Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Евангелие Псевдо-Матфея. 2 page





Славянская версия «Иудейской войны». С. 132.

Тот, кто не видел земли, в которой Иоанн Креститель явился пророком, не может вполне понять суровость его речи, его сильные сравнения и могучие вопли, подобные рычанию льва...

А. Дидон. С. 172.

 

...Сам он был не человек, а речь, и мог смело назвать себя голосом вопиющего в пустыне.

Ф. Фаррар2. С. 50.

 

Проведя некоторое время в пустыне, в качестве проповедника и крестителя, Иоанн сошел наконец на равнину Иорданскую и приблизился к реке…

А. Дидон. С. 176.

 

Северной частью Палестины, Галилеей, расположенной к востоку от Иордана, правил тогда местный царек Ирод Антипа…

Ч. Додд. С. 10.

 

…[Он] управлял ею почти в течение всей земной жизни Спасителя и в течение шести лет после Его смерти.

 

А. Лопухин. С. 103.

 

Антипа получил область Галилею в качестве своей доли из владений своего отца. Он был женат на дочери Арефы, царя Аравийского. Это был брак, который получил особенное одобрение со стороны императора Августа, потому что, благодаря ему и возникшим вследствие него взаимным родственным интересам, предотвращались многие кровопролитные войны.

Ф. Фаррар3. С. 113–114.

 

Когда он вступил в управление Галилеей, в 4 году до Р. Х., то ему было около семнадцати лет от роду. Его провинции были разбросаны, потому что Галилея находилась на северо-западе, а причисленная к ней Перея на юго-востоке страны, причем их совершенно разделяла между собою область свободных городов, известных под названием Десятиградия. Обе они, и особенно Галилея, считались настолько богатыми, что занимали второе место в наследстве отца…

А. Лопухин. С. 104.

 

В течение некоторого времени Антипа, пользовался благосостоянием, и его тетрархия, несмотря на ее малость, была богата и плодородна. Подобно остальным членам своего семейства, преданный роскоши, и подобно им, желая сразу приобрести славу строителя и раболепством польстить императорской римской фамилии, он перестроил Беф-Харан в южной части Переи и назвал его Ливией, в честь жены Августа, которой Саломия (сестра Ирода Великого. — Е. Г.) при своей смерти завещала свои иудейские имения. Затем он перестроил Сепфориду, которую на время сделал своей столицей, и крепость Махер, которую превратил в город с великолепным дворцом. Его последним и самым важным делом было строительство нового города на озере Галилейском, который он назвал Тивериадой в честь своего друга императора Тиверия [Тиберия]. По окончании в нем построек, он сделал этот город своей столицей. Тивериада была очаровательна по своим природным красотам, занимала центральное положение в области и находилась близ целебных, часто упоминаемых древними писателями, горячих источников Калиррои. Но при возведении этого города ему пришлось столкнуться с предубеждениями иудеев. При раскопке почвы для фундамента города рабочие наткнулись на остатки старого кладбища. Раввины не преминули объявить это место нечистым, и потому, всякий иудей, который бы дерзнул вступить в него, должен был подвергнуться семидневному очищению. Так как поэтому иудеи чуждались новооснованного города, то, чтобы населить его, Ирод должен был прибегнуть к большим поощрениям и льготам и даже даром предоставить землю рабам и нищим. Еще более оскорбил он фарисеев построением стадиума и украшениями роскошного дворца, построенного в этом новом городе. Фасад дворца был украшен изображениями животных, что строгие иудеи считали явным нарушением божьей заповеди. Быть может, по этой причине, а вероятно и вообще по нерасположению к Ироду, который, как хитрая лисица постоянно замышлял разные козни, Спаситель ни разу не входил в Тивериаду, хотя она так близко находилась к главным местам Его галилейского служения и несмотря даже на то, что Ирод построил в ней огромную синагогу.

Ф. Фаррар3. С. 114–115.

 

Из окон своего дворца Ирод Антипа имел великолепный вид на Мертвое море, на все течение Иордана, на Иерусалим, маститый Хеврон с его древними патриархальными воспоминаниями, на броды Иордана и скалы Енгади к западу, а на север пред ним открывался вид на горы Галаадские, вздымавшиеся за дикими высотами Фазги… Кругом царствовала дикая пустынность, и только кое-где по ложбинам встречались пальмы, маслины и виноградные лозы; а народное суеверие прибавляло, что среди других чудес там росло одно особое растение, огненно-красное цветом, имевшее силу-де изгонять демонов и исцелять болезни, хотя доставать его можно было только ценою жизни.

А. Лопухин. С. 310–311.

 

В такой-то местности и в такое-то время столкнулись два эти человека — Ирод Антипа и Иоанн Креститель. Такой была сцена, на которой разворачивалась одна из самых жестоких драм древнего мира…

Ч. Додд. С. 10.

 

Впервые Иоанн выступил на общественное служение на берегах нижнего Иордана.

А. Лопухин. С. 163.

 

...Местность эта простирается от берегов Мертвого моря до пределов Самарии, длиной в двадцать миль и средней шириной в шесть километров.

А. Дидон. С. 172.

 

Часах в двух пути к востоку от жалкой деревни, составляющей остаток Иерихона, и в восьми или девяти часах от Иерусалима Иордан быстро течет по направлению к Мертвому морю, находящемуся также неподалеку отсюда. Беря начало в горах Ливанских, приняв в себя в качестве притоков источники в Кесарии Филипповой, пройдя затем болотистое озеро Меромское и далее чрез великолепное озеро Галилейское, река от выхода из этого озера до того места, где она минует Иерихон, имеет всего только 90 верст по прямой линии, но до 300 верст, если считать все ее излучины и повороты. Близ Иерихона она имеет до 13-14 сажень в ширину и от 3 футов до сажени в глубину, так что по местам ее легко можно переходить вброд, кроме времени полноводий, бывающих весной, осенью и зимой, когда переход чрез нее становится весьма опасным. В этой именно части Иордана войско Веспасиана, во время последней иудейской войны, загнало массу иудеев в реку, когда она выходила из берегов, и их погибло в ней так много, что «нельзя было перейти реки по причине переполнявших ее мертвых тел, причем и Мертвое море было также наполнено трупами, унесенными в него рекою».

А. Лопухин. С. 163.

 

И случилось так, что Иоанн крестил и пришли к нему фарисеи и крестились, и весь Иерусалим.

Фрагмент Евангелия эбонитов. С. 66.

 

Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

Лука. 3.7–14.

 

…Если мытари будут честно исполнять свой долг, если воины не будут пользоваться своей силой для оскорбления других и будут оставаться верными своему знамени, довольствуясь своим скромным положением, то это и будет признаком их доброго покаяния, их верности своей совести, которая и низведет на них благословение Божие.

Появление его произвело на народ тем более громадное впечатление, что проповедь его касалась самого животрепещущего вопроса о пришествии Мессии.

А. Лопухин. С. 170–171, 165.

 

Для себя он не требовал никакой славы, кроме славы Предтечи; для своего крещения никакого значения, кроме посвящения в тайны Царства, которое наступает. Когда депутация от синедриона спрашивала его, кто он; когда весь народ задумывался о том, Христос ли он или нет, — Иоанн, не колеблясь ни на минуту, отвечал, что он не Христос, не Илия, ни другой из пророков…

Ф. Фаррар2. С. 52–53.

Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих о Иоанне, не Христос ли он, — Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Лука. 3. 15–18.

 

…Он был рупором, он был Богом, говорящим через человека.

Митр. Антоний Сурожский. С. 27.

 

После бури и молний, Бог пришел в пещеру Илии в сладостном веяньи ветра. Сладостным ветром было и пришествие в мир Иисуса. Но лежала «секира при корне дерева». Жуткими пророчествами возвестил Предтеча о Грядущем за ним.

И. Бунин. С. 191.

 

Свою духовную пищу он главным образом черпал из глубоких и возвышенных пророчеств Исайи. Дошедшие до нас немногие отрывки его проповеди изобилуют образами, заимствованными из этой именно пророческой книги: как у пророка Исайи, так и у него, этими образами были — ехиднино порождение, виноградник Божий, срубание высохших дерев, сожжение огнем, молочение хлеба и веяние, равно как и раздача хлеба и одежды бедным.

А. Лопухин. С. 155.

 

...Пророчества Исайи были любимой книгой Иоанна. Немногие речи, которые история сохранила после него, напоминают этого красноречивейшего и яснейшего из пророков о Мессии.

А. Дидон. С. 170.

 

Воздух, который он вдыхал, источал мощные токи религиозного возбуждения. Тысячи иудеев нетерпеливо ожидали Искупителя Израиля. Магия и колдовство, демоны и ангелы, «одержимость» и изгнание бесов, чудеса и прорицания, дивинация (гадание. — Е. Г.) и астрология повсюду принимались как нечто само собой разумеющееся; возможно, рассказ о волхвах (магах) являлся необходимой уступкой астрологическим верованиям эпохи. Тавматурги — чудотворцы — переходили из города в город.

В. Дюрант. С. 607.

 

Голос Иоанна по временам смягчался, и он говорил о Мессии: «Он — Спасение Божие, всякая плоть узрит Его». — «Где Он?» — спрашивала толпа. «Среди вас, — отвечал Иоанн, — но вы Его не знаете. Он идет за мною, но Он стал впереди меня…»

А. Дидон. С. 174.

 

Слово его имело такое громадное влияние на народные массы, что он, если бы только захотел того, мог бы воспользоваться этим своим влиянием для достижения чисто политических целей. Но его целью было не политическое возбуждение, а нравственно-религиозное возрождение.

А. Лопухин. С. 169.

 

Он сравнивал душу с пустыней, по которой проходил, и давал понять своим слушателям, что Богу надлежит водвориться в душах бесплодных и опустошенных. Как же не приготовить пути Ему? «Прямыми сделайте их, — восклицал он, — чтобы они не были похожи на те кривые и негладкие пути, по которым проходим мы. Да наполнятся долины и да опустятся холмы». — «Восстаньте, отчаянные и унылые; склонитесь, тщеславные и гордые. Пусть ваша воля будет прямой и чистой, душа в полной гармонии и равновесии. Тогда вы увидите Спасение Божие». Это слово в его устах означало Мессию.

А. Дидон. С. 177.

 

Этот глас вопиющего в пустыне стал сильно будить совесть народных масс, которая подверглась глубокому сну под влиянием фарисейского формализма, римского угнетения и саддукейского равнодушия. Началось сильное народное брожение.

А. Лопухин. С. 165.

 

Вот таким был Иоанн Креститель. Он всецело отдал себя Богу, и потомуБог в нем действовал, не он; он был подобен хорошо настроенному музыкальному инструменту, на котором гениальный композитор или исполнитель может играть так, что уже не замечаешь ни инструмента, ни композитора, ни исполнителя, — только пронизываешься тем переживанием, какое рождает в тебе звучащая мелодия.

Митр. Антоний Сурожский. С. 26-27.

 

Иоанн слишком сильно волновал еврейское общество, чтобы избегнуть подозрений синедриона.

А. Дидон. С. 180.

 

Первое, о чем возвещает Иоанн Креститель, это покаяние. Что же такое покаяние? На греческом языке это слово означает поворот: поворот души, поворот жизни. Это момент, когда мы осознаем свое бедственное положение, когда мы чувствуем отвращение к нему и к себе, когда вдруг рождается в нас, хоть зачаточно, решимость перестроиться, начать все заново и по-новому жить. Вы, наверное, слыхали фразу из Нового Завета: вера без дел мертва. Плакаться — недостаточно, больше того — бесплодно. Покаяние заключается в том, чтобы прийти в сознание, принять решение и действовать соответственно. И тут я могу вам привести отрывок из поучения святого Тихона Задонского. Он советует одному молодому священнику говорить людям, что в Царство Божие идут большей частью не от победы к победе, а от падения к падению, но доходит до Царства Божия тот, кто после каждого падения, вместо того чтобы садиться у края дороги и плакать над собой, встает и идет дальше; и сколько бы он ни падал, каждый раз поднимается и идет. Вот о чем мы должны всегда помнить: что покаяния всецелого, мгновенного не бывает. Да, конечно, некоторые души, некоторые великаны духа могут вдруг осознать свою греховность и переменить сразу весь ход своей жизни; но мы большей частью исправляем его постепенно, шаг за шагом. Давайте помнить то, что святитель Тихон Задонский говорит: не плачься над собой, встань и иди, пусть в слезах, пусть в ужасе, но иди, не останавливаясь…

Митр. Антоний Сурожский. С. 26–27.

 

Хотя местом проповеди Иоанна была Иудея, но его слава проникла быстро в Галилею и дошла до Иисуса, около которого образовался уже, при его первых речах, кружок слушателей…

Э. Ренан. С. 116.

 

Он зарабатывал на хлеб, садился за стол, чтобы поесть, разговаривал с соседями; были и другие, похожие на Него набожные ремесленники, хорошо знавшие Писание. И, конечно, в эти последние дни это все тот же Человек;Он по-прежнему подходит к двери, молча, с отрешенным взглядом слушает разговоры соседей, внимательно прислушиваясь к доходящей со всех сторон молве об Иоанне…

Ф. Мориак. С. 39.

 

...Его [Иоанна] услышали. Правда, официальные религиозные лидеры смотрели на него с недоверием, но люди разных сословий и разных достатков, из всех частей Палестины, стекались на берег Иордана. Среди них, читаем мы, были воины, сборщики податей, проститутки. Среди них оказался и Иисус из Назарета. Нам неизвестно, что побудило его прийти сюда.

Ч. Додд. С. 101–102.

 

…И Он взял плащ, завязал сандалии и сказал Своей Матери прощальные слова, которых никто никогда не узнает.

Ф. Мориак. С. 41.

 

Итак, согласно евангелистам Марку (1:9) и Матфею (3:13), Иисус пришел к Иоанну из Назарета, в котором он жил, и если мы признаем убедительными слова евангелиста Луки (1:36), значит, Мария состояла в родстве с матерью Иоанна Крестителя. Это все, что можно причислить к психологическому фону решения Иисуса присоединиться к толпам, желающим крещения от Иоанна.

Д. Флуссер. С. 37–38.

 

Из дошедших до нас фрагментов апокрифического Евангелия эбонитов мы узнаем, что Мария и ее сыновья будто бы указывали Иисусу на Иоанна и, может быть, даже советовали ему отправиться в пустыню к великому проповеднику.

Э. Бок. С. 187.

 

Мать и братья Господа сказали ему: Иоанн Креститель крестит в отпущении грехов, пойдем и крестимся. Но Он сказал им: Какой грех Я совершил, что Я должен креститься от него? Разве только Мои слова есть грех по неведению.

Блаж. Иероним.

Adversus Pelagium. (6)

 

...Назаретскому Плотнику было тридцать лет от роду. Он примкнул к караванам своей области и спустился в долину Иорданскую. Дорога, которая ведет из Назарета к броду реки, где поселился Иоанн, имеет двадцать пять миль длины; она пересекает часть равнины Изреельской, идет до вади (брода) Дажлуд, проходит под стенами Скифополя, продолжается вдоль Самарийских и Иудейских гор, замыкающих с запада Иорданскую равнину; потом, изгибаясь к востоку, оставляет вправо Иерихон, постепенно спускается в долину Иордана и подходит к священной реке близ Вифании, в том месте, которое Иоанн избрал для крещения…

А. Дидон. С. 182.

 

И вот, таким образом, под влиянием проповеди Иоанна и совершаемого им необычайного обряда крещения, в душе народа все более разрасталось и усиливалось ожидание провозглашаемого новым пророком Мессии. И этот Мессия пришел наконец, открыто выступив пред народом после Своего долгого, безвестного пребывания в отдаленном Назарете.

М. Поснов. С. 56.

 

Когда Иисус в первый раз явился на берегу Иорданском, — великий Предтеча, по его собственному, дважды выразительно повторенному признанию, не знал Его. Иисус не был еще заявлен Мессией своему пророку-провозвестнику, но было у него нечто во взоре, что увлекло и поразило душу Иоаннову…

Ф. Фаррар2. С. 53.

 

Вместе с призывом к покаянию, Иоанн соединял особый знаменательный обряд для всех тех, кто выражали готовность исповедывать свои грехи и давали обет исправиться в своей жизни. Он именно требовал от таких лиц крещения, то есть, омовения в воде. По закону Моисееву также требовалось омовение и очищение, но оно имело там значение скорее личного дела с целью очищения от обрядовых осквернений и повторялось всякий раз, как это требовалось новым случаем осквернения. Но введенное Иоанном крещение совершалось только однажды, и желавшие могли принять его только от рук Иоанна. Он не довольствовался древними обрядами и требованиями фарисеев. Для него необходим был новый символ, который по самой своей форме мог бы служить выражением величия требовавшейся нравственной перемены и быть пригодным знаком для ее начала, и в то же время достаточно простой для того, чтобы он мог быть доступен для всего народа, для всех, кто желали порвать с греховным прошлым и вступить в новую духовную жизнь, к которой призывал он. Омовение во все времена служило религиозным символом и было знаменательным обрядом. Проказа Неемана очищена была в водах Иордана. Священники в храме постоянно совершали омовения, от народа вообще требовалось, чтобы он удалял нечистоту с помощью омовения. Пророк Давид молился: «Омой меня от беззакония моего». Пророк Исаия также взывал: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих, перестаньте делать зло». Омовение и вообще на Востоке само по себе составляет почти религиозный долг. Пыль и жар до крайности отягощают тело и душу, так что омовение приносит общее освежение и довольство. Поэтому принятый Иоанном символ крещения имел для народа громадное значение: всякий истомленный, запыленный и загрязненный странник, получив внутреннее оживление или возрождение, вместе с тем погружался в чистую и свежую воду реки, и таким образом, в знак своего внутреннего очищения, выходил чистым из нее душой и телом.

А. Лопухин. С. 166–167.

 

Исповедание грехов, которого требовал Иоанн до и во время погружения в воду, было знакомо евреям. Закон Моисеев предписывал его в некоторых случаях как торжественное обязательство. Известно, что в день Очищения первосвященник от имени народа возлагал на голову козла грехи всего Израиля...

А. Дидон. С. 176.

 

И если иудеи совершали омовение в ней [реке], считали, что тот, кто совершает омовение, очищается от всякой скверны и всех грехов.

Абу-ль-Фатх.

Самарянская хроника (107).

 

Сам обряд — погружение в воду — существовал давно. Ритуальные омовения или купания практиковались многими. Члены кумранских сект создали изощренную систему таких омовений. Но Иоанн крестил иначе: он совершал особый, неповторимый обряд посвящения, похожий скорее на ритуальное омовение, которому подвергали новообращенных в иудаизм, прежде чем принять их в священный народ. Омовение значило, что они очистились от «скверны» язычества. И вот теперь Иоанн призывал евреев, «детей Авраама», подвергнуться такому же обряду очищения, ибо, как он считал, они в том нуждались. По словам Луки, Иоанн хотел «приготовить народ к приходу Господа». Именно этого он добивался, когда требовал нравственного преображения и крестил тех, кто к нему готов. Погружая людей в воды Иордана, он приобщал их к грядущему «народу приготовленному». Но крещение водой было, как он говорил, лишь началом. «Идущий за ним» будет крестить «Духом Божьим и огнем». (Сказано это очень сильно, и мы не станем здесь разбирать само выражение). А пока люди должны исправляться и ждать — но ждать недолго.

Ч. Додд. С. 101.

 

...Мне кажется, проще всего принять, что Иисус был крещен Иоанном недалеко от устья, где Иордан впадает в Генисаретское озеро.

Д. Флуссер. С. 38.

 

Брод называется теперь Макта — место перехода, что соответствует наименованиям Вифании — дом корабля, или Вифавара — дом перехода. Он находится в полутора милях от Мертвого моря и имеет всего только десять метров в ширину. Река делает здесь крутой поворот, подмывая своими водами остроконечные скалы восточного берега. Противоположный берег ровен и тенист, будучи покрыт ивами, тростником и высокими тамарисками, образующими небольшие рощицы. Сквозь ветви этих деревьев со светлой листвой виднеются пустынные горы, у подошвы которых были Содом, Гоморра и зеленеющий Иерихон. Он представляет теперь груды пепла, перегорелые обломки. Даже в январе месяце небо знойно, воздух раскален. Глубокое безмолвие пустыни едва нарушается криком нескольких птиц, испуганным и быстрым полетом вяхирей и едва слышным журчанием реки. Сюда-то, никем не замеченный в толпе, пришел Иисус...

А. Дидон. С. 182.

 

Нам неизвестно, как долго Он оставался ремесленником, но мы догадываемся, почему Он оставил свое ремесло. Повод, похоже, ясен — пришел Иоанн, сын Захарии, называемый Крестителем. По Евангелию от Луки, произошло это в пятнадцатый год правления императора Тиберия, т. е. в 28–29 гг. по Р. Х., а Иисусу было тогда около тридцати лет. Установить точнее невозможно, но цифра, видимо, близка к истине.

Ч. Додд. С.100.

Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.Он пришел... чтобы свидетельствовать о свете.

Иоанн. 1:6, 7

...И было в те дни: пришел Иисус из Назарета Галилейского, и крестился от Иоанна в Иордане.

Марк. 4:9

 

И когда Он выходил из воды, небеса раскрылись, и увидел духа святого, сходившего как голубь, и он ниспустился на Него. И раздался голос с неба: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение. И снова: в сей день Я породил Тебя. И тотчас свет великий осветил все вокруг. Когда Иоанн увидел это, он сказал Ему: Кто Ты, Господи? И снова голос с неба возвестил ему: Это Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение. И тогда Иоанн пал ниц перед Ним и сказал: Молю Тебя, Господи, крести Ты меня. Но Иисус удержал его, говоря: все, что надлежит, должно быть исполнено...

Фрагмент Евангелия эбонитов. С. 66.

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение…

Матфей. 3:13-17.

 

В тот момент, когда Иисус стоял в реке и молился, произошло нечто таинственное. Впоследствии Иоанн говорил своим ученикам: «Я увидел Духа сходящего, как голубь, с неба, и Он пребыл на Нем. И я не знал Его, но Пославший меня крестить водою, Тот мне сказал: “На ком увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Он есть крестящий Духом Святым”. И я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий»...

Прот. А. Мень1. С. 70.

 

Такую же символику применяли и в описании отдельных происшествий. Не только у Иоанна, но и в других Евангелиях, с небольшими различиями, можно прочесть: когда Иоанн Предтеча крестил Иисуса, Тот видел «разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него», и слышал голос, говорящий с небес. Бессмысленно спрашивать, что было «на самом деле», если при этом нас интересует, что получилось бы на фотографии или на магнитофонной ленте, окажись под рукой необходимые устройства. Но в более глубоком и подлинном смысле «на самом деле» случилось нечто очень важное. Произошло, как мы говорим, «историческое событие». Именно тогда изменилась жизнь самого Иисуса и достигла высшей, решающей точки та связь двух миров, о которой говорит евангелист. Глубинный смысл происшедшего мог быть передан только языком самых выразительных и самых возвышенных образов.

Ч. Додд. С. 30.

Следуя порядку времен в IV Евангелии (не верить ему в этом нет оснований), Господь, в первый год служения Своего, был в Иерусалиме на празднике Пасхи, в низане — апреле, уже после, кажется, двух- или трехмесячного пребывания в Галилее: значит, крестился в начале января 29-го или 30-го года, что согласно и с церковным преданием, и тем еще вероятнее, что котловина нижнего Иордана, близ Мертвого моря, где находится Вифавара-Вифания, самый глубокий провал (350 м ниже уровня моря) и одно из самых знойных мест земного шара, почти необитаема в летние месяцы; следовательно, множество, со всех концов Палестины, паломников не могло бы стекаться сюда к Иоанну в эту пору года; зимние же месяцы здесь райские.

Свежий ветер с севера, часто, в январе, дующий весь день, падает перед закатом, и наступает вдруг такая тишина, какой, кажется, нет нигде на земле, кроме Галилеи; но там — тишина блаженства, а здесь — печали.

Воды Иордана текут между двумя зелеными стенами густолиственных зарослей, а шагах в тридцати от них, — пустыня мертвая. Стоит лишь подняться на крутой берег, чтобы увидеть необозримую даль: выжженных гор, долину Иерихона замыкающий круг; снежного, над ними, Ермона, как Ветхого деньми, в несказанном величьи, седую главу, на севере, а на юге, сквозь котловину Иордана, синее-синее, ни на что земное не похожее, точно райское небо, — Мертвое море. Райскими кажутся и радужно, за морем, светящиеся горы Моава, и в розовом небе заката бледнеющий, лунный серп, и дымом кадильным благоухающие смолы бальзамных рощ Иерихона: вся эта, летом, подобная аду пустыня, — зимой, — как богом прощенный и сделавшийся раем ад. Но веет иногда от Мертвого моря, и в эти райские дни, едва уловимый запах смолы и серы, как воспоминание ада в раю.

Д. Мережковский. С. 152–153.

 

И это событие было решительным моментом в жизни Христа. Будучи святым и чистым до погружения в воды Иордана, Он вышел из них озаренный высшей славой в Своем лице. Его прошлая жизнь была закончена и открывалась жизнь совершенно новая. Дотоле Он был безвестным обывателем ничтожного городка и сокрыт был от мира; а теперь Он выступал в качестве Мессии на открытое служение человечеству. Это был поистине великий момент Его вступления в новую жизнь. Все Его прежние годы были, так сказать, погребены в водах Иордана.

А. Лопухин. С. 120.

 

«Если крестился, значит, согрешил? Ergo peccavit Christus, quia baptizatus est?» — спросит великий ересиарх, Манес. «Да, согрешил; Сам Себя грешным считал, и креститься вынужден был матерью почти насильно, раеnе invitum a matre sua esse compulsum», — ответит еретическая «Павлова Проповедь».

Грешным человеком, как все, был Иисус, и только в крещении, когда вместе с Духом-Голубем, вошел в Него Христос, сделался безгрешным, — учат сами еще, может быть, не соблазняясь, но уже соблазняя других, иудеохристиане, эбониты, не столько еретики, сколько недовершенные, потому что слишком ранние, люди церкви…

Д. Мережковский. С. 149.

 

Зачем же Ему было креститься? Какой в этом смысл? Этого Евангелие не объясняет, и мы имеем право задавать себе вопросы, мы имеем право недоумевать, мы имеем право глубоко задуматься над тем, что это значит. Вот объяснение, которое мне когда-то дал пожилой священник. Я был тогда молод и ставил перед ним этот вопрос; и он мне отвечал: знаешь, мне представляется, что когда люди приходили к Иоанну, исповедовали свои грехи, свои неправды, всю свою нечистоту и душевную, и телесную, они как бы символически ее омывали в водах реки Иордана. И его воды, которые были вначале чисты, становились постепенно оскверненными водами (как, знаете, в русских сказках говорится, что есть воды мертвые, воды, которые потеряли свою жизненность, которые могут передавать только смерть). Эти воды, насыщенные человеческой нечистотой, неправдой, человеческим грехом, человеческим безбожием, постепенно становились мертвыми водами, способными только убивать. И Христос в эти воды погрузился, потому что Он хотел не только стать человеком совершенным, но хотел, как совершенный человек, понести на Себе весь ужас, всю тяжесть человеческого греха. Он погрузился в эти мертвые воды, и эти воды передали Ему смерть, смертность, принадлежавшую тем людям, которые согрешили и несли в себе смертность, смерть, как оброцы греха, то есть возмездие за грех

Date: 2016-08-31; view: 182; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию