Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реформы в сфере государственных и муниципальных закупок в Российской ФедерацииI этап. 1991 – 1994 годы После распада Советского Союза начался небезызвестный переход от плановой экономики к экономике рыночной. Неудивительно, что и в сфере обеспечения потребностей государства произошли серьезные изменения. Так, 28 мая 1992 года был принят первый законодательный акт, определяющий нормы и правила функционирования в закупочной сфере – Закон Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» № 28959-1. В том же году 27 августа Правительство РФ издает Постановление № 638, суть которого сводится к организации работ по реализации ранее принятого закона. Интересным представляется тот факт, что именно в этом постановлении впервые был отмечен вектор на внедрение конкурсных процедур в рамках размещения заказов. Однако очевидно, что данными документами невозможно было в одночасье обеспечить переход к новой модели – часть признаков старой системы размещения заказов в них все же сохранилась, но, тем не менее, в целом данный этап можно характеризовать как начальный в рамках внедрения рыночных механизмов в систему государственных закупок. II этап. 1994 – 1997 годы Начало второго этапа реформирования закупочной системы было связано с принятием Конституции РФ в 1993 году, а, следовательно, и необходимости обновления нормативно-правовой базы. За указанный период времени принимается целый пакет нововведений, включающий в себя новый базовый Федеральный закон № 60-ФЗ от 13 декабря 1994 года «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральный закон № 79-ФЗ от 29 декабря 1994 года «О государственном материальном резерве», Федеральный закон № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», Федеральный закон № 213-ФЗ от 27 декабря 1995 года «О государственном оборонном заказе», а также Постановление Правительства РФ № 594 от 26 июня 1995 года «О реализации Федерального закона № 60-ФЗ», результатом чего стала регламентация деятельности в сфере государственных закупок для обеспечения федеральных государственных нужд.
III этап. 1997 – 2005 годы 8 апреля 1998 года Президентом издается Указ № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд», основным достижением которого следует признать обязательность публичного размещения заказов на конкурсной как для федеральных органов власти и организаций, так и для органов власти и организаций субъектов РФ. Также принимается целый ряд Постановлений Правительства во исполнение данного Указа. Затем 6 мая 1999 выходит в свет Федеральный закон № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», который внес массу коллизий в правоприменительную практику (противоречия с 305 Указом, Налоговым, Бюджетным и Гражданским кодексами). Таким образом, третий этап реформ характеризовался сближением российской и международной системы закупок (типовой закон UNCITRAL о госзакупках стал базой для Указа №305), обязательным конкурентным размещением всех заказов стоимостью свыше 2500 МРОТ (около 35 тыс. USD); возможностью использовать широкий набор из разных процедур закупок; наличием требования о публикации информации о торгах; обязательным обучением специалистов по закупкам. Однако следствием реформирования законодательства в сфере государственных закупок в период с 1997 по 2005 год стало отсутствие реальных санкций за дискриминацию поставщиков, отсутствие информации о торгах; отсутствие аппарата чиновников (лишь 30 специалистов в профильном департаменте Минэкономики, отвечавшим за разрешения на размещение заказов у единственного поставщика); отсутствие каких-либо единых данных о закупках, включая базовую статистику. Таким образом, все это привело к росту коррупции ввиду отсутствия должной системы контроля и санкций. IV этап. 2005 – настоящее время Наряду с уже обозначенными предпосылками реформирования законодательства на рубеже 2005 года выделяют также политический выбор в 2004 году в пользу активной промышленной политики и «государства развития», в которой государственные закупки были бы важным инструментом. Известный закон № 94-ФЗ (создан по инициативе Г. Грефа и И. Артемьева), принятый 12 июля 2005 года, оказал на систему государственных закупок комплексное воздействие и генерировал соответствующие изменения: · Во-первых, образовал единое закупочное законодательное пространство по всей стране, заставляя и муниципальные образования, и регионы, и федерацию играть по одним правилам; · Во-вторых, создал условия для конкуренции (свободный доступ в систему для новых участников, запрет на использование квалификационных критериев и учет деловой репутации при отборе поставщиков);
· В-третьих, обеспечил прозрачность закупок благодаря размещению подробной информации о закупках на Общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru; · В-четвертых, 94-ФЗ, по мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), давал отпор коррупционной составляющей (сокращение для заказчиков возможностей повлиять на отбор поставщиков, санкции за нарушение 94-ФЗ). С точки зрения ФАС конкурентное размещение заказов обеспечило в 2006-2010 годах экономию для бюджета в размере 1200 млрд. рублей. Еще свыше 150 млн. рублей в годовом исчислении взыскано в бюджет в виде штрафов за нарушения 94-ФЗ благодаря контрольной деятельности более чем 1200 сотрудников ФАС.
|