Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы групп





В книге «Групповая психотерапия» под редакцией Карвасарского выделена классификация психотерапевтических групп на три типа[5]: психотерапия в группе, психотерапия группы, психотерапия посредством группы. С каждой функцией (группа как фон, как соответ­ствующая цель психотерапевтических манипуляций и как основной инструмент воздействия) связана определенная система отношений, ролей, задач трех основных составляющих психотерапевтической груп­пы — индивида, психотерапевта и коллектива па­циентов. Принятие той или иной системы связано с определенным способом понимания сущности человека и его развития, роли среды, концепции возникновения и лечения функциональных расстройств.

· Психотерапия в группе

При подобном подходе, берущем начало в клас­сической теории психоанализа, группа играет роль фона, контекста, в котором протекает индивидуальная психотерапия пациента. Группе отводится второсте­пенная роль, хотя не исключается ее благотворное катализирующее воздействие. Вторичность группы по отношению к индивиду вытекает из понимания индивида как существа, прежде всего биологического, социальное при таком подходе отступает на второй план. По мнению авторов данной концепции, групповая сплоченность может привести к чрезмерному униформизму и кон­формизму личности в ущерб ее индивидуальному росту и развитию. Социальное развитие личности и ее возможные нарушения протекают на фоне и в ре­зультате отношений со значимыми людьми, поэтому особая роль в этой системе отводится психотерапев­ту. В связи с этим некоторые авторы говорят об ориентации на психотерапевта.

С одной стороны, он является экраном, на который пациент проецирует свое отношение к зна­чимым лицам, с другой – выступает в роли экспер­та, знающего законы развития и функционирования личности. Остальные участники выступают в роли наблюдателей и находятся в процессе пассивного научения. В ходе работы психотерапевта с индиви­дом пациенты могут делиться своими ощущениями. Психотерапия в группе применяется в психоана­литических группах, использующих трансактный анализ, в группах гештальт и поведенческих, довольно часто значительно отличаясь от классической модели. Цель психотерапии — помочь отдельным участникам изменить свои познавательные, эмоциональные и по­веденческие стереотипы. Стиль общения имеет «вер­тикальный» или «триангулярный» характер. В каче­стве тем групповых занятий предлагается материал по актуальной проблематике или прошедшим собы­тиям. Количество участников составляет от 6 до 8 человек в группе.

· Психотерапия группы

Функционирование групп подобного типа описал W. Bion. При этом подходе, берущем начало в аналитической школе, центр переносится с индивида на группу. Считается, что группа имеет гораздо большее значение, чем индивид. Как пола­гает W. Bion, каждый человек стремится быть в группе, подобное желание проявляется главным об­разом в психологическом аспекте, являясь по своему характеру биологическим, инстинктивным. Группа понимается как слепок индивидов, целостное дина­мичное поле, находящееся в определенных отноше­ниях с окружением. Личность в такой системе не имеет самостоятельной функции.

Цель психотерапии заключается в развитии здо­ровой группы. Психические расстройства являются отражением отклонений, существующих в социаль­ной системе. Участие в здоровой группе предостав­ляет ее членам позитивные подкрепления и приводит к желаемым переменам. Роль психотерапевта может быть двоякого рода, он выступает с позиции «парт­нера», поддерживающего «горизонтальный» стиль общения или «постороннего наблюдателя», коммен­тирующего события в группе. Важно выявить групповые психологические состояния и механизмы, при­сущие большинству участников, но не осознаваемые или и внутренне противоречивые, мешающие работе и развитию группы. Осознание происходит с помощью психотерапевта как значимого лица, являющегося не только авторитетом и экспертом, но и «социаль­ным инженером», ответственным за формирование соответствующей «культуры» группы. Отдельные пациенты могут ждать непосредственной помощи только от группы, и психотерапевт с самого начала соответствующим образом формирует эти надежды, помогает создавать нужные нормы, ищет способы их претворения на практике.

Рассматриваемая модель является ядром семей­ной психотерапии, где семья понимается как соци­альная система. Она дает хорошие результаты, когда группа работает над решением внегрупповой проб­лематики, в процессе работы вторично создается упомянутая культура группы. Численность группы от 12 до 15 человек.

· Психотерапия посредством группы

В этой модели, развивающей традиции социальной психологии (эксперимента в малых группах, рабо­тающих над проблемами) и динамических анали­тических школ, группе отводится роль фона и инстру­мента психотерапевтического воздействия. Предпо­лагается, что группа как таковая реально существует, она не является простой суммой составляющих ее индивидов, а создает качественно новое образова­ние. В процессе ее развития, в разнообразно про­являющихся и характерных для нее явлениях, ме­ханизмах и особенностях создается и накапливается лечебный потенциал, приведение в действие и опти­мальное использование которого является главной задачей психотерапевта. Одним из основных элемен­тов такой группы является интеракция. Темой за­нятия группы являются все происходящие «здесь и теперь» события: поведение, отношения, взаимо­отношения, характерные для участников группы. Психотерапевт выступает в роли функционально действующего эксперта, выдвигающего соответству­ющие предложения. Руководство группой осуществ­ляется в опосредованной форме. Стиль общения и ведения — циркулярный, в зависимости от тематики и типа интеракций в общении могут участвовать все члены группы. Число участников от 8 до 12 человек.

При классификации психотерапевтических групп по важным для практики особенностям в литературе чаще всего используется критерий состава группы, особенно учет ее однородности — неоднородности.

W. Furst на основании опыта работы с больными неврозами, и используя результаты исследований других авторов, следующим образом суммирует плюсы и минусы обсуждаемых характеристик групп. В гомогенных группах происходит:

- более быстрая взаимная индентификация;

- ускорение инсайта;

- уменьшение длительности лечения;

- регулярное участие в психотерапии;

- уменьшение сопротивления и проявлений деструктивного поведения;

- гораздо реже создаются подгруппы;

- быстрое устранение симптомов.

Гетерогенные группы обеспечивают:

- более глубокую психотерапию;

- всестороннюю «проверку действительности»;

- более быстрое формирование внутригруппового «перенесения»;

- облегчение процесса создания группы.

Учи­тывая уровень знаний по данному вопросу, можно предположить, что оптимальный состав участников должен быть таким, чтобы они, несмотря на свои различия, могли вести между собой дискуссии. Раз­личия между участниками не должны быть значи­тельными, иначе возникают подгруппы, стремление к обособленности и наблюдается стигматизация. Когда фактор подобия представляется существенным элементом, показана большая однородность группы. Она позволяет уменьшить двузначность и свести угрозу до уровня толерантности членов группы и психотерапевта. Там, где имеются резервы и соот­ветствующее состояние пациентов, фактор разнооб­разия может значительно обогатить и углубить пси­хотерапию.

В своей работе «Групповая психотерапия» Берн выделяет следующие типы групп[6]:

Тип I. Происходящее в группе представляет собой рас­сказ о событиях и обсуждение этого рассказа. В виде раз­влечения это может длиться неопределенно долго. Для шизофреников, которые предпочитают развлечения «Разве это не ужасно?» и «Почему они делают это со мной?», такая группа предоставляет много возможностей для под­держивающей терапии.

Тип II. Группа типа II развивает игру «Психиатрия», в ходе которой пациенты подчиняются желаниям терапев­та, но время от времени случаются агрессивные, мятеж­ные или провокационные эпизоды. Так, они могут пред­ставлять себя как «хороших детей» и время от времени описывать свои чувства, в особенности по отношению к внешним событиям, но такие представления и описания могут оказаться ненадежными. Происходящее в такой группе дает хороший материал для групповой аналити­ческой терапии.

Тип III. Группа типа III скорее всего будет занята де­кларациями и выражениями чувств. Пациенты играют в «Вы удивительны», а терапевт обычно отвечает «Я толь­ко пытаюсь вам помочь». В этой группе внутренние игры ведутся активнее, чем в группах первых двух типов. Из-за частоты архаичных реакций возникает много возмож­ностей для психоаналитических интерпретаций.

Тип IV. Группа типа IV начинает с выражения чувств, и внимательный терапевт может сохранить ее на таком уровне. Однако такие выражения представляют собой ходы многосторонних игр, которые возникают в таких группах, и терапевт всегда должен сомневаться в аутен­тичности выражаемых чувств. Эти сомнения создают ос­нову для правильно рассчитанного вмешательства.

В своей книге «Группа как инструмент психологической помощи» Витакер описывает не типы групп, а категории людей в группах. Это следующие категории[7]:

1. Адекватно функционирующие люди, которых по обычным меркам можно считать “нормальными”. Но сейчас их жизнь или личность находятся под угрозой. К данной категории относятся люди, которым предстоит сложная операция, люди, заболевшие какой-либо изнурительной болезнью, потерявшие руку или ногу, ставшие жертвами несчастных случаев, получившие тяжелые ожоги, потерявшие зрение или слух... Это категория так называемых “жертв рока”.

2. Адекватно функционирующие люди, которых по обычным меркам можно считать “нормальными”, но они “связаны общей участью” с другими и испытывают в связи с этим необычный стресс. К данной категории относятся родители умственно отсталых детей, родители детей-инвалидов или хронически больных детей, супруги неизлечимо больных людей, супруги людей, страдающих тяжелой хронической или неизлечимой болезнью, жены заключенных, несовершеннолетние дети алкоголиков, родители или супруги шизофреников или шизоидов, проживающих дома, и т.д.

3. Люди, переживающие или предчувствующие какой-то важный жизненный переход. В эту категорию входят люди, ожидающие выписки из психиатрической больницы или освобождения из детской исправительной колонии или тюрьмы; поступающие в какое-либо лечебное или исправительное учреждение; пожилые люди, только что вышедшие или в ближайшее время готовящиеся выйти на пенсию; дети, которым предстоит перейти в другую школу; недавно прибывшие иммигранты; недавно разведенные; люди, которым был причинен серьезный материальный ущерб в результате стихийного бедствия или иного несчастья; и т.д. Подобные переходы могут происходить по личному произволу или навязываться человеку внешними обстоятельствами. Каков бы ни был характер данного перехода, переживающие его пациенты оказываются перед необходимостью перестройки своего мира и переопределения собственного места в нем.

4. Адекватно функционирующие люди, с точки зрения стороннего наблюдателя, которые испытывают беспокойство или депрессию. Поэтому они функционируют ниже уровня своих возможностей или постоянно действуют себе во вред. К данной категории относятся многие из тех, кто обращается в амбулаторное отделение клиники или к самостоятельно практикующим специалистам. А также ученики старших классов и студенты, обращающиеся к специалистам самостоятельно или направляемые преподавателями.

5. Люди, переживающие серьезный функциональный упадок или только что начавшие оправляться от него. В течение достаточно короткого времени они утрачивают способность функционировать на работе или дома обычным для них образом. У них развивается острое беспокойство, депрессия, фобия, мания и т.д. до такой степени, что они оказываются не способными заниматься своей обычной деятельностью. Таких людей можно встретить в приемных покоях психиатрических госпиталей, в психиатрических отделениях обычных госпиталей или в домашней обстановке, где они существуют кое-как, опираясь на поддержку членов семьи или своего лечащего врача.

6. Люди, утратившие или не сумевшие приобрести основные социальные или межличностные умения и навыки, необходимые в жизни. К данной категории относятся некоторые пациенты психиатрических госпиталей, находящиесяся на излечении длительное время; пациенты психиатрических госпиталей после выписки в полузащищенной обстановке — в специальном пансионате или профилактории; умственно неполноценные люди из спецучреждений, которые считаются потенциально способными жить в обществе; некоторые инвалиды или подростки, длительное время находившиеся под присмотром в специальных заведениях; закоренелые правонарушители, в настоящее время проживающие на свободе; и т.д.

7. Люди, которые весьма долгое время (а возможно, всю жизнь) функционируют на низком и неудовлетворительном уровне. Таких пациентов можно встретить как в спецучреждениях, так и за их пределами. Данная категория включает замкнувшихся в себе шизофреников или шизоидов, “неприкаянных”, некоторых алкоголиков, закоренелых правонарушителей, людей, часто наносящих визиты лечащему врачу с неопределенными жалобами на здоровье, и т.п. Данная категория включает людей, для которых, по мнению наблюдающих их специалистов, перспективы изменения весьма незначительны.

8. Люди, доставляющие проблемы другим в силу своей необузданности, неуправляемости, пренебрежения законами и общепринятыми нормам, постоянных конфликтов с окружающими, — но при этом не считающие, что у них есть какие-то проблемы и никогда не обращающиеся за помощью по собственной инициативе. К этой категории относятся некоторые несовершеннолетние и взрослые правонарушители, плохо ведущие себя в школе подростки, родители, подозреваемые в причинении физического вреда своим детям, и т.д.

Кори и другие авторы в своей работе «Техники групповой психотерапии» также разделяют группы по категориям клиентов. Ниже кратко изложены ценности группового консультирования для некоторых категорий клиентов.[8]

· Консультативные группы для детей. Консультативные группы для детей могут преследовать превентивные или оздоровительные цели. В школах групповое консультирование часто предлагается детям, которые проявляют неадекватное поведение, такое, как чрезмерная драчливость, вспышки ненависти, неспособность общаться со сверстниками, хроническая усталость, отсутствие присмотра дома или неприятие своей внешности. Малые группы дают ребенку возможность выразить свои чувства по поводу этих и других проблем. Выявление детей, которые имеют серьезные эмоциональные и поведенческие проблемы, чрезвычайно важно. Если эти дети смогут получить психологическую поддержку в раннем возрасте, они изменятся в лучшую сторону и смогут более эффективно приспособиться к задачам, которые встанут перед ними в будущем.

· Консультативные группы для подростков. В подростковом возрасте многие остро ощущают одиночество, и нередко подростку кажется, что рядом нет никого, кто мог бы ему помочь. Отрочество — это время, когда принимаются ключевые решения, способные оказать влияние на всю дальнейшую жизнь. Борьба зависимости/независимости, конфликт принятия/отвержения, кризис идентичности, поиск безопасности, давление конформности и потребность в самоутверждении являются неотъемлемыми составляющими этого периода. Многие подростки стремятся действовать и достичь цели, и они часто переживают серьезный стресс при столкновении с внешними ожиданиями. Групповое консультирование особенно удачно для работы с подростками, потому что дает им возможность выразить конфликтующие чувства и переживания, преодолеть неуверенность в себе и прийти к осознанию того, что они могут обсуждать эти проблемы совместно с ровесниками. Группа приводит подростка к постановке открытого вопроса о своих ценностях и о необходимости изменения некоторых из них. В группе подростки учатся взаимодействовать друг с другом, они получают выгоду от моделирования, основу для которого им предлагает консультант, и в безопасности экспериментируют с реальностью и исследуют свои пределы и ограничения. Другая уникальная ценность группового консультирования для подростков заключается в том, что оно предлагает им шанс стать участником процесса роста другого человека. Поскольку в группе представлены все возможности для взаимодействия, участники могут выражать себя и быть услышанными, могут помогать друг другу на пути обретения самопонимания и самопринятия.

· Консультативные группы для студентов колледжей. Консультативные группы — это ценный инструмент для работы с переживаниями многих студентов, которые чувствуют, что в колледже или университете востребованы их интеллектуальные навыки, но не учитывается их эмоциональный и социальный рост. Основной целью таких групп является предоставление возможности роста и организация ситуации, в которой учащиеся могли бы проработать решения, касающиеся карьеры, межличностных отношений, проблемы идентичности, планов своего обучения, чувство изоляции в безличном университетском городке и другие существенные моменты, которые помогли бы им стать самостоятельной, автономной личностью. Это группы самоутверждения, группы, направленные на расширение сознания, группы для меньшинств, группы физического развития, группы для снятия стресса, группы для студентов, рассматривающих возможности смены карьеры и изменения жизненного стиля, а также группы для снижения тревожности.

· Консультативные группы для пожилых людей. Консультативные группы могут быть ценными для пожилых людей, во многом в тех же моментах, в которых они полезны для подростков. По мере того как люди стареют, они нередко испытывают чувство изоляции. Подобно подросткам, пожилые люди часто чувствуют свою непродуктивность, бесполезность и ненужность. Они не видят в будущем никакой надежды, они боятся остаться в одиночестве, многие уходя на пенсию, начинают чувствовать, что в их жизни отсутствует смысл. Многие пожилые люди принимают мифы о старении, которые превращаются в самоисполняющееся пророчество. Примером может послужить ошибочное представление о том, что пожилые люди не способны измениться или что, как только они уйдут с работы, они будут обречены на депрессию. Консультативные группы могут многое сделать, для того чтобы помочь пожилым людям бросить вызов этим мифам и, как любая другая возрастная группа, встретиться лицом к лицу с очередной задачей развития, сохранив свою целостность и самоуважение. Групповая ситуация может помочь этим людям разрушить свою изоляцию и предлагает пожилым клиентам поддержку, необходимую для поиска смысла жизни, чтобы они смогли полноценно жить, а не просто существовать.

Также, Кори и другие авторы выделяют другие типы групп. Несмотря на то что в центре внимания этой книги находятся консультативные группы, практика групповой работы расширяется, включая в себя такие вариации, как психотерапевтические группы, образовательные группы, группы, фокусированные на решении задач, и другие. Многие из этих групп используют техники, Процедуры и процессы консультативных групп. Они различаются по специфике целей и роли консультанта, по типу людей, работающих в группе, и по акценту на таких проблемах, как предупреждение, восстановление, лечение и развитие.

Кочюнас Р. в своей работе «Психотерапевтические группы: теория и практика» выделяет три критерия такой классификации[9]:

1. основная цель группы (совершенствование личности, развитие навыков, решение личностных жизненных проблем, лечение расстройств;

2. способы реализации целей группы (самопомощь, оказание поддержки, психологическое просвещение, анализ группового процесса, клиническая психотерапия);

3. теоретическое основание группы (психоанализ, индивидуальная психология, психодрама, экзистенциальная терапия, клиентоцентрированная терапия, гештальттерапия, трансакционный анализ, поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия).

· ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЦЕЛЕЙ

Исходя из основной цели, направляющей работу психотерапевтической группы, среди разнообразия существующих групп, можно выделить 3 типа групп.

1. Группы совершенствования личности и обучающие группы (участники – здоровые люди).

2. Группы решения проблем (участники – люди, имеющие жизненные и личностные трудности).

3. Лечебные группы (клиническая психотерапия) (участники – люди с различными психическими расстройствами, проявляющимися в поведении и эмоциональной сфере).

Группы первого типа лучше всего представляют так называемые группы встреч и Т-группы.

Группы встреч. Это наиболее распространенный тип групп совершенствования личности. Их еще называют группами роста личности. Эти группы возникли и достигли пика распространения и популярности в 60-70-х годах нашего столетия и были важнейшим стимулом движения гуманистической психологии, призывающей к реализации человеческого потенциала. Это движение особо подчеркивало раскрытие потенциальных возможностей человека, спонтанность жизни, преодоление барьеров, мешающих самовыражению и открытости личности в отношениях с другими, искренность в межличностных отношениях. Группы встреч возникли в США, но потом получили распространение во всем мире.

Эти группы предназначены для здоровых людей, стремящихся с помощью группового опыта лучше познать себя, завязать более тесные и искренние отношения с другими людьми, найти и устранить препятствия, мешающие полнее реализовать свои возможности в жизни. В работе группы особенно подчеркивается спонтанность поведения, выражение всех чувств, а также поощряется конфронтация между участниками группы. Процесс группы встреч развивается в пространстве "здесь и теперь", т.е. обсуждаются появляющиеся в группе отношения, возникающие чувства, непосредственный опыт. Продолжительность групп встреч обычно бывает ограничена несколькими десятками часов.

Т-группы. Это наиболее распространенный вариант обучающих групп. Их еще называют тренинговыми группами, группами тренинга чувствительности (sensitivity training). В этих группах, как и в группах встреч, также не ставятся лечебные цели. Но в отличие от групп встреч в Т-группах акцентируется не столько совершенствование личности (хотя это может быть одним из результатов работы группы), сколько анализ развития группы – что происходит в группе, когда она проходит стадии своего развития. Основной целью участников Т-группы является совершенствование навыков межличностного общения. Они учатся понимать, что с ними происходит в группе, как функционирует сама группа, как участники постепенно могут принять на себя роль ведущего. В качестве отдаленной цели Т-группы указывается стремление перенести приобретенные знания о динамике группы и межличностных отношениях непосредственно в свою жизненную среду.

R.T.Golembiewski и A.Blumberg выделяют три основные черты Т-групп.

1. Т-группа – это учебная лаборатория. Ее цель – помочь участникам понять, могут ли изменения, происходящие в группе и в них самих, способствовать тому, чтобы они лучше себя чувствовали в общении с другими людьми. Т-группа:

o создает миниатюрную модель общества.

o подчеркивает постоянное стремление искать новые способы поведения;

o помогает участникам понять, как учиться.

o создает безопасную атмосферу, благоприятную для обучения.

o ответственность за то, чему хочется научиться, перелагает на самих участников группы.

2. Обычно в Т-группу приходят с неопределенным желанием стать более чуткими в общении. Т-группа предоставляет возможность узнать, как этому научиться. Участникам показывают, что каждый член группы, помогающий учиться, является учителем.

3. В Т-группе дискутируют только о "здесь и теперь" происходящих процессах. Участникам не рекомендуется говорить о происходившем в прошлом за пределами группы. Важно говорить лишь о том, что происходит в группе в настоящее время и какие чувства это вызывает у участников.

Опыт Т-групп также можно успешно применять в группах решения проблем и в клинических группах.

Группы решения проблем (консультирования)

Их выделение связано с происходящим в последние десятилетия отделением психологического консультирования от психотерапии. В группах консультирования решаются различные психологические проблемы, а психотерапия понимается как лечение эмоциональных и поведенческих нарушений.

В данных группах обсуждаются личные, социально-психологические и профессиональные проблемы. Обычно они организуются в определенных учреждениях, например, в школах, центрах консультирования и т.п. Группы решения проблем отличаются от клинических психотерапевтических групп тем, что в своей работе они не стремятся к структурным изменениям личности, работают с осознанными проблемами, решение которых не требует продолжительного времени (например, года или более). В них ставятся больше профилактические и восстановительные цели. Проблемы, "приносимые" участниками в группы такого рода, чаще всего касаются трудностей в личной или профессиональной жизни, кризисных ситуаций. Многие проблемы такого рода, как правило, имеют межличностный контекст, и группа является идеальным местом для их обсуждения и решения. В группе словно воссоздается жизнь участников вне ее, так как участники приносят и реализуют в ней стиль своей жизни, и в особенности – стиль общения, попадают в конфликтные ситуации, аналогичные встречающимся в повседневной жизни.

Участники группы, реагируя друг на друга, помогают друг другу в контексте группы заново пережить свою реальную жизнь, ошибки общения, конфликты с близкими и значимыми людьми в жизни вне группы. Тем самым в группах решения проблем возникает возможность изменить свое поведение, при поддержке группы и ее терапевта искать новые способы сосуществования с другими людьми.

Группы клинической психотерапии (лечебные группы)

В них ставятся более радикальные цели, чем в вышеописанных группах, главнейшая из которых – большее или меньшее изменение личности клиентов. Степень и характер изменений зависит от теоретической ориентации терапевта. Например, психоаналитически, психодинамически ориентированные психотерапевты стремятся к глубокой реконструкции личности. В клинической психотерапевтической группе работают как с осознанными, так и со скрытыми в подсознании проблемами участников. Любое значительное изменение личности требует времени, поэтому клинически ориентированные группы, в особенности амбулаторные, чаще всего длятся долго (от полугода до двух-трех лет). Участниками этих групп обычно бывают лица с тяжелыми эмоциональными проблемами, испытывающие глубокие невротические конфликты, психотические состояния, имеющие психосоматические расстройства, пограничные расстройства личности и т.п. Таким образом, группы клинической психотерапии ориентированы на более глубокие терапевтические инсайты, на лечение и устранение симптомов.

· ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ

Разнообразие психотерапевтических групп по способам реализации целей отражено в таблице 1, подготовленной на основе предложенной M.F.Ettin классификации.

Таблица 1. Психотерапевтические группы с точки зрения способов реализации их целей

  Группы самопомощи Группы поддержки Группы психологического просвещения Группы, ориентированные на процесс Клинические психотерапевтические группы
Цели Контроль над собой и окружением Помощь Нормализация жизни Поддержка Обмен информацией Приспособление к окружению Помощь Обучение Приспособление Психосоциальные инсайты Разрядка Структурные/ характерологические изменения личности Поддержка
Возможные типы групп Анонимные группы Группы развития самосознания Клубы Группы какой-либо деятельности Дискуссионные группы Тематические группы Группы обсуждения симптомов Группы обсуждения проблем Семинары Группы изменения поведения Тренинговые группы Группы "встреч" Марафоны Группы психодрамы Учебные группы студентов Смешанные психотерапевтические группы Группы, ориентированные на устранение симптомов
Характер занятий Формирование навыков Упражнения Дискуссия Дискуссия Организация деятельности Обучение Упражнения Дискуссии Лекции Семинары Свободная форма Обсуждение непосредственно возникающих событий и процесса Свободная форма Обсуждение непосредственно возникающих тем Обсуждение повторяющихся или заранее предусмотренных проблем и их динамики
Ориентация Контроль над симптомами/ привычками Помощь Помощь Включение в социальную жизнь Изменение жизни Понимание темы/проблемы Преодоление кризисов, симптомов, диагнозов, жизненных обстоятельств Групповая динамика Взаимодействие "здесь и теперь" Интрапсихическая, межличностная динамика
Механизмы Исповедование Социальный контроль Социальные связи Социальная оценка Социальная активизация Обмен социальной информацией Социальное научение Социальная приспособленность Психосоциальное осознание Психосоциальная трансформация
Руководство Сами участники Сами участники, парапрофессиональное или профессиональное Профессиональный терапевт Профессиональный терапевт как помощник Профессиональный клинический психолог, психиатр или психотерапевт
Роль терапевта Старший родственник Лидер Приятель Дядя/тетя Ведущий дискуссии Эмоциональный лидер Учитель Эксперт Руководитель семинара Тренер Помощник Консультант Психотерапевт
Продолжительность Долгосрочные группы По потребности Краткосрочные Ограниченные во времени По договоренности Ограниченные во времени и интенсивные Долгосрочные По договоренности

· ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ РАЗЛИЧНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСНОВАНИЯ

На основе данных G.Corey в таблице 2 представлена характеристика основных моделей современной групповой психотерапии.

Таблица 2. Психотерапевтические группы на основе различных теорий личности

Теоретическая ориентация Цели группы Роль и функции терапевта Распределение ответственности между терапевтом и участниками Используемые техники
Психоаналитические группы Создаются условия, позволяющие участникам заново пережить ранний опыт жизни в первичной семье. Раскрываются чувства, связанные с прошлыми событиями и переносимые в настоящее поведение. Предоставляется помощь в осознании причин порочного психологического развития и поощряется коррегирующий эмоциональный опыт. Посредничает взаимодействию участников группы, помогает создавать атмосферу приятия и толерантности. Остается анонимным, чтобы участники могли проецировать на него свои чувства Обращает внимание участников на их сопротивление и реакции переноса, интерпретирует смысл такого поведения. Помогает участникам вернуться к "незавершенным ситуациям прошлого" и завершить их. Определяет нормы и правила группы. Терапевт: устраняется от прямого руководства группой и позволяет ей самой определять ход работы; интерпретирует поведение участников группы. Участники: представляют проблемы для обсуждения; постепенно принимают на себя ответственность за ход работы, спонтанно общаясь, интерпретируя поведение друг друга; постепенно становятся вспомогательными "психотерапевтами" друг для друга Интерпретация, анализ сновидений, свободные ассоциации, анализ сопротивления и переноса.
Группы психодрамы Освобождаются подавляемые чувства, предоставляется помощь участникам в нахождении новых, более эффективных способов поведения, новых возможностей решения конфликтов; побуждается переживание доминирующих сторон самости участников Действует как помощник и режиссер, направляя ролевую игру; помогает создавать психодраму и обсуждать ее последствия. Терапевт: применяет методы интенсификации чувств, воссоздания ситуаций прошлого, конфликтов; гарантирует, что протагонист психодрамы не будет оставлен в "подвешенном" состоянии и что участники смогут поделиться своим опытом. Участники: дают материал психодрамы в роли протагонистов, режиссируют свои психодрамы Самопредставление и представление другого, беседа в роли другого и самого себя, монолог; обмен ролями; дополнения Эго; "зеркало"; проекции будущего; техники "сдваивания"; "репетиция жизни".
Экзистенциальные группы Создаются условия для расширения самосознания и устранения препятствий в процессе совершенствования личности; участникам предоставляется помощь в раскрытии свободы выбора и умении пользоваться ею; побуждается принятие ответственности за свой выбор; предоставляется помощь в понимании своей жизни как "бытия а мире". Является участником группы; создает партнерские отношения, раскрываясь и заботливо конфронтируя. Терапевт: ориентирует группу на такие экзистентные темы, как свобода, ответственность, тревога вина; делится своими непосредственно возникающими чувствами. Участники: отвечают за выбор обсуждаемой темы, а вместе с тем и за направление группы. Используются различные методы для раскрытия и понимания участниками способов "бытия в мире".
Группы, ориентированные на личность Создают безопасную атмосферу, в которой участники могут изучать свои чувства, помогают участникам стать более открытыми новому опыту и быть более уверенными в себе и своих решениях; побуждают участников жить настоящим; развивают откровенность, искренность и спонтанность; дают возможность участникам "встретиться" с другими и преодолеть чувство отчуждения. Помощник группе – находит препятствия общению и помогает устранять их, создает атмосферу доверия, помогает группе стать эффективной. Важнейшая задача – быть заботливым, уважительным и понимающим; поощряет экспериментирование и обеспечивает атмосферу терпимости в группе; делится чувствами и впечатлениями по отношению к происходящим в группе процессам и реагирует на других участников группы. Терапевт: придает группе минимальную структуру и направление. Участники: им, как способным, доверяется найти осмысленное направление группы, которое может помочь добиваться конструктивных изменений. Используется очень мало техник, особенно заранее подобранных и провоцирующих группу на "что-нибудь"; важнейшие техники – активное вслушивание, отражение чувств, объяснение, помощь.
Гештальтные группы Дают возможность участникам обратить внимание на течение своего непосредственного опыта, побуждают опознать и принять ранее игнорируемые аспекты самости. Побуждают интенсификацию опытов участников и чувствительность к реакциям тепа; помогают участникам идентифицировать и закончить "незавершенные ситуации прошлого", имеющие влияние на настоящее поведение. Терапевт: отвечает за осознание и использование своих опытов "здесь и теперь" в контексте группы; придает структуру группе, применяя техники интенсификации чувств. Участники: обязаны быть активными и интерпретировать свое поведение. Конфронтация, "пустой стул", игра диалогов, фантазирование, техника репетирования, анализ сновидений, техники регулируемого воображения и многие другие, предназначенные для осознания реакций чувств и тела.
Группы трансакционного анализа Помогают участникам избавиться от "сценариев" и "игр" в своих отношениях; заново оценить свои прежние решения и принять новые, обоснованные более сознательным знанием. Выполняют дидактическую роль; учат участников узнавать "игры", в которые они играют, стремясь избежать близости, состояния Ego, в котором они бывают во время конкретного межличностного взаимодействия, а также негативные стороны прежних решений. Разделение ответственности по контракту; в нем перечисляется, что участник хочет изменить и что обсудить в группе. Анализ "сценариев", моделирование семьи, ролевые игры, структурный анализ.
Группы поведенческой терапии Помогают участникам избавиться от непригодного образа поведения и научиться более эффективному поведению; общие цели разукрупняются до очень конкретных целей. Эксперт модификации поведения; обязан быть активным и директивным, действует как учитель или тренер; дает информацию и учит методам и навыкам самоизменения, чтобы участники могли практиковать их вне группы. Терапевт: отвечает за активное обучение и реализацию предварительного плана работы группы. Участники: должны быть активными, применять в повседневной жизни то, чему научились. Системная десенситизация, тренировка доверия, имплозивная терапия, аверсивные техники, метод оперантного обусловливания, техники самопомощи, подкрепление, моделирование, обратная связь.
Группы рационально-эмоциональной терапии Помогают участникам оценить свое прежнее поведение и планировать изменения; учат их реалистичному и ответственному поведению. Работают дидактично: объясняют, учат и переучивают; помогают участникам увидеть свое нелогичное мышление и строго бороться с ним, а также связь между неудачным поведением и иррациональным убеждением; учат менять мышление и поведение. Как терапевт, так и участники ответственны за устранение поведения последних, поддержанное негодным мышлением. Активно-директивное обучение; используется много техник терапии поведения – устранение условностей, ролевые игры, исследование поведения, домашние задания, тренировка уверенности.

 

Date: 2015-07-17; view: 1192; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию