Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Моделирование слияния и поглощения компанийСтр 1 из 3Следующая ⇒ Моделирование слияния и поглощения компаний Владимир Жулего Введение Развитый рынок характеризуется интенсивными процессами поглощения или слияния компаний. Свободное передвижение капитала предполагает наличие этого процесса, результатом которого является рост эффективности капитала. Все сделки по слиянию и поглощению проводятся только тогда, когда заинтересованные стороны видят для себя выгоду. С точки зрения владельцев бизнеса (акционеров) выгода заключается в приросте капитализации вновь создаваемой компании по сравнению с капитализацией ее составляющих, такой прирост часто называют эффектом синергии. В науке под ним понимают согласованное, взаимно усиливающее действие двух или нескольких подсистем, увеличивающее упорядоченность (уменьшающее энтропию) системы в целом, в результате чего единая система производит больший эффект, нежели ее подсистемы в отдельности. Как правило, получая выигрыш в стоимости компании, обе стороны заинтересованы в успешности слияния. Чтобы упростить формулировку правил для случая слияния/поглощения, введем несколько обозначений, проясняющих конкретный смысл эффекта синергии. Рассмотрим две компании, производящие и продающие товары ТА, ТВ по цене СА и СВ группам клиентов РА, РВ (количество клиентов). Будем считать, что клиентские группы не совпадают, но в то же время будем считать, что каждая из групп клиентов заинтересована в потреблении и товара ТА, и товара ТВ. В результате объединения компаний каждый товар будет продаваться и группе клиентов РА, и группе клиентов РВ. До объединения компаний суммарный доход обеих компаний будет равен: [1] После объединения компаний суммарный доход будет равен: Отсюда видно, что суммарный доход объединенной компании можно представить в виде: [2] Второе слагаемое в формуле [2] как раз и является эффектом синергии для данного конкретного случая. Именно проблема распределения этой части дохода/стоимости является зачастую камнем преткновения при слиянии и основной причиной распада вновь создаваемых компаний. Чтобы охарактеризовать эффект синергии, удобно ввести индекс синергии, который мы определим по формуле: [3] Тогда формула [2] может быть записана в виде: [4] Если мы знаем стоимость объединенной компании, то можем рассчитать индекс синергии и по другой формуле: [5] В данном примере эффект синергии условно можно считать эффектом, связанным с размером компании, точнее — с размером территории, охваченной системами продаж каждой из компаний, хотя аналогичный эффект имеет место и в случае, когда группы РА и РВ являются нишевыми клиентами на одной территории. Здесь мы специально обращаем на это внимание, т.к. это будет важно при обсуждении гипотез, выдвигаемых в статье. В случае наличия эффекта синергии показатель будет строго больше 1, при отсутствии этого эффекта показатель будет равен 1, т.е. никакой дополнительной стоимости от слияния компаний не возникнет. Возможен и случай, когда < 1. В этом случае имеет смысл говорить об эффекте, обратном эффекту синергии — объединенная компания имеет совокупную стоимость меньшую, чем сумма стоимостей компаний. На практике такие случаи нередки — падение стоимости объединенной компании свидетельствует об ошибочности решения об объединении компаний или неверной оценке стоимости, выплачиваемой поглощаемой компании, а также о наличии неучтенных при анализе слияния процессов, ведущих к уменьшению стоимости. Проще всего оценить эффект синергии, если никаких других механизмов, кроме описанного выше, не существует. В этом случае для подсчета эффекта синергии необходимо просто использовать формулу [3]. А далее подсчитывается стоимость результирующей компании на основе модели дисконтированного денежного потока. На практике эффект синергии, как правило, связан не с одним механизмом (описанным выше), а с несколькими. Теоретически вычислить полную синергию в таком случае либо намного сложнее, либо вообще не удается. Тем не менее вопрос оценки стоимости после слияния компаний крайне важен как для владельцев компаний, планирующих свои бюджеты, так и для всех остальных участников рынка акций, ведь именно такие процессы на рынке позволяют им зарабатывать на курсовых разницах. Как поступить в этом случае? В статье предлагается некая модель, построенная на основе аналогий. Эти аналогии опираются на несколько наблюдаемых статистических закономерностей. В частности, удается построить феноменологическую модель, которая возможно и не вскрывает внутреннего механизма явления синергии слияния компаний, но позволяет делать предсказания для расчета эффектов синергии.
|