Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таким образом, можно считать, что развитие - общий процесс становления человека; социализация - развитие, обусловленное конкретными социальными условиями





Социализация - развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, т.е. усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.

Социализация происходит:

- в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни;

- в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей;

- в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания;

- в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Таким образом, можно считать, что развитие - общий процесс становления человека; социализация - развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.

Воспитание же можно рассматривать как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.

1. Воспитание осуществляется в семье. В этом случае мы имеем дело с семейным, или частным, воспитанием, которое - объект семейной педагогики.

2. Воспитание осуществляется религиозными организациями. В этом случае мы имеем дело с религиозным, или конфессиональным, воспитанием; оно - объект конфессиональной педагогики.

3. Воспитание осуществляется обществом и государством в создаваемых для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с социальным, или общественным, воспитанием, которое и является объектом изучения социальной педагогики.

4. Воспитание осуществляется в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным, или контрсоциальным, воспитанием.

Поскольку социальное воспитание лишь составная часть процесса социализации, социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т.е. рассматривает, какие социальные обстоятельства влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания, какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и другие факторы.

Социальное воспитание — целенаправленный процесс фор­мирования социально значимых качеств личности ребенка, не­обходимых ему для успешной социализации

Задачи социального воспитания:

1. Оказание помощи ребенку в успешном и эффективном прохождении процесса социальной адаптации, социальной ав­тономизации и социальной интеграции.

2. Индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситу­ации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка.

3. Защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение.

4. Охрана здоровья ребенка, организация его социальной, физической, познавательной и творческой деятельности.

5. Помощь детям и подросткам в принятии самостоятель­ных решений в организации своей жизни.

Результатом социального воспитания личности является воспитанность ребенка (подростка). Воспитанность — это ре­зультат влияния не только воспитания, но и относительно на­правляемой и стихийной социализации. Однако социальное воспитание может осуществляться на разной ценностной основе.

Социальные ценности рассматриваются в широком и уз­ком смысле. В широком смысле они определяют наиболее зна­чимые общественные явления и факты реальной действитель­ности с точки зрения их соответствия или несоответствия по­требностям общества, социальных групп и 14.1 личности. В более узком смысле — это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являю­щиеся продуктами общественного сознания.

Гуманистические ценности в современном образовании ус­ловно можно разделить на две группы (как это было предложе­но Н.Б. Крыловой):

1. "Ценности добродетели" — базовые ценности, составля­ющие содержание нравственной культуры, основу личностных нравственных качеств. альтруизм (направленность на интересы дру­гих) другодоминантность (стремление к сотрудничеству с другим) толерантность, эмпатия (сочувствие, сострадание другому, готовность прийти к нему на помощь).

2. "Ценности жизнедеятельности" составляют мотивационную основу социального поведения и творческой активности, включают нормы и эталоны долж­ного. Самореализация (стремление наиболее полно проявить свои способности в жизни), свобода (возмож­ность и способность человека мыслить, действовать, совершать поступки..), интерес (форма проявления потребностей), взаимопонимание), сотрудничество, поддержка (помощь ребенку в раскрытии своей индивидуальности и решении жизненных проблем).

Направления социального воспитания

Физическое воспитание воспитание культуры питания, и гигиены тела. Поддержание тела в нормальном со­стоянии требует выполнения правил, выработки положитель­ных привычек…В процес­се физического воспитания дети учатся совместно играть, чув­ствовать другого, сопереживать и т. д.

Социокультурное воспитание со­здание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, тендерных, нравственных и иных социальных способностей.

В основе нравственного воспитания ребенка лежит форми­рование нравственных убеждений — знаний, бесспорных для человека, в истинности которых он уверен, которые проявля­ются в поведении человека и становятся его руководством к дей­ствию. Следующим элементом нравственного воспитания явля­ется формирование нравственного поведения и нравственных чувств.

Умственное воспитание — процесс по развитию интеллектуальных способностей и познавательной активности ребенка с целью формирования созидательного и твор­ческого ума, контролирующего свои действия и поступки, стремя­щегося к самореализации своих потенциальных возможностей и новых способностей. Воспитание ума: 1.мотивация к учению, 2.расширение кругозора и познавательной активности де­тей 3.систематизация полученных знаний.

Воспитание жизненной активности. Важнейшими спосо­бами развития человека, его сознания являются процессы по­знания мира и самопознание, творчество, деятельность, обще­ние. В творчестве, например, важным элементом являются фан­тазии ребенка.

Для творчества необходимы познавательный интерес ребенка, оптимизм, воля (волевые ка­чества), усердие. Особое значение приобретает развитие воле­вых качеств личности: инициативности, самостоятельности, решительно­сти, настойчиво­сти, а также са­моконтроля (контроль за собственными действиями и поступ­ками) и др.

Социальный педагог оказав помощь ребенку в реше­нии его проблем, важно поддержать его в построении перспек­тив своего развития; необходимо осуще­ствлять воспитательную деятельность с учетом тех направле­ний, которые были заявлены выше.

Принцип природосообразности взаимосвязь естественных природных и социальных процессов

Принцип культуросообразности – организация социального воспитания в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур

Принцип центрации социального воспитания на развитие личности - воспитание должно быть направлено на помощь в социальном становлении, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.

Принцип дополнительности предполагает подход к социальному развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др.,

принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного развития всех без исключения детей.

 

36 Профессиональный стандарт педагога.

Социальный педагог – организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаимодействие со взрослым населением, нуждающимся в социально-педагогической помощи.

В зависимости от профиля, специализации местом работы социального педагога могут быть:

дома и микрорайоны;

социально-педагогические службы образовательных учреждений (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных и профессиональных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учебных заведений, вузов);

социальные службы специализированных учреждений;

социальные службы предприятий, организаций и учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих, общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;

службы муниципальных органов (социально-педагогических, культурно-спортивных комплексов, центров социальной педагогики и социальной работы, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи на дому);

службы досуга и культурной анимации;

валеологические и медицинские службы;

частная практика.

Социальный педагог призван способствовать развитию (саморазвитию) личности, созданию благоприятных условий, психологического комфорта, обеспечивать консолидацию всех сил и возможностей общества применительно к конкретному ребенку (взрослому), развивая его активность как субъекта воспитательного процесса.

37 Квалификационная характеристика социального педагога.

В центре внимания соц.педагога находится процесс социализации, успешная интеграция в общество. Соц.педагог по своему проф.назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду.

Соц.роли:

· посредни к (между личностью и соц.службами),

· защитник (прав личности),

· участник совмест. д-ти (Побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самому решать свои проблемы),

· дух. наставник (Соц. патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме),

· соц.терапевт (Содействие личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций),

· эксперт (Отстаивание прав, определение методов допустимого компетентного пед. вмешательства в решение его проблемы).

Выделяют следующие функции социального педагога.

Образовательно-воспитательная. Он обеспечивает целенаправленное пед.влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, стремится полноценно использовать в восп.процессе средства и возможности соц.институтов, возможности личности как активного субъекта восп.процесса.

Диагностическая. Он изучает медико-психол. и возрастные особенности, способности человека, проникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.

Организаторская. Организует соц-пед. деятельность детей и взрослых, их инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, проф.ориентации и адаптации, осуществляет взаимодействие мед, образов., культурных, спортивных, правовых учреждений в соц-пед. работе.

Прогностическая. Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса соц. развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, занимающихся соц.работой.

Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая. Учитывает и приводит в действие соц- правовые, юрид. и психолог. механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социально- терапевтической помощи нуждающимся.

Организационно-коммуникативная. Способствует включению добровольных помощников в соц-пед. работу, деловые и личностные контакты, налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.

Охранно-защитная. Использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует применению мер гос. принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

 

38 Этический кодекс педагога.

Общие положения.

1.1. Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности социаль­ного педагога в образовательном учреждении.

1.2. Главной целью Этического кодекса является уста­новление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной де­ятельности социального педагога. Кодекс служит ему ориентиром при планировании и организации работы:

ü решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

ü защиту законных прав людей, с которыми соци­альные педагоги вступают в профессиональное взаи­модействие;

ü сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом;

ü укрепление авторитета социально-педагогической службы образования среди обучающихся, воспитан­ников, родителей и педагогической общественности.

2. Основными этическими принципами деятельнос­ти социального педагога являются:

ü принцип конфиденциальности и информированно­сти клиента;

ü принцип компетентности (от­ветственность за выбор процедур и методов работы с клиентом);

ü принцип ответственности (ответственность за собственные высказывания, ребенок не достиг 16-летнего возра­ста, согласие на его участие в психологических процеду­рах должны дать родители, не­сет ответственность за последствия выбранного и ис­пользованного им вмешательства, несет ответственность за со­блюдение кодекса);

ü принцип этической и юридической правомочности (иссле­дования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к прове­дению социально-педагогической деятельности, руководствуется нормами Кодекса, Нормы данного Кодекса распространяются толь­ко на профессиональные отношения социального пе­дагога с клиентом);

ü принцип квалифицированной пропаганды социаль­ной педагогики (следует избегать избыточной информа­ции, раскрывающей суть профессиональных методов его работы, воздержи­ваться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от его професси­ональной деятельности);

ü принцип благополучия клиента (ориентируется на благополучие клиента, приоритетны­ми объявляются права и интересы ребенка, придерживается доброжела­тельного и безоценочного отношения к клиенту, должен допускать дискриминации кли­ентов);

ü принцип профессиональной кооперации (обязан проявлять уважение к другим спе­циалистам и методам их работы, воздерживается от публич­ных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег).

Данные принципы согласуются с профессиональны­ми стандартами, принятыми в работе социальных пе­дагогов в международном сообществе..

 

39 Инфраструктура социально-педагогической деятельности.

Социальная инфраструктура — совокупность органов и учреждений, материальная и нормативно-законодательная база, обеспечивающая удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Она является внешней по отношению к социальной деятельности системой, которая обусловливает эффективность функционирования всего социального комплекса. С одной стороны, социальная инфраструктура включает в себя высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие министерства), уровень региональных органов, муниципальные органы и учреждения.

Неотъемлемой частью социальной инфраструктуры, возникшей и активно развивающейся в последние годы, являются не правительственные организации и учреждения благотворительной и социальной направленности (ассоциации лиц со сходными проблемами, фонды и т.д.).

Содержание социально-педагогической деятельности в Рос­сии определено в документах разных уровней.

1. Международный уровень.

а) Декларация прав ребенка (1959);

б) минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пе­кинские правила) (1985);

в) Конвенция о правах ребенка (1989);

г) Всемирная декларация об обеспечении выживания, за­щиты и развития детей (1990).

2. Федеральный уровень.

а) Законы "Об образовании" (1992), Семейный кодекс РФ (1996), "О дополнительных гарантиях по социальной поддерж­ке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (1996), "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Фе­дерации" (1998), "Об основах системы профилактики безнадзор­ности и правонарушений несовершеннолетних" (1999);

б) указы и распоряжения Президента РФ, например "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (1992);

в) постановления Правительства РФ — "О правительствен­ной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав".

г) федеральные программы: "Дети России", "Молодежь России".

3. Региональный уровень (например):

а) Закон "О правах ребенка" (Псковская область);

б) Закон "О защите прав ребенка" (Свердловская область).

Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь включает:

· учреждения и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние профессиональные учебные заведения, вузы и др.),

· учреждения и службы специализированных учреждений (дома престарелых, семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в развитии, биржи труда и др.)

· социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки)

· службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки, игровые площадки и др.)

· валеологические и физкультурно-оздоровительные службы, службы здравоохранения (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому),

· социальные службы предприятий, организаций, учреждений и их общежитий; коммерческих структур, творческих общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций, юстиции, правоохранительных и административно-территориальных органов; а также частная практика.

 

40 Социально-педагогические положения в нормативно-правовых документах международного уровня.

Date: 2015-07-17; view: 700; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию