Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные особенности регуляции сердечной деятельности





 

У новорождённых и грудных детей преобладающая активность в регуляции деятельности сердца принадлежит симпатическим нервам. Недостаточное влияние n.Vagus в раннем детстве зависит не от структурной или функциональной неподготовленности его волокон или окончаний в сердечной мышце, а от отсутствия тонуса его ядер в продолговатом мозге, а также от незрелости рецепторов аортальной и синокаротидной рефлексогенных зон.

С возрастом увеличивается роль парасимпатической иннервации сердца. Усиливающееся тоническое влияние блуждающих нервов после 3 месяцев приводит к уменьшению ЧСС. Усиление тонуса этих нервов связывают с развитием двигательной активности. Так, у детей с вынужденным ограничением движений ЧСС остается высокой.

Для грудных детей характерно непостоянство ЧСС. Её изменения происходят при движениях, ориентировочных реакциях, эмоциях. Наблюдается дыхательная аритмия – увеличение ЧСС на вдохе.

После 7 месяцев усиливаются рефлекторные влияния на сердце от прессорецепторов и хеморецепторов дуги аорты и каротидного синуса. Это способствует дальнейшему усилению тонуса блуждающих нервов. В результате увеличиваются резервные возможности сердца, увеличиваются различия между ЧСС в покое и при двигательной активности.

После года жизни возрастает растяжимость желудочков. Закон растяжения сердца приобретает все большее значение.

Наличие дыхательной аритмии у детей является следствием торможения тонуса ядер блуждающих нервов со стороны дыхательного центра при вдохе. В возрасте 1-3 лет дыхательная аритмия наблюдается у 17 % детей; в 3-7 лет – у 39 % детей. Это свидетельствует о дальнейшем развитии регуляции деятельности сердца парасимпатической нервной системой.

Занятия физкультурой и спортом у школьников сопровождаются увеличением тонуса блуждающих нервов и уменьшением ЧСС в состоянии покоя. Во время двигательной активности тонус центров парасимпатического отдела снижается и увеличивается тонус центров симпатического отдела. Увеличение минутного объёма кровообращения на фоне физической нагрузки происходит как за счёт систолического выброса крови, так и за счёт ЧСС. Это достигается взаимодействием развивающихся внутрисердечных механизмов саморегуляции (гетерометрических и гомеометрических), а также за счёт развития внесердечных нервных и гуморальных влияний. Чем старше дети, тем короче период врабатывания к выполняемой работе, продолжительнее период стабильной усиленной деятельности сердца и короче время восстановления исходного уровня сердечной деятельности после прекращения работы.

Один из важнейших показателей гемодинамики – артериальное давление, которое у детей ниже, чем у взрослых. Его величина зависит от целого комплекса различных факторов, среди которых определяющее значение имеют: мощность левого желудочка; ёмкость сосудистого русла; тонус артериальных сосудов.

Сумма величины систолического АД и частоты пульса во все периоды детства практически постоянна и составляет примерно 200. Диастолическое АД равняется приблизительно 0,5-0,75 систолического, либо 0,5 систолического с прибавлением 5 мл.

САД=80+2n, где n – число лет ребёнка

 

ДАД=63+0, 4n, где n – число лет ребёнка

 

В первые 15 минут после рождения САД повышается с 50-60 до 85-90 мм рт.ст., что объясняется выключением плацентарного кровообращения и соответствующим увеличением общего периферического сопротивления.

Затем в течение 2-3 часов САД снижается до 66 мм рт.ст. Диастолическое давление в первые сутки после рождения составляет около 36 мм рт.ст. В последующие дни АД повышается. К 7-10 дню САД достигает 79 мм рт.ст., а диастолическое – 43 мм рт.ст.

Для новорождённых характерны значительные вариации АД, как у отдельных детей, так и у одного ребёнка.

С возрастом АД увеличивается. Наиболее значительное его увеличение происходит в первые 2 недели после рождения. Скорость увеличения остаётся относительно большой в течение 1 года жизни.

Ориентировочно величину САД у детей 1 года жизни можно рассчитать как

 

76+2м, где м – количество месяцев жизни ребёнка

 

В последующие годы АД увеличивается более постепенно. В подростковом и юношеском возрасте может значительно отклоняться от средних величин.

Наблюдаются половые особенности АД. В возрасте 5-9 лет АД у мальчиков выше, а в возрасте 9-12 лет ниже, чем у девочек. В дальнейшем оно снова выше у мальчиков.

На величинах АД сказываются эмоциональные реакции детей. Отмечаются также суточные и сезонные изменения. Давление повышается к концу дня; у школьников – к концу учебного года. Зимой и весной АД выше, чем летом и осенью.

Тема: ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наиболее ранней формой индивидуального приспособления новорождённых являются натуральные условные рефлексы.

Первые условные рефлексы возникают на второй неделе после рождения при соблюдении строгого режима кормления. За 30 минут до кормления увеличивается газообмен, после чего ребёнок просыпается. Это натуральный условный рефлекс на время. Почти одновременно с ним, в ответ на “положение для кормления”, появляется натуральный условный пищевой рефлекс в виде сосательных движений. Сигналом для этого рефлекса служит комплекс раздражений проприорецепторов, кожных и вестибулярных рецепторов. Подкреплением в этом случае является кормление.

Приспособление детей к режиму дня, бодрствования, кормления основано на образовании временных связей в ответ на последовательный комплекс раздражений (динамические стереотипы).

Для детей 1 полугодия после рождения внешние условные раздражения являются мало эффективными. У них возникают отрицательные реакции на нарушении режима сна и питания. В 9-10 месяцев увеличивается значение комплексов внешних раздражителей. Для детей становится важен не только режим, но и внешняя обстановка, в частности, лица, осуществляющие уход за ребенком. Это определяется большим числом условных рефлексов образовавшихся на различные внешние сигналы.

Искусственные условные рефлексы начинают вырабатываться позднее натуральных. Возможность выработки условных рефлексов на раздражения различных рецепторов определяется сроками созревания отдельных анализаторов. Так, уже к концу второй недели наблюдаются неустойчивые условные рефлексы с вестибулярного (условный раздражитель – покачивание) и слухового анализатора. Затем образуются условные рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители, позднее появляются условные рефлексы на кожно-тактильные и зрительные раздражения. Через 2 месяца после рождения вырабатываются условные рефлексы всех анализаторов на раздражение. Причём, в начале выработка условных рефлексов требует большого количества сочетаний условного и безусловного раздражений.

В возрасте от 3-6 месяцев устанавливается взаимодействие кожно-тактильного, двигательного и зрительного анализаторов, на основе которых формируются направленные движения рук и начальные представления о форме и свойствах предметов (игрушек, одежды).

Становление двигательных условных рефлексов у детей проходит три стадии.

1. Характеризуется слабыми и неустойчивыми ответами. Им обычно предшествует ориентировочная реакция с чёткими вегетативными компонентами (изменением дыхания и деятельности сердца).

2. Проявляется более устойчивыми специализированными реакциями с вегетативными компонентами.

3. Появляются четкие и постоянные условно-рефлекторные движения. Вегетативные компоненты ослаблены.

Чем младше ребёнок, тем длиннее стадии. У более старших детей две первые стадии редуцируются. При этом специализация условных рефлексов связана с развитием торможения. Безусловное внешнее торможение проявляется с самого начала условно-рефлекторной деятельности. Любые раздражения экстеро- и интерорецепторов тормозят условный рефлекс.

Лёгкость возникновения внешнего торможения является одной из причин непостоянства условных рефлексов у маленьких детей. Условное (внутреннее) торможение появляется позднее. Угасательное и дифференцировочное торможение условных рефлексов удается выработать у детей старше 2,5-3 месяцев. Причем, в начале дифференцируются лишь сильно различающиеся раздражители (гудок, звонок), к 6 месяцам дифференцировочное торможение становится более четким и точным.

Условный тормоз возникает позднее диффереренцировочного торможения. Признаки запаздывательного торможения появляются с 5 месяцев.

Индивидуальные типологические особенности ВНД появляются во втором полугодии жизни. У некоторых детей быстро образуются и становятся более прочными положительные и тормозные условные рефлексы, что говорит об уравновешенности возбуждения и торможения. У других детей хорошо образуются положительные условные рефлексы, но с трудом вырабатывается условное торможение (признак неуравновешенности процессов возбуждения и торможения). Встречаются дети, у которых с трудом образуется как положительные, так и отрицательные условные рефлексы.

Условные рефлексы на слова проявляются с 7 месяцев (первые проявления сенсорной речи). При этом слово не является самостоятельным сигналом. Оно действует как компонент комплексного раздражителя.

 

НАПРИМЕР

Вопрос "Где мама?" вызывает правильную реакцию ребёнка только в привычной ситуации. Стоит изменить хотя бы один из компонентов сложного раздражителя (голос или интонацию), как прежняя реакция исчезает.

Постепенно слово приобретает значение самостоятельного сигнала. Первые слова, произносимые в порядке подражания, относятся не к конкретному предмету, а к ситуации в целом. Так, в возрасте 8-10 месяцев отдельные предметы и объекты внешней среды дети ещё не выделяют.

 

НАПРИМЕР

Дети в этом возрасте произносят слова “ма” или “па”. При этом они вкладывают в эти понятия, и платье матери, и её кровать. Ту же маму в новой одежде или в необычном окружении ребёнок может не узнать (для детей пока окружающий мир представляется мало расчлененным в звуковом и зрительном отношениях).

 

Первые слова – просто звуковые обозначения определенных предметов и лиц. Сначала воспринимаются названия окружающих ребёнка вещёй (игрушек, имен), позднее – изображений предметов, затем названий частей тела и лица. Во втором полугодии жизни закладываются лишь элементарные основы второй сигнальной системы.

Особенности психического развития. Во время роста основные личностные качества ребёнка формируются параллельно с общим процессом психического развития. Имеются определённые возрастные признаки, которые базируются на морфофункциональном созревании мозг. На первых этапах онтогенеза решающую роль в этом процессе имеют речевые, тактильные и визуальные контакты с ребёнком.

Ребёнок рождается с функционально готовым аппаратом для взаимодействия с окружающей средой, обладая способностью видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус, давление, температуру, перемену положения тела. Однако эти формы взаимодействия появляются селективно, и их развитие тесно связано с созреванием ЦНС, что даёт возможность воспринимать, перерабатывать информацию, формировать память.

Младенец в этот период взаимодействует с окружающей средой следующим образом: реагирует на изменения в окружающем его сенсомоторном поле; предпочитает знакомые, т.е. повторяющиеся воздействия; проявляет интерес к знакомой обстановке.

В этом селективном процессе, прежде всего, важны визуальные контакты, хотя они и включены в общий контекст развития в раннем детстве. Зрительное поведение младенца после рождения интенсифицируется, пока созревают физиологические системы. Особенно важен зрительный контакт младенца с матерью в течение первых 10 недель его жизни. В последующем значение зрительных контактов постепенно ослабевает, но возрастает роль речевых коммуникаций.

Дети, получающие в достаточном объёме речевые воздействия в семье, начинают улыбаться в первые 4 недели жизни в ответ на голос взрослых или при виде их лиц.

Для правильного формирования эмоционального и социального статуса ребёнка первостепенное значение имеет отношение матери к ребёнку, и, прежде всего, оценка матерью сигналов, которые исходят от младенца, и её реакция на эти сигналы.

Для создания оптимальных предпосылок эмоционального и социального развития новорождённого мать должна: замечать все реакции ребёнка; адекватно реагировать на сигналы, подаваемые младенцем; правильно интерпретировать поведенческие реакции новорождённого; быстро реагировать на все сигналы и изменения поведения ребёнка.

Всё это требует от матери проявлений определённой чувствительности к реакциям ребёнка. Степень этой чувствительности выражается 5 градациями:

· высокая чувствительность (мать замечает все сигналы ребёнка, правильно их интерпретирует, и соответственно реагирует всегда и вовремя);

· средняя чувствительность (мать не всегда замечает сигналы ребёнка, особенно не очень явные; реагирует на них не всегда и не всегда вовремя);

· недостаточная чувствительность (мать иногда очень чувствительна к сигналам ребёнка, иногда реакция на эти сигналы замедлена, либо вообще отсутствует);

· малая чувствительность (мать не замечает сигналов ребёнка, либо неправильно их интерпретирует; её реакция замедленная, часто очень поверхностная, без удовлетворения потребностей ребёнка);

· отсутствие чувствительности (для матери важны только её собственные переживания, в результате этого ребёнок становится апатичным, не получая ответной реакции сигналы ребёнка часто интерпретируются неправильно и неадекватно удовлетворяются).

В селективном процессе восприятия и переработки информации тактильные ощущения и перемещения тела ребёнка в пространстве играют существенную роль.

Это обеспечивается физическим контактом с матерью, являющимся в первые месяцы жизни своеобразным продолжением внутриутробного существования, формирующего чувство защищённости и оптимального эмоционального состояния от функциональной близости с матерью.

С 3 месяца жизни в процессе постоянного и тесного взаимодействия с матерью стимулирующее влияние на психическое развитие оказывает грамматически простая, эмоционально окрашенная и повторяющаяся по смыслу речь матери, адекватная восприятию и переработке информации младенца.

 

 

Развитие познавательного процесса у ребёнка. Всё развитие познавательного процесса, охватывает множество форм поведения, которые меняют своё место в соответствии с возрастом и различно взаимодействуют в определённые фазы развития.

Установлено, что поэтапное, последовательное развитие и созревание мозга и всё усложняющиеся требования окружающей среды приводят к последовательным этапам развития голосовых реакций восприятия и воспроизведения речи. Мозг развивается поэтапно. Усложняющееся рефлекторное развитие является отражением поэтапного развития мозга.

В I полугодии жизни процесс познания опирается на визуальное и слуховое поведение, во II полугодии присоединяется форма речевой информации в форме вопроса. Также со II полугодия начинает формироваться визуально-моторный способ познания. Ребёнок использует руки и пальцы, чтобы, ощупывая объект, получить о нём информацию. Затем формируется манипулятивный способ познания, когда ощупывание и захватывание комбинируется с движениями, позволяющими ребёнку узнать о функции предмета. Эта форма познавательной деятельности преобладает на 2 году жизни, а с 3 года и на протяжении всего дошкольного периода преобладающим становится вербальное познавательное поведение.

В дошкольном возрасте, кроме того, большое значение имеет игровая деятельность, развитие всё более сложных форм обобщения. Одним из факторов развития на 3-6 году жизни является распознавание пола по определённым признакам (строение тела, борода, длина волос). Этот процесс длится от 2 до 3,5 лет. С 3,5 до 4,5 лет наступает фаза постоянства, и ребёнок утверждается в своей принадлежности к определённому полу. С 4 до 7 лет этот фактор действует вне ситуации и проявляет себя в социально-эмоциональном поведении.

Со школьного возраста в процессе познания приоритетными становятся чтение и письмо.

 

Развитие речи у детей. Речь – это форма звуковой коммуникации человека, которая обеспечивается рядом морфологических структур – органами слуха, речедвигательным аппаратом, речевыми зонами коры.

Согласно современным представлениям, чем более интенсивен и разнообразен поток информации, поступающей в мозг ребёнка, тем быстрее идёт функциональное созревание ЦНС и его психическое развитие. Закономерности усвоения ребёнком родного языка расцениваются как результат последовательного созревания нервной системы, детерминирующим фактором которого является окружающая социальная среда, воспитание и обучение.

В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что человеческие формы поведения, речь, психические свойства и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под решающим влиянием целенаправленного воспитания и обучения, условий жизни ребёнка в обществе. Все психические процессы у ребёнка восприятие, память, внимание, воображение, мышление развиваются через речь. Развитие речи рассматривается неразрывно с сенсорным воспитанием при существующей взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами.

Формирование функциональной системы речевой деятельности детей происходит параллельно морфофункциональному созреванию мозга.

Функциональные связи начинают формироваться с крика новорождённого, который, являясь биологически запрограммированной реакцией, по принципу обратной связи вызывает возбуждение в заинтересованных корковых структурах. Оставаясь основой звуковой коммуникации в первые 3 месяца жизни ребёнка, крик, во-первых, способствует синхронизации в работе голосовых связок, а во-вторых, становится одним из основных элементов развития поведенческих реакций, которые тесно связаны с функциональной корковой активностью. На фоне произносимых ребёнком звуков гуления и лепета идёт отработка интонационных и фонемных составляющих структуры языка через обратную связь – слышимая речь взрослого (и интонационная окраска и фонемный состав) и тех звуков, которые произносит сам ребёнок.

Следующий этап – усвоение смыслового состава слов через речь взрослого, совместную деятельность взрослого и ребёнка, самостоятельную деятельность ребёнка, что в конечном итоге формирует возможность полноценного речевого общения.

Итак, на основании многочисленных исследований установлено, что поэтапное, последовательное развитие и созревание мозга и всё усложняющиеся требования окружающей среды приводят к последовательным этапам развития голосовых реакций, восприятия и воспроизведения речи. Мозг развивается поэтапно. Усложняющееся рефлекторное развитие является отражением поэтапного развития мозга.

В процессе развития функция определяет структуру, т.е. функциональное использование структур ускоряет их созревание. Напротив, недостаточное функционирование задерживает созревание мозга. В связи с этим обучение на ранних этапах развития мозга является физиологически обоснованным и должно строиться на основе сенсорной стимуляции с активным включением в деятельность двигательного анализатора.

Таким образом, закономерности усвоения ребёнком родного языка рассматриваются как результат последовательного созревания нервной системы, доминирующим фактором которого является окружающая социальная среда, воспитание и обучение.

 

Date: 2015-07-17; view: 1143; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию