Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Паровозная бригада Шиловских

Выпуск 01.06.2012

По трудовой династии локомотивщиков Шиловских можно изучать историю развития железной дороги на Урале. Пять поколений этой семьи были машинистами. Начинали с паровозов серии Д. Сейчас шестое поколение собирается управлять современными локомотивами.

 

Был конец XIX века, когда совсем ещё юный парнишка Дмитрий Шиловских «заболел» паровозами. Работать в депо считалось делом почётным. Даже кочегаром. Ничего, что грязно и тяжело, зато можно выучиться на помощника, а потом даже на машиниста.

Дмитрий был настырный и до учёбы хваткий. Начальство его ценило за ум и добросовестность. Стал продвигаться по служебной лестнице. Карьеру завершил начальником паровозного депо Вятка.

Сына своего Дмитрий Михайлович сызмальства к паровозу приучил. Константин начал водить поезда ещё в Гражданскую войну, дослужился до замначальника паровозного депо Кушва (тогда ещё Пермской дороги). За высокие показатели в труде был награждён высшей наградой СССР – орденом Ленина.

На заслуженный отдых Константин Дмитриевич вышел почти одновременно со своим старшим сыном Николаем, тоже машинистом, но из депо Шадринск. Сюда семья Шиловских переехала из Кушвы в 1932 году. Николай водил грузовые и пассажирские поезда между Шадринском и станцией Синарская, а по завершении строительства нового участка дороги – и до Кургана. В наградах Николай превзошёл отца. Его труд на железнодорожном транспорте отмечен орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, а также медалями.

Сыновья Константина Виктор и Михаил в Шадринском депо начинали с должностей кочегаров и тоже стали машинистами.

Но до этого в 1938 году по приказу начальника Южно-Уральской дороги была сформирована паровозная бригада из братьев Шиловских. Николай был машинистом, Виктор – помощником, а Михаил – кочегаром. Показателями в работе бригада славилась не только на ЮУЖД, но и по всей сети. На паровозах серий С и О они водили пассажирские поезда, а на Э – тянули грузовые.

Накануне Великой Отечественной войны Михаила призвали на службу в Красную армию.

В 42-м – Белорусский фронт и «похоронка» семье. В паровозное депо Шадринск тогда не вернулись многие…

А Николай и Виктор в войну водили эшелоны, которые с Урала и Сибири шли на запад. Поток их резко увеличивался. Железнодорожники были переведены на 11-часовой рабочий день без отпусков и выходных дней. Локомотивные бригады по несколько суток не покидали паровозов. «Машинистам военной поры досталось сполна. Работа для фронта была сродни самому фронту, – говорит о поколении своего отца Владимир Шиловских, тоже машинист.
– В послевоенное время отец и дядя были одними из первых в Шадринском депо, кто осваивал вождение большегрузных составов. А опыт машинистов по уходу за паровозами, экономии песка и топлива становился достоянием всей Южно-Уральской дороги».

Владимир Николаевич (на фото слева), как и все сыновья машинистов, паровоз знал с детства, помогал кочегарить и чистить. Перед ним не стояло проблемы – кем быть. В 1958 году, окончив школу, стал кочегаром. Осенью того же года призвали на службу во флот. Возвратился домой, поступил в Челябинский железнодорожный техникум. «А в Шадринске – девушка. Четыре года с флота ждала. А тут снова расставание. Не выдержал. Вернулся домой. Перевёлся в Петропавловский железнодорожный техникум – туда как раз мы поезда водили. Что касаемо девушки, так 7 ноября в этом году золотая свадьба у нас с Тамарочкой», – улыбается Владимир Шиловских.

Техникум окончил с отличием. Стал одним из первых машинистов депо, получивших образование по специальности «тепловозное хозяйство». С 1964 года шадринские локомотивщики переходят на тепловозную тягу. И Владимир сдаёт на права машиниста тепловоза, а ещё через пять лет – на машиниста электровоза.

К тому времени тепловозы стали работать только на манёврах и в хозяйственном движении. Машинистом проработал до 1974 года. «Имел 1-й класс по электровозам, тепловозам и электропоездам. А вот на паровоз – только право управления, не успел повысить квалификацию, технический прогресс опередил», – смеётся Шиловских. Последующие 18 лет Владимир Николаевич был машинистом-инструктором. Электрификация участка Курган – Каменск-Уральский в 1970 году поставила перед локомотивщиками депо Шадринск нелёгкую задачу. В короткий срок надо было провести переподготовку кадров. Дорожная техническая школа взяла на себя подготовку машинистов, а помощников машинистов решили обучать в депо. «Можно сказать, что все машинисты начинались с курсов, которые мне поручено было вести. Подготовил пять выпусков помощников. Многие из них водят поезда до сих пор», – говорит Владимир Николаевич.

Обучение локомотивных бригад – процесс непрерывный. Требовалось совершенствование мастерства вождения, умение применять рекуперативное торможение. А там уже и систему управления многих единиц (СМЕТ) начали внедрять. Это сейчас для машинистов всё обыденно и привычно, а на этапе освоения было сложнее. Многие машинисты благодарны своему инструктору за знания. Награды тоже не обошли стороной. Владимир Николаевич отмечен орденом Славы 3-й степени. Он был многократным победителем и отличником социалистического соревнования, ударником пятилетки. Шиловских особенно гордится знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 млн км».

По его мнению, для машиниста эта награда особенно важна.

Сейчас локомотивное депо Шадринск стало производственным участком эксплуатационного локомотивного депо Курган. И на своём производственном участке почётный ветеран Южно-Уральской дороги возглавляет ветеранскую организацию.

В древе династии Шиловских есть и женская ветвь – сёстры Владимира Николаевича тоже железнодорожницы. Тамара работала на станции Шадринск. Станционный работник и её дочь Светлана. Машинистом был муж Светланы – Сергей. Вторая сестра Владимира Николаевича – Лидия – до выхода на пенсию была расшифровщицей скоростемерных лент. «За отцом и братом пошла. Депо для всех нас жизнью стало», – считает она.

В пятом поколении локомотивщиков Шиловских – Игорь (на фото справа), младший сын Владимира Николаевича. Старший Олег не пошёл по стопам отца. Выбрал медицину. Сейчас он директор клиники МНТК «Микрохирургия глаза» в Екатеринбурге.

А Игорь знал, что его путь на железную дорогу. «Рос и видел, на кого надо равняться. Отец был примером, им и остаётся до сих пор», – говорит он.

В Шадринское депо Игорь пришёл после школы, выучился сначала на помощника машиниста, потом получил права управления электровозом и электропоездом. Поступил в Уральский институт инженеров транспорта и был направлен в депо Курган. Работал машинистом-инструктором, главным инженером, а сейчас возглавляет это депо.

Настанет время и для шестого поколения локомотивщиков Шиловских. Подрастает Ванюшка (на фото в центре), сын Игоря. Уже сейчас отец делает всё, чтобы мальчик проникся гордостью за железную дорогу, за профессию машиниста, которой династия Шиловских служит на протяжении почти 120 лет.

Евгения Мусихина

 


<== предыдущая | следующая ==>
Акустическая дисграфия | Глава I. Понятие «авторский язык» и его значение в современном языкознании

Date: 2016-08-31; view: 255; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию