Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие психологии в годы войны и послевоенный период (до советского времени, до 70-90х годов). Сконцентрироваться на психологии. После войны упор на педпсихологию.





 

Начавшаяся война поставила каждого ученого перед необхо­димостью определения его места во всенародной борьбе с вра­гом.
Основной задачей, безусловно, являлось активное и масштабное применение психологических разработок и результатов исследовании в решении важнейших прикладных задач, обуслов­ленных нуждами военного времени; изучение негативных пси­хологических феноменов, вызванных войной и разработка ре­комендаций по их нейтрализации; осуществление психологичес­кой консультационной работы и др.
Конечно, на разных этапах войны задачи изменялись в соот­ветствии с возрастанием значимости тех или иных аспектов практической работы. Например, если в начале войны главные усилия врачей и психологов, работавших в эвакогоспиталях, направлялись на рационализацию лечения во второй фазе ране­вого процесса и максимально быстрое восстановление боеспо­собности раненых бойцов и командиров, то в 1945 г. перед ра­ботниками эвакогоспиталей были поставлены новые задачи:
-лечение последствий ранений, обеспечение медицинской помо­щью инвалидов, восстановление их трудоспособности, сохране­ние для истории материалов об организации госпитального дела.

Ответом на практические запросы военного времени стала многогранная самоотверженная деятельность советских психо­логов, включающая: проведение научных исследований по обо­ронной тематике; работу в эвакогоспиталях по восстановлению здоровья раненых бойцов; обеспечение психологической подго­товки кадров для тыла и армии и учебно-воспитательного про­цесса; проведение научно-просветительской, санитарно—гиги­енической и профилактической работы; непосредственное уча­стие в боевых операциях, работа в тылу. При этом очень часто одному человеку приходилось реально совмещать разные фун­кции.

Безусловно, не прекращалась и научно-исследовательская и научно-практическая деятельность психологов. Несмотря на изменившиеся требования к научным разработкам, советские психологи сумели оперативно и эффективно перестроить свои деятельность. Этому способствовали: опора на богатый истори­ческий опыт; осознание ответственности и высокая самоотдаче ученых; уменьшение в годы войны идеологического давление на науку.
Еще одной формой практического участия психологов в деле защиты Отечества являлась консультационная работа и проведение военно-врачебной экспертизы. Так, А.Л.Шнирман являлся консультантом Наркома здравоохранения РСФСР, а специалист в области авиационной психологии и медицины К.К.Платонов выполнял обязанности председателя Военно-врачебной летной комиссии 16-й Воздушной армии.

В целом Великая Отечественная война явилась важным эта­пом в развитии советской психологии, оказала существенное воздействие на ее послевоенную историю.
Во-первых, именно в период1941—1945 гг. психологи полу­чили большой эмпирический материал, позволивший сразу пос­ле войны подготовить ряд фундаментальных работ обобщающего характера, что существенно обогатило психологическую науку.
Во-вторых, возрос статус психологии в обществе, что отрази­лось не только в создании и финансировании государством но­вых психологических центров, институтов, учебных подразде­лений, координирующих органов, увеличении общего числа психологов, введении психологии как обязательного для изуче­ния предмета в средней общеобразовательной школе, присуж­дении ряду психологов и психофизиологов правительственных наград и премий, но и в негласном снятии запрета на использо­вание в некоторых случаях психодиагностических, в том числе и тестовых методик, а также на разработку отдельных проблем психотерапии, индивидуальной психологии, психологии труда и т. д. Другими словами, успехи психологической науки в зна­чительной мере ослабили негативное отношение государствен­ных и партийных чиновников к психологии как науке, а у са­мих психологов “сняли” комплекс страха за профессиональную принадлежность к психологическому сообществу и вины за про­счеты педологического и психотехнического движения начала 30-х годов.

В-третьих, были заложены основы новых направлений пси­хологии, таких как нейропсихология, военная психология; су­щественно углубились и интенсифицировались разработки в области психологии познании и педагогической психологии;
после длительного перерыва был дан импульс для возрождения социальной психологии и психологии труда. Это существенно расширило отраслевую структуру психологии, а соответственно и укрепило ее позиции во взаимодействии с другими науч­ными дисциплинами в целом.
В-четвертых, благодаря деятельности эвакуированных науч­ных и учебных психологических учреждений в послевоенное время отмечается бурный рост региональных психологических лабораторий, учебных кафедр и формирование психологического сообщества в районах, где до войны психология не была развита.
Наконец, предъявив суровые и жесткие требования к психо­логическим подходам и теориям война явилась важным крите­рием их проверки на действенность, практичность, социальную лабильность. Это в немалой степени определило рост приклад­ных направлений психологии и в послевоенные годы.

Date: 2016-08-31; view: 428; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию