Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальная готовность ребенка к школе





Долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Еще и теперь некоторые родители (а порой и педагоги) думают, что чем больше слов знает ребенок, тем он больше развит. Это не совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоках информации, впитывают, как губка, новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости.

Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы шестилетнему ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки — это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т. е. достаточно развитых познавательных процессов. Готов ли он к этому?

В исследованиях обнаружено, например, что к старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их дает возможность ребенку дифференцирование воспринимать, анализировать сложные предметы.

Оказалось, что дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6—7 лет ребенок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией, потребностью и поведением. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

Шестилетний ребенок может многое. Но не следует, и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

Опираясь на них, ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. При этом дошкольники без особого труда не только понимают схематические изображения, но и успешно пользуются ими (например, планом комнаты для нахождения, спрятанного в ней предмета-декрета», схемой типа географической карты для выбора верной дороги, графическими моделями при конструктивной деятельности и т. п.). Однако, даже приобретая черты обобщенности, его мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями».

Учителю следует принимать во внимание положение российских психологов о ведущей роли практической деятельности в развитии детей, о важной роли наглядно-действенного и наглядно-образного мышления — специфически дошкольных форм мышления. Кстати, исследования, проведенные в последние годы, убеждают, что данные формы мышления таят в себе не менее мощные резервы, чем логическое мышление. Важно подчеркнуть, они выполняют свои специфические функции в общем процессе умственного развития детей не только дошкольного, но и школьного возраста.

В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребенка соответствующих умений. Владение этими умениями, как показало исследование педагога А. П. Усовой, обеспечивает ребенку «высокий уровень обучаемости». Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины, замеченной им перемены, новизны. Тут педагог может опереться на острую любознательность подрастающего человека, на его неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях. «Поэт, — писал Я. Корчак, — это такой человек, который сильно радуется и сильно горюет, легко чувствует, волнуется и сочувствует. И дети такие.

Однако в каждом классе, наверное, есть и дети интеллектуально пассивные. Это приводит их в итоге в число отстающих, слабоуспевающих учеников. Причины такого рода пассивности часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

Такие дети требуют особого внимания к ним: развития любознательности, кругозора. Но внимания требуют и дети, чья познавательная активность имеет «теоретическую» направленность.

Надо включать ребят в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. При этом нельзя отмахиваться от детских вопросов, пичкать сразу готовыми знаниями. Надо дать возможность приобрести их самостоятельно. Если этим пренебрегают, то случается то, о чем писал С. Я. Маршак:

Он взрослых изводил вопросом «почему?».
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?».

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Социализация детей дошкольного возраста на любом возрастном этапе происходит, прежде всего, через игру. Старший дошкольный возраст считается конечным этапом начального звена социализации детей на уровне дошкольных учебных заведений. Как правило, именно тогда в их жизни происходят значительные изменения.

Чтобы воспитать полноценную личность, необходимо всецело содействовать социально-психологической адаптации ребенка в его первых социальных группах (семье и детском саду). Нахождение своего места в этих социальных образованиях является залогом успешного взаимодействия дошкольника с обществом и окружающим миром в дальнейшем.

Основным средством познания внешнего мира для ребенка 3-6 лет является собственная речь. Он учится строить диалог, задавать вопросы, анализировать полученные вербальным путем знания.

Факторы социализации личности дошкольника могут быть внутренними и внешними. К первым относят индивидуальные особенности ребенка-дошкольника, которые непосредственно влияют на формирование картины его мира и предопределяют манеру переживания межличностных отношений.

Внешние факторы определяют форму и содержание социализации дошкольника, а также задают векторы его дальнейшего развития. К ним относятся:

· семья;

· детский коллектив и кружки по интересам;

· дошкольные учреждения и центры раннего развития;

· религия и культура социальной группы.

Благодаря успешной ранней социализации ребенок легче адаптируется в школе, поскольку готов к свободному общению со взрослыми (учителями) и сверстниками. Считается, что человеческая личность практически на 70% формируется именно в этот период. Поэтому многие психологи уверенны, что именно ранняя социализация во многом определяет дальнейшую судьбу человека.

Младший дошкольный возраст – начало формирования личности

Младший дошкольный возраст длится с 3-х до 4-х лет. Различные изменения физиологии и эмоциональное развитие детей делают этот этап очень важным для формирования в дальнейшем здорового и полноценного организма. Если ранее ребенок не осознавал себя отдельно от взрослых, то на четвертом году жизни доминирующее значение приобретают его личностные желания и стремления. Данный психологический процесс является одной из причин возникновения кризиса 3-летнего возраста, когда ребенок стремится выполнять все действия самостоятельно, не прибегая к помощи родителей, отвергает их авторитет и начинает называть себя не по имени, а в первом лице - «Я».

Ежедневное наблюдение за различными предметами, людьми и их поведением формирует личную базу данных ребенка, на основании которой происходит сопоставление его собственных представлений об окружающей обстановке с мнением родителей. Данному возрасту свойственны следующие психологические проявления:

· желание стать независимым и самостоятельным;

· стремление к новым достижениям и гордость за них;

· взаимодействие со сверстниками как с более предпочтительными игровыми и «деловыми» партнерами.

Ведущий тип деятельности в младшем дошкольном возрасте – ролевая игра. Таким образом, дошкольники обучаются основам отношений в социуме, совершенствуют свое коммуникативное поведение и функции речи. На данном этапе развития для детей характерно образное мышление и предметное восприятие. На их базе формируются первые устойчивые представления о различных видах деятельности - в основном, продуктивных. В возрасте 3-4 лет ребенок уже имеет развитую речевую активность, что дает возможность начать подготовку к школьному обучению.

Средний дошкольный возраст: развитие в ролевых играх

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) – это максимальный расцвет ролевой игры. Введение игровых ролей и сюжета в воспитание ребенка позволяет существенно повышать его возможности в различных сферах психологического и физического развития. Постепенно на смену ролевой игре приходят игры с правилами. Этому этапу развития свойственно освоение приемов простейшего анализа и сравнения, а также системы всевозможных «обследовательских» действий. Кроме того, это период усиленного роста и развития организма.

Средний дошкольный возраст – время активного формирования личности ребенка. Для четырех- и пятилетних дошкольников характерна очень высокая двигательная активность. На пятый год жизни приходится так называемый кризис морфофункционального развития ребенка – наиболее благоприятный момент для качественного рывка в двигательном развитии. У детей среднего дошкольного возраста появляется ритмичность, естественность и легкость движений, у них возникает интерес к правильности их выполнения.

Речевое развитие детей этого возраста проходит под знаком:

· активного обогащения словаря;

· интенсивной выработки грамматического строя своей собственной речи;

· освоения норм звукопроизношения.

4–5-летние дети уже готовы к общению: их вопросы осмыслены и требуют ответа от собеседника.

Для этого периода характерно постепенное согласование мотивов и желаний ребенка, разделение их на более и менее значимые. Это предопределяет переход от ситуативного, импульсивного поведения к опосредованному.

Средний дошкольный возраст является удачным периодом для совершенствования большинства человеческих способностей, усвоения умений и знаний. Трудовая деятельность в это время способствует формированию личностных ценностно-значимых качеств: стремления помочь другу, радоваться его успехам, уважительно и бережно относиться к результатам чужих трудов.

Старший дошкольный возраст: полная готовность к школе!

Старший дошкольный возраст является одним из важнейших этапов перестройки детского организма. У ребенка пяти-семи лет активно развиваются практически все физиологические системы, начиная с опорно-двигательной и сердечно-сосудистой и заканчивая нервной и эндокринной. Все происходящие изменения видны не только внешне (увеличение роста, веса и т.д.), но и на примере поведения ребенка.

По основным показателям мозг у детей шести лет практически полностью сформирован и не отличается от мозга взрослого человека. Данное обстоятельство является основанием для перехода на следующую ступень высшей нервной деятельности. Таким образом, ребенок 5-7 лет уже способен усваивать большие объемы информации, увеличивать интенсивность умственных нагрузок, что свидетельствует о его готовности к стадии школьного обучения.

Подготовка к школе в старшем дошкольном периоде является также этапом перехода к новой социальной роли, поэтому естественным результатом данного процесса у детей является формирование собственной структуры мотивов и потребностей, которая отличается своей устойчивостью. Как следствие, дошкольник начинает испытывать:

· желание быть частью коллектива сверстников и принимать активное участие в групповых формах деятельности;

· стремление лидировать в различных игровых и продуктивных занятиях;

· потребность в заинтересованности его делами и достижениями со стороны взрослых (похвала, уважение и т.д.).

Дошкольники старшего возраста постепенно теряют свою детскую наивность и непосредственность, что является следствием развития и принятия ими своей внутренней жизни и переживаний. Причиной кризисного периода на данном этапе развития часто стает несоответствие реального положения в социуме с существующими у индивида желаниями и представлениями.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста: переломный момент в формировании интеллекта

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста напрямую зависит от обстановки в семье и выбранного родителями типа воспитания. В дошкольном периоде основными формами получения и усвоения информации является образное мышление, предметное восприятие и воображение. Таким образом, наиболее продуктивным способом обогащения интеллекта дошкольника является стимулирование его познавательной деятельности посредством различных игровых занятий, знакомства с природой и т.д. Взаимодействуя с окружающей средой, дошкольник пополняет свою внутреннюю базу данных информацией о запахах, звуках, формах предметов, красках, механике движения и пр., что необходимо для его дальнейшей успешности в школьном обучении. Поэтому общение со взрослыми является одним из ключевых способов получения необходимого жизненного опыта и данных об окружающей среде.

Развитие воображения как инструмент интеллектуального развития в дошкольном возрасте

По мере формирования и усложнения мыслительных процессов воображение становится отдельной формой деятельности. Это является обязательным условием для дальнейшего усвоения различной информации, которую преподают в школьных курсах. Развитие воображения в дошкольном возрасте происходит по мере накопления индивидом собственного жизненного опыта. Данный процесс основывается на ежедневных наблюдениях ребенка за различными предметами, явлениями и поведением взрослых.

Постепенно воображение у дошкольника теряет ощутимую долю произвольности и становится более целенаправленным. Развитие этого важного психологического процесса имеет несколько важных этапов:

· У младших дошкольников воображение по своей природе и функциям схоже с воображением у детей раннего возраста. Отмечается низкий уровень самостоятельности и инициативности воображения. Для дошкольников в этом возрасте характерно непроизвольное смешивание реально происшедших событий с воображаемыми.

· У средних дошкольников отмечается усложнение процессов воображения, что вызвано расширением сферы деятельности и интересов ребенка, а также накопленным у него жизненным опытом. Посредством различных игр, занятий живописью и другими игровыми видами деятельности воображение приобретает более творческий характер. Таким образом, развитие данного мыслительного процесса возможно только при его неразрывной связи с повседневными творческими и предметными занятиями ребенка.

· У старших дошкольников развитие воображения достигает новой ступени, что отображается на примере игровой и изобразительной деятельности ребенка. Дошкольник начинает фантазировать не только об окружающей действительности, но и о себе, придумывая для себя новые занятия и социальные роли.

Мышление как основа интеллекта

Характерной особенностью развития у детей 4-6 лет является их способность к наглядно-образному мышлению. Это значит, что дошкольник может свободно оперировать определенными наглядными образами, не будучи знакомым при этом с конкретными их понятиями. Развитие мышления в дошкольном возрасте неразрывно связано с таким физиологическими процессами, как совершенствование слухового и зрительного анализаторов. Таким образом, дети становятся более восприимчивыми к музыке, изобразительному искусству и т.д. Стимулировать развитие творческого и логического мышления можно с помощью различных развивающих игр и задач, рисования, собирания конструкторов и лепки из пластилина.

Возрастание речевой активности у детей положительно отражается на способности запоминать и усваивать информацию на слух. Таким образом, различные виды деятельности (например, изучение иностранных языков) даются ребенку намного проще, чем любому взрослому. Развивать способность к запоминанию речевой информации можно с помощью чтения книг в голос, разучивания песен, стихов и т.д.

Основные характеристики мышления у дошкольников:

· Наличие большого количества вопросов о мире и поведении людей. С началом дошкольного возраста все родители сталкиваются с так называемым возрастом «почемучки». Это является свидетельством активной работы мышления, поэтому особенно важно давать ребенку правильные ответы.

· Развитие способности к логическим рассуждениям и поиску взаимосвязи. Совершенствование мыслительных процессов и речевой функции побуждает ребенка искать решения волнующих его задач, а также сопоставлять различные явления и процессы.

· Возрастание значимости инициативности и тяги к познаниям. Любознательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы у дошкольников является важным фактором их готовности к последующему школьному обучению.

Стимулирование функций памяти для развития мышления в дошкольном возрасте

Развитие памяти в дошкольном возрасте осуществляется путем перевода фактической информации в образную форму. Запоминая примеры решения определенных задач, ребенок в дальнейшем может самостоятельно справляться с аналогичными заданиями. Характерной особенностью процессов памяти у дошкольников является высокая способность к механическому запоминанию. Поэтому многие специалисты рекомендуют родителям сосредоточить детей на изучении иностранных языков еще в дошкольном возрасте.

На данном этапе ребенок не может оперировать абстрактными образами, поэтому необходимо преображать всю информацию в конкретную зрительную форму. Основой занятий для тренировки долговременной памяти являются упражнения по нахождению отличий и сходства между различными предметами. Умственное воспитание детей дошкольного возраста невозможно без развивающих игр, задач, творческих занятий и взаимодействия со взрослыми. Занятия лепкой из пластилина, создание оригами или предметов из конструктора вместе с родителями не только активизируют творческий потенциал ребенка, но и способствуют передаче опыта от старшего поколения к младшему.

 

Date: 2016-08-31; view: 655; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию