Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-культурные предпосылки русской философии





Русская философия формировалась под воздействием трех факторов. Во-первых, она зарождалась в условиях "великого синтеза" культур: языческой, византийской и степной (монгольской). Во-вторых, она тесно связана со своей религиозной почвой. В-третьих, она испытала влияние западной философской мысли.

Особенность России заключается в том, что на ее огромной арене сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Поэтому имеющая место характеристика русского человека как азиата и европейца является отражением дуализма в общем-то далеких и, в ряде случаев, несовместимых культур в быту и психологии русского человека. К этому следует добавить, что и путь из "варяг в греки", проходивший по самому "сердцу" России, не остался для нее бесследным, хотя бы потому, что первыми правителями, государственными деятелями на Руси были варяги-рюриковичи.

Русская философия изначально тяготеет к рационализму, но не к европейскому академическому, а к практическому, с ярко выраженным нравственным ориентиром.

Русская философская мысль антропологична, ибо занята проблемой человека и его отношений с миром; историософична, ибо обращена к вопросам о смысле истории; социологична, ибо тесно связана с решением проблем общественного развития; диалогична, ибо ориентирована на сотворчество человека и Бога, на коэволюцию общества и природы, на формирование парадигмы антропокосмизма.

Черты: онтологизм (смысл и цель жизни), антропоцентризм, эсхатология (религ. учение о конечных судьбах мира и чел-ва, конце света и страшном суде), профетизм (пророчество), соборность, мессианство, религиозность.

Русская фил. во многом пророческая; она вещает и пророчествует; велика идея соборности, мессианская черта.

Как правило, в истории русской философии выделяются два больших этапа:

1-й этап (11-18в) подготовительный: выдвигались какие-то идеи, обсуждались и решались какие-то философские вопросы. Но фил-я не преобретала целостности, не было создано ни одной целостной системы.

2-й этап (19-20в) построительный: появлялись целостные философские системы и направления.

Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема - человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исхо­дившими из прошлого русского народа, общенациональных особен­ностей русской души.

Собственно философская мысль в России формировалась не на пус­том месте, а под влия­нием достижений мировой философии. Но этот источник и не един­ственный, и недостаточ­ный, чтобы с его помощью объяснить специфику русской фило­софской мысли. Она во мно­гом складывалась под влиянием социально-культурных про­цессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языче­ской Руси, ее христианизация (988 г.) сыграла важную роль в становлении русской философ­ской культуры. До введения христианства господ­ствующее положение на Руси занимало языческое мировоззрение, тесно связанное с обо­жествлением сил природы. Стимулирующее воздействие на развитие образованности по­сле принятия христианской религии имело обще­ние с духовной, в т.ч. философской, куль­турой античности и Византии, восприятие которой явилось важным фактором становле­ния русской философской мысли. Но и в самой культуре Руси, фольклоре, взглядах на природу и практических знаниях созревали предпосылки возникновения философского соз­нания.

Процессы возвышения Москвы, объедине­ния княжеств, монголо-татарское нашествие не могли не отразиться на самосознании на­рода, в зарождающемся философском сознании. Главным социально-куль­турным факто­ром зарождения русской философии поэтому считается ее Крещение. В про­цессе хри­стианизации Древней Руси был выбран византийский вариант (православие), и в соответ­ствии с этим выбором русская философия стала развиваться под влиянием византий­ской философии, в которой преобладали неоплатонические теоцентрические тенденции. Византийские философы: Григорий Богослов, Иоанн Дамасский. Смысл их взглядов: любовь к богу есть истинная философия.

Кон. 15-16вв: политич. фил., утверждающая образ государя с его особым миром и с тайнами искусствами управления; народ нуждается в опеке царя; отсюда божественное предназначение царя.

17в. связан с расколом о к-м говорилось выше; идеал православной Руси заменяется идеалом светского гос-ва; церковь становится гос. департаментом; фил. мысль сосредотачивается в 2-х академиях: Киевско - Могилянской (Киев); Славяно - греко - латинской (Москва).

Вплоть до реформаторской деятельности Петра 1 русская философия осваивала теоцен­три­ческие представления, что соответствует приблизительно периоду западноевропейской сред­невековой философии. Реформы Петра 1 способствовали более полному ознакомле­нию рус­ских интеллектуалов с западной философией. Началось энергичное освоение ее потенциала. Среди русского дворянства распространилось вольтерианство с его вольно­думством. Многие увлекались идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Таким обра­зом, процессы поли­тического единения Руси, образование русской национальности, укре­пления феодализма, приобщения Руси к мировой культуре (через Византию, а при Петре 1 - через Западную Ев­ропу), настойчиво требовавшие глубокого социально-философского осмысления, в немалой степени и обусловили своеобразие русской философской куль­туры.

 

18 в- освобождение фил. от церкви. В рус. фил. это время - век секуляризации. Речь идет о самостоятельном развитии светской культуры и философии вне связи с церковным сознанием; в церковном сознании происходит перестройка: - освобождение от политических соблазнов; - искание чисто церковной правды. - 4 фил. направления:

Гр. Сковорода; познание двояко (1 познание чувственное, скользящее по поверхности вещей и предмета, 2 познание в Боге, предполагающее отрыв от чувственного познания); у ч-ка главное сердце; тело земляное и тело духовное, так и сердце; Этика Сковороды - этика покорности тайным законам мира; в каждом ч-ке есть тайный з-н его возрастания, и задача заключ. в том, чтобы найти самого себя; ч-к не знает зак-в возрастания.

Ломоносов - материалистические идеи: материалистическое единство мира, за коны его развития, познаваемость мира, единство материи и движения. Атомистическая концепция: материя состоит из атомов, они образуют более сложные формы - корпускулы (молекулы), которые порождают все многообразие мира. Метод познания: от опыта через гипотезу к установлению истины. Элементы деизма: Бог создал мир, в дальнейший ход мировых событий не вмешивается. Наука должна быть отделена от религии.

Радищев: материалистические идеи, искал пути решения социально-философских проблем, первая в русской мысли философская разработка проблемы человека.

Чаадаев: дуалистическая позиция. Физический мир состоит из атомов, подчиняется законам механицизма. В естествознании - эмпирические и рациональные методы. Сознание человека - результат божественного творения, в духовном мире - метод откровения.

19 в - славянофилы, западники.


 

Date: 2016-08-31; view: 2004; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию