Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие метода и методологии. Классификация методов





В повышении качества и эффективности познавательной деятельности огромную роль играют методы – своеобразные орудия, с помощью которых наука добывает, развивает и проверяет знания, осуществляет движение от эмпирии к теории и от нее к практике. Вполне понятно, что в рамках каждой науки разрабатываются исходя из ее предмета свои методы.

Метод (methodos) – путь к чему-либо, путь к цели, можно определить как путь, способ деятельности, как совокупность приемов познания и преобразования действительности. Следует заметить, что метод, во-первых, не существует вне человеческой деятельности, а во-вторых, содержание метода не произвольно формируется субъектом, а определяется, в конечном счете, характером объекта, законами его строения, функционирования и развития (объективная обусловленность метода). Исходя из этого метод – это совокупность правил, приемов, способов и лежащих в их основе идей и принципов, обусловленных объективными законами отражаемой действительности.

Отрасль знания, которая исследует методы, определяется как методология. Методология — довольно широкое понятие и оно может быть определено как:

— совокупность применяемых в данной науке методов;

— совокупность фундаментальных, прежде всего мировоззренческих принципов, которые направляют исследования в области теоретических и практических проблем;

— учение о методе (особое направление, связанное с самопознанием науки).

Методологию определяют в широком и в узком смысле слова. В широком смысле под методологией понимается совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих принципов в их применении к решению теоретических и практических задач. В узком смысле под методологией понимается учение о методе.

Какова же роль метода в познании? Осознанное применение методов в познании позволяет: усилить познавательные возможности человека, направить и упорядочить процесс познания, обеспечить последовательное решение возникающих при этом задач.

Ф. Бэкон, характеризуя роль метода в познании, замечал, что "голая рука и предоставленный самому себе разум не имеют большой силы".

В современной науке достаточно успешно «работает» мно­гоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения).

I. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологи­ческий, герменевтический (понимание) и др.

Все возрастающую роль в современном научном познании играет диолектико-материолистическоя методология. Она ре­ально функционирует не в виде жесткой и однозначной сово­купности норм, «рецептов» и приемов, а в качестве диалекти­ческой и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности, в том числе мышления в его це­лостности.

Поэтому важная задача диалектико-материалистической методологии состоит в разработке всеобщего способа деятель­ности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности. Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и она не пре­вращается автоматически в методологический принцип.

Диалектический метод нельзя, разумеется, сводить к универсальным логическим схемам с заранее отмеренными и гарантированными ходами мысли. Для него свойственны такие важ­нейшие принципы:

1. Объективность — философский, диалектический прин­цип, основанный на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах.

2. Всесторонность — философский, диалектический прин­цип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности.

3. Конкретное (конкретность) — философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувствен­но-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мыс­ленно-конкретное (на теоретическом этапе).

4. Историзм — философский, диалектический принцип, являющийся методологическим выражением самораз­вития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства, таких состояний (временных периодов) как прошлое, настоящее и будущее.

5. Противоречия принцип — диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сво­дящийся к следующим основным требованиям: а) выяв­ление предметного противоречия; б) всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия; в) исследование другой противополож­ности; г) рассмотрение предмета как единства (синте­за) противоположностей в целом на основе знания каждой из них; д) определение места противоречия в системе других противоречий предмета; е) прослежива­ние этапов развития данного противоречия; ж) анализ механизма разрешения противоречия как процесса и ре­зультате его развертывания и обострения

II. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной на­уке. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоре­тико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.

Если философские категории воплощают в себе предель­но возможную степень общности — конкретно-всеобщее, то общенаучным понятиям присуще большей частью абстракт­но-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрак­тно-формальными средствами.

К числу общенаучных принципов и подходов относятся сис­темный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.

Особенно бурно в последнее время развивается такая об­щенаучная дисциплина как синергетика — теория самоорга­низации и развития открытых целостных систем любой при­роды — природных, социальных, когнитивных (познаватель­ных).

III. Частнонаучные методы совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, фи­зики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

IV. Дисциплинарные методы система приемов, применя­емых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дис­циплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

V. Методы междисциплинарного исследования как совокуп­ность ряда синтетических, интегративных способов (возник­ших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

 

Date: 2015-06-11; view: 826; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию