Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Или Универсально ли женское угнетение?
Автор разделяет теоретический скепсис об универсальности женского подчинения, которое часто бывает обусловлено классовыми, этническими, властными и культурными различиями среди женщин. Плюс ко всему женщины не являются пассивными исполнительницами чьей-то воли или жертвами. «Где есть власть, там есть сопротивление» [1]. Властные отношения пронизывают гендерное взаимодействие. Традиционно особенность и различие женщины сводят к материнству или социализации гендерных стереотипов, то есть к задачам социального и биологического воспроизводства граждан определенного общества, а мужчины — к задаче материального обеспечения и трудовой активности, то есть к ролям кормильца и работника. Считается, что при этом женщины всегда занимают менее властные и значимые социальные позиции. И разного рода попытки преодоления такого положения, как правило, связываются с равным включением в обе сферы деятельности как мужчин, так и женщин и ассоциируются с женской эмансипацией. В действительности, в распределении власти между полами участвует большее число сторон с разными интересами и их взаимодействие не носит безусловно полярного характера. В Советской России за послереволюционным «освобождением» женщины от патриархальной культуры и традиционной крестьянской расширенной семьи скрывались на самом деле глубокие процессы управленизации государства и трансформации основных силовых потоков. Государство большевиков пыталось разрушить общности, опосредующие устоявшуюся связь индивида с царским режимом: институт церкви с его правами на регистрацию брака и смерти, крестьянская община, патриархальная семья (И. Аристархова) [2]. И то, что декларировалось как эмансипация женщин «сверху», по существу, означало не столько исключение мужчины из семьи для более успешного выполнения иных более важных государственных задач (Л. Мезенцева), сколько сворачивание тех сфер гражданской, общинной жизни, где женщины были значимы и где проявлялись их различия. Некоторые исследователи (S. Ashwin, М. Киблицкая) считают, что в результате государственной эмансипации женщины произошло постепенное исключение мужчины и из экономической сферы семьи, когда роль кормильца чаще взваливала на себя женщина. На мой взгляд, суть не столько в том, что женщины становились кормильцами семьи, а в том, что идеологическое и властное лидерство женщины в советских семьях, поощряемое государственной политикой, не требовало подтверждения более высокой по сравнению с мужчиной экономической активности и результативности. В то же время повседневная практика договорных отношений по поводу выполняемых обязанностей вносит некоторые коррективы. И не всегда эта «коррекция» действует в направлении генеральной стратегии, предполагающей женскую субординацию и угнетение. Чаще всего остаются вне поля зрения конструктивные практики, в которых проявляется современная активность женщины во властных отношениях: социальные связи, родственный и знакомственный обмен, экономическая самостоятельность и мобильная субъектная позиция. Предвижу возражение о том, что женщины в этих сферах в действительности являются лишь проводницами патриархальных устоев и традиций. На мой взгляд, такая позиция нечувствительна к половому различию, то есть к тому, что женские практики не сводимы «без остатка» к патриархальным нормам и традициям. Гендерная система остается иерархичной — в языке и в других социальных институтах, с одной стороны, однако современная сетка властных отношений представляет (или дает возможность) женщинам определенные полномочия, статус, влияние — с другой. Существуют негласные правила, взаимные права и обязанности, которые определяют отношения между мужчинами и женщинами, молодыми и пожилыми, сферы производства и воспроизводства [3]. Сторонницы подхода социального конструирования гендера пытаются выявить, каким образом гендер (гендерные роли и стереотипы поведения) конструируется в культурных и общественных практиках и репрезентациях. Анализ социального конструирования мужественности/женственности позволил им прийти к выводу, что «в современном обществе отношение мужского и женского — это отношение различия, сконструированное как неравенство возможностей. Асимметрия отношений подчеркивается гендерным дисплеем, который маскирует дискриминацию под различие» [4]. Помимо полагания на эгалитарные идеалы, смешанные с произвольным использованием понятия «различие», во всей статье только один раз встречается отсылка к российским реалиям гендерных отношений, когда приводится пример особого (смех, ирония, несерьезное отношение) восприятия проблемы сексуальных домогательств на рабочем месте. Объясняется это «эротизированностью российского гендерного дисплея», когда «флирт на работе считается нормой гендерных отношений, а эротически окрашенное отношение рассматривается не как депривация, а как стилевой элемент данной культуры». Иными словами, пока вопрос о проявлении и статусе полового различия остается открытым.
Практика молчания,
|