Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Активность поисковаяАКТИВНОСТЬ В биологии активность - всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей со средой. Активность - это энергия, выраженная у человека в стремлении и осуществлении деятельности, с целью удовлетворения данной потребности. В психологии активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, осуществления и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Ее характеризует: - обусловленность производимых действий внутренним состоянием субъекта непосредственно в момент действия (в отличие от реактивности, - когда действия обусловлены предшествующей ситуацией); - произвольность действий, подкрепленная определенной целью субъекта; - надситуативность действий, выходящая за пределы исходных целей - (в отличие от приспособляемости); - устойчивость действий в направлении принятой цели (в отличие от пассивного уподобления предметам, с коими предстоит встретиться субъекту - при осуществлении деятельности). Надсознательное - неподдающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Понятие надсознательного позволяет разграничить две формы неосознаваемой психической активности: 1) бессознательное - детерминированное прошлым, зависящее от уже запечатленной в мозге информации: 2) надсознательное - детерминированное потребностным. устремленное на созидание того, чего еще не было в личном и коллективном опыте. Активность поисковая Поисковая активность - поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности. Обязательная компонента многих типов поведения. У человека психические проявления поисковой активности - важная составная часть процессов планирования, фантазирования. С точки зрения концепции В.С. Ротенберга и В.В. Аршавского, поисковая активность определяет устойчивость организма к стрессу и вредным воздействиям при самых различных формах поведения. Творчество - наиболее яркое проявление поисковой активности. Именно в творчестве проявляется уникальность потребности в поисковой активности - ее принципиальная ненасыщаемость. Потребность в поиске - это потребность в самом процессе постоянного изменения. Она является как бы движущей силой саморазвития каждого индивида. Отсюда следует практический вывод: развитие потребности в поиске - важная задача воспитания, в том числе и во имя сохранения здоровья новых поколений. Способность к выделению себя из внешнего мира, к самовосприятию открывает человеку возможности для поиска собственного «Я», для становления как личности. Поиск собственного «Я» - это поиск своего места в мире, поиск смысла существования, поиск ответов на самые основные, вечные вопросы: «Что я такое?», «Для чего я живу?», «Что я ищу в отношениях с людьми?», «Что представляют собой эти люди?», «Что означают для меня человеческая история и культура?» Окончательных, однозначных и всеобщих ответов на эти вопросы не существует, но постоянный поиск таких ответов и представляет собой то, что называют духовностью. Духовность подразумевает творчество не только в виде создания новых идей или произведений, имеющих объективную значимость и ценность, но и в смысле построения своего внутреннего мира, что требует не меньших творческих усилий. Поэтому духовность - это присущая именно человеку форма поисковой активности. Существуют две стратегии в познании и творчестве. В общем виде различие между двумя компонентами мышления сводится к различному и даже противоположному способу контекстуальной связи между знаками - словами или образами. Контекстуальной - то есть не просто связи между знаками, а связи между ними внутри целого, связи, в которой это целое присутствует и отображено. С помощью «левополушарной» стратегии любой материал организуется так, что создается однозначный контекст, всеми понимаемый одинаково и необходимый для успешного общения между людьми. Отличительной же особенностью «правополушарной» стратегии является формирование многозначного контекста, который не поддается исчерпывающему объяснению в традиционной системе общения. Для активного взаимодействия с миром, тем более для организованного воздействия на него необходимо представлять отношения в виде упорядоченной и стройной системы. Для этого из всех бесчисленных связей между многогранными явлениями необходимо активно отобрать, «вычерпать» только немногие - определенные и внутренне непротиворечивые, важные для упорядоченного анализа связи. Благодаря этому создается относительно простая и удобная в обращении модель реальности. В этом и состоит стратегия левого полушария. В отличие от этого, особенностью пространственного, образного вклада, в мышление является одновременное «схватывание» всех имеющихся связей. Это обеспечивает восприятие реальности во всей полноте ее многообразия и сложности. Отдельные элементы реальности, грани образов взаимодействуют друг с другом сразу во многих смысловых плоскостях. В таком контексте образ (или символизирующее его слово) приобретает многозначность. Обе стратегии мышления необходимы и взаимодополняемы. Если организация однозначного контекста необходима для взаимопонимания между людьми, анализа и закрепления знания, то организация многозначного контекста столь же важна для целостного постижения и проникновения в суть внутренних связей между предметами и явлениями. Между тем именно такое постижение лежит в основе любого творчества, без которого был бы невозможен ни технический, ни духовный прогресс, а значит, и не было бы достижений, которые были бы адекватно выражены в слове.
|