Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Манипулирование общественным мнением





Условия и методы формирования общественного мнения.

Установки и стереотипы массового сознания.

Способы воздействия на общественное мнение.

Манипулирование общественным мнением.

1. Управление процессом общественного мнения предполагает знание того, как возникает данное явление, при каких условиях и под влиянием каких факторов оно складывается, какие этапы проходит в процессе своего становления и т.д.

Объективные условия формирования общественного мнения можно разбить на несколько групп:

· экономические

· социальные

· политические

Важнейшим экономическим условием выступает реальная экономическая ситуация в стране:

· материальное положение людей

· уровень и качество жизни

· способ распределения материальных благ

· содержание и организация труда

· механизм его стимулирования

Большое влияние на формирование общественного мнения в современном российском обществе оказывают еще не завершившиеся процессы реформирования российской экономики, акционирования предприятий, инфляционные процессы и многое другое.

Всеобщими социальными условиями формирования общественного мнения являются, прежде всего, изменения социальной структуры современного российского общества. Социальной базой действенного и компетентного общественного мнения всегда выступал мощный средний класс. Задержка формирования такого слоя в России обуславливает неустойчивость и неопределенность общественного мнения в нашей стране. Среди других социальных условий следует назвать уровень образования большинства населения, степень социальной защищенности, состояние культурных и духовных потребностей, характер удовлетворения основных социальных потребностей людей.

Всеобщие политические условия – это свобода слова, печати, право на создание общественных объединений, партий, движений. Существенную роль играет степень объективности и полнота распространяемой в обществе информации. Нормальное функционирование общественного мнения предполагает наличие каналов его выражения: представительная власть, прямое участие в законотворческой деятельности, СМИ.

Формирование общественного мнения опирается на использование различных методов:

1. Внушение – это форма общения, при которой подвергаемый воздействию объект пассивно, непроизвольно и непосредственно, без обдумывания и колебания усваивает идеи. Он выполняет предложенные действия без борьбы мотивов, без критического осмысления, безусловно воспринимая словесный, зрительный или символический стимул. Эффект внушения зависит от степени доверия, от повторного состояния сенсорной депривации, при эмоциональном сдвиге.

В процессе формирования общественного мнения внушение необходимо использовать в сочетании с убеждением. Кроме того, внушение является необходимым элементом заражения.

2. Заражение – основано на доминировании эмоционального компонента. Заражение обычно возникает под влиянием личного примера, скажем, командира, учителя, политического лидера. Особенно значима роль заражения в возникновении «психических эпидемий» среди больших масс людей (паника, вандализм толпы и т.п.)

3. Подражание – как следование примеру, образцу может быть как произвольным, так и непроизвольным. Подражание является одним из важнейших механизмов социализации, формирования моральных и поведенческих норм.

4. Особое значение принадлежит убеждению. Убеждение – это влияние особых фактов индивидуального, группового и общественного сознания, возникающих на базе некоторых идей, представляющих определенное отношение человека к социальной действительности. Убеждение зависит от содержания предлагаемой человеку информации.

Каждый метод имеет свое значение в процессе формирования общественного мнения. Для того чтобы работа по формированию общественного мнения имела максимальный эффект, необходимо соблюдение следующих требований:

· Точное определение социального слоя населения, на который нужно воздействовать, его демографические, социально-психологические признаки.

· Определение проблематики, выносимой на обсуждение, ее актуальности, учет свойств и характеристик СМК.

· Наличие отлаженного механизма общественных дискуссий, борьбы суждений и мнений, уважения к мнению меньшинства.

· Существование постоянно действующей системы фиксации и изучения общественного мнения в лице государственных, коммерческих и научных центров.

· Наличие надежных правовых гарантий, дающих возможность общественному мнению осуществлять директивную и контролирующую функции.

Таким образом, формирование общественного мнения напрямую зависит от следующих факторов: во-первых, от знания аудитории, с которой работают СМК; во-вторых, от учета объективных условий макро- и микросоциального уровня, способствующих формированию общественного мнения; в-третьих, от правильного выбора методов воздействия на общественность.

2. Значение СМИ для формирования общественного мнения было выявлено в ХХ в. У.Липманом, который считал общественное мнение продуктом целенаправленного информационного воздействия. В качестве исходного пункта анализа общественного мнения он использовал понятие «стереотип». Сам У. Липман определял стереотип как упрощенное, заранее принятое представление о мире, его феноменах и процессах, не вытекающее из собственного опыта. В более широком смысле под стереотипом понимают традиционный, привычный канон мысли, восприятия и поведения. Автор подчеркивал образность стереотипов, называя их «картинками
в голове».

Липман выделил достаточно четкие признаки этого феномена:

1. Стереотип возникает на основе определенного восприятия объекта. Мы представляем мир так, как нам его представляют.

2. Стереотип способствует трансляции традиций и привычек.

3. Они оказывают воздействие на формирование нового эмпирического опыта.

4. Стереотип несет в себе оценочный элемент, представляет собой определенное эмоциональное отношение.

5. Оценочный элемент стереотипа социально детерминирован, ибо всегда связан с групповыми ценностями, нормами.

6. Стереотип отличается устойчивостью.

7. Стереотипы функциональны. Они способствуют становлению социально-психологического единства группы.

Еще шире в СМИ используется образ другого типа – имидж. Главное отличие имиджа от стереотипа заключается в противоположности их функций. Задача стереотипа – дать представление о целой категории однородных явлений, он абстрактен. Имидж – это конкретный образ товара или явления. Стереотип в какой-то мере опирается на реальность, а имидж создается при помощи ассоциаций. Имидж гибче и подвижнее стереотипа, ему приходится оперативно реагировать на меняющуюся социальную, экономическую и политическую ситуацию. В создании имиджа большую роль играет воображение. С помощью манипуляции стереотипами и имиджами можно успешно изменять общественное мнение.

В современных условиях формирования информационного общества большую роль в стереотипизации личности и социума играют средства массовой информации, которые активно влияют не только на отдельного человека, но и на массовое сознание. Основным критерием выделения массового сознания в качестве автономного духовного образования является степень распространения идей, обычаев, верований, чувств, традиций, привычек, представлений в обществе. Так, создатели рекламы утверждают, что «люди курят не сигареты, а их образ», «женщины покупают не косметику, а желание быть красивой» и т.д. Реклама в печати, на радио, телевидении давно уже стала инструментом пропагандистского воздействия, частью идеологического наступления на массы, средством формирования ложных представлений о жизни.

Помимо стереотипов в социологии массовой коммуникации широко используется иное понятие – установка. Установка рассматривается общепсихологически – готовность сознания к определенной реакции, бессознательный феномен. Существует понятие установка и аттитюдсоциальная установка. Большинство установок приобретается человеком в готовом виде из социального опыта и культуры. Общественное сознание крайне редко стремится выработать отношение к социальным явлениям и процессам. Оно предпочитает получать его в готовом виде из СМИ. В современном социокультурном пространстве особенно прочное положение в массовом сознании занимают расовые, этнические и конфессиональные установки. Так, люди, обладающие негативной установкой по отношению к представителям других национальностей, возможно, никогда не участвовали в реальных конфликтах с их представителями, однако видели по телевизору, читали или слышали от знакомых соответствующую информацию. Это позволяет некоторым не очень чистоплотным политикам при необходимости актуализировать указанные установки в конкретных политических целях, например, для получения массовой поддержки на выборах. В данном случае речь идет о групповых или массовых установках. Следует подчеркнуть, что часто в результате воздействия «субъективно окрашенной» информации формируются установки, которые используются СМИ с целью создания стереотипов как поведения людей, так и оценок различных политических и социальных событий. Понятие аттитюда было определено как психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта, или как состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности.

Аттитюд понимался всеми как определенное организованное на основе предшествующего опыта состояние сознания, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение и выражающее готовность к реакции. Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

Функции аттитюдов:

1. Приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.

2. Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.

3. Функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.

4. Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Через усвоение установок происходит социализация. Выделяют:

1. Базовые – система убеждений (ядро личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.

2. Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.

Установочная система – это система базовых и периферийных установок. Она индивидуальна для каждого человека. В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки:

1. Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).

2. Эмоциональный компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.

3. Поведенческий компонент – последовательность поведения по отношению к объекту установки.

Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию. А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию.

Важным компонентом социальной установки является предрассудок. (Предрассудокставший привычным ложный, суеверный взгляд на что-либо). Он отличается от стереотипа лишь тем, что имеет дело не с устаревшими (когда-то существовавшими), а с явлениями несуществующими, нереальными, мифическими, искаженными. Как правило, в структуре предрассудка эмоционально-оценочный компонент выдвигается на первый план и активно используется аудиторией, воспринимающей теле- и радиопередачи, читающей статьи. По нашему мнению, предрассудок самый опасный вид социальной установки. Ведь для того, чтобы его развенчать и отличить от безобидного иногда стереотипа, потребуется доказать, что речь идет о явлении или объекте, которого никогда не существовало или о его наличии в данном контексте сильно преувеличено. Сила СМИ заключается в том, что они способны как культивировать указанные виды социальных установок, так и бороться с ними. С помощью СМИ в сознании россиян постепенно расшатывается предрассудок под названием «Все русские – пьяницы». Благодаря телевизионным сюжетам из других стран и интернет-форумам, мы уже точно знаем, что и французы, и англичане, и немцы способны увлекаться спиртными напитками ничуть не меньше, чем русские.

Практика показала, что человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со своим личным восприятием, а через отражение ее в СМИ, через образ этой действительности, сформированный ими. Другими словами, эту действительность человек фактически воспринимает не сам, ибо он подвержен манипуляциям со стороны СМИ. Именно поэтому сложился

специфический облик газет и журналов, программ радио и телевидения. Не случайно, к примеру, материал в газете расположен на большом поле листа. Расположение материала на странице, шрифтовые выделения, величина и характер заглавия свидетельствуют о значимости события или проблемы для данного момента истории, таким образом, формируя массовое сознание. СМИ активно вторгаются в подсознательные структуры человека, используя символику, имеющую опору в глубинах подсознательного. Комбинируя сознательные и подсознательные взаимодействия, они создают и активно распространяют социальные мифыкультурную форму описания и объяснения действительности, получившую новое бытие в XX веке. Совокупность мифов, трансформирующая систему представлений и мотиваций личности, выступает как тотальное средство модификации представлений о жизни у управляемых мифами людей. Так, создается способ управления жизнью через сознание, которое наполняется смысловыми матрицами, оживающими в нужных идеях и образах. Наполнение, структурирование, организация сознания становится специальным видом властных технологий: меняя одну матрицу на другую, можно заменить содержание «жизни», протекающей в заданных матрицей рамках. Таким образом, будучи инструментом манипулирования социальными ценностями и поведением людей, стереотипы массового сознания способствуют стереотипизации сознания, регулируемого средствами массовой информации.

3. Существует несколько способов (приемов) воздействия на поведение и общественное мнение через СМИ. К таковым относят:

1. Фрагментарность подачи – придает видимость разносторонности и оперативности подачи. Акцент внимания на одних сторонах события и умалчивания других. Эффект – либо гасит внимание и вызывает апатию, либо дезориентирует, либо вынуждает целиком полагаться на оценки комментаторов.

2. Односторонняя аргументация – в качестве единственно правильной демонстрируется точка зрения одного оппонента. Остальные мнения блокируются. Например – в ходе военных действий, СМИ, работающие в интересах нападающей стороны, оправдывают военные действия – контртеррористическая операция в Чечне.

Показ внешней стороны явлений 3 и 4

3. Ритуализация – показ легкодоступных для камер процедур (приемов, встреч, совещаний). Зритель видит активность политических деятелей.

4. Персонализация – акцентирование внимания не на смысле события, а на их носителях – авторитетных фигурах.

5. Отвлечение внимания от важной информации – отвлечение внимания от содержания передаваемой информации, например при освещении ТВ спорного события, демонстрируется мягкий околособытийный сюжет, прямо не относящийся к содержанию сообщения – внимание аудитории снижается.

6. Свидетельство – информацию передает личность, которую уважают либо ненавидят в данной аудитории. Высказывание содержит оценку идеи, персоны, продукта с целью пробуждения определенного отношения. Например: хороший говорит хорошее – все хорошо, плохой говорит хорошее – все плохо.

7. Наклеивание ярлыков – окрести одного «фашистом», другого «диктатором» и русло восприятия обеспечено. Пример с Милошевичем, осуществлявшим геноцид албанцев.

8. Сияющее обещание – лирика символизма. Конкретная вещь называется обобщающим понятием с позитивной эмоциональной окраской: «свободный мир», «демократия», «народовластие» или негативной: «монополия».

9. Создание образа – потребитель судит о персоне или явлении в свете их медиального отражения.

10. Непривлекательный ракурс – политик вытирает пот или некрасиво ухмыляется. Отрывок безобидной фразы, смонтированный с «обидным» закадровым текстом.

Date: 2015-07-17; view: 579; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию