Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мода и костюм





Мода – явление довольно сложное, оно зависит от целого ряда факторов жизни общества и распространяется на многие области деятельности человека. Под модой следует понимать непродолжительное господство определенных вкусов в какой-либо сфере жизни и культуры. Она характеризует более или менее обязательное изменение стиля, связанное с системой регулирования общественного поведения людей. Система общественного поведения отличается краткосрочностью своих изменений и связана с целой серией других систем, среди которых можно назвать этикет, мораль, обычай, право и т.д.

Моду всегда связывали с костюмом как наиболее ярким ее проявлением, а причины, рождающие ее, – с социальными явлениями жизни, классовостью. Превосходство над людьми, стремление выделиться из окружающей среды выражалось всегда в костюме.

Согласно многочисленным указам, изданным во Франции в XVI в., одежду, украшенную золотыми и серебряными нитями, можно было носить только лицам королевской крови, в то же время женщинам среднего сословия можно было украшать свои платья только бархатными рукавами; крестьянам запрещалось носить шелковую одежду.

Известны исторические примеры, когда одежда вызывала общественный протест. Спартанцы отказались сменить свои короткие одежды, обнажающие грудь и ноги, на худший, с их точки зрения, закрытый, целомудренный афинский костюм. Известно также, какой ценой насаждалась в России Петром I чужеродная мода.

Но совершенно очевиден и тот факт, что как только общество проявляет беспокойство, т. е. начинает что-то порицать, то именно к порицаемому объекту проявляется огромный интерес, т. е. что-то становится модным. Примеры истории свидетельствуют, что одежда использовалась не только для прикрытия человеческого тела, но и для подчеркивания его форм. В таких случаях она выполнялась из мягких, тонких тканей, что давало возможность выявить формы фигуры в движении. Вместе с тем длинные платья имели большие декольте, зачастую доходившие до оконечности груди. Если это декольте становилось меньше, то возрастала роль турнюра, увеличивающего объем бедер.

Различные слои общества по-разному «потребляют» моду и реагируют на нее. У определенной группы людей есть повышенная чувствительность к моде, они обычно быстрее всех воспринимают наиболее острые новинки; есть же люди, которые весьма осторожно относятся к новой моде, и проходит определенное время, пока они ее воспримут и подчинятся ее законам, так как мода предлагает и даже диктует норму социального поведения. Обычно самые острые новинки – для молодежи, женщины среднего возраста предпочитают более устойчивые классические формы. Однако сама эволюция моды требует именно такого соотношения групп потребителей, т. е. чтобы кто-то воспринимал моду раньше, кто-то – позже, кто-то усваивал только ее классические идеи. Поэтому в любой моде есть две- три «подмоды», которые отвечают на запросы разных социальных групп населения.

Истоки моды одни авторы относят к средневековью, другие – к более ранним периодам. Однако с полным основанием можно сказать, что мода играет весьма важную роль в XX в. с момента зарождения индустриального метода изготовления одежды. Центром моды долгое время был и остается Париж. Одной из причин приоритета французской моды является то обстоятельство, что она постоянно играет весьма существенную роль во французской экономике. Так, в 1924 г. женские платья были экспортированы из Франции на сумму 2,5 млрд. франков, доход от продажи сумок, перчаток, духов составил 650 млн. франков; только от продажи цветов и перьев было получено 7 млн., а сумма, полученная от продажи шелкового белья и тканей из искусственного шелка, превысила 400 млн.; в 1984 г. продажа одежды по индивидуальным заказам увеличилась на 34%, однако увеличилась и цена одной модели (стоимость одной модели увеличилась от 6 тыс. долларов до 30 тыс. долларов). Особенностью фирм по индивидуальным заказам (фирмы «От кутюр») является создание оригинальных моделей в единичных образцах. Два раза в году эти фирмы устраивают демонстрации и выставки моделей для прессы и 45–50 раз – для частных клиентов. Фирмы «От кутюр» ведут начало с XIX в., первым организатором таких фирм был Чарльз Ворт.

Наряду с авторитетными, утвердившими себя на международной арене моды, фирмами, такими, как «Шанель», «Нина Риччи», «Ив Сен Лоран», «Пьер Карден», «Андрэ Курреж», «Жак Гейм», «Мадлен Вьонэ», «Луи Буланж», появился целый ряд новых фирм, которые приобрели популярность в последние годы. Это фирмы «Жан Поль Галтье», «Каролин Мил-бани», «Лагерфельд», «Клод», «Монтана», «Ямолота», «Алайя» и др.

Фирмы «От кутюр» с 30–50-х гг. XX в. предлагали так называемый элегантный стиль, т. е. утверждали гармонию женственности, изящество, они ориентировались на образы кинозвезд этих лет, таких как Катрин Хепберн, Грейс Келли, Ингрид Бергман с их абсолютной женственностью. Молодые фирмы, однако, пропагандируют иные идеалы, например «двуполую» моду, а с 80-х гг. – стиль «дьяболо», унисекс (мода одинаковая для обоих полов). Например, фирма «Монтана» утверждает в своих моделях геометрическую форму «шарик»; фирма «Ямолота» разрабатывает форму «капля» в юбке (задрапированный низ).

Остановимся на некоторых творческих характеристиках французских модельеров.

Старейшей французской фирмой, существующей с 20-х гг., является фирма «Шанель». Основатель фирмы Габриэль Шанель сумела понять и передать в своих моделях образ и стиль деловой элегантной женщины XX в. Она разработала модели демисезонных полупальто, костюмов, юбок и блузок, платье-костюмов. Несмотря на частые смены моды, ее изделия отличались стабильной длиной – ниже коленей. Цвета для тканей она находила в колорите живой природы – цвета пшеничного поля, ржаного хлеба, смородины, розы, сирени и в дополнение к ним – черные и белые. Фактуры тканей – рыхлые, разреженные, с рисунком в полоску или клетку; чаще всего модели выполнялись из ткани пье-де-пуль и пье-де-кок. Края борта и низа жакета отделывались специальной тесьмой. Костюмы всегда дополняются блузками с бантами и фурнитурой из блестящего металла (пряжки, цепи, клипсы, брелки).

Шанель принадлежит изобретение маленького черного платья для вечера.

Фирма Ив Сен Лорана существует с конца 50-х гг. Он работал у знаменитого Кристиана Диора и после его смерти открыл свой собственный Дом моделей в 1961 г. В 1962 г. Ив Сен Лоран выступал со своей первой коллекцией моделей, созданной по морским мотивам. Основным его девизом при создании моделей было «мужское в женском». Он пытался использовать черты мужского костюма в женском (женские смокинги, квадратные плечи, обувь на «платформе»). Он вдохновлялся русским балетом, народными костюмами России, Африки, Испании, Китая и каждый год давал новые коллекции по этим мотивам.

В 1978 г. он воплощает в костюмы «бродвейские мотивы» – появляется спенсер и канотье, в 1979 г. – жакеты военизированного характера со стойками; в 1980 г. он посвящает свою коллекцию поэтам и писателям, в частности Аполинеру, Арагону, в 1981 г. – заимствует цвета и формы из полотен Матисса.

В 1982 г. Ив Сен Лоран вводит мотивы индийского искусства в современную коллекцию, а в 1985 г. предлагает асимметрию белого и черного цвета и укороченный жакет и брюки в женском костюме.

Одним из выдающихся современных модельеров является Пьер Карден. По образованию он архитектор и свое умение строить, видеть целое, состоящее из простых, гармонически сочетаемых объемов, перенес и в одежду. Он заявляет, что «строить» одежду так же легко, как здание или мебель. Пьер Карден – один из немногих модельеров мира, которые занимаются конструированием и моделированием не только одежды, но и мебели, детских игрушек, оборудованием интерьеров, проектированием посуды и так далее. Он создал свой стиль, который хорошо отражает современность. Его популярность приносит ему большие доходы. Основным принципом в моделировании он считает нахождение соотношения плеч и бедер и отражает его в новых пропорциях. В его моделях очень часто можно видеть сочетание темных и белых тонов, скромный грим, асимметричное решение костюма, съемные детали. Его модели отличаются острыми сочетаниями геометрических форм.

Фирма «Нина Риччи» существует с 50-х гг.; в настоящее время созданием коллекции моделей руководит Жерар Пипар, который акцентирует внимание зрителей на игре цветовых сочетаний. Эта-фирма пропагандирует женственность и изящество в моделях; для нее характерны приталенные изделия из тканей с различными фактурными и цветовыми эффектами для вечерних туалетов; для этой фирмы также характерны классического типа пальто и платья, костюмы со скромными белыми воротниками и небольшими бантами.

Последние годы в связи с укреплением международных связей (в частности, с фирмой «Пьер Карден») в Москве организован Центр моды «Люкс». Этот торговый Центр компьютеризирован, обслуживание покупателей является образцом быстроты и отличного качества. Сотрудниками Центра проводится опрос покупателей с целью улучшения обеспечения их новыми товарами. В этот Центр поступают товары, изготовляемые в основном по лицензиям и лекалам западноевропейских стран. Такая форма сотрудничества позволяет быстро выявить рациональные принципы в проектировании и моделировании одежды за рубежом.

Одной из форм интернационального сотрудничества является проведение внутрисоюзных и международных фестивалей моды. Крупнейшим событием в мире моды является фестиваль в Париже, проведенный в сентябре 1987 г., где присутствовало более 7,5 тыс. специалистов разных стран и 200 тыс. зрителей. Фестивали являются также своеобразной школой моделирования.

Фирмы «От кутюр», стремясь удержать престиж лидеров мировой моды, понимают, что жить доходами от продажи единичных уникальных модных изделий нельзя, нужно создавать модели и для массового производства, ибо уникальные изделия этих фирм могут лишь будоражить воображение, но не могут быть куплены большинством населения.

Поэтому параллельно в 50-х гг. организуются фирмы «Pret-a-porter» – производства готовой модной одежды в небольших сериях. Изделия, создаваемые этими фирмами, по цене доступны людям со средними доходами. Мода даже предлагает очень современные, интересные, но несложные изделия и как бы стирает грани между классами в костюме. Одежда, изготовляемая этими фирмами, по форме, цвету и материалам мало отличается от изделий фирм «От кутюр», но она дешевле. В настоящее время фирмы «Pret-a-porter» имеют собственный путь развития, т. е. они отошли от форм, предлагаемых фирмами «От кутюр», и с успехом конкурируют с ними.

Рис.3.3.7 Костюм моды кич, 70-е гг. XX в.
Вместе с этим моде зачастую сопутствует антимода, которая на определенном этапе разрушает сложившую ее систему ценностей. Например, 1966–1967 гг. ознаменовались на Западе появлением одежды хиппи, в которой механически соединялись элементы народных костюмов разных стран и дополнялись различными элементами типа кошелька на груди, лентой на голове, брелками различного характера. В 1969 г. появляется мода макси, которая также исходит от хиппи, а с 1970 г. начинается смешение всех мод, в результате чего возникает так называемая «цыганская» мода, которая проявляется в виде развевающихся юбок и платков, самодельных одеяний из джинсовой выцветшей ткани, вечерних туалетов военизированного образца и моды кич (рис. 3.3.7). В 80-е гг. нашего столетия развитие получила мода панков. Кризис моды, появляющийся в этих формах одежды, явление не случайное. Он отражает целый ряд резких изменений, потрясших мир моды.

«Нельзя подвергнуть сомнению этот масштаб ценности, не испытывая подсознательного чувства, что вообще все ценности находятся в опасности. Затрагивая моду, затрагивают сами основы общества»,– пишет известный французский искусствовед Бруно дю Розель. Механизм моды основан на том принципе, что, едва родившись, мода уничтожает самое себя. Но чтобы появившиеся идеи и формы в костюме стали модными, необходимо, чтобы они были одобрены большинством, стали увлечением, а для этого нужно определенное время для адаптации моды в различных социальных группах.

Чтобы быть выделенным, надо быть редким, но чтобы стать предметом всеобщего увлечения, надо быть доступным. Поэтому предмет должен быть похож на редкий.

Увлечение как фактор поддерживает производство, так как, с одной стороны, его задача создать произведение, а с другой – продать его. Поэтому многие модные дизайнеры на Западе работают исключительно для того, чтобы создать это впечатление редкостности и новизны.

Таким образом, с одной стороны, мы видим естественность механизма действия моды, с другой – искусственность самой игры, т. е. непостоянство моды. Но можно ли в таком случае всерьез относиться к ее проявлениям, если существует такое противоречие в самом ее существе?

Date: 2015-07-17; view: 2119; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию