Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация доходов бюджетов Российской Федерации





Данная классификация является общей группировкой доходов всех уровней бюджетной системы. Она основывается на законодательных актах, определяющих источники доходов.

Согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации, доходы подразделяются на:

Общие доходы состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом.

Текущие доходы образуются за счет налогов и текущих неналоговых поступлений.

Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью мобилизуются средства предприятий, населения и других налогоплательщиков.

Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету, утвержденному на 2002 г., сумма налоговых поступлений составляет 93,4 % общих доходов бюджета. Соответственно, неналоговые доходы в составе доходных источников занимают невысокий удельный вес — 5,6%.

Наряду с указанной фискальной функцией налоги выполняют также регулирующую функцию, с помощью которой государство оказывает воздействие на производство. Регулирующая функция проявляется в том, что размеры налогообложения и различия в тяжести налогов по отдельным секторам экономики и отраслям оказывают влияние на производство ВВП, реальный сектор экономики, платежеспособный спрос и капиталообразование. Налоговая система не должна ослаблять стимулы к экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать ей.

 

Основными налоговыми поступлениями являются следующие:

1) подоходные налоги, налоги на прибыль и на увеличение рыночной стоимости капитала. В эту группу налогов включаются налоги, взимаемые с чистого дохода отдельных лиц, с прибыли предприятий, организаций, банков, а также на прирост стоимости капитала, например, за счет операций с ценными бумагами и другими активами или продажи земли;

2) отчисления работодателей и работников в государственные социальные фонды - пенсионный, социального страхования, медицинского страхования. Отчисления в социальные внебюджетные фонды рассматриваются вместе с налогами, а не как страховые взносы в силу их обязательности.

Обязательность обусловлена тем, что в противном случае значительное число людей может не позаботиться о сбережениях для обеспечения приемлемого уровня доходов после выхода на пенсию или в случае наступления нетрудоспособности. В странах с развитой рыночной экономикой существуют включаемые в бюджет отчисления на социальные нужды государственных служащих и отчисления в различные частные социальные фонды. В российской практике отдельные социальные фонды для государственных служащих не формируются, а сохраняется исторически сложившееся формирование внебюджетных социальных фондов для всех категорий населения. Отчисления в эти фонды, как видно из их названия, не включаются в бюджет, а образуют источники поступлений в эти самостоятельные фонды.

Включение этих отчислений в схему обусловлено необходимостью получения консолидированных данных в целом по всем государственным финансам, включающим доходы, как бюджетов, так и внебюджетных фондов;

3) налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (кроме отчислений в социальные фонды), например, транспортный налог, целевые сборы с граждан и предприятий на содержание милиции, благоустройство территории, содержание общеобразовательных учреждений;

4) налоги на собственность. В эту группу входят налоги на имущество юридических и физических лиц, имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств;

5) внутренние налоги на товары и услуги. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на пользователей автомобильных дорог, на приобретение транспортных средств, содержание жилищного фонда, сбор со сделок, совершаемых на биржах, лицензионные сборы за право производства и торговли спиртными напитками. Налог на добавленную стоимость взимается на каждой стадии производства от суммы добавленной стоимости, определяемой как разность между ценой продажи и расходами на покупку факторов производства. Если сложить налоги, уплаченные на каждой стадии производства, то итоговая сумма практически является налогом на розничную торговлю, взимаемым по общей ставке со всех продаваемых товаров. НДС практикуется в европейских странах. В США вместо него взимается налог на розничную торговлю - налог с продаж;

6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. Основными налогами этой группы являются импортные и экспортные пошлины;

7) прочие налоги, сборы и пошлины.

Наиболее значимыми налоговыми доходами являются налог на прибыль, индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги - налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины.

Текущие неналоговые поступления. В состав текущих неналоговых поступлений включаются все возмездные, невозвратные поступления, за исключением доходов от продажи капитала.

Соответственно в состав неналоговых поступлений входят: доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи и доходы от продаж, поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов, и все добровольные, безвозмездные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников. Данная категория не включает доходы, получаемые государственными органами от налогов, официальные трансферты, заимствования, платежи в счет предоставленных в прошлом государственных кредитов, доходы от реализации основного капитала, запасов товаров, земли и нематериальных активов, а также поступления безвозмездных средств из негосударственных источников, предназначенных для капитальных целей.

К доходам от собственности и предпринимательской деятельности относятся все государственные доходы, поступление которых связано с владением собственностью, предприятиями, финансовыми активами или нематериальными активами, а также кассовая (фактическая) прибыль ведомственных предприятий, полученная ими в результате реализации товаров и услуг за пределы сектора государственного управления.

Административные сборы и платежи. Данная группа охватывает сборы и платежи, полученные в обмен на товары непроизводственного назначения и предоставление услуг некоммерческого характера, а также выручку от продаж, осуществляемых ведомственными предприятиями, издержки производства которых не могут быть определены отдельно. Эта категория включает как оплату товаров и услуг, характер которых не связан с государственным регулированием, так и обязательные платежи за услуги, связанные с таким регулированием (например, выдача водительских прав, паспортов, судебные сборы).

Поступления по штрафам и санкциям включают поступления от уплаты штрафов и применения конфискационных мер, которые не имеют отношения к нарушению налогового режима. В данную категорию включаются все пени и штрафы, которые невозможно идентифицировать отдельно и отнести к нарушениям налогового законодательства либо связать с какими-либо причинами.

Доходы от операций с капиталом. В данную категорию включаются: продажа государством основного капитала, доходы от реализации государственных запасов, земли и нематериальных активов, а также поступления трансфертов из негосударственных источников. В российской практике доходы от операций с капиталом объединяются с общим объемом налоговых поступлений и выделяются отдельно в их составе.

В объем продажи основного капитала включаются реализованные здания и другие сооружения, транспортное оборудование, машины и прочее оборудование. Эта категория включает только основные фонды, которыми владеют государственные органы управления.

Доходы от реализации государственных запасов формируются в результате продажи органами государственного управления запасов стратегических материалов, чрезвычайных и стабилизационных запасов товаров, осуществляемой государственными организациями, регулирующими рынок (т.е. некорпоративными единицами, не занимающимися реализацией товаров и услуг в значительных масштабах), а также продажи запасов зерна и других товаров, которые имеют особо важное значение для государства. В особых случаях сюда могут включаться доходы от реализации большого количества товарных излишков других видов.

Доходы от продажи земли и нематериальных активов. К объектам продажи относятся земля, леса, внутренние водоемы и месторождения за исключением расположенных на них сооружений или строительных объектов. Если стоимость земли невозможно отделить от стоимости реализованного сооружения, общая стоимость сделки должна показываться на основе преобладающего компонента. К нематериальным активам относятся права на разработку месторождений полезных ископаемых и занятие рыбной ловлей, другие концессии и арендные договоры, касающиеся земли, патентов, авторских прав и товарных знаков.

Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников. Под ними понимаются поступления добровольных, безвозмездных, невозвратных платежей на капитальные нужды, полученных государственными органами из негосударственных источников. В отличие от безвозмездных текущих трансфертов капитальные трансферты из негосударственных источников в основном осуществляются за счет накопленного богатства прежних лет. Их целью является финансирование процесса капиталообразования, расходов, предстоящих в долгосрочной перспективе, или приобретения материальных ценностей. Сюда относятся капитальные трансферты на строительство или покупку больниц, школ, музеев, театров, культурных центров или других государственных сооружений и оборудования. Также включаются капитальные трансферты в денежной форме, полученные от частных лиц, частных некоммерческих учреждений, негосударственных организаций, корпоративных и частных квазикорпоративных предприятий и других источников, за исключением средств, полученных от других органов государственного управления и международных организаций.

Полученные официальные трансферты. В данную категорию входят все невозвратные, безвозмездные платежи, полученные от других органов государственного управления или международных организаций. Это репарации, дарения, средства, предназначенные для осуществления особых проектов или программ, поддержки основного бюджета или другой цели.

К трансфертам от других уровней управления относятся невозвратные безвозмездные платежи, поступающие от одних уровней управления другим уровням. В российской практике они имеют форму финансовой поддержки субъектов Федерации в виде дотаций, субвенций, субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

Различают собственные и регулирующие доходы бюджета. К собственным относятся виды доходов, закрепленные на постоянной основе за соответствующими бюджетами законодательством. Крегулирующим относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты.

Налоговая система в Российской Федерации построена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146ФЗ и от 5 августа 2000 г. № 117ФЗ (части первая и вторая), Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 9431 "О налоговых органах Российской Федерации", а также рядом законов о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов. В этих законоположениях определены принципы построения налоговой системы, ее структура и состав, права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, вопросы организации сбора налогов и контроля за их уплатой.
В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают: федеральные налоги; региональные налоги — налоги национальногосударственных и административнотерриториальных образований (республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и СанктПетербурга); местные налоги.
Охарактеризуем федеральные налоги. Первоначально насчитывалось 17 федеральных налогов. Но затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог на прибыль как другие предприятия и организации. С 1 января 1994 г. был введен специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был упразднен.
Произошли изменения и в организации отдельных налогов. Так, с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль пред


приятий и организаций отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.
В настоящее время действует 10 федеральных налогов, основные из которых: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых.
Полностью в федеральный бюджет поступают НДС, водный налог, платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и другие налоги и сборы по установленным законодательством нормативам направляются также в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты. Налоговые доходы составляют более 80% всех доходов федерального бюджета.
Данные о доходах в федеральный бюджет Российской Федерации приведены в табл. 12.1.
1 Таможенные пошлины и сборы в федеральном бюджете с 2005 г. отнесены к неналоговым доходам, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120ФЗ (см. дополнение в ст. 51 БК РФ).
Как следует из таблицы, основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы) и таможенные пошлины1. В 19972000 гг. на них приходилось от 62 до 66% общей суммы доходов федерального бюджета, в 2001 г. — 75%, а в 20022007 гг. — соответственно 72, 75, 72, 71, 63 и 64%.
Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему в 2007 г. 49% всех налоговых доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.
В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992 г. Он заменил действовавшие два налога — налог с оборота и налог с продаж1. Под "добавленной стоимостью" понимается оплата труда работников предприятий вместе сначислениям и плюс валовая прибыль. В соответствии с законодательством налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Налогоплательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, включая: предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющими производственную и иную коммерческую деятельность; индивидуальные (семейные) частные предприятия, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; филиалы, отделения или другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги); индивидуальные предприниматели без образования юридического лица; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемых в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Все налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации и каждого его обособленного подразделения (филиала), по месту жительства индивидуального предпринимателя.
Постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами на основании их заявлений в течение 10 дней после их государственной регистрации, создания филиала и представительства. Иностранные организации имеют право
1 В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 150ФЗ' "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Фе4 дерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации"" BHOBI| был введен налог с продаж. Ставка налога с продаж устанавливалась в] размере до 5%. Объектом налогообложения являлась стоимость товаро4 (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, исключением различных видов товаров и оказываемых услуг, перечисленных в законе. Суммы платежей по налогу с продаж зачислялись в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60% и направлялись на социальные нужды малообеспеченных групп населения. С 1 января 2004 г. он отменен вновь.
встать на учет в налоговых органах по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 2 млн руб. Это положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, а также в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ.
Официально НДС взимается с производителей и торговцев. Однако фактическими плательщиками его выступают покупатели товаров, т. е широкие слои населения. НДС — ценообразующий фактор. На его величину автоматически повышаются цены товаров.
Объектом налогообложения по НДС являются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; передача на территорию РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций; выполнение строительномонтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ в соответствии с действующим Таможенным кодексом. При этом в данном случае передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Налоговая база (оборот) при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) исходя из рыночной цены на них, сложившейся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) на сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения изложены в ст. 40 Налогового кодекса.
От НДС освобождаются операции, связанные с обращением российской и иностранной валюты; передача товаров, носящая инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный; капитал хозяйственных обществ и товариществ); передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов и других объектов социальнокультурного и жилищнокоммунального назначения органам государственной власти, а также выкупаемых в порядке приватизации и др. Не подлежат налогообложению реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ; реализация предметов религиозного на, значения по перечню, утверждаемому Правительством РФ по4 представлению религиозных организаций; реализация товаров, (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных, ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждав, мому Правительством РФ по представлению, общественных организаций инвалидов) организациями инвалидов, уставный, капитал которых полностью состоит из вкладов общественных; организаций инвалидов, среди работников которых не менее 50% инвалидов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%; реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства организациями, удельный вес доходов реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более, и другие операции, предусмотренные ст. 149, 150 Налогового кодекса.
Установлены две ставки по НДС: 10 и 18%. 10%ная ставка применяется по отношению к ряду жизненно необходимых продовольственных и детских товаров, перечень которых предусмотрен в п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ. 18%ная ставка относится ко всем остальным товарам*, услугам, не указанным в п. 1,2, 4 ст. 164НКРФ.
Кроме этих двух ставок действуют расчетные ставки 15,25 и 9,09% при реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС (18/118x100 и 10/110x100). При приобретении ГСМ, подлежащих налогообложению, через заправочные станции налообложение производится по ставке 13,79% (расчетная налоговая ставка без учета налога с продаж).
Организации розничной торговли при реализации товаров по ценам с налогом в размере 10 и 18% производят исчисление НДС за отчетный период (месяц, квартал) с сумм дохода по средней расчетной ставке. Средняя расчетная ставка определяется как отношение общей суммы налога, приходящейся на поступившие за отчетный период товары, и их стоимости исходя из применяемых цен поставщиков, без включения в них НДС.
После определения облагаемого оборота товаров (работ, услуг) и установления налоговых льгот подсчитывается величина налога, которая равна произведению налогооблагаемого оборота на ставку. На практике плательщик должен вносить в бюджет разницу между суммой налога, полученной от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммой налога, фактически уплаченной поставщикам за приобретенные материальные ресурсы, выполненные работы, оказанные услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Сроки уплаты НДС зависят от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг). Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, превышающими 2 млн руб., уплачивают налог за каждый истекший месяц исходя из фактической реализации товаров, выполненных работ, услуг не позднее 20го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Налогоплательщики же с ежемесячными суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающих 2 млн руб., уплачивают налог ежеквартально не позднее 20го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Акцизы также взимаются через цены товаров и услуг. Объектом обложения акцизами выступают как объем, так и стоимость реализованных подакцизных товаров: спирт этиловый из всех видов сырья за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%); алкогольная продукция, пиво, табачная продукция; легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, прямогонный бензин в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.
Не подлежат налогообложению операции, связанные с передачей подакцизных товаров одним структурным подразделением другому, не являющимися самостоятельными налогоплательщиками; реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли, и другие операции, предусмотренные ст. 183 Налогового кодекса.
Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по единым на территории РФ налоговым ставкам, установленным как в абсолютной сумме (в рублях) на единицу измерения (за 1 литр безводного этилового спирта, 1 т автобензина, дизельного топлива и т. д.), так и комбинированным, сочетающим твердые ставки на единицу измерения и в процентах (адвалорные) к. стоимости реализованных товаров, исчисленной исходя из рыночных цен, определяемых в соответствии с принципами, предусмотренными ст. 40 Налогового кодекса без учета акцизов и 1 НДС (сигареты с фильтром — 120 руб. за 1000 штук плюс 5,5%; расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 142 руб. за 1000 штук; сигареты без" фильтра, папиросы — соответственно 55 руб. за 1000 штук плюс 5,5%, но не менее 72 руб. за 1000 штук).
Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию.
Таможенные пошлины действуют ныне на основе Таможенного кодекса РФ. Вопросы таможенного обложения решаются Федеральной таможенной службой. "Таможенные пошлины в России взимаются в соответствии с таможенным тарифом, введенным с 1 июля 1993 г. в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 50031 "О таможенном тарифе".
В России применяются следующие виды таможенных пошлин:
импортные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров:
экспортные таможенные пошлины, взимаемые при вывозе товаров;
особые пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные), применяемые в целях защиты экономических интересов российских предпринимателей.
Используются следующие ставки таможенных пошлин:
адвалорные — пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров;
специфические — пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;
комбинированные — пошлины, сочетающие элементы адвалорных и специфических таможенных пошлин.
В соответствии с требованием Международного валютного фонда по дальнейшей либерализации внешней торговли в России с 1 июля 1996 г. были отменены экспортные пошлины на нефть и газ и заменены акцизами. Затем в 1999 г. они были восстановлены и повышены. В 2001 г. вопреки предложению Комитета по экономической политике Государственной Думы Правительство РФ снизило экспортные пошлины на нефть с 48 евро до 22 евро за тонну.
В последующем Правительством РФ принято решение об установлении экспортных пошлин в зависимости от мировой цены на нефть. Комплекс мер, предпринятых в этой связи, как сообщалось в печати, позволял при цене на нефть в 2225 долл. за баррель увеличить пошлину с 20 до 26 евро, при цене 2527 долл. за баррель — с 27 до 36 евро1. В 2004 г. (до августа), экспортная пошлина на нефть составляла 136,2 долл. за тонну, а с 1 августа 2005 г. — уже 140 долл. за тонну. При этом средняя: экспортная цена российской нефти к этому периоду достигала 48,5 долл. за баррель. С дальнейшим ростом экспортной цены пошлина также повышалась.
В отношении импортных пошлин политика Правительства РФ сводится к тому, что на одни ввозимые товары таможенные пошлины будут повышаться, на другие — понижаться, и их размер должен колебаться в пределах от 5 до 30%.
Что касается прямых налогов, то в России важное значение принадлежит налогу на прибыль организаций.
Плательщиками налога на прибыль являются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками. Прибылью в целях налогообложения для российских организаций является полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, предусмотренных в законе; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученный доход через постоянные представительства, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с данным законом. Для иных иностранных организаций налогооблагаемой базой является доход от источников в РФ, конкретизируемый ст. 309 НК РФ.
К доходам для определения налогооблагаемой базы относятся:
¦ доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав);
¦ внереализационные доходы (доходы от долевого участия в других организациях, от операций куплипродажи иностранной валюты, штрафы, пени, санкции, полученные от сдачи в аренду имущества и др.).
В Налоговом кодексе определен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (ст. 251).
Расходы для целей определения налогооблагаемой прибыли в зависимости от их характера, а также от условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы (приобретение сырья, материалов, топлива и др.); расходы на
1 Нефтяникам обещали облегчить жизнь // Независимая газета. 2001. 14апр.
оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы. Внереализационные расходы — это расходы, не связанные с производством и реализацией (по содержанию переданного по договору аренды (лизинга) имущества, расходы в виде процентов по долговым обязательствам, на организацию выпуска ценных бумаг, расходы на оплату услуг банков и т. д.).
В Налоговом кодексе отражены особенности определения расходов банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаций потребительской кооперации и иностранных организаций (ст. 290309), а также расходы, не учитываемые в целях налогообложения (ст. 270).
Налоговая ставка устанавливается (за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом) в размере 24%, в том числе сумма налога, исчисленная по ставке 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет; исчисленная по ставке в размере 17,5% зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки: 9% — по соответствующим доходам от российских организаций российскими организациями и физическими лицами; 15% — по соответствующим доходам от российских организаций иностранными организациями и российскими организациями от иностранных организаций.
К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяется ставка в раз1 мере 15% — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде про; центов.
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148ФЗ впервые в России был введен единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности1. Его уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в отдельных сферах оказания платных услуг населению2, в общественном питании при использовании зала площадью не более 150 м2; розничной торговле (магазинах и павильонах с площадью торгового зала по каждому объекту не более 150 м2; палатках, лотках и других объектах организации торговли, в том числе не имеющих стационарной торговой площади). Налог устанавливается и вводится нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Ставка единого налога устанавливается в размере 15% вмененного дохода.
1 В настоящее время он регламентируется гл. 26.3 НК РФ (ч. 2), введенной в действие Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104ФЗ.
2 Бытовых, ветеринарных; по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств; оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках; распространение и (или) размещение наружной рекламы; оказание услуг по временному размещению и проживанию; услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Вмененный доход — это потенциально возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Величина вмененного дохода рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность корректируется (умножается) на предусмотренные в законе корректирующие коэффициенты. Уплата единого налога предусматривает замену уплаты установленных законодательством РФ НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога на имущество, единого социального налога.
Суммы единого налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для последующего распределения в государственный и местные бюджеты (5% по нормативу); государственные внебюджетные фонды — 10% по нормативу, в том числе в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,5%, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 4,5%, Фонд социального страхования Российской Федерации — 5% по нормативу.
На 2,5 года ранее налога на вмененный доход была введена для малых предприятий упрощенная система налогообложения (Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222ФЗ). Предусматривался добровольный характер перехода на эту систему.
В связи с принятием в 2002 г. двух новых глав Налогового кодекса РФ, касающихся единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения, малые предприятия с 2003 г. могут вместо налога на прибыль, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС, ЕСН, налога на имущество платить один налог, ставка которого составляет 6% от дохода или 15% от дохода минус расходы. На эту систему могут переходить организации, которые за 9 контрольных месяцев получили доход менее 15 млн руб. (без учета НДС). Этот новый порядок налогообложения позволяет, по оценкам экспертов ФНС России, не только в 23 раза снизить налоговую нагрузку на малый бизнес, но и существенно упростить учет доходов и расходов, сократить налоговую отчетность, представляемую ныне малыми предприятиями в налоговые инспекции.

Подоходный налог с физических лиц в России действует с 1 января 1992 г. (с 1 января 2001 г. — налог на доходы физических лиц). Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Объектом обложения является совокупный доход физического лица, полученный в календарном году на территории РФ и за ее пределами в денежной и натуральной формах. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка, действовавшему на дату получения дохода. Доходы в натуральной форме учитываются в совокупном доходе по рыночным ценам в соответствии с принципами, изложенными в ст. 40 НК РФ.
По налогу на доходы физических лиц применяется широкая система вычетов. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение следующих налоговых вычетов:
стандартные налоговые вычеты — в зависимости от категории налогоплательщиков установлены за каждый месяц налогового периода (год) в размерах от 600 руб. (на каждого ребенка, находящегося на обеспечении налогоплательщика) до 3000 руб. (лица, получившие болезнь, инвалидность в связи с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалиды ВОВ и ставшие инвалидами при исполнении обязанностей военной службы и др.);
социальные налоговые вычеты — в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели, но не более 25% суммы дохода, полученного в году; уплаченных налогоплательщиком за свое обучение, а также за обучение своих детей в возрасте до 24 лет в общеобразовательных учреждениях на дневной форме — в размерах не более 38 тыс. руб.; за услуги по лечению — не выше 38 тыс. руб.;
имущественные налоговые вычеты (от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков, расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома или квартиры);
профессиональные налоговые вычеты: в сумме фактических расходов, документально подтвержденных от извлечения доходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности физическими лицами без образования юридического лица; извлечением доходов лицами, занимающимися частной практикой, работой по договорам гражданскоправового характера, получающими авторские вознаграждения.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
До 2001 г, действовал прогрессивный налог в зависимости от размера совокупного дохода. В соответствии с действующим с 2001 г. законодательством с совокупного дохода установлена единая ставка в размере 13%.
В отношении доходов по выигрышам, выплачиваемым организаторами лотерей, тотализаторов; по выигрышам и призам, получаемым в проводимых конкурсах, играх, по страховым выплатам, по процентным доходам по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублевым вкладам и 9% годовых — по вкладам в иностранной валюте, а также в отношении доходов, полученных от суммы экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, налоговая ставкаустановлена в 35%.
В отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, и от дивидендов установлена налоговая ставка 30%.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, указанные налоговые вычеты не применяются.
К неналоговым доходам относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, от его продажи; доходы от внешнеэкономической деятельности и проч. (безвозмездные перечисления и доходы целевых бюджетных фондов). В федеральный бюджет на 20022004 гг. были включены средства лишь бюджетного фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии.
С 1 января 2001 г. упразднены действовавшие еще в 2000 г. следующие целевые бюджетные фонды, средства которых были консолидированы в бюджете 2000 г.: Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Федеральный экологический фонд Российской Федерации, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд контрольноревизионных органов Министерства финансов РФ, Федеральный фонд воспроизводства минеральносырьевой базы, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Упразднены также Фонд по охране о. Байкал и Фонд содействия военной реформе. С 1 января 2005 г. упразднен и целевой бюджетный фонд Министерства РФ по атомной энергии.
Следует отметить, что действующая налоговая система нуждается в дальнейшем совершенствовании. К основным недостаткам ее можно отнести нестабильность системы налогов и сборов, плохая их собираемость (фактически аккумулируется около 70% налогов против утвержденных сумм). Слабо используется регулирующая функция налогов, особенно в части налогообложения" производственных предприятий, что тормозит их развитие. До сих пор не принят в полной мере Налоговый кодекс, а поэтому ряд положений первой части Налогового кодекса от 31 июля 1998 г. № 146ФЗ еще не действуют. Кстати, в Налоговом кодексе (часть первая) предусматривалось до 1 января 2005 г. 16 видов федеральных налоговых сборов, 7 региональных и 5 местных.
Основными направлениями государственной политики в области налоговой реформы остаются:
повышение стабильности налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и неналоговых платежей;
сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;
консолидация в федеральном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части бюджета;
облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы с одновременным введением механизмов, повышающих уровень собираемости налогов;
укрепление налогового федерализма, в том числе установление нормативных значений поступления доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней, имея в виду достижения сбалансированности доходов с расходными обязательствами;
сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;
расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных минимальной величине месячной оплаты труда, и таможенных пошлин в денежных единицах на единицу товара в натуральном измерении.
Укреплению доходной части бюджета все более способствует принятый в июле 1998 г. Бюджетный кодекс Российской Федерации, который регулирует бюджетное устройство и бюджетный процесс, правоотношения, возникающие между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление государственных и муниципальных заимствований, регулирует государственный и муниципальный долг.
Большое значение принадлежит Налоговому кодексу, который призван преодолеть негативные стороны в российском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, а также зафиксировать гарантии прав налогоплательщиков, регионов и государства.
Конкретное представление об источниках и особенностях формирования доходной части федерального бюджета можно получить, проанализировав основные положения федерального бюджета на 2007 г, Федеральный бюджет на 2007 г. был утвержден по доходам в сумме 6965,3 мдрд рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП 31 220 млрд рублей и уровня инфляции 6,58%,
В составе доходов бюджета на 2007 г. более 95% составляют налоговые доходы1, а почти 49% налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость. Ряд федеральных налогов, являющихся по сути регулирующими, направляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, поступило в федеральный бюджет из акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, — 50%. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как НДС, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, а также таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи.
При формировании доходной части федерального бюджета на 2007 г. был учтен ряд изменений, внесенных в налоговое законодательство в ходе исполнения бюджета в предыдущие годы, в том числе:
введение единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налога на игорный бизнес с одновременной отменой налога с продаж и отдельных региональных и местных налогов, таких как сборы на нужды образования, заправо торговли и ряда других неэффективных местных налогов и сборов;
введение платы за пользование водными объектами;
ужесточение и централизация регулирования и лицензирования производства и оборота алкогольной продукции при максимальном укрупнении объектов хозяйственной деятельности на алкогольном рынке;
полное зачисление налога на добавленную стоимость в доходы федерального бюджета, а налога на доходы физических лиц — в доходы бюджетов РФ и местные;
распространение общего порядка начисления налога на добавленную стоимость на предприятия розничной торговли;
снижение общей ставки налога на прибыль с 30% до 24%, в том числе снижение федеральной ставки с 11 до 6,5% и ставки налога, зачисляемого в бюджеты
1 Включая таможенные пошлины, отнесенные с 2005 г. к неналоговым доходам,
субъектов Российской Федерации — с 19 до 17,5%, с одновременным снятием применяемых льгот по прибыли, в том числе и используемой на инвестиции;
введение единого социального налога и единой ставки налога на доходы физических лиц, а также упорядочение ставок акцизов.
В Федеральном законе о бюджете на 2007 г. предусмотрены повышенные требования к участникам бюджетного процесса за исполнением доходной и расходной частей бюджета, своевременное финансирование мероприятий в соответствии с предусмотренными в бюджете ассигнованиями.
Счетной палатой РФ введены формы обязательной для участников бюджетного процесса финансовой отчетности об исполнении бюджета.
В целях обеспечения полноты контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства, распределением доходов в соответствии с нормативами отчислений, предусмотренными Федеральным законом о бюджете на 2007 г,, установлено, что все федеральные налоги, сборы и иные платежи подлежат зачислению в полном объеме на счета органов Федерального казначейства для последующего осуществления этими органами распределения доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами и бюджетами ЗАТО, а также бюджетами государственных внебюджетных, фондов в соответствии с действующим законодательством РФ.

Date: 2015-07-17; view: 389; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию