Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование элементов проблемного обучения на уроках математики





 

Фактически основой является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности учащихся, но под общим направляющим руководством педагога в ходе совместного взаимодействия.

Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

Этапы:

  1. возникновение (постановка) проблемной ситуации;
  2. осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);
  3. поиск способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;
  4. доказательство гипотезы;
  5. проверка правильности решения проблемной задачи.
  • задачи с несформулированным вопросом;

В этих задачах нарочито не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). В скобках указывается пропущенный вопрос.

  • задачи с недостающими данными;

В задачах этого типа отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Школьник должен проанализировать задачу и доказать, почему нельзя дать точного ответа на вопрос задачи, чего не хватает, что надо добавить.

  • Задача с излишними данными: В эти задачи нарочито введены дополнительные ненужные данные.

  • задачи с несколькими решениями;

Для упражнения гибкости мышления важно, чтобы школьник умел находить несколько решений одной и той же задачи. Если эти решения неравноценны с точки зрения экономичности и рациональности, то ученик должен дать с этой точки зрения оценку каждому решению. Надо побуждать школьника найти наиболее рациональное, ясное, простое, изящное решение.

 

  • задачи с меняющимся содержанием;

 

Необходимо перестроить содержание действия по решению задачи в соответствии с изменившимися условиями.

Такие задания заставляют размышлять, пробовать, ошибаться и, наконец, находить правильный ответ. Дети постоянно ищут рациональный способ решения, делают для себя открытия.

задачи на соображение, логическое мышление.

На задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами.

Фрагмент урока № 47. Тема: Делим числа.

Этап

Деятельность учителя Деятельность учеников  
1. Постановка проблемной ситуации: решение примера дано 12 кубиков и 4 коробки. По сколько кубиков клали поровну в каждую коробку? Сколько раз по 4 получилось? Сколько коробок потребовалось? Каким арифметическим действием будем выполнять задание? Почему именно этим действием? Сегодня наша задача будет: продолжать учиться делить. Выкладывают 12 фишек. Распределяют 12 фишек на 4 группы. 4 коробки   3 раза   По 3 кубика в каждой коробке Делением. Сказано поровну.
2. Решение проблемы решение задачи.   Самостоятельно решите задачу: Было 15 яблок, раскладывали по трем тарелкам поровну. Каким арифметическим действием будем пользоваться? По сколько яблок было на каждой тарелке? Продолжаем закреплять навык деления. Самостоятельно выполняют задание: Выкладывают 15 фишек. Раскладывают на 3 группы. Получили по 5 фишек в каждой группе. Значит по 5 яблок в каждой тарелке. 15 яблок разделили поровну Делением 15: 3=5 (яб)  
3. Рефлексивно – оценочный этап Вы научились делить. Что показалось трудным? Оценивают свою деятельность

Фрагмент урока №5. Тема: Сравнения.

Этап

Деятельность учителя Деятельность учеников  
1. Актуализация знаний способов и действий. Задание №4. Работа с геометрическими фигурами. Возьми геометрические фигуры: маленький зелёный квадрат, большой красный квадрат, большой жёлтый треугольник, большой зелёный круг, маленький жёлтый треугольник, маленький красный круг. Раскладывание на парте    
2. Постановка проблемной ситуации Сравни фигуры. Распредели фигуры на группы.   Разложение фигур по цвету, форме и размеру.
3. Решение проблемы фигуры можно распределить на 3 группы По форме По цвету По размеру.
На 2 группы По размеру
4. Рефлексивно– оценочный этап Сравнение результата по решению на доске. Закрепление знаний о геометрических фигурах Какие выводы сделаем сами. Анализируют работу по решению проблемы.

 

Date: 2015-07-17; view: 700; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию