Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философская антропология Фейербаха. (антропологический материализм)





 

Фейербах - крупнейший материалист домарксистской эпохи. Он выступил в сер. 19в. с острой критикой идеализма. Идеализм - рационализированная религия, фил. и религия по существу противоположны. В основе религии - вера в догматы, фил. -знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Основная задача фил. - критика религии, разоблачение тех иллюзий, к-е составляют сущность религиозного сознания.

Религия и близкая к ней идеалистическая философия возникают из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, к-е в действительности принадлежат самому человеку. Возникает трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец бога - человек - рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от последнего и т. о. лишается свободы и самостоятельности. Для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть- и притом наиболее совершенная - вечной природы.

Материализм Ф. существенно отличается от материализма 18в., т. к. не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а как организм. В центре его внимания не отвлеченное понятие материи, а ч-к как психофизическое единство, единство души и тела. Ф. отвергает идеалистическую трактовку ч-ка, при к-й ч-к рассматривается как духовное существо, сквозь призму. Тело в его целостности составляет сущность чел-го Я; духовное начало в чел-ке не м/б отделено от телесного, дух и тело - 2 стороны той реальности, к-я наз. организмом. Чел. Природа толкуется биологически, и отдельный индивид для него - не исторически - духовное образование (Гегель), а звено в развитии человеческого рода. Поскольку общественная жизнь людей явл. по существу практической, то Ф., отвлекающийся от соц-ист. определения ч-ка, упускает из виду роль практики в ходе исторической жизни ч-ка и в процессе познания. Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Ф. апеллирует к чувственному созерцанию, т. е. как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник познания. Отвергает и возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

Антропологический принцип Ф. в теории познания выражается в том, что он по новому интерпретирует само понятие объект. Понятие объекта первоначально формируется в опыте чел-го общения, и поэтому первый объект для всякого ч-ка - это другой ч-к, ТЫ. Именно любовь к другому ч-ку - путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, к-я по Ф. -ху, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу -лишь отчужденная ложная форма истинной любви- любви к др. людям.

Ч-к обладает 3 качествами, к-х нет в природе: сила мышления (свет знания); сила воли (энергия характера); сила чувства (свет любви). Критикуя объективный идеализм Гегеля, отстаивал материалистический взгляд на природу. Но он недооценивал диалектику Гегеля. Материализм Фейербаха оставался метафизическим. Его характерной чертой оставался антропологизм (понимание человека как высшего продукта природы). Антропологизм Ф-ха имел большое значение в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против противопоставления в человеке духовного начала телесному. Однако, природная сторона в человеке завышалась, а социальная - недооценивалась.

Основную роль в познании он отводил чувствам. Все формы познания (ощущение, понятие, идеи) он рассматривал как копии вещей. Антропологизм Ф-ха носил пассивный характер, не учитывал общественно - исторической практики.


 

 

28. Марксистская философия: этапы, направления, проблемы.

 

Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико - материалистический подход к познанию и практике. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека. Познание - центральный процесс в диалектике Гегеля - в марксистской философии становится подчиненным, вторичным моментом практики, которая, собственно и является главной философской идеей Маркса и Энгельса.

Можно условно выделить три периода. Первый датируется началом теоретической деятельности К.Маркса и Ф.Энгельса и заканчивается революцией в Европе 1848 г. (выходом в свет "Манифеста коммунистической партии"). Этот период чаще всего называют " философским ", поскольку он связан с разработкой общефилософских проблем, с понятием отчуждения человеческой сущности в условиях господства частной собственности на средства производства.

Второй период определяется временем от 1848 г. до 1871 г. (до Парижской Коммуны). Здесь Маркс занимается в основном экономическим обоснованием философских воззрений, опускает, так сказать, философские идеи на землю, реализуя высказанную еще в 1842 г. мысль о необходимости сделать философию мирской, а мир – философским.

Третий период датируется от Парижской Коммуны до смерти Энгельса в 1895 г. Это время называют периодом разработки теории научного социализма. Надо сказать, что все эти периоды не являются "чистыми", ибо вопросы философские, экономические, научно-социалистические постоянно присутствовали в каждом из них.

По мнению К. Маркса, движение человеческого общества совершается не вследствие изменении идеологических и ценностных установок и, тем более, не по воле сверхъестественных сил, а по причине закономерной смены прогрессирующих от эпохи к эпохе средств производства. Именно материальное производство определяет ту или иную форму общения или гражданского общества. История в таком разрезе предстает как закономерный процесс смены одних социальных организмов другими. Отсюда выводится тезис, что коммунизм (после первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального и капиталистического строя) является высшей и неизбежной формацией в историческом развитии человечества.

Таким образом, исторический материализм (или иначе — материалистическое понимание истории) исходит из первичности общественного бытия (т.е. совокупности материальных отношений в обществе) и вторичности общественного сознания (т.е. процесса отражения общественного бытия). В основе такой позиции лежит естественное наблюдение, что люди, прежде чем заниматься политикой, религией, наукой, философией и т.п., должны удовлетворить свои первичные потребности в еде, питье, жилище, одежде и т.д. Для решения этих задач в процессе производства материальных благ люди объективно вступают в производственные отношения, которые являются материальной основой, реальным базисом общества.

Движущей силой, способной обеспечить рывок человечества к обществу «вещной и личной свободы», К. Маркс называет рабочий класс. Капитализм создает предпосылки для быстрого развития производительных сил, но, вместе с тем, порождает и антагонизм между трудом и капиталом. Историческая задача пролетариата, как наиболее сознательной части общества, состоит в том, чтобы в ходе социальной революции уничтожить экономическую основу эксплуатации человека человеком — частную собственность на средства производства. Первым и необходимым шагом на этом пути является установление пролетариатом своей диктатуры, целью которой должен стать процесс передачи власти в руки рабочего класса, обобществление собственности и построение основ коммунистического общества.

Главной характеристикой классового общества К. Маркс и Ф. Энгельс считают явление отчуждения или обособления индивида от средств и результатов производства, а также от общественных институтов. Для основоположников «научного коммунизма» духовная жизнь классового общества неминуемо наполняется антагонистическими противоречиями. Отчуждение приводит к эксплуатации человека человеком и дегуманизации общества в целом. Поэтому К. Маркс и Ф. Энгельс выступают с критикой отчужденного труда (труда по принуждению) и частной собственности, которая его и порождает. По глубокому убеждению мыслителей превращение труда в свободную самореализацию человека должно привести к появлению универсально развитой личности, гармонически живущей со своей внешней и внутренней природой.

Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия:

средства производства;

отчуждение;

прибавочная стоимость;

эксплуатация человека человеком.

Средства производства – уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая «рабочая сила».

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар – средства производства – сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.

Стоимость производственного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:

-будет ликвидирована частная собственность на средства производства;

будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

-частная собственность на средства производства будет замена общественной (государственной);

-производственный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.


 

Date: 2016-08-31; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию