Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постановка проблемы и задачи исследования





На основе проведенного выше анализа: психологической феноменологии религиозности (см. 1.1), психологического содержания категории активности (см. 1.2) и представлений об организации человека с позиций учения об интегральной индивидуальности (см.1.3.) можно предположить, что религиозность, с одной стороны, является одной из форм высших уровней человеческой активности; с другой - как динамическое образование, отражает активностный процесс, протекающий по инициативе субъекта в направлении нуминозной сферы внутреннего и внешнего мира; наконец, будучи личностной чертой, она занимает определенное место в системе индивидуальных свойств человека.

В этой связи в настоящем исследовании религиозность будет рассматриваться с позиций теории интегральной индивидуальности (ИИ) (В.С. Мерлин, 1986) в качестве одной из форм ее активности (Б.А. Вяткин, 1991). Для этого в научный обиход вводится новый термин «религиозная активность» [13]. Цель его введения продиктована: 1) необходимостью выделения психологического аспекта предмета исследования в отличие от социологических и религоведческих подходов к изучению религиозности; 2) стремлением рассмотреть религиозность не только как описательную характеристику, но и как инициирующую инстанцию субъекта, направляющую его на особый трансцендентирующий контакт с действительностью; 3) наличием в феномене религиозности особенностей, выходящих за границы категории «деятельность» (неосознанность, неструктурированность, невыраженность компонентов).

Так, религиозная активность (РА), с одной стороны, представляет собой понятие, выводимое из категории активности отечественной психологии, «...особое качество, уровень, мера, взаимодействия субъекта с объектами окружающей действительности, в том числе - мера деятельности; способ самовыражения и самосуществования личности в жизни, при котором достигается (или нет), ее качество как целостного саморазвивающегося субъекта» [53, c. 85]. С другой стороны, в содержательном плане, РА включает в себя широкий круг специфических явлений человеческой психики: потребность в религии и особые религиозные переживания (У. Джеймс, С. Грофф, Р. Лэнг, А. Маслоу ); центр бессознательной психики как основание Тео-образа (Р. Ассаджиоли Э. Нойман, З. Фрейд, К. Юнг), внутренние механизмы преодоления невротических расстройств (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон) и неразрешимых экзистенциальных проблем, толкающих человека к поиску трансцендентного (Э. Фромм, В. Франкл, И. Ялом).

Таким образом, религиозная активность определяется как сложное, многокомпонентное психологическое образование, которое характеризуется мерой осуществления субъектом в окружающей действительности трансцендентных, теистических – религиозных интенций, направленных на осуществление связи субъекта с Теосом (Божество, Дух и т.п.) и выраженных в вере в сверхъестественное, а также в специфических нуминозных переживаниях, культовых действиях, поступках и поведении в целом.

На основе модели активности (А.И. Крупнов, 1984), (мотивацинно- смысловой, операционально- динамический, продуктивно-результативный компоненты) – предлагается следующая структура РА: Мотивационный компонент- предста-вляет собой иерархию внутренних причин, толкающих человека к Теосу;

Мировоззренческий компонент отражает рациональный, рефлексивный аспект религиозности и содержит в себе осознанный опыт духовных переживаний,

оформленный посредством теологических знаний в представления о мире, человеке и Боге.

Атрибутивно- действенный компонент выражен и закреплен в религиозной культуре в форме обрядов и атрибутов, традиций, которые служат в качестве аккумуляторов теистических ценностей, а также благодаря своей символичности становятся средством осуществления духовных действий, направленных на контакт с Высшим.

Аффективно- результативный компонент соответствует третьему компоненту активности и являет результат достижения индивидом связи с Теосом в виде нуминозных переживаний (предрелигиозных, астенических и стенических).

Таким образом, структура РА характеризует акт взаимодействия субъекта с внешней и внутренней действительностью, содержанием которого является трансценденция имманентного сознания, выраженная установлением субъективного контакта с Теосом. При этом религиозность, будучи частным случаем общих активностных отношений индивида с миром, должна определенным образом «вплетаться» в систему индивидуальных свойств человека. В итоге возник естественный исследовательский вопрос о взаимосвязи систем РА и ИИ, поиск ответа на который и определил постановку гипотезы, цели и задач исследования.

Гипотеза: религиозная активность есть многокомпонентное многоуровневое психическое образование обладает системообразующей функцией в структуре ИИ, т.е. играет роль опосредующего звена в связях разноуровневых индивидуальных свойств.

Постановка гипотезы определила задачи:

1. На основе теоретической модели разработать психометрическую методику исследования РА.

2. Эмпирически определить место РА в структуре ИИ,

3. Эмпирически выявить влияние мировоззренческих позиций на особенности РА и структуры ИИ.

Date: 2015-07-17; view: 395; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию