Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Область применения программы
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Органическая Химия»
для специальности среднего профессионального образования
250405 Технология комплексной переработки древесины
Рассмотрена на заседании ПЦК
преподавателей
специальностей 250401 и 250405
Протокол № ___
от «___» ______________2014 г.
Председатель ПЦК
___________________Т.Е. Ермакова
| Рабочая программа разработана в
соответствии с Федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования по дисциплине «Химия» (базовый уровень) и на основе примерной программы учебной дисциплины для профессий НПО и специальностей СПО (технический профиль)
Зам. директора по учебной работе
_______________________Л.Н. Конышева
"___" _________________2014 г.
|
Составитель:
О.В. Тарасова – преподаватель Кировского лесопромышленного колледжа
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| 1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| 2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| 3. условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины
|
| 4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
|
Паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена технического профиля.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников технического профиля. Опыт работы не требуется
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина профессионального цикла
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен
знать/понимать:
· важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
· основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
· важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочные металлы, щелочи; углекислый и угарный газы; аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
· называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
· определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
· характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
· объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции от различных факторов;
· выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших органических соединений;
· проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
· связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
· решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
· определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
· безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
· приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
· критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины «Органическая химия»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа,
в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины «Органическая химия» и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 102
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 68
| в том числе:
|
| лабораторные занятия
| 14
| практические занятия
| 20
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Виды самостоятельной работы обучающегося приведены в п.2.2 (тематический план и содержание учебной дисциплины)
| 34
| Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта
| 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Органическая химия»
наименование
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
| II курс «Органическая химия»
|
| Тема 2.4
| Введение
|
| Содержание учебного материала
| 2
| Повторение и конкретизация темы «Углеводороды»
| Самостоятельная работа обучающихся
- общение материала;
- решение задач
| 2
| Тема 2.5
| Кислородсодержащие органические соединения
|
| Содержание учебного материала
| 20
|
| Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Фенол. Физические и химические свойства фенола.Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту,восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.Мыла.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.
Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ¾® полисахарид.
| 1-2
| Лабораторная работа №8Химические свойства спиртов
Лабораторная работа № 9Химические свойства альдегидов
Лабораторная работа № 10Химические свойства карбоновых кислот
Лабораторная работа № 11Химические свойства глюкозы
Лабораторная работа № 12Гидролиз ди- и полисахаридов. Качественная реакция на крахмал
| 10
|
| Практическое занятие №8
Составление уравнений реакций, характеризующих свойства спиртов.
Практическое занятие № 9
Составление уравнений реакций, характеризующих свойства альдегидов.
Практическое занятие №10
Составление уравнений реакций, характеризующих свойства карбоновых кислот. Практическое занятие №11
Решение экспериментальных задач.
Практическое занятие №12
Решение задач на нахождение молекулярной формулы (по продуктам сгорания и массовой доле элементов)
Практическое занятие №13
Решение задач по уравнениям реакций (учёт примесей, практический выход продуктов в % от теоретического)
| 12
| Самостоятельная работа обучающихся
- решение задач всех типов (по формулам и уравнениям реакций);
- написание рефератов и подготовка сообщений по темам: «Влияние этанола и наркотиков на организм человека», «Этиленгликоль и его применение», «Укрощение тринитроглицерина и его использование», «Алкоголь и водитель», «Способы охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол», «Получение, свойства и использование уксусной кислоты»; «Мыла и синтетические моющие средства», «Сливочное масло или маргарин?», «Замена жиров в технике непищевым сырьем» и т.д.
| 22
| Тема 2.6
| Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
|
| Содержание учебного материала
| 8
|
| Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола.Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки.Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.
Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.
Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.
| 1-2
| Лабораторная работа №13Изучение химических свойств белков
Лабораторная работа №14Исследование свойств полимеров
| 4
|
| Практическое занятие № 14Составление уравнений реакций, характеризующих химические свойства азотсодержащих органических соединений
Практическое занятие №15Способы получения полимеров и их свойства.
Практическое занятие № 16Свойства природных, искусственных и синтетических волокон
| 6
| Самостоятельная работа обучающихся
- составление уравнений реакций, отражающих генетическую взаимосвязь различных классов органических соединений;
- написание рефератов («Функции белков», «Промышленное производство химических волокон» и т.д).
| 8
| Тема 2.7
| Обобщение знаний по органической химии
|
|
| Практическое занятие № 17
Генетическая связь между классами органических соединений
| 2
| 1-3
|
| Дифференцированный зачёт
| 4
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
- составление уравнений реакции к цепочке схем предложенных превращений органических веществ;
- решение задач.
| 2
| Всего по II курсу:
|
| | | | | | | Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
|