Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административные правонарушения и дисциплинарные проступки коррупционной направленности





 

Административные правонарушения и дисциплинарные проступки обладают меньшей степенью общественной опасности, чем преступления. Вред, причиняемый ими, не так ощутим, как вред от преступлений. Именно поэтому их совершение влечет не уголовную, а административную и дисциплинарную ответственность. Тем не менее, это нисколько не снижает значимость деятельности по их предупреждению, выявлению и пресечению, привлечению виновных лиц к ответственности, так как именно такие правонарушения являются предпосылкой возникновения уголовно-наказуемых коррупционных деяний.

Данные официальной статистики убедительно свидетельствуют о том, что административные правонарушения[69] являются более массовым социально-правовым явлением по сравнению с преступностью.

В числе прочего, административные правонарушения могут совершаться путем использования служебного положения должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, служащим коммерческой организации вопреки установленному порядку управления (регулирования). При наличии корыстной заинтересованности и умысла на получение выгод материального характера такие правонарушения могут уже квалифицироваться как преступления. Именно поэтому точнее их называть правонарушениями коррупционной направленности, то есть направленными на создание причин и условий для собственно коррупции в виде взяточничества, злоупотребления должностными полномочиями из корыстной заинтересованности др.

Стоит также отметить, что субъектом административного коррупционного правонарушения могут выступать как физические, так и юридические лица[70]. Это существенный момент, поскольку привлечение юридических лиц к уголовной ответственности российским законодательством не предусмотрено.

Общей чертой, присущей всем административным правонарушениям является несоизмеримо более высокая по сравнению с преступлениями степень латентности. Основная причина данного явления обусловлена самой правовой природой правонарушений. Правонарушения являются менее опасными, чаще совершаемыми и, в отличие от преступлений, более распространены. Поэтому и совершение правонарушений коррупционной направленности может быть незамеченным для правоохранительных органов и продолжительное время не выявляться. В свою очередь, безнаказанность за совершение коррупционных административных правонарушений порождает коррупционную преступность.

Данные обстоятельства свидетельствуют о социальной важности изучения административных правонарушений коррупционной направленности, необходимости выработки эффективных методов их выявления, совершенствования практики деятельности субъектов административной юрисдикции по их минимизации.

Как уже упоминалось, в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» хотя и предусматривается возможность привлечения физических лиц не только к уголовной, но и к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, однако определений и перечня коррупционных преступлений, административных правонарушений, дисциплинарных проступков и гражданско-правовых деликтов в законодательстве не содержится.

Как уже было отмечено ранее, на сегодняшний день на уровне межведомственного правового акта определен перечень преступлений коррупционной направленности.[71] Вопрос о выделении административных коррупционных правонарушений остается открытым. Единого мнения по данному направлению нет.

Перечисленные в ст.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» признаки коррупции могут помочь в вычленении административных правонарушений коррупционной направленности.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Административное коррупционное правонарушение можно определить, как вид коррупционных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена законодательством об административных правонарушениях, совершенных с использованием служебного положения для получения незаконных преимуществ.[72]

Для поиска коррупционных составов в КоАП необходимо исходить из присутствия элементов подкупа (например, ст. 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума (…), ст. 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица), использования служебного положения (ст. 5.45. Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума), в том числе, в целях получения материальной выгоды (ст. 7.27. Мелкое хищение (если оно совершено путем присвоения или растраты)).

КоАП также предусматривает ответственность за нарушения норм, установленных для обеспечения законности порядка государственного управления и, в числе прочего, в целях предупреждения коррупции. Такие правонарушения также могут быть отнесены к числу коррупционных (ст. 7.30. Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, ст. 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)).

С учетом изложенного, к административным правонарушениям коррупционной направленности (коррупционным административным правонарушениям – в настоящем труде эти термины равнозначны) следует отнести следующие составы правонарушений, предусмотренные КоАП:

- ст. 5.16 (Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах);

- ст. 5.17 (Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума);

- ст. 5.18 (Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума);

- ст. 5.19 (Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума);

- ст. 5.20 (Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам);

- ст. 5.45 (Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума);

- ст. 5.46 (Подделка подписей избирателей, участников референдума);

- ст. 5.47 (Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом);

- ст. 5.48 (Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов);

- ст. 5.50 (Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума);

- ст. 5.52 (Невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий);

- ст. 7.27 (Мелкое хищение (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты));

- ст. 7.29. (Несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг);

- ст. 7.30. (Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков);

- ст. 7.31. (Предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков);

- ст. 7.31.1. (Нарушение сроков возврата денежных средств, порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника размещения заказа, порядка ведения реестра участников размещения заказа, правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме);

- ч. 1, 4 ст. 14.35 (Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности);

- ст. 14.9 (Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления);

- ст. 15.14 (Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов);

- ст. 15.21 (Использование служебной информации на рынке ценных бумаг);

- ст. 19.28 (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица);

- ст. 19.29 (Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)).

Однако отнесение вышеперечисленных составов административных правонарушений к числу коррупционных в большинстве случаев условно, имея в виду, что для коррупции характерно не всякое незаконное использование служебного положения, но лишь обусловленное корыстной мотивацией, получением благ и преимуществ. Поскольку установление мотива в квалификации административных правонарушений роли не играет, достижение точности в вопросе отнесения того или иного правонарушения к числу коррупционных весьма проблематично. Для разрешения этой ситуации возможно следует, по примеру некоторых государств-участников СНГ[73], выделить в КоАП отдельную главу, посвященную административным коррупционным правонарушениям, как предлагают специалисты.[74]

Несмотря на существующие проблемы с нормативным определением перечней коррупционных преступлений и административных коррупционных правонарушений, их отдельные составы четко прописаны в УК РФ и КоАП. В тоже время дисциплинарные коррупционные проступки не только не имеют нормативно утвержденного перечня, но и выделение их конкретных составов вызывает определенные сложности в правоприменительной практике.

Дисциплинарная ответственность - это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, допущенные субъектами дисциплинарной ответственности, не преследуемые в уголовном или административном порядке.

К дисциплинарным коррупционным проступкам условно можно отнести обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями служебные нарушения, за которые установлена дисциплинарная ответственность, регламентированная нормами об отдельных видах государственной (муниципальной) службы.

На практике иногда очень трудно провести грань между дисциплинарным проступком и иными правонарушениями. Необходимо установить эту границу между коррупционным дисциплинарным проступком, коррупционным административным правонарушением, коррупционным уголовным преступлением по признаку тяжести наступления последствий, как для гражданина, так и для порядка управления в государстве. Вопросы правильной квалификации содеянного всегда имеют не только теоретический интерес, но и большую практическую значимость, поскольку от этого зависит практическое воплощение основных начал правового демократического государства: неотвратимости наказания за совершенное правонарушение; соразмерности назначенного наказания тяжести содеянного; недопустимости наказания невиновного.

Исходя из общественной опасности коррупционных правонарушений, к дисциплинарным проступкам коррупционной направленности относятся нарушения установленных законодательством запретов, требований и ограничений для государственных (муниципальных) служащих, которые могут быть основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности[75].

Например, невыполнение служащим обязанности об уведомлении работодателя, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (статья 9 Федерального закона «О противодействии коррупции») влечет за собой увольнение государственного служащего или привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Само по себе совершение таких дисциплинарных проступков может не иметь коррупционной составляющей (отсутствие корыстной заинтересованности), однако такие правонарушения являются предпосылкой (причиной, фактором, обстоятельством) для совершения коррупционного преступления или административного правонарушения.

Проведенный системный анализ антикоррупционного законодательства, прежде всего норм федерального законодательства в области противодействия коррупции в сфере государственной службы позволяет выделить следующие виды коррупционных дисциплинарных проступков (в тех случаях, когда деяние не содержит признаков преступления или административного правонарушения):

­­- несоблюдение квалификационных требований, предъявляемых законодательством к лицам, замещающим (претендующим на замещение) должности государственной службы;

- несоблюдение конкурсных процедур при принятии на государственную службу;

- непредставление (представление недостоверных, неполных, заведомо ложных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- непредставление (представление недостоверных, неполных, заведомо ложных) государственным служащим иных предусмотренных законодательством Российской Федерации сведений о себе и членах своей семьи;

- невыполнение обязанности по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего и членов его семьи, а также иных представляемых сведений;

- неуведомление государственным служащим представителя нанимателя, органов прокуратуры или других государственных органов о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

- непринятие государственным служащим мер по предотвращению возникшего или могущего возникнуть конфликта интересов, а равно неуведомление представителя нанимателя (непосредственного начальника) о возникшем конфликте интересов либо о наличии личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов;

- непринятие представителем нанимателя мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, если ему стало известно о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

- владение государственным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), либо приобретение таких бумаг и акций, а равно непринятие мер к передаче принадлежащих ему указанных активов в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях предотвращения конфликта интересов;

- замещение должности государственной службы при наличии близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если это связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- незаконное участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;

- осуществление государственным служащим предпринимательской деятельности;

- выполнение иной оплачиваемой работы без предварительного уведомления представителя нанимателя, а равно выполнение иной оплачиваемой работы в случае, если это влечет конфликт интересов;

- выступление государственного служащего в качестве поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной службы;

- получение государственным служащим в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки стоимостью свыше трех тысяч рублей, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), а равно непередача подарков стоимостью свыше трех тысяч рублей, полученных в связи с официальными мероприятиями и признаваемых государственной собственностью, в орган, в котором государственный служащий состоит на служб;

- незаконный выезд в командировку, на отдых или лечение за счет средств физических или юридических лиц;

- нецелевое использование средств материально-технического и иного обеспечения, государственного имущества, а также передача их другим лицам;

- разглашение или использование в целях, не связанных с государственной службой, сведений конфиденциального характера или служебной информации, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

- принятие без письменного разрешения представителя нанимателя наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных и религиозных объединений, если в должностные обязанности служащего входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

- использование преимущества должностного положения для предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, а равно использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций;

- незаконное создание (содействие созданию) в органах государственной власти и местного самоуправления структур политических партий, других общественных и религиозных объединений;

- незаконное вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

- занятие без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением установленных законом случаев.[76]

На наш взгляд, данный перечень дисциплинарных коррупционных проступков целесообразно утвердить в виде приложения к действующим дисциплинарным уставам. Например, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495, после Приложения № 7 «Перечень грубых дисциплинарных проступков. Порядок исполнения дисциплинарного ареста» может быть дополнен Приложением № 7.1 «Перечень коррупционных дисциплинарных проступков».

Аналогичными приложениями можно дополнить Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1998 № 1396; дисциплинарные уставы военизированных подразделений,[77] а также планируемый Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации[78].

Целесообразно принятие дисциплинарных уставов во всех правоохранительных органах, а также Дисциплинарного устава (либо Кодекса поведения) государственной гражданской службы, в которых, наряду с прочим, следовало бы изложить перечень коррупционных дисциплинарных проступков, а также виды и порядок наложения дисциплинарных взысканий за их совершение. Принятие подобных уставов (кодексов) позволит нормативно упорядочить практику привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности.

Разработка и утверждение перечней административных правонарушений и дисциплинарных проступков коррупционной направленности позволит сконцентрировать усилия субъектов антикоррупционной деятельности, осуществлять более эффективную профилактику коррупции в государственных и муниципальных органах.

 

 

Date: 2015-07-17; view: 4221; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию