Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие ИС. Классы ИС. Роль и назначение стандартов MRP, mrpii, ERP, CSRP. Типовое проектирование ИС. Понятие типового элемента

Информационная система (ИС) — это система, предназначенная для ведения информационной модели, чаще всего — какой-либо области человеческой деятельности. Эта система должна обеспечивать средства для протекания информационных процессов: Хранение, передача, преобразование информации.

Различают 3 класса информационных систем по степени их автоматизации:

1)ручные информационные системы — сюда относятся традиционные бумажные технологии ведения различных журналов, книг учёта и т.д.

2)автоматизированные информационные системы (АИС) — совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации.

3)автоматические информационные системы — различные роботы. Обычно термином ИС в наше время называют автоматизированные информационные системы.

Системы MRP (Material Requirements Planning, планирование потребности в материалах)- Методология MRP служит для реализации следующих целей: минимизировать запасы на складах сырья и готовой продукции; оптимизировать поступление материалов и комплектующих в производство и исключить простои оборудования из-за не прибывших во время материалов и комплектующих. Реализация системы, работающей по этой методологии представляет собой компьютерную программу, позволяющую оптимально регулировать поставки материалов комплектующих, контролируя запасы на складе и саму технологию производства. Основною целью, которую преследовали разработчики, являлась минимизация издержек, появляющихся на производстве.

MRPII ( Manufacturing resource planning - планирование ресурсов производства) - это: метод эффективного планирования всех ресурсов производственного предприятия. В идеале, он позволяет осуществлять производственное планирование в натуральных единицах измерения, финансовое планирование - в стоимостных единицах измерения, и предоставляет возможность осуществлять моделирование с целью ответа на вопросы типа "Что будет, если…". Данный метод лежит в основе систем класса MRP II, которые содержат 16 функциональных модулей:

Выходные данные от этих модулей интегрируются с финансовыми отчетами и документами, такими как бизнес-план, отчет о выполнении закупок, план (бюджет) отгрузки, прогноз запасов в стоимостном выражении и т. д. Планирование ресурсов производства представляет собой прямое продолжение и расширение "замкнутого цикла MRP".Кроме того, в основу системы легли такие базовые принципы, обеспечившие успешное функционирование не только MRPII, но и перенявшей их более совершенной системы ERP и в дальнейшем ERP II, как:

1)Иерархичность. 2)Интегрированность. 3)Интерактивность.

Системы MRPII до сих пор востребованы некоторыми предприятиями. Однако многим компаниям функциональности MRPII было недостаточно, и с 90-х гг. начинается бурное развитие корпоративных информационных систем нового поколения – ERP.

ERP (Enterprise Resource Planning), согласно APICS (American Production and Inventory Control Society), означает: финансово ориентированную информационную систему для определения и планирования ресурсов предприятия, необходимых для получения, изготовления, отгрузки и учета заказов потребителей. По сути, появившиеся ERP-системы вобрали в себя весь функционал и логику MRPII-систем с добавлением новых возможностей и функций, которые и определили специфику новых корпоративных информационных систем:

Более детальная разработка финансового аспекта программы. Ориентация на управление «виртуальным предприятием» - более тесное взаимодействие производства, поставщиков, партнеров и потребителей. Возможность управления географически распределенным бизнесом. Поддержка планирования различных типов ресурсов. Возможность управления сложным многопрофильным предприятием или холдингом. ERP–системы были призваны решить сложную методологическую задачу – построить единую информационную систему, одинаково применимую как в бухгалтерии, так и на производстве, и в службе сбыта, и на складах, и в отделе маркетинга. В наше время обычно каждое из подразделений предприятия имеет свою собственную систему. ERP–система объединяет их работу в единую интегрированную систему с общей базой данных. После такой интеграции взаимодействие и работа всех подразделений компании становится быстрой, слаженной и оперативной.

CSRP -синхронизировать покупателя с внутренним планированием и производством. CSRP -- это первая бизнес методология, которая интегрирует деятельность предприятия, ориентированную на покупателе, в центр системы управления бизнесом. CSRP устанавливает методологию ведения бизнеса, основанную на текущей информации о покупателе. CSRP сдвигает фокус предприятия с планирования от потребностей производства к планированию от заказов покупателей. Информация о покупателях и услуги вплавляются в основу организации. Деятельность по производственному планированию не просто расширяется, а удаляется и заменяется запросами покупателей, переданными из подразделений организации, ориентированных на работу с покупателями. CSRP переопределяет бизнес практику, фокусируя ее на рыночной активности, а не на производственной деятельности. Бизнес процессы синхронизируются с деятельностью покупателей. CSRP использует проверенную, интегрированную функциональность ERP и перенаправляет производственное планирование от производства далее, к покупателю. CSRP предоставляет действенные методы и приложения для создания продуктов с повышенной ценностью для покупателя. CSRP начинается с эффективного использования проверенной практики планирования ресурсов предприятия. Типовое проектирование- разработка проектов типовых (однотипных) зданий, сооружений, конструкций, деталей и др. изделий, предназначенных для массового строительства или серийного производства.

3.Концепция ЖЦ ИС. Основные модели ЖЦ. Роль и назначение стандартов ЖЦ. Стадии процесса проектирования ИС. Состав основных процессов (работ) стадий ЖЦ. Состав проектной документации. Жизненный цикл информационной системы начинается в момент принятия решения о ее создании и заканчивается в момент выведения ее из эксплуатации. Основными его этапами обычно являются:- проведение предпроектного обследования; -проектирование данных; -разработка приложений, тестирование, написание документации; - внедрение созданной информационной системы и обучение пользователей; - эксплуатация и сопровождение; - выведение из эксплуатации и утилизация. На этапе предпроектного обследования осуществляются анализ и моделирование бизнес-процессов, подлежащих автоматизации (иногда этот процесс называется структурным моделированием), а также формулируются требования к будущему продукту.

Этап проектирования данных обычно происходит с участием потенциальных пользователей. Иногда в процессе проектирования данных создаются прототипы работающих приложений, позволяющих уточнить и дополнить требования к конечному продукту. Данный этап обычно завершается созданием дистрибутива приложения или его частей и документированием процедуры его инсталляции. Этапы внедрения, эксплуатации и сопровождения, а также выведения из эксплуатации не менее важны, чем начальные этапы жизненного цикла информационных систем, связанные с проектированием и разработкой. Стоимость исправления ошибки, допущенной на предыдущем этапе жизненного цикла, примерно в десять раз превышает затраты на ее исправление на текущем этапе. Поскольку проектирование данных следует непосредственно за предпроектным обследованием, очень важно, чтобы эта часть работы над проектом была выполнена максимально качественно.

Существующие модели ЖЦ определяют порядок исполнения этапов в ходе разработки, а также критерии перехода от этапа к этапу. В соответствии с этим наибольшее распространение получили три следующие модели ЖЦ.1. Каскадная модель (в 70 – 80 годы) – предполагает переход на следующий этап после полного окончания работ по предыдущему этапу и характеризуется разделением данных и процессов их обработки.2. Поэтапная модель с промежуточным контролем (в 80 – 85 годы) – итерационная модель разработки с циклами обратной связи между этапами. Преимущество такой модели заключается в том, что межэтапные корректировки обеспечивают меньшую трудоемкость по сравнению с каскадной моделью; с другой стороны, время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки.3. Спиральная модель (в 86 – 90 годы) – делает упор на начальные этапы ЖЦ: анализ требований, проектирование спецификаций, предварительное и детальное проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов. Табл.1-Этапы ЖЦ ИС

Этап Результат
Проведение предпроект-ного обследования Модель бизнес-процессов, формирование требований к будущему проекту
Моделирование структуры системы
Проектирование данных Логическая и физическая модели данных; базы данных либо SQL-скрипт для ее генерации
Разработка приложений, тест-ие, напис-ие док-ции Приложения, готовые к внедрению
Внедрение созданной ИС и обучение пользователей Организационный процесс эксплуатации ИС, наличие у пользователей необходимых знаний и навыков
Эксплуатация и сопровождение Данные, результаты их анализа и обработки
Выведение из эксплуата-ции и утилизация Данные, предназначенные для переноса в новую ИС

4.Современные методологии проект-ия и средства разработки ИС. Автоматиз-нное проектирование ИС с использованием CASE – технологий. Функционально-ориентированный, объектно-ориентированный и процессно -ориентированный подходы. Архитектура, назначение и функциональные возм-ти CASE-системы ARIS.

Проектирование — сложный иерархический процесс, включающий множество взаимосвязанных стадий и этапов. Декомпозиция и иерархичность приводят к необходимости применения множества разнообразных моделей. Математическое моделирование технических объектов занимает центральное место в построении эффективной технологии автоматизированного проектирования. CASE-технология - программный комплекс, автоматизирующий технологический процесс анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных программных систем.
CASE-технология поддерживает коллективную работу над проектом за счет: - использования возможностей локальной сети; - экспорта/импорта любых фрагментов проекта; - организованного управления проектами. Функционально ориентированный подход- описывает первичность проектирования функциональных компонентов по отношению к проектированию структур данных - требования к данным раскрываются через функциональные требования. Объектно-ориентированный подход использует объектную декомпозицию, то есть поведение системы описывается в терминах взаимодействия объектов. группу важнейших понятий объектного подхода составляют инкапсуляция, наследование и полиморфизм. Основным инструментом борьбы со сложностью в объектно-ориентированном подходе является инкапсуляция - сокрытие реализации объектов (их внутренней структуры и деталей реализации методов) с предоставлением вовне только строго определенных интерфейсов. Процессно-ориентированный подход- Процессный подход к управлению предприятием - это стержень (основа) большинства современных подходов к построению систем управления. Внедрение системного подхода позволяет значительно повыс. эффективность деятельности предприятия и его конкурентоспособность. На сегодняшний день в моделировании бизнес-процессов преобладает процессный подход.Его осн.принцип закл-ся в структурировании деят-ти орг-ии в соответствии с ее бизнес-процессами, а не организационно-штатной структурой.

В настоящее время наблюдается тенденция интеграции разнообразных методов моделирования и анализа систем, проявляющаяся в форме создания интегрированных средств моделирования. Одним из таких средств является продукт, носящий название ARIS - Architecture of Integrated Information System, разработанный германской фирмой IDS Scheer. Система ARIS представляет собой комплекс средств анализа и моделирования деятельности предприятия. Ее методическую основу составляет совокупность различных методов моделирования, отражающих разные взгляды на исследуемую систему. ARIS поддерживает четыре типа моделей, отражающих различные аспекты исследуемой системы: 1организационные модели, представляющие структуру системы - иерархию организационных подразделений, должностей и конкретных лиц, связи между ними, а также территориальную привязку структурных подразделений; 2функциональные модели, содержащие иерархию целей, стоящих перед аппаратом управления, с совокупностью деревьев функций, необходимых для достижения поставленных целей; 3информационные модели, отражающие структуру информации, необходимой для реализации всей совокупности функций системы; 4модели управления, представляющие комплексный взгляд на реализацию бизнес-процессов в рамках системы. Для построения перечисленных типов моделей исп-ся как собственные методы моделирова-я ARIS,так и различ. известные методы и языки моделирования-ERM,UML,OMT и др. В процессе моделирования кажд. аспект деят-ти предприятия сначала рассм-ся отдельно, а после детальной проработки всех аспектов строится интегрированная модель, отражающая все связи между разл-ми аспектами.

Методология ARIS. Типы и хар-ка представлений ARIS.Организационное представление ARIS. Модели организационного представления ARIS, их назначения и принципы построения. Основные объекты и связи моделей организационного представления ARIS.

Методология ARIS предполагает определенный подход к формализации информации о деятельности организации и представление ее в виде создаваемые по методологии ARIS, отражают существующую ситуацию с той или иной степенью приближенности. ARIS расшифровывается как Архитектура Интегрированных Информационных Систем, так как ARIS архитектурно устроена как множество различных методов (от описания бизнес – процессов до реализации прикладных систем, автоматизирующих выполнение этих бизнес – процессов). Методологии описывает подходы и последовательность шагов, позволяющих создавать высокоэффективные системы, помогает охватить и учесть все важные этапы разработки.

Методология ARIS реализует принципы структурного анализа и позволяет определить и отразить в моделях основные компоненты организации, протекающие процессы, производимую и потребляемую продукцию, используемую информацию, а так же выявить взаимосвязи между ними. При построении моделей методология ARIS требует соблюдения определенных принципов. К ним относятся: - корректность модели;- релевантность (следует моделировать только те фрагменты реальной системы, которые соответствуют назначению системы, то есть модель не должна содержать избыточной информации);- соизмеримость затрат и выгод;- прозрачность, то есть понятность и удобство использования модели;- сравнимость моделей;- иерархичность;- систематизация структуры, что предполагает в качестве обязательного условия возможность интеграции моделей различных типов.

Под моделью понимается совокупность объектов, объединенных друг с другом различными связями, и ряда вспомогательных элементов. Модели ARIS могут быть использованы для анализа и выработки различного рода решений по реорганизации деятельности предприятия, в том числе по внедрению информационной системы управления, разработке систем менеджмента качества. ARIS поддерживает четыре типа моделей: 1) организационные модели, представляющие структуру системы - иерархию организационных подразделений, должностей и конкретных лиц, многообразие связей между ними, а также территориальную привязку структурных подразделений; 2) функциональные модели, содержащие иерархию целей, стоящих перед аппаратом управления, с совокупностью деревьев функций, необходимых для достижения поставленных целей; 3) информационные модели, отражающие структуру информации, необходимой для реализации всей совокупности функций системы; 4) модели управления, представляющие комплексный взгляд на реализацию деловых процессов в рамках системы.

В ARIS Toolset используется трехфазовая модель жизненного цикла, т.е. каждый из перечисленных аспектов имеет три уровня представления: Уровень определения требований -разрабатываются модели, описывающие то, что должна делать система. Уровень проектной спецификации - соответствует концепции информационной системы, определяющей основные пути реализации предъявленных на втором этапе требований. Уровень описания реализации. На данном этапе происходит преобразование спецификации в физическое описание конкретных программных и технических средств. Это заключительный этап проектирования систем, за которым следует этап программирования. Организационная структура наиболее легко поддается моделированию. Организационная структура включает правила, позволяющие произвести структурирование подразделений компании. Структура, ориентированная на распределение функций между исполнителями, в архитектуре ARIS представляется с помощью моделей управления. Анализ организационной структуры должен проводиться с целью выявления:•обоснованного количества уровней иерархии;•наличия более чем 5-6 подчиненных подразделений у одного руководителя;•наличия малого количества подчиненных у одного руководителя;•подчинения одних и тех же звеньев (сотрудников) различным руководителям. Организационная схема описывает организационные единицы разного уровня и их взаимосвязи. Моделирование организационной структуры — стартовая точка в создании топологии компьютерной прикладной системы, которая будет поддерживать организационную структуру наиболее оптимальным образом. Соединения сети и сетевые узлы, расположенные в определенных местах компании, являются главными элементами топологии сети прикладной системы. Организационная схема содержит 20 различных объектов. Модель строится иерархически, от верхнего уровня структуры к нижнему. В модель верхнего уровня включаются самостоятельные подразделения, входящие в структуру организации. Каждое из них детализируется на более низкие уровни — уровни структурных подразделений. Каждое структурное подразделение детализируется на структурные подразделения в его составе. Низшим уровнем является описание подразделений на уровне должностей.

Моделирование функциональной структуры СУ. Модели функционального представления ARIS, их назначение и принципы построения. Основные объекты и связи моделей функционального представления ARIS.

Функция – это предметно-ориентированное задание или действие, выполняемое над объектом, в результате которых достигается одна или несколько целей, стоящих перед компанией. етоды моделирования описывают функции, используя также объекты, относящиеся к другим типам моделей ARIS. В ARIS используется диаграмма «Дерево функций», посредством которой функции могут быть описаны с различными уровнями детализации. При этом функции представляются не обязательно в хронологическом порядке.

Возможные виды связей между функциями в модели «Дерево функций»

Is execution-oriented superior Подчиняется по способу выполнения
Is object-oriented superior Подчиняется по объекту
Is process-oriented superior Подчиняется по процессу

На самом верхнем уровне описываются наиболее сложные функции, представляющие собой отдельный бизнес-процесс или процедуру. Детализация функций образует иерархическую структуру их описаний. Для более содержательного позиционирования отдельного уровня иерархии в общей структуре функций наряду с понятием «функция» могут быть использованы также другие термины: транзакция; процесс; подфункция; базовая функция (операция). Разделение функций на элементы может происходить на нескольких иерархических уровнях. Базовые функции представляют самый нижний уровень в семантическом дереве функций. Базовая функция — это функция, которая уже не может быть разделена на составные элементы с целью анализа бизнес-процесса. Функции объединяются в функциональное дерево в соответствии с различными критериями. Наиболее часто для этих целей используются такие критерии:• объектно-ориентированный — обработка одного и того же объекта; • процессно-ориентированный — принадлежность одному и тому же процессу; • операционно-ориентированный — выполнение одинаковых операций.

Если дерево функций используется в рамках моделирования бизнес – процесса, предпочтительнее применять метод, позволяющий построить процессно – ориентированное дерево. В отличие от объектно-ориентированного разбиения при процессно-ориентированной детализации критерием служат операции, которые выполняются над различными объектами (заказ клиента, платежеспособность) в рамках одного бизнес-процесса.При операционно – ориентированном подходе функция верхнего уровня декомпозируется на подфункции, каждая их которых выполняет ту же операцию, но с различными объектами. Функции могут принадлежать различным процессам и привлекаться к обработке различных объектов. Однако выполняемый ими тип операции над отдельными объектами всегда один и тот же. Способ представления функций в виде дерева позволяет уменьшить степень сложности и является статичным описанием функции.

Моделирование информационной структуры СУ. Модели представления данных ARIS, их назначение. Принципы построения концептуальной модели данных. Базовая и расширенная ER-модель. Моделирование логической и физической организации данных ИС.

Формулировка требований в рамках модели данных включает описание семантической модели данных в рассматриваемой предметной области. В соответствии с принципом разделения ARIS это описание содержит как объекты, специфицирующие начальное и конечное события в цепочке процесса, так и описание состояний инфраструктуры, связанной с процессом. При сравнении методов моделирования функций и данных к последним предъявляются особые требования с точки зрения применяемого метода. В функциональной модели единственный рассматриваемый объект – это функция. В терминах взаимосвязей между функциями описываются только отношения старшинства и подчиненности. Модель сущность-отношение (ERM) Чена является наиболее широко распространенным методом создания семантических моделей. Этот метод моделирования оперирует такими терминами, как тип сущности, атрибут и т.д.Многочисленные взаимосвязи между этими объектами значительно сложнее классификации по сравнению с функциональным моделированием. Базовая модель ERM. В исходной модели Чена различаются такие понятия, как сущность, атрибут и отношение. В общем случае уровень типа может отличаться от уровня экземпляра. Сущности более точно могут быть описаны с помощью определенных атрибутов (свойств). Типы сущностей отображаются в модели ERM в виде прямоугольников. Экземпляры атрибутов – это фактические значения атрибутов, присвоенные отдельным сущностям. Атрибуты обычно изображаются эллипсами или окружностями. Если в модели ERM создается атрибут, и предполагается, что он будет в дальнейшем описан другими атрибутами, то атрибут становится типом сущности. Другой важный критерий при определении сущности – будет ли рассматриваемый объект взаимосвязан с другими типами сущностей или нет. Если такая связь предполагается, то этот объект также является типом сущности.

Отношение – это логическая связь между сущностями. Различаются четыре типа отношений: отношение 1:1, отношение 1:n, отношение n:1,отношение n:m. Модель Чена была значительно расширена. Модель eERM — расширенная модель «сущность - отношение» как раз и представляет собой расширение классической модели Чена. Вместо ее полного названия часто используется аббревиатура eERM. Модель данных eERM используется для создания информационных моделей, отражающих структуру информации, которая обрабатывается в бизнес – процессах организации. Тип сущности используется для представления материальных и нематериальных типов объектов. Тип отношений необходим для представления устойчивых типов отношений между типами объектов при моделировании.

Кластер является совокупностью некоторого количества связанных типов сущностей и предназначен для представления сложных объектов, а также для указания структуры информации, изменение которой фиксируется в событии. Объект обобщение предназначен для указания операции обобщения/специализации некоторых типов объектов. Обобщаемый тип сущности присоединяется к вершине треугольника, обобщающие/специализирующие типы сущностей присоединяются к основанию треугольника. Описательный атрибут предназначен для описания свойств моделируемых объектов. Ключевой атрибут служит для указания свойства объекта, значение которого однозначно определяет экземпляр типа объекта реального мира. Ключевые атрибуты могут быть только у сущностей. Связи не могут иметь ключевых атрибутов. Ключевой атрибут может быть простым или составным. Простой атрибут состоит из одного атрибута. Составной состоит из нескольких атрибутов, т. е. только совокупность значений этих атрибутов однозначно определяет экземпляр типа объекта реального мира. ARIS не имеет средств для поддержки составного идентификатора. ERM-домен используется для указания множества значений атрибута, т.е. его области значений. С помощью одного домена могут быть определены несколько атрибутов. Группа типов атрибутов предназначена для группировки атрибутов по некоторому признаку. Объект перечисление применяется для указания значения атрибута, когда область его значений не соответствует наименованию атрибута, например, для уточнения смысла таких атрибутов, как характер, тип производства, тип руководства.

Опираясь на ряд различных подходов к расширению модели «сущность-отношение», можно выделить четыре основных оператора проектирования: классификацию, обобщение, агрегацию и группировку.

Операторы проектирования обеспечивают формальную поддержку процесса создания модели данных. Их применение гарантирует систематический подход и дает возможность тому, кто знает существующую структуру данных, понять суть процесса проектирования. Анализ условий выполнения бизнес-процессов с точки зрения их структур данных помогает разработчикам структурировать известные условия, базируясь на новом представлении, а также создавать новые отношения, не рассматривавшиеся до сих пор.При помощи классификации объекты (сущности) одного и того же типа идентифицируются и ассоциируются в соответствии с некоторым признаком (типом сущностей). Один объект идентичен другому, если он описан теми же свойствами (атрибутами).Связи объектов в модели eERM: Принадлежит, Определяет, Дифференцируется в зависимости от, Имеет, Имеет связь с, Является группой типов атрибутов для, Описывает, Является первичным ключом для, Является подтипом, Является супертипом.

В модели eERM используется расширенное понятие мощности отношений.

Концептуальная модель наиболее полно отвечает потребностям проектирования баз знаний и построена на ряде принципов. Есть две большие области понятий в концептуальной модели. Обе они построены по принципу иерархического дерева. Первая область – это дерево типов данных, вторая – дерево данных. Дерево типов описывает структуру данных дерева данных, поэтому без дерева типов нет никакой логической целостности дерева данных. Основные понятия необходимые, для построения концептуальной модели используя терминологию объектно-ориентированного анализа Shlaer - Mellor:

1. Понятие объекта 2. Понятие атрибута 3. Представление Объекта 4. Понятие связи. Связь. Cуществуют два уровня представления и моделирования - логический и физический. Логический уровень означает прямое отображение фактов из реальной жизни. Например, люди, столы, отделы, собаки и компьютеры являются реальными объектами. На логическом уровне не рассматривается использование конкретной СУБД, не определяются типы данных (например, целое или вещественное число) и не определяются индексы для таблиц. Имена объектов и типы данных, индексы составляют второй (физический) уровень модели. Если в логической модели не имеет значения, какой конкретно тип данных имеет атрибут, то в физической модели важно описать всю информацию о конкретных физических объектах — таблицах, колонках, индексах, процедурах и т.д.

Моделирование процессов СУ. Понятие процесса. Основные модели процессного представления ARIS, их назначение и принципы построения. Иерархия моделей процессов. Модели процессов добавленной ст-сти. Событийные модели процессов и их разновидности. Модели окружения ф-й.

Бизнес процессы – это последовательность действий, направленная на достижение какого то результата. Результат может быть неоднозначный, различный. Бизнес – процессы бывают 3-х видов: 1)Основные – те, результатом которых является продукт либо услуга (это производственные процессы); 2) Вспомогательные – те процессы, которые обеспечивают основной процесс, например бухгалтерские или финансовые;3) Управляющие – по управлению проектами

Событийная цепочка процесса (диаграмма eEPC). Модель предназначена для детального описания процессов, выполняемых в рамках одного подразделения, несколькими подразделениями или конкретными сотрудниками. Она позволяет выявлять взаимосвязи между организационной и функциональной моделями. Модель eEPC отражает последовательность функциональных шагов в рамках одного бизнес – процесса, которые выполняются организационными единицами, а также ограничения по времени, налагаемые на отдельные функции. Для каждой функции могут быть определены начальное и конечное события, ответственные исполнители, материальные и документарные потоки, сопровождающие модель, а также проведена декомпозиция на более низкие уровни (подфункции и т.д.). Модель eEPC является наиболее информативной и удобной при описании деятельности подразделений организации.

Процедурная последовательность функций в рамках бизнес-процессов отображается в виде цепочки процесса, где для каждой функции могут быть определены начальное и конечное события. Событие — это состояние, которое является существенным для целей управления бизнесом и которое оказывает влияние или контролирует дальнейшее развитие одного или более бизнес-процессов.События активизируют функции. Они могут быть также результатом выполнения функции. В отличии от функций, которые имеют некоторую продолжительность, события происходят мгновенно. Описание события должно содержать не только информационный объект, но и описание изменения состояния («получен»). События переключают функции и могут быть результатом выполнения функции. Упорядочивание комбинации событий и функций в последовательность позволяет создать событийные цепочки процессов. С помощью этих диаграмм процедуры бизнес-процесса представляются как логические последовательности событий/функций. Одно событие может инициировать выполнение одновременно нескольких функций, и наоборот, функция может быть результатом наступления нескольких событий. Эти ветвления и циклы обработки отображаются на диаграмме еЕРС с помощью соединителей в виде небольшого кружка. Однако эти соединители не только отображают графические связи между элементами модели, но и определяют логические связи между объектами. Модель еЕРС имеет ряд разновидностей: в виде столбцов и строк, в виде таблиц, с потоком материалов.

Модель цепочки добавленной стоимости (Value Added Chain Diagram) -В общем виде цепочка добавленной стоимости — это согласованный набор видов деятельности, создающих ценность, начиная от исходных источников сырья вплоть до готовой продукции (услуги), доставленной конечному пользователю. Модель цепочки добавленной стоимости описывает совокупность бизнес-процессов, непосредственно участвующих в формировании величины добавленной стоимости предприятия. Основным типом объекта, используемым в цепочке добавленной стоимости, является функция. Функция — это задача, операция или действие, которое выполняется над объектом для достижения одной или нескольких целей. Функция может быть описана с различным уровнем детализации, т.е. комплексная функция может быть разделена на подфункции.

Представление процесса в нотации модели цепочки добавленной стоимости в среде ARIS подчиняется следующим правилам:

· функции могут размещаться в функциональной последовательности в соответствии с добавлением стоимости;

· между функциями могут устанавливаться связи/отношения;

· функции могут быть разделены на подфункции

Первый уровень состоит из одной функции, представляющей собой собственно название бизнес-процесса. Второй уровень цепочки добавленной стоимости, состоящий, в соответствии с концепцией контроллинга, из трех связанных функциональных действий, является уровнем текущего выполнения и оперативного управления бизнес-процесса «Осуществлять сбыт». Третий уровень образуют функции, входящие в текущую сбытовую деятельность.

Модель цепочки добавленной стоимости целесообразно использовать также для описания основных бизнес-процессов предприятия и размещения их в определенной последовательности. На более низких уровнях детализации можно представить элементы каждого бизнес-процесса в виде другой диаграммы цепочки добавленной стоимости. Отдельно от структуры процессов в ARIS Toolset можно описать организационные элементы и потоки данных.

Детальное рассмотрение функций, определенных в цепочке добавленной стоимости бизнес-процесса. Наиболее часто применяемым типом моделей представления процессных цепочек в ARIS Toolset является расширенная событийно-ориентированная модель (eEPC, extended Event Driven Process Chain).

Модель окружения функций (Function Allocation Diagram, FAD). Если бизнес-процесс достаточно прост или необходимо представить статические связи между функциями и элементами, целесообразно использовать не сложную eEPC-модель, а модель описания функций. Функция является основным объектом в модели описания функций. В данных моделях определяются статические связи/отношения между функциями и элементами организационной структуры, оборудованием и материалами, а также информационными объектами, элементами представления данных — документами, базами данных, классификаторами и др.

9. Документальные и фактографические БД. Проектирование фактографических БД. Принципы и особенности проектирования интегрированных ИС. Методы проектирования, концептуальное, логическое и физическое проектирование ИС. Состав, содержание и принципы организации информационного обеспечения ИС

Технология БД Последние три десятилетия в области разработки информационных систем сформировалась новая информационная технология- технология БД. Эта технология включает в себя методы, средства, способы и практические рекомендации применения БД в качестве основного компонента в различных информационных системах (ИС). Существуют разновидности информационных систем, использующие технологию БД: документальные (ДС) и фактографические (ФС).

Документальные системы предназначены для работы с документами на естественном языке: книги, тезисы, статьи... Наиболее распространенным видом ДС является информационно -поисковые системы (ИПС), которые предназначены для накопления и поиска по различным критериям документов.

Характерной особенностью фактографических систем является то, что они работают не с текстом, а с фактическими сведениями, которые представлены в виде записей. ФС, созданные средствами технологий БД. Основные компоненты ФС – это сами БД и системы управления БД.На базе ФС создаются справочники, системы анализа и управления предприятиями, бухгалтерские системы.Проект базы данных надо начинать с анализа информационных потоков и документооборота, т.е. информационных объектов предметной области, функций по их обработке, связей между ними и выявления требований к ней отдельных пользователей (сотрудников организации, для которых создается база данных).

Основные этапы проектирования БД:1.Инфологическое проектирование.2.Логическое проектирование и выбор инструментальных средств СУБД.

Принципы и особенности проектирования интегрированных ИС В качестве интегрированных систем рассматриваются системы, при создании которых реализован принцип нисходящего проектирования систем, выполняющих взаимосвязанные функции компонентов, которые в результате взаимодействия обеспечивают достижение целей. Интегрированная ис отличается прежде всего методикой построения, обеспечивающей согласованное достижение целей, каждая из которых не может быть достигнута за счет локального использования отдельных видов ис.требует регулярного осуществления следующего комплекса работ:

определения целей интегрированной системы, выделения локальных объектов управления, установления структуры целей и задач объекта управления, выявления и анализа существенных внешних и внутренних связей, установления способа функционирования объекта и выделенных частей в динамике, определения способов комплексирования задач управления, определения направлений интеграции системы управления, внедрения локальных систем и достижения локальных целей, перехода к совместному функционированию локальных частей системы.

При разработке ИС необходимо рассматривать в единстве человека, машину, информацию, чтобы, с одной стороны, подготовить управленческому персоналу с помощью ЭВМ необходимую информацию для качественного принятия решений, а с другой стороны — ограничить потоки не относящихся к делу излишне детализированных сведений. Чтобы результаты машинной обработки информации могли эффективно влиять на производственный процесс, необходимо получать их к определенному сроку. Состав, количество нужной информации и время ее обработки являются критическими факторами при разработке интегрированных систем управления.На этапе создания концептуальной модели для описания бизнес-деятельности используются модели бизнес-прецедентов и диаграммы видов деятельности, для описания бизнес-объектов – модели бизнес-объектов и диаграммы последовательностей.На этапе создания логической модели ИС описание требований к системе задается в виде модели и описания системных прецедентов, а предварительное проектирование осуществляется с использованием диаграмм классов, диаграмм последовательностей и диаграмм состояний.На этапе создания физической модели детальное проектирование выполняется с использованием диаграмм классов, диаграмм компонентов, диаграмм развертывания.

Информационное обеспечение ИС является средством для решения следующих задач:

однозначного и экономичного представления информации в системе (на основе кодирования объектов);

организации процедур анализа и обработки информации с учетом характера связей между объектами (на основе классификации объектов);

организации взаимодействия пользователей с системой (на основе экранных форм ввода-вывода данных);

обеспечения эффективного использования информации в контуре управления деятельностью объекта автоматизации (на основе унифицированной системы документации).

Информационное обеспечение ИС включает два комплекса: внемашинное информационное обеспечение (классификаторы технико-экономической информации, документы, методические инструктивные материалы) и внутримашинное информационное обеспечение (макеты/экранные формы для ввода первичных данных в ЭВМ или вывода результатной информации, структуры информационной базы: входных, выходных файлов, базы данных). К информационному обеспечению предъявляются следующие общие требования:

информационное обеспечение должно быть достаточным для поддержания всех автоматизируемых функций объекта;

для кодирования информации должны использоваться принятые у заказчика классификаторы;

для кодирования входной и выходной информации, которая используется на высшем уровне управления, должны быть использованы классификаторы этого уровня;

должна быть обеспечена совместимость с информационным обеспечением систем, взаимодействующих с разрабатываемой системой;

формы документов должны отвечать требованиям корпоративных стандартов заказчика (или унифицированной системы документации);

структура документов и экранных форм должна соответствовать характеристиками терминалов на рабочих местах конечных пользователей;

графики формирования и содержание информационных сообщений, а также используемые аббревиатуры должны быть общеприняты в этой предметной области и согласованы с заказчиком;

в ИС должны быть предусмотрены средства контроля входной и результатной информации, обновления данных в информационных массивах, контроля целостности информационной базы, защиты от несанкционированного доступа.

Информационное обеспечение ИС можно определить как совокупность единой системы классификации, унифицированной системы документации и информационной базы.

10. Основы управления проектами по созданию ИС. Понятие проекта. Участники проекта. Жизненный цикл проекта. Основные процессы этапов ЖЦ проекта. Составление графика выполнения работ. Графики Ганта. Метод критического пути. Метод PERT-Time. Примеры систем управления проектами.

Проект — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени (обычно длительностью менее трёх лет), направленная на достижение определённого результата, создание определённого, уникального продукта или услуги.

Термин проект происходит от латинского слова projectus, что в переводе означает «брошенный вперед».

Жизненный цикл проекта (англ. Project Life Cycle) — последовательность фаз проекта, задаваемая исходя из потребностей управления проектом.

Жизненный цикл проекта имеет 5 фаз: Инициация (англ. Initiating);Планирование (англ. Planning);Выполнение (англ. Executing);Контроль и мониторинг (англ. Controlling and Monitoring);Завершение (англ. Closing).

Моделирование жизненного цикла проекта по принципу «водопада»

При моделировании по принципу «водопада» работа над проектом движется линейно через ряд фаз, таких как: анализ требований (исследование среды);проектирование; разработка и реализация подпроектов; проверка подпроектов; проверка проекта в целом.

Недостатками такого подхода являются накопление возможных на ранних этапах ошибок к моменту окончания проекта и, как следствие, возрастание риска провала проекта, увеличение стоимости проекта.

Моделирование жизненного цикла проекта по итеративной модели Итеративный подход (англ. iteration — повторение) — выполнение работ паралельно с непрерывным анализом полученных результатов и корректировкой предыдущих этапов работы. Проект при этом подходе в каждой фазе развития проходит повторяющийся цикл: Планирование — Реализация — Проверка — Оценка (англ. plan-do-check-act cycle).

Преимущества итеративного подхода: снижение воздействия серьезных рисков на ранних стадиях проекта; организация эффективной обратной связи проектной команды с потребителем и создание продукта, реально отвечающего его потребностям; акцент усилий на наиболее важные и критичные направления проекта; непрерывное итеративное тестирование, позволяющее оценить успешность всего проекта в целом;

раннее обнаружение конфликтов между требованиями, моделями и реализацией проекта; более равномерная загрузка участников проекта; эффективное использование накопленного опыта; реальная оценка текущего состояния проекта и, как следствие, большая уверенность заказчиков и непосредственных участников вего успешном завершении.

Пример реализации итеративного подхода — методология разработки программного обеспечения, созданная компанией Rational Software.

Участники проекта: Для целенаправленного выполнения проекта должен быть выполнен ряд работ, различных как по своему назначению, так и по квалификационным требованиям, предъявляемым к разработчикам. Иными словами, в ходе развития проекта командой разработчиков выполняются те или иные функции. Функции, выполняемые разработчиками в проекте, подразделяются на организационные и производственные. Первые создают условия для выполнения проектных заданий, вторые непосредственно связаны с этими заданиями. Понятно, что как состав, так и значимость ролей разработчиков и тех, кто с ними связан, различаются в зависимости от выполняемого проекта, от коллектива исполнителей, принятой технологии, от других факторов.

Руководство коллективом разработчиков — постоянная задача менеджера.

своей победе без административных воздействий. По сути, такая борьба должна рассматриваться в рамках мер по смене лидера команды. И наиболее трудной она оказывается тогда, когда противодействующий лидер выполняет одну из ключевых ролей в проекте.

Из сказанного выше ясно, что лидера команды нельзя назначить, что его не так просто заменить, что вернее всего с самого начала распознавать лидерство и выстраивать отношения сотрудничества с ним и далее через него со всей командой. Вот почему, приступая к проекту, менеджер должен самым тщательным образом отнестись к задаче определения ключевых ролей в проекте и к назначению их исполнителей.

Следующий перечень ключевых ролей характеризует наиболее типичные ситуации для программных проектов: архитектор проекта; проектировщики подсистем; руководители команд разработки подсистем; специалист по пользовательскому интерфейсу; эксперт предметной области Составление графика выполнения работ:

Производственные функции и исполнители. Процесс развития программного проекта можно рассматривать как одну большую производственную функцию, выполнение которой приводит проект от замысла к программному продукту и далее, от поставки изделия потребителям до завершения его эксплуатации. Для такой производственной функции естественно говорить об обобщенном исполнителе, объединяющем всех реальных действующих лиц, выполняющих проект, а также об обобщенном пользователе, который применяет получаемые в ходе развития проекта результаты в своей деятельности. Для продуктивного рассмотрения указанную производственную функцию нужно уметь разбивать на части.

График Ганта Диаграмма Гантта— это базовая координата времени, указывающая продолжительность всего проекта, а также начало и конец каждой работы. Это инструмент, который обеспечивает хронологические данные по каждой задаче и графически отображает предполагаемое расписание работ над проектом с помощью линейного графика. Последний может иметь размерность в днях, неделях, месяцах и даже годах, в зависимости от потребностей пользователя

Диаграмма Ганта представляет собой прямоугольник: слева направо равномерно отсчитываются периоды времени (недели, месяцы), сверху вниз перечисляются работы, причем каждая работа представляется в виде отрезка, начало и конец которого размещаются в соответствующем периоде.

На диаграмме Ганта принято над каждым отрезком работы указывать, сколько сотрудников принимает участие в этой работе (в сетевом графике это возможно, но не очень удобно, поскольку надо указывать еще и длительность работы). Опять-таки, начальники любят смотреть, сколько сотрудников занято в каждой неделе, что легко увидеть как раз на диаграмме Ганта.

Метод Критического пути Метод критического пути (СРМ — critical path method) — это широко используемый метод, основанный на применении сетевых графиков. СРМ предусматривает оценку времени завершения каждой из работ по проекту и построение сетевой структуры-графика, определяющей последовательность выполнения задач. Использование такого графика помогает разбить работы или проекты на фрагменты. Эта возможность раздробить работу на мелкие, более четкие фрагменты позволяет плановику сконцентрироваться последовательно на одном из элементов системы. При использовании СРМ для разработки плана необходимо ввести в компьютер описание каждого вида работ, которые необходимо выполнить, предполагаемую продолжительность, соотношение одной работы с другими, потребность в рабочей силе для выполнения каждой работы и количество дней, отведенных на выполнение всех задач. Используя СРМ, менеджер может получить графические или текстовые отчеты, содержащие набор вариантов и сделать выбор. Другие важные области, которые можно проанализировать с использованием СРМ, включает в себя определение стоимости проекта, прогнозирование даты его завершения и сопоставление реальных данных с планом.

Процесс является критическим, если он не имеет "зазора" для времени своего начала и завершения. Таким образом, чтобы весь проект завершился без задержек, необходимо, чтобы все критические процессы начинались и заканчивались в строго определенное время. Для некритического процесса возможен некоторый "дрейф" времени его начала, но в определенных границах, когда время его начала не влияет на длительность выполнения всего проекта. Критические процессы должны образовывать непрерывный путь через всю сеть от начального события до конечного.

Pert-time Графики PERT похожи по своей конфигурации на СРМ, однако для каждой работы устанавливается три разных срока выполнения. Эти сроки, которые могут быть достигнуты в лучшем случае (минимально необходимое время), в худшем случае (максимально необходимое время) и в наиболее вероятном случае (ожидаемое необходимое время для осуществления задачи). Некоторые программные продукты на базе PERT можно также использовать для моделирования различных сценариев типа “а что, если?”. Таким образом, PERT — это в основном методология планирования и составления расписаний выполнения работ, дающая менеджеру возможность графически соотносить различные задачи или типы работ, из которых состоит данный проект.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | Возможные условия туристской дестинации

Date: 2015-07-17; view: 1334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию