Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика феномена коррупции





 

Прежде всего, необходимо определиться с основными понятиями. В настоящий момент существует достаточно большое количество публикаций, выступлений в СМИ, в которых обсуждаются вопросы коррупции. Однако зачастую авторы, полемизируя по данному вопросу, говорят о несколько разных вещах. Например, такие понятия как коррупция и коррупционная преступность, иногда используются как синонимы, что не совсем верно, так как на самом деле понятие коррупции шире, включая, помимо собственно коррупционной преступности, и другие правонарушения коррупционного характера (административные, дисциплинарные).

Некоторые специалисты рассматривают коррупционную преступность в узком смысле, отождествляя ее лишь со взяточничеством. Вместе с тем, на настоящий момент подавляющее большинство криминологов трактует понятие коррупции в более широком смысле, не сводя ее лишь к такому частному проявлению как взяточничество. Тем более что и в этимологическом смысле (т.е. по своему происхождению) термин коррупция понимается не только как продажность, но и как развращенность.

Также и в международных документах о противодействии коррупции под ней подразумевается не только взяточничество, но и злоупотребление служебным положением; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества; злоупотребление влиянием в корыстных целях, незаконное обогащение, отмывание доходов от преступлений и ряд других противоправных деяний, совершаемых публичным должностным лицом из корыстных или иных личных мотивов.[3]

Таким образом, коррупция – это социальное негативное явление, проявляющееся в использовании должностными лицами своего служебного положения и связанных с ним возможностей для незаконного получения в личных целях каких-либо материальных или иных благ и преимуществ.

Нормативное определение коррупции дано в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

За совершение коррупционных правонарушений винновые физические лица могут быть привлечены к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 13 указанного Федерального закона).

Таким образом, понятие коррупции включает коррупционные преступления, административные коррупционные правонарушения, дисциплинарные коррупционные проступки и гражданско-правовые коррупционные деликты.

Сущность коррупции проявляется в том, что она искажает нормальные общественные отношения: власть, предоставленная государством определенным своим представителям, начинает использоваться не в интересах общества, а в интересах отдельных лиц, зачастую во вред государству и обществу, разрушая и дискредитируя, таким образом, весь государственный аппарат.

Коррупция представляет собой многоаспектное явление, распространенное во всех сферах социальной жизни. Исходя из этого, существуют различные классификации коррупционных проявлений.

Так, в зависимости от занимаемой коррупционером должности коррупция может быть элитарной или низовой; административной или бытовой. Исходя из области социальной жизни, где имеют место проявления коррупции, выделяют коррупцию государственных и муниципальных служащих, коррупцию парламентскую, в правоохранительных органах, корпоративную, экономическую, политическую, партийную, электоральную, международную, транснациональную, в сферах образования, здравоохранения, государственных закупок и т.д.

Предлагается также различать коррупцию светлую (ненаказуемую действующим законодательством), серую (за которую установлена административная или дисциплинарная ответственность) и темную (уголовно-наказуемую).[4]

На наш взгляд возможно выделение следующих форм коррупции.

Взяточничество – классическое проявление коррупции. В свою очередь, можно выделить различные виды взяточничества: "взятка – подкуп", "взятка – вознаграждение", "взятка – налог", вымогательство взятки и др.

Протекционизм – оказание должностным лицом противоправного содействия, используя возможности, предоставляемые занимаемой должностью, в получении другим лицом преимуществ в какой-либо сфере общественной жизни или в какой-либо деятельности, совершенное из корыстных или иных личных мотивов.

Автокоррупция (самокоррупция), термин, предложенный американским криминологом В. Кей.[5] В отличие от взяточничества, в данном случае «должностное лицо или человек, пользующийся правами такового, в определенном смысле играет роли обеих сторон, обеспечивая себя административными привилегиями, предоставляя самому себе контракты, присваивая общественную собственность и т.п.». Разновидностями автокоррупции служат такие деяния как злоупотребление служебным положением, хищения или контрабанда, с использованием служебного положения и т.д.

Коррупционной преступности в России присущи следующие основные криминологические особенности:

высокая степень общественной опасности – в результате совершения коррупционных преступлений существенно нарушается нормальная, то есть соответствующая определенным нормативным актам, деятельность государственных и местных органов власти; подрывается авторитет и иные интересы публичной власти; зачастую причиняется значительный материальный ущерб; ущемляются права и законные интересы граждан или организаций, а в целом интересы всего общества и государства;

широкое распространение в стране, значительные масштабы обэтом свидетельствуют результаты криминологических исследований, данные многочисленных социологических опросов;

высокий уровень латентности в криминологии является общепризнанным факт, что коррупционные правонарушения относятся к числу крайне редко выявляемых противоправных деяний, регистрируется несколько процентов или доли процента реально совершенных преступлений коррупционной направленности[6];

значительное разнообразие проявлений ответственность за коррупционные деяния предусмотрена различными главами Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). В первую очередь это ряд преступлений предусмотренных Главой 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», а также часть из преступлений в сфере экономики, некоторые преступления против конституционных прав граждан, против правосудия, против военной службы и др. Кроме того, необходимо отметить и большое разнообразие форм и методов совершения коррупционных правонарушений;

способность детерминировать другие виды преступности – коррупционные дисциплинарные проступки зачастую приводят к совершению преступлений коррупционной направленности, а коррупционная преступность, в свою очередь, способствует росту и значительному распространению многих других видов преступности, является одним из основных факторов преступности в сферах экономической и таможенной деятельности, налогообложения, экологии, организованной преступности и др.;

особенности личности правонарушителя криминологическая характеристика лиц, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, существенно отличаются от признаков личности основной массы правонарушителей: в их среде больше лиц, имеющих высшее образование, постоянное место работы и жительства, средний возраст выше, больше удельный вес женщин, для коррупционеров не характерно систематическое злоупотребление спиртными напитками или прием наркотических веществ, до совершения правонарушения, как правило, характеризовались положительно и др.

На наш взгляд, в причинном комплексе коррупции можно выделить следующие шесть основных групп факторов коррупции: психологические, политические, экономические, организационные, кадровые, нормативные.

Психологические факторы. К сожалению, общество в целом довольно равнодушно относится к коррупции. Так, по данным исследования В.М. Егоршина, отношение населения к проституции, намного более негативно, чем к коррупции: 37% опрошенных граждан оправдывают существование взяточничества, и лишь 25% оправдывают проституцию.[7] Как точно отмечает А.И. Долгова: «признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров, является важным фактором формирования криминальной мотивации»[8].

Нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что существовавшие в обществе издавна определенные криминогенные традиции проявились в наиболее значительной степени в последнее десятилетие XX века. Развал СССР, многочисленные нарушения в ходе приватизации, длительный экономический кризис, крайне высокая степень расслоения общества на его малочисленную богатую часть и подавляющее большинство населения, живущего за чертой бедности, произошедшая насильственная смена нравственных ориентиров оказали свое негативное влияние на сознание граждан. Как отмечают некоторые исследователи,[9] в психологии значительной части населения произошли существенные изменения: большинство граждан уверено, что разбогатеть честным путем невозможно, что власть предержащие заботятся преимущественно о собственном благополучии, демократические механизмы не эффективны и т.д. Подобные трансформации в психологии населения, и соответственно государственных служащих, низкий уровень правовой солидарности населения с уголовным законодательством являются питательной почвой для коррупции.

Росту коррупции способствует распространенный в обществе правовой нигилизм. Значительная часть населения, вовлеченная прямо или косвенно в теневую экономику, привыкшая получать зарплату в конвертах и уклоняться от налогов, будучи свидетелем многочисленных злоупотреблений и нарушений закона, начинает относиться к нормам права как к чему-то необязательному, особенно если речь не идет об общеуголовных преступлениях. Граждане привыкают нарушать закон, дача взятки не считается чем-то крайне аморальным.

Также и государственные служащие, будучи частью общества и испытывая его влияние, зачастую не всегда добросовестно относятся к нормативным предписаниям, психологически готовы к нарушению закона. Некоторая часть граждан, еще на момент поступления на государственную службу, рассчитывает получать определенные доходы путем систематических должностных злоупотреблений, оправдывая это недостаточным материальным обеспечением служащих.

Политические факторы. Криминологами давно опровергается довольно распространенное ошибочное мнение, что проблема противодействия преступности является исключительной прерогативой правоохранительных органов. Без участия всей государственной системы, всего общества задача минимизации уровня преступности недостижима. В этой связи особое значение приобретает наличие политической воли руководства государства реально (т.е. не декларативно), целеустремленно и последовательно противодействовать преступности.

В особенности данное положение актуально для решения проблемы коррупционной преступности. Многими исследователями отмечается, что зачастую решение о привлечении к уголовной ответственности высокопоставленных должностных лиц принимается, не исходя из наличия или отсутствия юридических оснований, а исходя из политической целесообразности, узкопартийных интересов, степени близости этого лица к руководству государства. Случаи привлечения к уголовной ответственности высокопоставленных государственных служащих в России крайне редки, зачастую, возбуждение уголовного дела против коррумпированных чиновников, занимавших высокие должности, обусловлено политическими соображениями. Как верно указывает Н.И. Мельник: «Заявления о решительной и последовательной борьбе с коррупционерами, постановления и указы, которые принимаются в контексте таких заявлений, если они не базируются на достоверном намерении лидеров государства реально и системно противостоять коррупции, не стоят ровным счетом ни чего. Более того, они вредны для борьбы с коррупцией, ибо провозглашаются и принимаются совсем с иной целью – ввести народ в заблуждение, убедив его в том, что государство о нем заботится и принимает решительные меры по борьбе с коррупцией. Те одинокие резонансные дела, которые возникают в отношении отдельных высокопоставленных чиновников, изобличенных в коррупции, при таком подходе не имеют ничего общего с системной борьбой с коррупцией. Они являются больше результатом противостояния политических и уголовно-финансовых кланов, необходимости удовлетворения власть держащими лицами личных или корпоративных интересов, нежели результатом целенаправленной антикоррупционной деятельности правоохранительных органов».[10]

В подобной ситуации наличие политической воли является решающим фактором противодействия должностной преступности. Под политической волей обычно понимается то, что «при наличии законных оснований закон применяется к какому-либо лицу, независимо от занимаемой должности, политических пристрастий, родства, близости к политическому руководству и других подобных обстоятельств. При отсутствии политической воли, самое совершенное антикоррупционной законодательство обречено на декларативное существование, а деятельность правоохранительных органов – на имитацию борьбы с коррупцией».[11]

Среди политических факторов коррупции немаловажную роль играет отчуждение большей части населения от управления государственными делами, от контроля над системой мер борьбы с преступностью. Государство не стимулирует активность гражданского общества в деле управления государством, в противодействии преступности.

Экономические факторы. Нестабильное состояние и слабость экономики, высокий уровень инфляции и безработицы, недостатки в сфере производства и распределения материальных ценностей влияют на многие негативные процессы, протекающие в обществе, и, в том числе, на такое явление как коррупция. Многочисленными криминологическими исследованиями давно доказана прямая зависимость роста уровня преступности от ухудшения экономической ситуации в государстве. Коррупционная преступность, являясь составной частью преступности в целом, безусловно, также зависит от негативных тенденций в экономике.

Одним из немаловажных экономических факторов преступности является имущественная поляризация населения. Еще Платон в свое время отмечал, что для устранения одного из основных факторов преступности, законодатель должен установить пределы бедности и богатства. «Допустимо, чтобы имущество самых состоятельных лишь в четыре раза превышало «богатство» самых бедных».[12] Позже этот тезис был подтвержден в ходе экономических исследований Л.И. Абалкина[13] и криминологических исследований А.Б. Сахарова, который указывал, что «…более неблагоприятное состояние преступности имеет место в том из сравниваемых регионов, где материальный уровень жизни населения по комплексу наиболее значимых показателей (средняя заработная плата, душевой денежный и реальный доход и т.д.) лучше, но зато значительнее контрастность (коэффициент разрыва) в уровне материальной обеспеченности отдельных социальных групп… Иными словами, состояние преступности коррелировалось не с уровнем материальной обеспеченности, а с различиями в уровне обеспеченности, с размером, остротой этого различия, т.е. с противоречием как таковым»[14].

Организационные факторы. Недостаточно эффективная организация контроля деятельности государственных служащих, чрезмерная закрытость и иногда необоснованная корпоративная солидарность большинства государственных органов, недостаток гласности и прозрачности в их деятельности, слабость внутреннего, ведомственного контроля создают благоприятную почву для коррупции. Следует отметить, что подобные условия имеют как объективную природу, вызванную определенным несовершенством механизма государственного управления, так и субъективную – значительное число государственных служащих подобное положение вполне устраивает. Обилие проверяющих (лицензирующих) предпринимательскую деятельность органов и, как следствие, многочисленные инструкции и нормативные акты, регламентирующие их деятельность, также создают почву для коррупции. Необходимо гармонично сочетать целесообразный контроль бизнеса со стороны государства с ограничением избыточного вмешательства государственных органов в экономическую сферу.

В другую группу организационных факторов коррупции входят: плохое взаимодействие правоохранительных органов, противоречия в компетенции органов, осуществляющих борьбу с преступностью, несоответствие системы мер борьбы с преступностью целям такой борьбы, перегрузка системы уголовной юстиции, низкий уровень профессионализма в системе правоохранительных органов, недостаточное материально-техническое обеспечение органов, осуществляющих борьбу с преступностью.

Кадровые факторы. Недостатки в подборе и профессиональной подготовке кадров государственных служащих, и, как следствие, их низкий профессионализм и некомпетентность способствуют коррупции. Вместе с тем, среди кадровых факторов коррупции следует отметить и социальную незащищенность государственных служащих. Негативным фактором является и чрезмерная раздутость управленческого аппарата, бюрократизм, протекционизм.

Нормативные факторы. Недостаточно четкая регламентация деятельности государственных служащих, дублирование друг друга некоторыми государственными органами создают благоприятную почву для всевозможных коррупционных проявлений.

Существующие пробелы и коллизии в законодательстве, определенные противоречия законов и подзаконных нормативных актов, отсутствие должной регламентации многих вопросов, а иногда, напротив, избыточная регламентация способствуют бюрократизму, произволу чиновников, а также затрудняют эффективную деятельность по противодействию коррупции. Примером противоречия различных законодательных актов может служить вопрос о размере стоимости подарка государственному служащему: Гражданский кодекс РФ допускает подарки незначительной стоимости, а Уголовный кодекс РФ позволяет любой подобный подарок считать взяткой[15].

Крайне негативное влияние на криминогенные процессы оказывает нестабильность законодательства. В первой половине 90-х гг. тотальные изменения в законодательстве государств, возникших после распада СССР, были вполне оправданы, однако принятие недостаточно обоснованных и непродуманных законов привело к необходимости внесения постоянных изменений в нормативные акты, что приводит к их меньшей эффективности, а также способствует возможным злоупотреблениям должностных лиц, которые призваны воплощать в жизнь данные правовые акты. Отсутствие эффективного механизма реализации ряда нормативных актов антикоррупционной направленности, приводит к аномии, бездействию закона.

Одним из факторов, препятствующих эффективной борьбе с коррупцией, является также правовой иммунитет некоторых категорий должностных лиц, совершивших преступления, крайне сложная процедура привлечения их к уголовной ответственности.

Социальные последствия коррупции многообразны. Как отмечают некоторые исследователи, преимущественно экономисты, они не всегда негативны. К положительным последствиям распространения коррупции в России относят то, что она позволяет преодолевать неоправданные бюрократические барьеры, ускоряет решение организационно-технических вопросов и, как следствие, способствует развитию предпринимательства в стране, облегчает повседневную жизнь простых граждан. Однако из этого, на наш взгляд, вовсе не следует, что коррупция это нормальное явление, которое нуждается лишь в определенном социальном контроле, сдерживании, чтобы она не превышала допустимые размеры. Коррупция это однозначно зло, вопросы преодоления которого являются жизненно важными для государства и общества. Подобно тому, как курение, имея некоторые позитивные последствия (притупление чувства голода, снятие нервного напряжения), в итоге разрушает человеческий организм и приводит к преждевременной смерти, коррупция разрушает государство. Свидетельством этому является вся история человечества.

 

Date: 2015-07-17; view: 1534; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию