Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







К.Д. Ушинский





Информация об опыте

Условия возникновения опыта:

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам

– он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам занятий.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

В связи с этим автора опыта заинтересовала проблема: как поднять интерес, а значит и познавательную активность детей дошкольного возраста, чтобы она отвечала современным требованиям, средствами моделирования.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня сформированности познавательной активности у детей группы.

В результате проведенной работы было установлено, что 27% всех испытуемых имеют низкий уровень сформированности познавательной активности, исходя из четырех критериев, определенных в начале опыта. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

26 % испытуемых показали средний уровень. При возникновении трудностей в решении задачи, дети не утратили эмоционального отношения к ним, а обратились за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о его желании искать способы решения задачи вместе со взрослым. Высокого уровня сформированности познавательной активности нет совсем. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у испытуемых детей низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития.

Актуальность опыта:

Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности дошкольников.

В данном направлении ведутся исследования различных аспектов процесса формирования познавательной активности детей (Л.С. Выготский, Д.Б. Годовикова, В.В. Голицын, В.В. Давыдов, В.В.).

Единичные исследования посвящены изучению факторов и условий развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Вместе с тем ученые и педагоги указывают на то, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Доказано, что одним из ведущих средств развития познавательной сферы личности и познавательной деятельности является моделирование. Однако в научных педагогических исследованиях наглядное моделирование как средство развития познавательной активности дошкольников не рассматривается (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера).

В то же время в работе дошкольных учреждений недостаточно используется дидактический потенциал использования моделирования в целях развития познавательной активности детей, отсутствует системность, не учитываются индивидуальные особенности и возможности ребенка в обучении его моделированию.

Поиск эффективных средств развития детей, выявление условий становления познавательной де­ятельности в дошкольном детстве является темой научных работ многих современных исследователей. Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельно­му поиску — одна из основных задач программы «Детство». Программой предусматривается обогащение познавательного опыта дошкольников, расширение круга представлений, развитие умений решать познавательные и практические за­дачи через освоение развивающей среды, содержательное общение со взрослыми. В центре программы — ребенок-исследователь, экспериментатор, «открывающий» отноше­ния и связи окружающего мира. Важно предоставить до­школьникам возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания.

Проведенный анализ литературы и образовательной практики свидетельствует о том, что проблема условий развития познавательной активности дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между:

· высокими требованиями современной системы образования к развитию ребенка как субъекта познавательной деятельности и недостаточным вниманием педагогической науки к поиску условий развития познавательной активности детей;

· психологически обоснованными возможностями моделирования как средства интеллектуального развития ребенка и отсутствием научного педагогического обоснования его использования в формировании познавательной активности дошкольников.

Необходимость разрешения указанных противоречий определила проблему и тему нашего опыта: « Развитие познавательной активности дошкольников средствами наглядного моделирования»

Не для кого, не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами их обучения, воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс станов­ления связной речи.

1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;

2. Применение мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

3. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами их обучения, воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.








Date: 2015-07-17; view: 120; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.048 sec.) - Пожаловаться на публикацию