Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура эмоционального реагирования





Эмоциональное реагирование связано с переживанием. Термин «переживание» в психологии не имеет однозначного толкования. В самом общем виде переживание отождествляется с отражением в сознании индивида своего психического состояния, выступающего как событие собственной жизни. Переживания подразделяются на:
- положительные и отрицательные — в зависимости от того, связаны ли они с приятным или неприятным состоянием индивида;
- слабые и сильные — в зависимости от того, вызывают они состояния высокой интенсивности (например, аффект) или низкой (например, настроение);
- кратковременные и продолжительные — в зависимости от того, как долго сохраняются у индивида состояния той или иной интенсивности.

Переживания могут повышать или снижать общую активность индивида, вызывать в его организме физиологические изменения. Мы можем «лететь на крыльях», когда эти переживания позитивны, и бесцельно тащиться «на скрипучей телеге», когда они негативны.

Психологическая сложность феномена «переживание» предопределяет многообразие причин и форм проявления эмоционального реагирования. Причины эмоционального реагирования могут заключаться во встречах с любимым (или с крайне нежеланным) человеком, в успешных (или низких) результатах завершенной работы, в приобретении или потере необходимой вещи и т.п.

Эмоциональное реагирование может быть вызвано чувственным отражением объективной реальности в сознании человека, т.е. воздействием раздражителей на органы чувств (ощущением). Ребенок может, например, радоваться мороженому или расплакаться, когда ему настойчиво предлагают горькое лекарство («Гадость! Не буду есть!»).

Психологическое поле проявления эмоционального реагирования тоже весьма широко. Оно может проявляться, например, в заинтересованности или равнодушии и, как следствие, в поступках, поведении и деятельности (не зря же говорят, что большинство подлостей на планете имеют своими причинами равнодушие).

Эмоциональное реагирование может проявляться в форме:
- «тихого», поверхностного отклика как реакции на «маленькие радости или горести» жизни (уступили место в переполненном автобусе, обсчитали на небольшую сумму на рынке);
- бурной реакции с временной потерей самоконтроля над своими текущими поступками (неожиданный выигрыш автомобиля в лотерею, реакция на внезапно нанесенное физическое оскорбление);
- стабильного относительно продолжительного состояния как совокупной реакции всех структур личности («меланхолическое» переживание безысходности и апатии сопровождается снижением общей подвижности, изменением выражения лица).

Эмоциональное реагирование может вызываться не только событиями, развивающимися в текущем времени, но и ситуациями воображаемого характера. Так, большинству из нас не составляет труда пройтись по дорожке шириной в один кирпич, выложенной на земле. Но эта задача на высоте, допустим, 2530 метров под силу лишь единицам. Таким образом, развитие эмоционального реагирования есть процесс субъективный, он зависит от того, как субъект оценивает текущую или будущую ситуацию.

Каждый человек отличается от другого характеристиками эмоционального реагирования:
- эмоциональной возбудимостью (устойчивой склонностью резко реагировать на малейшие изменения значимых воздействий, проявляющейся во впечатлительности, вспыльчивости, восприимчивости);
- эмоциональной силой (склонностью к глубокому переживанию событий, отношений с людьми и окружающей средой при достаточно интенсивных раздражителях);
- экспрессивностью (способностью ярко и выразительно проявить эмоциональное состояние: через невербальные, лингвистические, паралингвистнческие, моторные и вегетативные реакции);
- эмоциональной стабильностью (способностью адекватно реагировать на ситуации, умением контролировать свое вербальное и невербальное поведение).

Для общей характеристики эмоциональной сферы личности используют понятие «эмоциональность». Она не имеет установившегося определения и четкой структуры. Из повседневного общения с людьми можно вынести о каждом человеке разные впечатления, касающиеся характеристик его эмоционального реагирования. Так, по мнению американских психологов, на каждые 10 человек, выбранных случайно, приходится один с «тяжелым» характером, на долю которого выпадает до 90 % всех неприятностей. Говорят об оптимистах, составляющих треть населения региона. Не забывают упомянуть о женской эмоциональности и мужской сдержанности и т.п.

В общем плане эмоциональность можно определить как свойство, которое отражает эмоциональную сферу личности, ее качество и динамику протекания процессов эмоционального реагирования.

Эмоции детерминированы как внешними обстоятельствами так и внутренним состоянием.

Познавательный процесс как основа эмоциональной сферы

Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Исследования Н..JI. Фигурина, М.П.Денисовой позволили сделать вывод о том, что на первом и в начале второго месяца жизни отрицательные эмоции возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей. Уже вскоре после
рождения общий фон бодрствования, пока еще очень кратковременного, подсказывает внимательному взрослому, какие раздражители вызывают у ребенка отрицательные переживания, а какие, наоборот, успокаивают. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию. Но радоваться он еще не умеет. Во время сна или сразу после кормления на его лице можно заменить что-то похожее на улыбку. Но такая мимолетная реакция возникает в результате сокращения лицевых мышц и ничего не выражает. Удовлетворение органических потребностей создает лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но прямо не порождает его. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

После 3-й недели жизни у ребенка возникает первая социальная реакция – улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо. В 3 мес. Положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» - специфического поведения в отношении взрослого. В четырехмесячном возрасте младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери. С 4 мес. Он громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподнимает и опускает его или быстро приближает и отдаляет от своего лица. Радостное состояние малыша говорит и о его хорошем самочувствии, благоприятствует протеканию физиологических процессов, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.

Выразительные эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии, - это главное коммуникативное средство общения в довербалъный период. Другого средства у него пока нет. Если родители отвечают на эти реакции, то ребенок в дальнейшем будет использовать их для вступления в контакт. Если взрослые замечают только отрицательные переживания (крик, плач), то малыш с их помощью будет воздействовать на взрослого, даже научившись говорить.

На первом году жизни эмоциональные реакции малыша на взрослого развиваются в трех направлениях. Во-первых, из «местной» реакции – улыбки – они становятся выражением «полной» радости, входящей в комплекс оживления. Во-вторых, эмоции у ребенка вызывает лицо или голос взрослого. В-третьих, эмоции становятся избирательными, малыш реагирует только на определенного взрослого. Ребенок 4-5 мес. Дифференцирует своих и чужих. После 8 мес. Возникает страх при посторонних, который при бережном и чутком отношении к малышу проходит примерно в 1,5- 2 года.

Таким образом, переживание положительных эмоций вызвано получением впечатлений, прежде всего связанных со взрослым. Появление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. До 6 мес. Общение вызывает у ребенка только положительные эмоции. Отрицательные – конкретному взрослому не адресуются. Они как бы посылаются малышом в пространство как сигналы о неблагополучии. Отрицательные эмоции взрослого ребенок не воспринимает как таковые. В ситуативно-личностной форме общения малыш вычленяет только компонент внимания к себе. И рассматривает его как повод вступить в общение, которое он реализует единственно доступными ему средствами – положительными эмоциями.

Во втором полугодии жизни младенец в связи с развитием ситуативно-деловой формы общения адресует взрослому и отрицательные эмоции – обиду, неудовольствие, гнев. И в то же время он начинает различать положительные и отрицательные оценки самого себя со стороны взрослого, реагируя не на их содержание, а на интонацию, мимику и действия взрослых.

На протяжении первого года жизни дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к себе. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Его эмоциональные проявления полны, разнообразны, переживания глубоки. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости и плаксивости младенца. Дети реагируют на эмоциональные состояния, переживания близких людей и как бы «заражаются» ими. Так, ссора родителей вызывает у младенца плач. И в то же время эмоции малыша очень неустойчивы, его настроение быстро меняется. Улыбка переходит в огорчение и даже плач, который вновь переходит в радость. На основе дифференциации своих и чужих, избирательности чувств начинает сформироваться любовь и симпатия к близким.

Симпатия – это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности и гуманности (Ю.И. Лысенко). Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим человеком. На первом году жизни симпатия проявляется к людям, которые ухаживают за малышом, демонстрируя доброжелательность и любовь. Она проявляется в выразительных движениях: ребенок улыбается, тянется к взрослому, подпрыгивает. К концу первого года жизни ребенок проявляет простейшие формы сочувствия. Если мама закрывает руками лицо и всхлипывает, то малыш беспокоится, отнимает руки от лица, ласково прикасается. Симпатия проявляется и как стремление к совместному действию с предметами. Ребенок тянется к другому человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки. В основе чувства симпатии у младенца лежит подражание. Оно носит характер заражения эмоцией другого человека. В возрасте 3-4 мес. У малыша значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные переживания. Эти объекты, так же как и общение со взрослым, манипуляции, движения, прямо не связаны с удовлетворением биологических
потребностей. Чувство радости становится ярче, закрепляется, сохраняется более длительное время. Уже в 4-5 мес. Большую радость доставляют малышу действия с игрушкой. Ребенок, пытаясь схватить ее, бурно радуется, если это удается. На 5-м месяце жизни у ребенка обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое. Новым выступает открытое ребенком незнакомое свойство в предмете, когда меняется положение предмета при его рассматривании, приближении или удалении. Новизна побуждает младенца совершать повторные и цепные действия, активно обследовать объект и манипулировать с ним, переживая положительные эмоции.

В 5-6 мес. Резко возрастает интерес к окружающему. Малыш по-разному относится к увиденному. Он громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, является первым звеном познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции. Действия, которые побуждают ребенка испытывать положительные эмоции, он старается повторить. Удовольствие доставляют малышу собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Он может заплакать, если не удается перевернуться на живот и он перестает видеть предмет, за которым следил.

Эмоциональные состояния, возникающие при выполнении действий, служат показателем активности младенца. После 6 мес. Освоение действий приводит к изменению переживаний. Если ребенок не может действовать с интересующим предметом, то у него возникают сильные отрицательные эмоции. Когда действие начинает получаться, ребенок переживает яркие положительные эмоции. Спокойное состояние, активные «продуктивные» эмоции говорят о том, что действие ребенок полностью усвоил. Такое самочувствие дает возможность сосредоточенно, на спокойном эмоциональном фоне действовать с предметами, способствует проявлению внутренней активности, служит фоном развертывания полезных, устойчивых действий, побуждает к познанию окружающего. Таким образом, изменение эмоций связано с тем, как младенец умеет действовать с предметами и получает ли он в результате действий желаемый эффект, будьто сосредоточение взора на игрушке или складывание шариков в коробку.

Овладение манипуляциями с предметами приводит к тому, что во втором полугодии первого года жизни младенец специально адресует отрицательные эмоции конкретному взрослому. Чтобы правильно выполнять действие, ребенок должен научиться правильно реагировать на порицание взрослого, уметь соотнести его действие со своим и перестроить свое поведение, чтобы избежать порицания.

Важным моментом в развитии эмоций и чувств младенца выступает появление к концу первого года чувства удивления.

Оно возникает при воздействии нового необычного раздражителя. Причем объект, который вызывает удивление, прямо не удовлетворяет биологические потребности. Ориентировочный рефлекс «что такое?» преобразуется в познавательное отношение к действительности. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности – познавательной.

Date: 2015-07-17; view: 620; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию