% (2 323 – в 2008 г., 2 447 – в 2009 г., 2 476 – в 2010 г.), при этом к уголовной ответственности за совершение указанных преступлений привлечено 950 лиц (+12,2%), в т.ч. 691 офицер (+11,1%). Осуждены за преступления коррупционной направленности 10 (в 2009 г. – 6) высших воинских должностных лиц.[124]

В 2010 году в войсках выявлено в 1,4 раза больше фактов получения взятки (219), в 1,6 раза – превышения должностных полномочий (181) и на 17,% – мошенничества (708).

Настораживает значительный рост этих преступлений по сравнению с другими федеральными органами в пограничных органах ФСБ России (52 – в 2008 г., 68 – в 2009 г., 146 – в 2010 г., т.е. в 2,1 раза), что должно стимулировать проведение отдельного исследования по выявлению причин этого явления.

Рост числа выявленных правонарушений коррупционной направленности свидетельствуют о том, что органы военной прокуратуры стали более принципиально вести борьбу с коррупцией в войсках.

Факторы, определяющие специфику проявления коррупционных отношений в воинских формированиях и органах, связаны с характером задач, возложенных на них, что предопределяет особую опасность коррупции, поскольку она прямо влияет на обороноспособность государства.

В первую очередь, следует отметить значительный объем финансовых и иных материальных средств, которые находятся в распоряжении органов военного управления и воинских должностных лиц, в связи с чем возникают различные коррупционные схемы неправомерного обращения недобросовестными должностными лицами части государственного имущества, в том числе и денежных средств, в свою собственность.

В истекшем году увеличилось число правонарушений коррупционной направленности в сфере использования государственного имущества (выявлено 1 576 нарушений закона в 2009 г., 1 675 – в 2010 г.) и бюджетного законодательства (1 137 - в 2009 г., 1 616 – 2010 г.).

В ходе надзорных проверок военными прокурорами выявлено 1 047(в 2009 г. – 1 229 (-17,4%)) нарушений закона, имеющих коррупционную составляющую, в деятельности органов военного управления, связанной с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказание услуг для государственных нужд, в том числе в рамках государственного оборонного заказа.

Военными прокурорами констатируется факт значительного роста (в 3,7 раза) нарушений законодательства о государственной службе, имеющих коррупционную составляющую – в деятельности органов военного управления и их должностных лиц выявлено 360 (в 2009 г. – 95) таких нарушений.

В нарушение требований, прямых запретов и ограничений, установленных законодательством в связи с прохождением военной и государственной гражданской службы, должностные лица органов военного управления, воинских частей, учреждений и организаций совмещают государственную службу с предпринимательской деятельностью, связанной с учреждением коммерческих организаций, участвуют в их управлении, владеют ценными бумагами, по которым может быть получен доход, не представляют представителю нанимателя сведения о данных фактах и доходах, полученных от указанной деятельности.

Важное значение в противодействии коррупции в федеральных органах власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы, имеет межведомственное взаимодействие, которое осуществляется в рамках постоянно действующей межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (межведомственная рабочая группа), созданной совместным распоряжением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора, руководителей Департамента военной контрразведки ФСБ России и военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации. Аналогичные рабочие группы созданы военными прокурорами окружного звена, что позволяет вскрывать коррупционные схемы, используемые, в том числе, организованными группами для совершения хищений бюджетных средств, выделяемых на обеспечение военной безопасности государства.

Следует отметить, что Министерство обороны Российской Федерации и другие государственные органы, в которых предусмотрено прохождение военной службы (далее - воинские формирования и органы), практически реализуя задачи, определенные Национальной стратегией и Национальным планом противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, сформировали ведомственную правовую базу, регулирующую антикоррупционную деятельность в указанных органах власти.

Именно «создание достаточно нормальной нормативной базы – антикоррупционного законодательства» было отмечено Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым на состоявшемся 13 января 2011 года заседании Совета по противодействии коррупции в качестве одного из немногих достижений последних лет в борьбе с коррупцией[125].

К числу наиболее значимых из принятых в 2010 году ведомственных правовых документов по антикоррупционной проблематике следует отнести планы мероприятий противодействия коррупции, порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Так, например, приказом Минобороны России от 29.03.2010 № 299 на Главное правовое управление возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов, представляемых на подпись Министру обороны Российской Федерации. Аналогичные по кругу решаемых вопросов приказы подписаны в ФСБ России – от 28.04.2010 № 196, в ФСО России – от 30.12.2010 № 652, в МЧС России – от 29.06.2010 № 299, Внутренних войсках МВД России – приказом Главнокомандующего ВВ МВД России от 24.05.2010 № 183, в Спецстрое России – приказом Директора от 15.04.2010 № 168.

Обновление ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы антикоррупционной экспертизы, позволило минимизировать издание нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные нормы, в указанных федеральных органах. Так, в 2010 году Главной военной прокуратурой на предмет наличия коррупциогенных факторов было организовано изучение 150 нормативных правовых актов Минобороны России и других федеральных органов, из которых только в 8 были обнаружены коррупциогенные факторы. Всего выявлено 23 коррупциогенных фактора, предусмотренных Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

 

Date: 2015-07-17; view: 2560; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию