Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-биологические основы физической культуры





Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность – специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, социально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.

Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

2.1 Организм как единая саморазвивающаяся
и саморегулирующаяся биологическая система

Развитие многоклеточного организма начинается в момент оплодотворения. Весь жизненный цикл организма – от зачатия до смерти – называется индивидуальное развитие, или онтогенез. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения). В жизненном цикле человека выделяют периоды, представленные в таблице 1.

Границы этапов весьма условны и зависят от конкретных этнических, климатических, социальных и других факторов.

Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.

После рождения ребенок быстро растет, увеличивается его масса, длина и площадь поверхности тела. Рост человека продолжается примерно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период с 10 до 13, а у мальчиков – с 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20–25 годам.

 

Таблица 1 – Периоды жизненного цикла человека

Период Мальчики Девочки
1 Новорожденный 0–10 дней 0–10 дней
2 Грудной 11 дней–1 год 11 дней–1 год
3 Раннее детство 1–3 года 1–3 года
4 Первое детство 4–7 лет 4–7 лет
5 Второе детство 8–12 лет 8–11 лет
6 Подростковый возраст 13–16 лет 12–15 лет
7 Юношеский возраст 17–21 год 16–20 лет
8 Зрелый возраст (I период) 22–35 лет 21–35 лет
9 Зрелый возраст (II период) 36–60 лет 36–55 лет
10 Пожилой возраст 61–74 года 56–74 года
11 Старческий возраст 75–90 лет 75–90 лет
12 Долгожители От 90 лет От 90 лет

 

Стоит отметить, что за последние 100–150 лет в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие организма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. acceleratio – ускорение), оно связано не только с ускорением роста и развития организма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. sensus – чувство), двигательных координаций и психических функций. Поэтому границы между возрастными периодами достаточно условны и это связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают.

Как правило, юношеский возраст связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигательной активности. Пожилому возрасту и старческому свойственны физиологические процессы перестройки: снижение активных возможностей организма и его систем – иммунной, нервной, кровеносной и др. Здоровый образ жизни, активная двигательная деятельность в процессе жизни существенно замедляют процесс старения. В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз).

Способность сохранять постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом. Это постоянство поддерживается непрерывной работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и других, выделением в кровь биологически активных химических веществ, обеспечивающих взаимодействие клеток и органов.

К постоянным показателям гомеостаза относятся: температура внутренних отделов тела, сохраняемая в пределах 36–37 °С, кислотно-основное равновесие крови, характеризуемое величиной рН = 7,4–7,35, осмотическое давление крови (7,6–7,8 атм.), концентрация гемоглобина в крови – 130–160 г·л и др.

Практически все болезни человека связаны с нарушением гомеостаза. Так, например, при многих инфекционных заболеваниях, а также в случаях воспалительных процессов, в организме резко нарушается температурный гомеостаз: возникает лихорадка (повышение температуры), иногда опасная для жизни. Причина такого нарушения гомеостаза может заключаться как в особенностях нейроэндокринной реакции, так и в нарушениях деятельности периферических тканей. В этом случае проявление болезни – повышенная температура – представляет собой следствие нарушения гомеостаза.

Весьма опасны болезни, приводящие к нарушению водно-соле-вого гомеостаза, например, холера, при которой из организма удаляется огромное количество воды и ткани утрачивают свои функциональные свойства. К нарушению водно-солевого гомеостаза ведут также многие заболевания почек.

Организм – сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.

Огромное количество клеток, каждая из которых выполняет свои, присущие только ей функции в общей структурно-функциональной системе организма, снабжаются питательными веществами и необходимым количеством кислорода для того, чтобы осуществлялись жизненно необходимые процессы энергообразования, выведения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности и т.д. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

Организм человека как целостная система состоит из взаимосвязанных и соподчиненных элементов: клеток, тканей, органов и систем органов.

Клетки представляют собой микросистему, отличающуюся слож-ной структурно-функциональной организацией и многосторонним взаимодействием с другими клетками. В организме человека более 100 триллионов клеток. Клетки всех живых организмов, в том числе и человека, имеют сходное строение. Клетка активно реагирует на раздражения, выполняет функции роста и размножения; способна к самовоспроизведению и передаче генетической информации потомкам, к регенерации и приспособлению к окружающей среде. У клетки выделяют цитолемму (клеточную мембрану), цитоплазму и ядро.

Совокупность клеток, сходных по строению, происхождению и функции, образует ткань. Основные типы тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. Каждая из тканей выполняет определенную функцию и обладает специфическими свойствами.

Эпителиальные ткани образуют кожу и слизистые оболочки, многие внутренние органы – печень, селезенку и др. В эпителиальных тканях клетки расположены тесно друг к другу.

Соединительная ткань отличается большими межклеточными промежутками. Так устроены кости, хрящи, так же устроена кровь – все это разновидности соединительной ткани.

Мышечная и нервная ткани относятся к возбудимым: они способны воспринимать и проводить импульс возбуждения. При этом для нервной ткани это – главная функция, тогда как мышечные клетки умеют еще сокращаться в размере. Эта механическая работа может быть передана костям или жидкостям, находящимся внутри мышечных мешков.

Ткани образуют органы – части тела, выполняющие определенную функцию. Так, сердце играет роль насоса и обеспечивает поступление крови во все органы и ткани; почки осуществляют выделение конечных продуктов обмена веществ; легкие осуществляют газообмен организма с внешней средой, обеспечивая организм кислородом и т.д.Орган состоит из нескольких тканей, одна из них всегда преобладает и определяет его главную, ведущую функцию.

Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образуют систему органов. Например, слюнные железы, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник объединены в систему пищеварения, сердце и сосуды – в систему кровообращения.


Date: 2015-07-17; view: 666; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию