Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и сущность условий отбывания наказания в виде лишения свободы





 

Сущностью и содержанием наказания является особая форма государственного принуждения, поэтому под понятием исполнения наказания следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения, выражающегося в комплексе ограничений прав и свобод осужденного. Уголовно-исполнительное законодательство (ч.2 ст. 1, ч.2 ст. 2 УИК) для обозначения реализации мер принуждения наряду с термином «исполнение» употребляет термин «отбывание» наказания. Указанные термины отражают единый процесс осуществления принудительного воздействия на осужденных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголовно-исполнительных правоотношений. Термин «исполнение» наказания обращен к предусмотренным в законе учреждениям и органам, которые в своей деятельности обязаны реализовать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечивать осуществление предоставляемых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течении всего срока, установленного в приговоре суда. Термин «отбывание» наказания обращен к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписаниями, установленными уголовно-исполнительным законодательством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, осуществлять свои права[1].

Одним из важных положений, направленных на повышение эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы, является закрепление в Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительный кодексе Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ, Указе Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», в Приказе Министерства юстиции РФ от 20.05.2009 № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» различных видов условий отбывания наказания в рамках конкретного исправительного учреждения.

Таким образом, законодатель определил, что режим и условия отбывания наказания в ИУ - разные правовые институты. Это подтверждает и тот факт, что вопросы, касающиеся режима и средств его обеспечения в исправительных учреждения (далее – по тексту ИУ), регулируются гл. 12 УИК РФ, а условия отбывания наказания в этих учреждениях - гл. 13.

Согласно ч. 1 ст. 87 УИК РФ в исправительных колониях установлены 3 вида условий отбывания наказания:

1) облегченные;

2) обычные;

3) строгие.

В соответствии со ст. 132 УИК РФ в воспитательных колониях для несовершеннолетних устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия. В колониях-поселениях установлены единые для всех категорий осужденных условия отбывания наказания.

Вводя в действие различные виды условий отбывания наказания, законодатель тем самым создает необходимую правовую базу для реальной уголовно-исполнительной дифференциации осужденных, которая достаточно гибко может быть осуществлена в рамках каждой колонии.

Теперь в каждой исправительной колонии устанавливается не единый режим, а три - облегченный, обычный, строгий, от поведения осужденного зависит какой вид режима будет к нему применен. По прибытии в исправительную колонию осужденные, как правило, помещаются в карантин. В период пребывания в карантине они находятся в обычных условиях отбывания наказания.

Утвержденная 14 октября 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации №1772-р Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в сфере социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными ввела в действие эффективную систему стимулов осужденных к законопослушному поведению («социальные лифты»). Система «социальных лифтов» представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев[2].

В период нахождения осужденного в карантинном отделении начальник отряда (воспитатель) карантинного отделения разъясняет осужденному положения действующей системы «социальных лифтов». В случае если осужденному непонятен какой-либо из критериев, для разъяснений приглашается специалист соответствующей направленности (медицинский работник, психолог и.т.п.). При отказе осужденного от ознакомления составляется соответствующий акт.

По прибытии в отряд с осужденным дополнительно проводится индивидуальная воспитательная беседа о системе «социальных лифтов», о чем делается запись в дневнике индивидуальной воспитательной работы с осуждёнными[3].

По прошествии определенного срока и в зависимости от поведения, а также отношения к труду осужденный может быть переведен в облегченные условия отбывания наказания. Злостные нарушители переводятся в строгие условия отбывания наказания или с облегченных условий отбывания наказания в обычные. При этом правовое положение осужденных, находящихся в различных условиях отбывания наказания, существенно отличается: например, в исправительных колониях общего режима осужденные, находящиеся в облегченных условиях, имеют право проживать за пределами колонии, в то время как осужденные, находящиеся в строгих условиях, такого права не имеют и содержатся в запираемых помещениях. Таким образом, создана своеобразная система условий отбывания наказания, изменение которой полностью зависит от воли и желания самого осужденного; здесь заложена норма, обладающая высокой степенью воспитательной направленности[4].

В колониях-поселениях устанавливается единый для всех категорий осужденных режим отбывания наказания. В воспитательных колониях режимные условия подразделяются на четыре вида:

1) обычные;

2) облегченные;

3) льготные;

4) строгие.

Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима.

В связи с серьезными изменениями правового положения осужденных при переводе из одного вида режима условий отбывания наказания в другой законодатель установил своеобразный защитный механизм от возможных нарушений прав осужденных: решение о переводе в той или иной режим условий отбывания наказания принимается специально созданной для таких случаев комиссией по оценке поведения осужденных и определению условий отбытия наказаний. В состав которой входят:

· заместитель начальника ИУ по кадрам и воспитательной работе (председатель);

· начальник отдела воспитательной работы с осужденными;

· начальник оперативного отдела;

· старший специалист по социальной работе;

· начальник психологической лаборатории;

· начальник отдела специального учета;

· представители органов государственной власти соответствующего субъекта РФ и (или) органов муниципального образования;

· представители общественных наблюдательных комиссий;

· уполномоченные по правам человека в субъектах РФ или их представители;

· представители религиозных организаций, объединений, действующих на территории данного ИУ.

Количество членов комиссии обязательно должно быть нечетным. Заседание комиссии признается легитимным, если на нем присутствует не менее 2/3 членов комиссии. Голосование и принятие решений комиссией осуществляется без присутствия осужденного. Решение принимается простым большинством голосов от числа присутствующих. При этом решение комиссии о переводе осужденного в строгие условия содержания осужденный имеет право обжаловать в установленном законодательством порядке. Комиссия собирается на заседания не реже 1 раза в месяц.Организационное и материальное обеспечение работы комиссии осуществляет администрация исправительного учреждения[5].

Представление личного дела осужденного на рассмотрение комиссии осуществляется:

· не ранее 6 месяцев со дня прибытия осужденного в исправительную колонию общего режима, колонию-поселение;

· не ранее 9 месяцев со дня прибытия осужденного в исправительную колонию строгого режима;

· не ранее 12 месяцев со дня прибытия осужденного в исправительную колонию особого режима, тюрьмы.

Последующее рассмотрение личного дела осужденного на заседании комиссии осуществляется через каждые 6 месяцев его пребывания в исправительном учреждении[6].

В случае несоблюдения осужденным порядка отбытия наказания комиссия вправе ходатайствовать перед начальником ИУ об ухудшении условий отбытия наказания осужденного или о переводе его в ИУ более жесткого режима, либо о предоставлении осужденному испытательного срока до 3 месяцев, по окончании которого комиссия вторично изучит его личное дело.

В случае несогласия осужденный имеет право высказывать свои доводы и представлять необходимые сведения. И начальнику отряда, и осужденному члены комиссии вправе задавать уточняющие вопросы.

В случае соблюдения осужденным условий отбытия наказания члены комиссии изучают иные обстоятельства, свидетельствующие об активной позиции осужденного и о его стремлении к психофизической корректировке своей личности.

В случае подтверждения характеристик, высказанных начальником отряда, члены комиссии принимают решение:

· ходатайствовать об улучшении условий отбывания наказания;

· ходатайствовать перед судом о переводе осужденного в ИУ с более мягким видом режима;

· ходатайствовать о представлении к замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания, о поддержании ходатайств осужденного об условно-досрочном освобождении[7].

В 2014 году в исправительных учреждениях УФСИН проведено 235 заседаний комиссий по оценке поведения осужденных и определению условий отбытия наказаний по системе «социальных лифтов». По состоянию на 31.12.2014 на комиссиях по системе «социальных лифтов» было рассмотрено 4209 дел осужденных, из них:

- осужденные, соблюдающие установленный порядок отбывания наказания – 2655 чел.;

- осужденные, поведение которых соответствует установленному критерию в виде стремления к психофизической корректировке личности и реализации инициативных мер к ресоциализации – 2065 чел.;

- осужденные, поведение которых соответствует критерию в виде предпринимаемых ими действий и иных событий, свидетельствующих об их активной позитивной позиции – 1788 чел.

Количеств осуждённых, прошедших аттестацию по системе «социальных лифтов», освобожденных условно-досрочно из мест лишения свободы составило 470 человек[8].

Основную часть содержания условий отбывания наказания в местах лишения свободы составляют специфические права осужденных и правила пользования ими. Как отмечалось ранее, это права осужденных: на приобретение продуктов питания; предметов первой необходимости; получение посылок; пользование свиданиями и т.д.

Содержание и объем этих прав, а значит, и правовой статус осужденного, определяются в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством не только видом режима исправительного учреждения, но и видом условий отбывания наказания в пределах конкретного исправительного учреждения. Посредством их установления законодатель регулирует правовое ограничение осужденных к лишению свободы.

Неотъемлемую часть условий отбывания наказания составляют также материально-бытовое, медико-санитарное и иное социальное обеспечение осужденных к лишению свободы. Этот комплекс мер направлен на обеспечение нормального функционирования исправительных учреждений и условий отбывания наказания осужденными в местах лишения свободы[9]. По состоянию на 1 января 2015 года медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 133 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 58 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией. При исправительных и воспитательных колониях функционируют 316 вечерних общеобразовательных школы и 547 учебно-консультационных пунктов, 306 федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений, действуют 598 храмов, 703 молитвенные комнаты[10].

В сфере материально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предполагается:

- завершение к 2017 году строительства и ввода в эксплуатацию 26 следственных изоляторов, условия содержания в которых будут соответствовать европейским стандартам, а так же реконструкция объектов действующих следственных изоляторов. Это позволит привести условия содержания подозреваемых и обвиняемых во всех следственных изоляторах в соответствие с законодательством РФ, устранить основания для обращений российских граждан в Европейский суд по правам человека;

- выполнение санитарно-гигиенических требований к условиям содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с установленными нормативами, повышение нормативов жилой площади для осужденных (средний размер площади камер, приходящийся на одного содержащегося под стражей в следственных изоляторах, на 01.01.2015 составил 4,3 кв. метра. В 62 территориальных органах ФСИН России жилая площадь, приходящаяся на одного подозреваемого и обвиняемого, соответствует норме установленной законодательством РФ[11]);

- совершенствование организации питания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с международными стандартами;

- обеспечение продовольственной безопасности и независимости уголовно-исполнительной системы от колебаний конъюнктуры рынка продуктов питания путем постоянного повышения уровня самообеспеченности учреждений уголовно-исполнительной системы основными видами продовольствия в общем объеме финансирования на продовольственное обеспечение;

- оптимизация системы закупок для нужд уголовно-исполнительной системы в целях повышения её экономичности, эффективности и прозрачности, переход на повсеместное использование электронных торгов по закупкам товаров, работ и услуг для нужд уголовно-исполнительной системы[12].

Согласно ст. 73 УИК Российской Федерации, «осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее ИУ, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения ИУ соответствующего вида или в случаях невозможности размещения осужденных, в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в ИУ, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются соответствующие условия для их размещения.

Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих ИУ[13].

Осужденные за преступления, предусмотренные ст. 126, ч.2 и ч.3ст.127.1, ст. 205 - 206, ч.1 ст. 208, ст. 209 - 211, 275, 277 - 279, 281, 317, ч.3 ст. 321, ч.2 ст. 360 УК РФ, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие ИУ, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы"[14].

Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетнего возраста, лишения свободы. В соответствии с ч.2 ст.74 УИК РФ они подразделяются на:

а) колонии-поселения,

б) исправительные колонии общего режима,

в) исправительные колонии строгого режима,

г) исправительные колонии особого режима (Приложение 1).

В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные друг от друга участки с различными видами режима.

Исправительные колонии предназначены для отбывания лишения свободы осужденными, достигшими совершеннолетнего возраста. Условия содержания и особенности режима исполнения наказания в каждом из видов исправительных колоний разные. При исполнении наказания к осужденным применяются различные средства исправления: установленный порядок исполнения и отбывания наказания, общественно полезный труд осужденных, воспитательная работа с осужденными, получение осужденными общего и профессионального образования, общественное воздействие. Совокупность средств исправления осужденных при их применении образует исправительное воздействие, которое представляет собой особый вид воспитательного, педагогического процесса, осуществляемого при исполнении наказаний, т.е. в условиях реализации мер государственного принуждения, ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных. Они не присущи педагогическому процессу, осуществляемому, например, в учебных заведениях или в воинских частях. Объём и характер средств исправления зависит от вида исполняемого наказания. Даже при исполнении различных видов наказаний, связанных с изоляцией от общества, исправительное воздействие на осужденных отличается по своему содержанию. При исполнении ареста осужденные не получают общее и профессиональное образование, а трудовая деятельность их заключается в хозяйственном обслуживании места отбывания ареста без оплаты труда. С осужденными, отбывающими пожизненное лишение свободы, не предусматривается проведение воспитательной работы. При исполнении наказания в виде лишения свободы на определённый срок средства исправления осужденных применяются в полном объёме[15].

Изоляция от общества означает принудительное помещение осужденного на основании вступившего в законную силу приговора суда в ИУ соответствующего вида, лишение его права свободного перемещения и ограничение социальных связей. Степень изоляции зависит от вида ИУ, где осужденный отбывает наказание. Минимальная изоляция от общества имеет место в колониях-поселениях, максимальная - в колониях особого режима. Степень изоляции также зависит от поведения осужденного. Она может либо снижаться (перевод на облегченные условия, предоставление права на передвижение без конвоя или без сопровождения, проживание осужденных вне колонии, выезды за пределы мест лишения свободы) или усиливаться путем водворения в штрафной изолятор, перевода в помещение камерного типа и т.д[16].

Изоляция осужденных осуществляется путем наружной охраны и надзора за ними. Охрана и конвоирование в исправительных учреждениях осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечивают специальные подразделения по конвоированию (32 управления и 39 отделов), которые ежегодно перемещают более 2 млн. человек[17]. Надзор за осужденными ведется службой безопасности ИУ. Он проводится в жилых помещениях и на производстве, в учебных помещениях, библиотеке, столовой, клубе, во время проведения воспитательных и культурных мероприятий.

Для обеспечения достойных условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы, сегодняшняя пенитенциарная система в РФ руководствуется положениями Минимальных стандартных правил по обращению с заключенными, наравне с ними уголовное и уголовно-исполнительное законодательство устанавливает раздельное содержание впервые осужденных лиц от лиц, ранее уже отбывавших наказание.

Минимальные стандартные правила ООН по обращению с заключенными послужили своеобразной основой для создания Европейских пенитенциарных (тюремных) правил. Формально эти правила обладают лишь статусом рекомендаций для администраций исправительных учреждений, но вместе с тем возлагаются моральные и политические обязательства на ратифицировавшие их европейские государства.

Этими правилами было заложено успешное развитие основополагающих принципов обращения пенитенциарной системы с заключенными. В правилах особо обращается внимание на следующее:

-наказание должно реализовываться в тех условиях его отбывания и в той моральной атмосфере, которыми обеспечивается признание человеческого достоинства;

-целью исправительного воздействия на заключенных является сохранение их физического и психического здоровья, а также человеческого достоинства, формирование у них чувства ответственности и навыков, которые будут способствовать их дальнейшей социализации в общество;

-защита личных прав заключенных осуществляется посредством контроля, проводимого судебными или иными органами, не подчинёнными пенитенциарной системе[18].

Одной из наиболее актуальных задач является более углубленная дифференциация условий содержания осужденных в зависимости от степени их социально-нравственного уровня, поведения в период отбывания наказания, состояния здоровья.

Статья 9 Декларации о правах инвалидов 1975 года указывает, что «Если пребывание инвалида в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его или ее возраста»[19]. В указанных международно-правовых документах отсутствуют прямые рекомендации о создании специальных тюрем для данных категорий осужденных. В России таких специальных колоний пока нет (за исключением лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом).

Несмотря на то, что Концепция развития УИС до 2016 и 2020 года предусматривает дальнейшую гуманизацию условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, необходимо учитывать, что переход к тюрьмам уже сам по себе означает существенное ужесточение режима в целом. Вместе с тем, строгие условия отбывания наказания в местах лишения свободы являются своего рода сдерживающим фактором при совершении новых преступлений.

Внедрение усовершенствованной системы изменения условий содержания осужденных лиц, предусматривающей на заключительном этапе отбывания наказания максимальное приближение условий содержания осужденных к жизни свободных членов общества, приведет к снижению негативных последствий изоляции от общества и ускорению процесса социальной адаптации осужденных после освобождения из мест отбывания наказания. Такие меры как сокращение фактического объема правовых ограничений и расширение круга привилегий, предоставляемых осужденному в зависимости от его поведения, позволяют регулировать поведение лиц, лишенных свободы, прежде всего не за счет карательных, а за счет стимулирующих мер[20]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в российской пенитенциарной системе необходимо вести дальнейшую работу по гуманизации условий содержания осужденных лиц, активно внедрять и развивать методы социальной адаптации, применяемые в пенитенциарной системе европейских стран, с целью снижения возможности возникновения негативных последствий вызванных в результате отбывания наказания у лиц, освобожденных из исправительных учреждений.

 

Date: 2015-07-17; view: 1105; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию