Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Графическое изображение формы костюма





Графическое изображение формы костюма, сделанное руками художника-модельера, должно быть чем-то большим, нежели ее простым изображением. Какими признаками должно оно обладать, чтобы не казаться прозаичным, быть выразительным, вызывать живую эмоциональную реакцию у того, для кого создается новая форма костюма, красота его линий, цвета, и т. д.? Так происходит, когда линии силуэта насыщаются художником разным эмоциональным содержанием, действующим на наши чувства и способствующим появлению ощущений чего-то нового, эстетически более совершенного.

Специфика модельерского рисунка проектов костюма или выполненной в материале модели с целью ее пропаганды связана с изображением конкретного материала, его свойств, возможностей образовывать выразительную линию, эмоционально содержательную форму. В связи с этим рисунок художника-модельера – это не сухая зарисовка с условными обозначениями {линиями рельефов, вытачками и пр.). Содержанием его является красота, к какому бы функциональному рангу костюм ни относился. Поэтому, прежде чем нарисовать модель новой формы, художник должен понять материал, почувствовать его пластику, способность образовывать силуэт, складки, сборки, воспринимать отделку и т. д.

Форма костюма не существует самостоятельно и не является самоцелью. Действительное значение формы открывается лишь тогда, когда мы рассматриваем ее, соотнося с тем материалом, который она преобразует и которому дает новую жизнь.

Рисунок художника-модельера – это не регистраторское изображение модели, а творческое действие, в процессе которого ведется поиск выразительности линии, находится многообразие пластического проявления материала.

Линия – основа модельерского рисунка, причем линия выразительная, экспрессивная, привлекающая внимание к форме моделей костюма, которую создает художник. Поэтому особенно важным для художника, работающего в области моды, наряду с развитием чисто формальной техники рисования является способность развивать экспрессивное видение формы и умение ее экспрессивного изображения. Графика – искусство линейного изображения мысли о материальном объекте. Главной и начальной формой работы над моделью костюма является набросок, эскиз. Последующей и, не менее важной формой служит технический чертеж – конструкция будущего изделия. Мы будем говорить прежде всего о линиях применительно к эскизной стадии творчества.

Выполнению формы в материале предшествует графическая работа – нахождение композиции формы в эскизе. Эскизная работа предваряет композиционные поиски в материале, однако разделить работу модельера на графическую и материальную можно только условно, для выявления специфики каждой стороны единого процесса – моделирования формы костюма (или проще – моделирования костюма).

Эти два направления работы над композицией формы взаимно дополняют и обогащают друг друга, сопутствуют один другому, часто меняясь местами. Изображаемое (содержание) и приемы изображения (техника работы и материал) не только взаимообусловлены, но и взаимодействующи. Художник ищет на бумаге, проверяет в ткани, найденное в ткани уточняет рисунком и т. д.

Идея формы костюма усиливается графикой, приемы графического изображения наталкивают художника на поиск более выразительного материального воплощения.

Уровень современного моделирования одежды обязывает художника владеть линией так же, как и формой. Синтез графического мастерства и чувства материала – качество, присущее современному художнику-модельеру. В настоящее время почти нет модельеров, не владеющих рисунком.

«Прежде чем успеет сложиться суждение, возникает ощущение, которое толкает нас к действию, и уже вслед за тем рассудок подыскивает нашим действиям убедительное основание».

Модельер ищет правду образа линиями и материалом. Может ли вначале быть линия? Безусловно, может. Произвольные поиски в эскизе – не абстрактное кроки, они всегда соответствуют первоначальным представлениям о задаче. Что выразить и как выразить, какими линиями, массами, каким их соотношением? Такая проблема стоит перед каждым мастером. Эскизов может быть много; в них встречается разное соотношение линий, их разная конфигурация и выразительность. Разная доза поэзии, красоты и правды. Такие слова могут показаться странными в выражениях, раскрывающих проблемы создания формы костюма. Вместе с тем кажется еще более странным, если о поэтике этой формы вообще не говорят.

Красота поэтической и музыкальной речи признана, ею пользуются поэты и музыканты, чтобы донести до слушателя особый, поэтический смысл произведения, в основе которого заложена цель воздействия на красоту души. Подобно образному слову и мелодии, линия в руках художника – это поэтическая часть произведения. Так характеризовал ее известный советский художник К. Ф. Юон. Он придавал линии большое значение, оценивая линию как «строительное» эмоциональное средство и как средство восприятия гармонии и выразительности формы.

С таким же отношением следует подходить и к пятну. 'Пятном мы обычно называем ту или иную площадь черно-белого или цветного заполнения внутри силуэта формы. В изображении формы используется разная площадь пятна – от самого большого, равного всей силуэтной площади формы, до малого в разной степени, постепенно приближающегося к линии. Под руками художника, проектирующего форму, оно также должно служить красоте.

Диапазон функционального и образного содержания линии огромен. Посмотрим, как он проявляется в эскизном творчестве. Оно многообразно и интересно в своем выражении. Все его многообразие можно условно разделить на четыре вида: фор-эскиз, творческий эскиз, конструктивный, или рабочий, эскиз, рекламная графика. Каждому виду графических работ соответствуют своя мера отображения и выражения формы, материал, техника (манера) работы.

Фор-эскиз – это первоначальный эскиз, набросок идеи формы, рисунок, в котором отображается либо вся форма в силуэтном решении, либо ее фрагмент; как правило, фор-эскиз является рисунком силуэтного решения формы костюма. Это – выражение первоначальной мысли о форме одежды-костюма, в которой, однако, определяются пропорции и ритм фрагментов и членений силуэта. Это – замысел формы костюма, первоначальная «запись» чувственного осмысления формы. Сделанный непосредственно, живо, без привязки к какому-то конкретному материалу фор-эскиз служит выражению животрепещущей мысли художника на заданную тему и подчас является самым точным «исходом», к которому модельер возвращается, проверяя им чувство, вызываемое формой, и звучание (остроту) задуманной формы как камертоном.

Фор-эскиз как форма графической работы применяется для создания одного эскиза, одной идеи формы и организации костюма и для изображения серии костюмов – коллекции.

Фор-эскиз выполняется линией (рис. 3.5.10.) и пятном (рис. 3.5.11.). В качестве материалов применяются карандаш, тушь, акварель, фломастер и др.

Так как основной задачей фор-эскиза является фиксация самой первоначальной мысли о форме костюма, он представляет собой лаконичное черно-белое или цветное изображение пропорций и ритма, образующих форму.

Когда художники-модельеры работают над фор-эскизами костюмов какой-либо темы, они создают подчас графические работы, в которых поражает гармоническая точность найденного соотношения масс, «музыкальная» красота линий, интуитивно организованных ритмом. Эти первоначальные наброски оказываются в дальнейшей работе непревзойденными по красоте формы и линий. При переработке идеи фор-эскиза в творческий эскиз часто теряется найденность красоты. Очевидно, это происходит потому, что фор-эскиз рождается не из терпеливого накапливания мелочей, а из глубокого чувства, способного «ухватить» и «высветить» идею проекта. Смысл фор-эскиза – выразить правду мысли художника-модельера, красоту объемов и линий. Фор-эскизы – способ не только выразить идею, но и развить у начинающего художника непосредственность чувственного видения. «Для художник творчество начинается с видения. Видеть – это уже творческий акт, требующий напряжения». Работа над фор-эскизами – первый этап сочинения, по времени совпадающий с развитием творческого видения и мышления. Это самый трудный и вместе с тем радостный отрезок пути модельера к готовой форме.

Второй вид графической работы – эскиз творческий. Это по сути дела разработка на бумаге композиции формы костюма. Творческий эскиз отличается от фор-эскиза большим размером, более подробной прорисовкой формы, пропорций, выявлением линий и форм с целью обнаружения их выразительности. В творческом эскизе предусматривается проработка цветовой композиции костюма, его материального воплощения, а также функциональной направленности (единичная вещь, комплект, ансамбль и т. д.). В этом эскизе частично намечается также мысль о конструктивном решении. Он представляет собой как бы иллюзорный макет костюма, своего рода сценарий дальнейшего хода выполнения композиционной мысли.

Для творческих эскизов применяются те же материалы, что и для фор-эскизов. Если фор-эскиз – это остановленное мгновение живой мысли, то творческий эскиз – это материализация ее. Естественно, на этом этапе возникает и действует «земное притяжение», влекущее за собой приземленность изображения формы костюма из материала. Не случайно, что творческие эскизы часто теряют первоначальную живость мысли. Эскиз теряет красоту, становится сухим и нередко малоинтересным. Между тем его название «творческий» обязывает художника сохранить в нем ту же непосредственность видения, которая присутствует в фор-эскизе и которая отличает хорошего художника от художника посредственного.

 

 

Рис. 3.5.10.Фор-эскизы коллекции костюмов под девизом «XX век»

 

Творческий эскиз тогда сохранит свое название, когда в нем не будет потеряна выразительность. При работе на большем листе бумаги, чем тот, что нужен для фор-эскиза, композиция, естественно, должна видоизменяться, а те просто увеличиваться. Для сохранения выразительности композиция должна продумываться заново. Идея композиции формы костюма при этом остается той же.

 

Рис.3.5.11. Фор-эскизы коллекции костюмов под девизом «Весна»

 

Рис. 3.5.12 Творческие эскизы костюма для молодежи

 

Работа над творческим эскизом – второй, более сложный этап творческой работы. Если нет творчества, возникает заземленная схема. Творческий эскиз – результат анализа новых обстоятельств, всех факторов реализации художественной мысли в материале. По существу, это синтез идеи, материализации и графического мастерства, владение которым порождает изобретательность в средствах и технике изображения. Они ставят творческий эскиз в ранг искусства. На рис. 3.5.12. можно увидеть разные приемы графической работы над творческими эскизами. На рис. 3.5.12. а фломастером прорисована форма костюма, его ритмический строй, характер и распределение украшения; на рис. 3.5.12. б, кроме выявления формы костюма и его ритмического строя, подробно дается отделка – вышивка-мережка. Прорисовка узора вышивки выполнена тонким карандашом.

Рис.3.5.13. Рабочие эскизы костюма для молодежи

 

Назначение творческого эскиза – не только выразить основную мысль, но и рассказать о ней, о ее воплощении в материале и о том, как костюм выглядит на человеке. Поэтому к задачам правдивой и выразительной материализации прибавляются задачи правдивости движения человека в костюме – правдивости функционирования сложного комплекса «фигура – костюм». При этом эскиз, сделанный линией, пятном или сочетанием того и другого, должен быть простым и «бить наверняка», т. е. рассказывать и завораживать идеей красоты. Например, на рис.3.5.12. в эскизах разрабатывается пластика материала, ее проявление в линиях формы, фактуре, оживление формы движением. На рис.3.5.13. показаны эскизы костюма, красота формы которых подчеркивается игрой линий ткани, сложной гармонией статики и динамики.

Третьим этапом графической работы является конструктивный эскиз. Он еще называется рабочим эскизом. В нем разрабатывается конструктивная схема костюма. Рабочий эскиз выполняется как правило одной линией. Цель такого эскиза – подробный рассказ о конструктивных линиях, членениях, которые строят форму. Этот эскиз ориентирован на ту или иную пластику материала, из которого должна быть выполнена задуманная форма костюма.

Рабочий эскиз бывает двух видов: он изображает костюм либо на фигуре, либо без нее. Т. к. рисунок формы костюма, ее пластика прорабатываются в творческом эскизе, в рабочем эскизе не всегда обязательно присутствие' фигуры. Более того, прорабатывать конструкцию формы в целом и в деталях более удобно без фигуры, на плоскости. Рабочий эскиз выполняется отдельно от творческого эскиза, на другом листе бумаги. Когда возникает необходимость на одном и том же листе выразить художественную мысль и дать ее техническую расшифровку, его совмещают с творческим эскизом.

Чаще всего рабочий эскиз выполняется черно-белым – карандашом или тушью; для большей выразительности эскиза возможно применение цветных линий. Примеры рабочих эскизов представлены на рис. 3.5.12., рис. 3.5.13.

Изображения могут быть пластическими и схематическими. С помощью пластического изображения показываются одновременно и линии, строящие форму, и образованная форма, фрагменты которой наглядно представляются в гармоническом взаимодействии. Схематическое' изображение чаще всего иллюстрирует плоскостную расшифровку взаимодействия линий кроя.

Четвертым видом графического изображения является так называемая рекламная графика. Она относится к итоговым видам графических работ и имеет целью пропаганду темы «Моделирование формы костюма».

Реклама модной формы костюма включает в себя плакат-афишу, буклет, проспект, журнал и др. Каждый из этих видов рекламы содержит в себе информацию о модели, которая состоит из рисунка пропагандируемой формы и текста. Количество текста и «количество» изображения разные, в зависимости от назначения того или иного рекламного листа. Например, такая форма рекламы, как плакат, содержит минимум текста и максимум изображения, потому что задача плаката – обратить внимание зрителя на предлагаемую форму одежды, а если это плакат-афиша, что бывает чаще всего, то не только обратить внимание, но и остановить зрителя, заставить его увидеть форму и прочитать текст, извещающий о том, где эта форма будет демонстрироваться. Цель – остановить, чтобы мгновенно, буквально на ходу, передать краткую информацию, обусловливает графику изображения. Это должна быть предельно лаконичная по силуэту, пластически красивая форма, четко изображенная, поэтому легко читаемая и запоминающаяся.

Плакат – это символическое изображение идеи формы костюма, поэтому ему свойственны такие признаки, как единичность и оригинальность. Если плакат сделан талантливо, он не нуждается в расшифровке.

К рекламной графике относятся такие виды изображения, как проспект и буклет. И то, и другое – книжная форма рекламы, содержащая значительное количество текста, поясняющего изобразительную информацию.

У художника-модельера работа по моделированию формы одежды более всего связана с таким видом графической информации, как журнал мод.

Журнал мод информирует людей о наиболее типичных по форме, цвету и конструкции моделях одежды, утверждающихся в качестве модных. Объем журнала позволяет в достаточной степени осветить все аспекты моды. Он рассчитан на определенные границы восприятия, на которые способен читатель и переход за пределы которых делает информацию бессмысленной. Так как информативность модного журнала обеспечивается прежде всего благодаря изображениям, они занимают большее место на страницах журнала, чем текст. Текст, поясняющий изображение, и изображение чередуются друг с другом. Композиция журнальной страницы по своему значению близка к композиции творческого эскиза, поэтому для нас наиболее интересной и удобной формой рекламного изображения будет журнальная страница.

Журнальная страница имеет различное значение по содержанию, зависящее от ее месторасположения в журнале. У журнала есть обложка с ее четырьмя страницами, форзац и страницы. Обложка похожа на плакат, ее цель, так же как и плаката, остановить внимание на главном, которое часто изображено лаконично, скорее символически. Узнать о нем можно только потом, не спеша перелистывая страницы. На страницах обложки чаще всего изображаются наиболее существенные признаки моды – характерно оформленная голова женщины, прическа, грим, украшения, наиболее острая форма модной одежды, ее силуэт. По существу журнальная страница занимает промежуточное положение между плакатом и творческим эскизом. Творческий эскиз – изображение безотносительное к композиции поясняющего текста, который почти всегда присутствует в журнальном листе, как, впрочем, и в плакате. В плакате – минимум текста, в журнале его больше, однако не настолько, чтобы он «забивал» изображение модели. Предлагаемая модель костюма и там на первом месте. Только на плакате она изображается символически, как знак модельерской идеи, а на журнальной странице изображение этой модели повествовательно – рассматривая его, мы получаем сведения о пластике силуэта одежды, ее форме, покрое, организации костюма в комплекс, пластическом единстве его с фигурой человека и т.д.

Мы не случайно заговорили о журнальной странице. Модельер, разрабатывая художественное решение формы на бумаге, тяготеет к увеличению по сравнению с обычным эскизом изображению. Увеличенный эскиз, предназначенный для экспозиции на отчетных выставках, конференциях по моделированию одежды, в своем принципиальном построении напоминает журнальную страницу. Достаточно большое композиционное поле позволяет свободно разместить рисунок, показать выразительность пластики движения фигуры и задуманную форму одежды, ее тектонику и конструкцию. Поэтому наибольшее значение в практике графической работы модельера имеют именно эти виды рекламной графики.

Журнальная страница может быть выполнена только одной линией, линией и пятном, в живописной манере в зависимости от того, на что нужно обратить внимание читателя (вернее, зрителя!) журнала. Так, линейный рисунок способствует лучшему преподнесению конструкции вещи или графичности композиционного решения, если модель задумана из орнаментальной ткани с тонким линейным рисунком. Монументальность же формы, ее эпическое звучание передается силуэтным рисунком, сплошным заполнением формы цветом.

Рис. 3.5.14. Фор-эскизы плакатов коллекции одежды под девизом «Лесная сказка»

 

Контраст форм, материалов, фактур обычно выполняется рисунком, в котором сплошные пятна композиционно чередуются с просветами фона. Фон в этом случае усиливает контраст и подчеркивает пластику формы. Практически журнальная страница может вбирать в себя сразу несколько графических приемов – линию, пятно, аппликацию, фотомонтаж и др.

Уровень моделирования одежды у нас в стране и за рубежом настолько высок, что проблема владения графическим мастерством показа формы сейчас стоит очень остро. Необходимо решать ее с целью рассказа не только о форме, но и – графической выразительности.

В работе художника-модельера все чаше появляется задача создать и изобразить помимо единичной модели, серию моделей одежды, выражающую решение темы. Такое творчество необходимо, например, при создании коллекции моделей. Ранее мы освещали вопросы работы над коллекцией в материале, теперь необходимо выяснить некоторые принципы графического изображения идеи формы, так или иначе воплощающейся в моделях. В качестве примера приведем одну из студенческих работ, посвященных теме Лесная сказка» (рис. 3.5.14). «Лесная сказка» – это творческий девиз, говорящий об источнике, вдохновившем художника на создание серии моделей одежды, форма которой моделируется по ассоциации с пластикой растительных форм.

Как известно, природные формы растений обладают причудливым силуэтом, плавными и резкими, подчас изогнутыми линиями стволов, листьев, плодов. Рисунок коры содержит порой неожиданный эффект фактурного решения материала. Все это использовано в проекте коллекции одежды под девизом «Лесная сказка». Образное содержание девиза проявляется в композиционной организации листа, движениях фигур, их экспрессии, форме костюма, рисунке и фактуре тканей, в рисунках, частично орнаментирующих фон.

Графическое решение коллекции форм одежды обязательно предполагает сценарий, обусловливающий не только количество журнальных страниц, но и их содержание. Содержание в данном случае заключается в определении места и значения страницы в журнале коллекции, количества страниц, символически отражающих тему, подробно рассказывающих о форме, цвете, материале, функции костюма.

Т. к. творческое решение темы обязательно должно быть привязано к ассортиментному назначению одежды, которая изображается, графический язык должен выразительно и ясно сказать о каждой ассортиментной группе. При этом должен быть обеспечен ритмический переход от начала коллекции, ее «увертюры», к средней части – развитию мысли о форме и ее воплощении и затем к концовке – финалу. Такой сценарий по существу является ритмической основой графического изложения темы, рассчитанного на наибольшую доходчивость ее восприятия. Она будет осуществлена, если переход от одной части графической серии к другой будет построен по принципу возрастания или убывания насыщенности содержания. При этом перед каждой частью необходимо предусмотреть паузу, снижающую напряжение восприятия, своеобразный отдых, во время которого закрепляются впечатления от увиденного и создается благоприятная ситуация для знакомства с новой дозой изображения, рассказывающего о форме костюма и ее художественном решении. Например, на рис.3.5.14 изображена часть коллекции рекламных страниц.

«Точек приложения» для живой мысли художника оказалось достаточно, чтобы разработать не только форму костюма, но и оформление поверхности тканей орнаментом или фактурой, а также графический рисунок композиции страницы. В композиции страниц в значительной мере присутствуют элементы растительной пластики, говорящие об источнике мысли. Это своего рода рефрен, напоминающий о мотивах темы и отвлекающий от нее, дающий тем самым время на размышление. Он выполняет роль графической паузы, снимающей напряжение, и одновременно композиционного элемента – знака среды, помогающей развитию темы. Тема развивается от листа к листу, сначала отражаясь в более простых формах и принципах организации костюма, затем в более сложных.

Каждая страница помогает выразительно и экспозиционно броско представить форму одежды, показать ее красоту, понять конструкцию. Графический язык этих страниц дает также возможность «увидеть» ткань, из которой выполняется тот или иной комплект. Не исключается возможность спроектировать по предложенному рисунку и ткань. Кроме того, увиденные художником в природе пластические мотивы – изгибы веток, контраст света и тени, сопоставление масс – наталкивают и на пластически оригинальную организацию фрагментов костюма в единое целое. Большую роль имеют здесь и всевозможные дополнения. Такая форма рекламной графики названа нами журнальной страницей, разумеется, условно, из-за аналогии с установленным размером модной журнальной страницы, принятой в официальной печати. В практике модельеров промышленности этот вид рекламной графики служит в качестве ориентировочной формы специального рисунка, владея которым они сравнительно легко могут при случае специализироваться в работе над журналом мод.

Рассмотренные нами виды графической работы обязательны для художника-модельера, уже работающего в промышленности или только получающего образование. В каждом из этих видов графических работ – фор-эскизе, творческом эскизе, плакате, журнальной графике – свои задачи, свой уровень технического мастерства и определенный круг формальных приемов. Все они определяют необходимый диапазон графического языка, позволяющего выразить максимально идею формы и «расшифровать» ее художественно и технически.

Какой бы вид графической работы ни предстояло выполнить художнику, он всегда должен помнить о том, что линия – это живой знак аппарата творческого мышления, реальное отражение зримой материальной действительности. Владеть линией – значит видеть ее во всех проявлениях: и как средство восприятия материального мира, и как средство творческого воплощения замыслов. «Линии вытекают из форм поверхности фигуры, образуют ее контурные проекции в нашем глазу. Они знаменуют место закругления и ухода формы вглубь. Они собой ограничивают видимую часть фигуры, давая ее общий абрис. Силуэтный абрис фигуры помогает восприятию пропорций целого, гармонии общего и относительной плавности строя фигуры» – так говорил К. Ф. Юон своим ученикам, раскрывая им представление о графической значимости и выразительной емкости линии.

Нам остается напомнить о том, что линия является могущественным средством анализа, творческого рассуждения и построения формы костюма.

 

Вопросы и задания

1. Раскройте понятие «источники творчества».

2. Как проявляется народный костюм в современной одежде?

3. Каким образом используется девиз как источник творчества?

4. Раскройте понятия «фор- эскиз», «творческий эскиз», «рабочий эскиз»?

5. Разработайте творческий эскиз модели под девизом «Цветущая весна».

 


СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ II. ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕГКОЙ ОДЕЖДЫ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ

1.1. Ручные работы …………………………………………………

1.2.Машинные работы……………………………………………..

1.3.Влажно- тепловые работы……………………………………..

 

2.2.Обработка клапанов……………………………………………

2.4.Обработка накладных карманов………………………………

 

 

ГЛАВА 4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ КОМПОЗИЦИИ КОСТЮМА

4.1. Понятие о композиции костюма

4.2. Форма, силуэт и линии в костюме

4.3.Отношения и пропорциональные закономерности в организации костюма

4.4. Ритм, материалы и декоративные отделки в костюме

4.5 . Цвет в костюме

4.6 . Зрительные иллюзии в костюме

4.7 . Стилевое решение костюма

 

ГЛАВА 5. ОБРАЗНО- АССОЦИАТИВНАЯ ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО КОСТЮМА

5.1.Источники, использованные при создании костюма

5.2.Графическое изображение формы костюма

 

 








Date: 2015-07-17; view: 1119; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.02 sec.) - Пожаловаться на публикацию