Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примеры формул использования территоризма и антитерриторизма





Территоризм Антитерриторизм
1. Использование силы дома: «Если выполнишь задание, будешь работать ближе к дому». Результат: сотрудница испытывает желание взяться за этот проект и выполнить его хорошо 1. Арест части территории: «Как только восстановите 15% продаж, верну вам машину» Результат: сотруднику хочется немедленно восстановить и перевыполнить план продаж, чтобы в дальнейшем не забрали машину
2. Распределение территории в соответствии со статусом: начальнику — угловой кабинет, лучшая территория — тем, кто старше по статусу, но даже самому мелкому клерку выделяется его собственный участок. Результат: каждый, кому выделили его территорию, чувствует себя более сильным, повышается ощущение безопасности, усиливается концентрация на задании 2. Объединение территории: начальник переезжает в комнату подчиненных, отказываясь от своей собственной территории. Результат: сотрудники, которые до этого занимались по большей части своими собственными делами, начинают испытывать стремление работать более старательно
3. Улучшение и обогащение пространства: рабочее место сотрудника оснащается новой оргтехникой Результат: сотрудник испытывает воодушевление и желание работать 3. Перераспределение обязан -ностей: «Поскольку план работ не выполняется уже вторую неделю, я предлагаю перераспределить обязанности в нашей команде». Результат: каждый испытывает стремление работать лучше, чтобы не лишиться части своей символической территории (своих прав, полномочий и др.) ________________________--------

При обсуждении результатов работы каждой команды важно помнить о тонкой фани между организацией рабочей среды и психологической манипуляцией. Эта опасность особенно актуальна для антитерритористических методов, подразумевающих сознательное препятствование территористическим стремлениям других людей.

4.1.26. Ролевая игра «Автономизация мотива»

Цель — спроектировать и реализовать ситуацию, в которой у других людей происходила бы автономизация мотива.

Автономизация мотива — это превращение средства реализации первоначального мотива в самостоятельный мотив. Впервые этот механизм описал Гордон Виллард Оллпорт в 1937 году (см. раздел 4.7.2).

Пример Оллпорта: молодой человек отправляется в море, чтобы накопить денег на дом. Однако море постепенно вытесняет мечту о доме. Море становится ему необходимым, он тоскует без него и только в море чувствует себя счастливым.

Современный пример: начальнику отдела продаж предложили пройти психологический тренинг для того, чтобы научиться мотивировать своих подчиненных. Он настолько увлекся психологией, что перешел на работу в психологический центр, в котором проходил тренинг. Или: торговому представителю предложили освоить работу в Интернете, и Интернет стал для него важнее работы торгового представителя.

Инструкция

Сейчас мы объединимся в следующие команды (объединение в команды здесь производится таким образом, чтобы они оказались уравновешенными по мотивирующим возможностям участников; тренер определяет состав команд заранее, а потом объявляет их по своим записям).

Команда 1 должна будет вызвать автономизацию мотива у команды 2, команда 2 — у команды 3, команда 3 — у команды 4, а команда 4 —у команды 1.

Ваша задана — добиться того, чтобы команда-адресат настолько увлеклась работой, чтобы забыла о первоначальной

ее цели.

Часто бывает важно, чтобы сотрудники работали увлеченно и в процессе работы находили нечто новое: ранее не существующие способы решения задач, оригинальные подходы, нестандартные приемы.

Иными словами, бывает важно, чтобы сотрудники не столько стремились к поставленной цели, сколько находили новые цели, созидали их. Творчество же требует увлеченности самим процессом. Парателическая направленность в таких случаях оказывается важнее телической.

Добейтесь того, чтобы команда-адресат увлеклась процессом, забыв обо всем остальном. Добейтесь того, чтобы они оказались в парателическом состоянии, чтобы у них активизировалась внутренняя мотивация, наградой для которой является сам процесс деятельности.

В первом мотивационном тренинге настоящей удачей оказалась работа команды, которая предложила следующее задание: «Создайте рекламу мотивационного тренинга без слов. Вы будете сидеть спиной к доске. Один из вас, крайний справа, выйдет к доске и нарисует на ней какой-нибудь элемент этой рекламы. После того как он вернется на место, следующий за ним участник встанет, подойдет к доске и нарисует там следующий элемент. После того как он вернется на место, встанет третий и добавит свой элемент.

И все это нужно делать молча! Остальные участники группы могут наблюдать, но не должны высказывать вслух свои комментарии».

Команда, которая должна была выполнять это задание, оказалась очень творческой (характерно, что одной из ее участниц была Нина Юрьевна Хрящева). По мере того как на доске появлялись элементы рекламы, хохот зрителей становился все безудержнее. И все были настолько увлечены процессом, что забыли о времени, о том, где они находятся и зачем они

здесь.

Полученная реклама представлена на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Эскиз плаката для рекламы мотивационного тренинга

В процессе обсуждения игры, в полном соответствии с концепцией Г. В. Оллпорта, участники пришли к выводу, что механизм автономизации мотива:

— не действует в случае простой задачи и простого навыка;

— менее эффективен в отношении людей с телической направленностью (ориентацией на цель);

— тем более эффективен, чем больше творчества допускает задача и чем менее предсказуем результат деятельности.

Инсценировки

Инсценировки — это разыгрывание сценок, в данном тренинге — таких, которые демонстрировали бы действие различных мотивационных механизмов. Большинство инсценировок создаются самими участниками в процессе командной работы.

Например, результатом работы над кейсом «Апатия» должны стать сценки, в которых команды показали бы на практике, каким образом можно использовать территоризм, антитеррито-ризм и различные виды таксисов, чтобы мотивировать сотрудника к участию в компьютерном курсе. В кейсе — по крайней

мере четыре персонажа: ответственный за прохождение курсов, апатичная сотрудница и два бывших сотрудника, пришедших поздравить ее с Новым годом. Поскольку в каждой из команд ровно столько участников, сколько может потребоваться для инсценировки, каждый из них выполняет в инсценировке свою роль. Исключения возможны лишь в тех случаях, когда нельзя сформировать команды с количеством участников, соответствующим количеству возможных ролей.

Если команда не настолько изобретательна, чтобы дать двум участникам одинаковые роли, но с разными оттенками, или придумать еще одну, дополнительную, роль, то один из ее участников может оказаться «за сценой». Однако эти исключения не отменяют общего правила — во всех играх участвуют все.

4.1.3а. Ролевая игра-омнибус «Два отдела»

Цель игры — испытание возможностей территоризма и ан-титерриторизма в создании мотивации на цель и на результат в условиях современной фирмы.

Игра проводится после игры «Два племени». Все участники объединяются в две команды, например, отдел маркетинга и отдел производства одной и той же фирмы. Очень важно, чтобы «отделы» и предшествующие им «племена» не совпадали друг с другом по составу участников.

При этом составы отделов должны быть сбалансированными по:

1) уровню внешней активности, экспрессивности;

2) совокупной личностной силе участников (которая отнюдь не всегда совпадает с уровнем их внешней активности и экспрессивности);

3) творческим возможностям.

Инструкция

Вы являетесь сотрудниками двух отделов фирмы по производству деликатесных молочных продуктов. Группа справаотдел производства, группа слеваотдел маркетинга. Сейчас вам будет дано 10 минут для того, чтобы организовать пространство своего отдела.

Помните, что вы должны опираться на законы территоризма и антитерриторизма.

Территоризм выражается в том, что люди стремятся сначала захватить, а потом сохранить, отстоять, расширить, обогатить и улучшить свое жизненное пространство.

Условно можно говорить о материальном, «вещном», террито-ризме, и территоризме нематериальномпсихологическом, символическом. В первом случае речь идет о физических пространствах и объектах, а во второмо психологических пространствах и символах объектов — ш и р о т е полномочий, зоне влияния,радиусе действия, количестве подчиненных, объеме полученных для проекта средств и т. п. Территоризм первого рода будем называть пространственным, второго родапсихологическим. При этом будем помнить, что психологический территоризм произошел от пространственного и что граница между ними условна.

Помогая людям в их территористических стремлениях, мы их мотивируем.

Однако и мешая людям в их территористических стремлениях, мы тоже их мотивируем, так как помехи лишь усиливают и ожесточают борьбу за жизненное пространство. Правда, борьба за территорию может оттеснить на второй план борьбу за решение задачи и достижение высокого результата.

Кроме того, сознательное препятствование территористи-ческим стремлениям других людей манипулятивно: фактически мы сознательно играем на слабой струне, зная, что это вызовет протест, злость, стремление ответить тем же и т. п. Как мы уже говорили, решение о том, вступать ли в манипуляцию, каждый человек принимает сам, причем каждый раз заново, и всякий раз сам несет всю полноту моральной ответственности за это решение.

Намерения и действия, мешающие реализации чьих-либо территористических стремлений, можно назвать антитеррито-ризмом.

Антитерриторизм выражается в том, что мы мешаем другим людям захватывать, сохранять, расширять и обогащать их жизненное пространство.

Тренер раздает листки с алгоритмами пространственного и психологического территоризма и антитерриторизма каждому из участников.

Ваша задача — так организовать пространство своего отдела, чтобы добиться у сотрудников направленности на цель и на результат. Вы должны будете показать нам 5 минут из вашего рабочего дня, иллюстрирующие использование сил территоризма.

При разделении группы на два отдела почти неизбежно возникает соревнование между отделами. На это тренер может обратить внимание при обсуждении результатов игры. Однако главное в данной игре — дать участникам возможность почувствовать, как можно использовать стихийные силы для достижения целей организации.

Например, пространство может быть организовано таким образом, что сотрудник чувствует себя сильным на своей территории и не променяет ее на чужую. Таким образом, территоризм повышает лояльность.

С другой стороны, территоризм рождает некоторую закрытость, стремление отгородиться, отмежеваться и обособиться, что не всегда благоприятно для организации в целом. Однако «запрет» территоризма даст в результате лишь его усиление. Задача состоит в том, чтобы использовать территоризм, а не бороться с ним. Важен баланс, тонкая регулировка процесса, чтобы территоризм помогал работе организации, а не разрушал ее целостность.

Игра «Два отдела» по инструкции требует организации пространства внутри отдела и использования сил территоризма внутри отдела. Тем не менее, стихийно может начаться противостояние двух отделов. Этого лучше избежать, иначе игра фактически будет воспроизводить игру «Два племени».

Цель игры — уже не почувствовать (как в игре «Два племени»), а провести испытания возможностей территоризма. После того как отделы организуют свое пространство, тренер повторяет им последнюю часть инструкции: Вы должны будете показать нам 5 минут из вашего рабочего дня, иллюстрирующие использование сил территоризма для создания мотивации на цель и на результат.

После того как первая команда закончит показ, тренер предлагает противоположной команде ответить на вопрос: Какие возможности территоризма использовала команда?

5 3ак 3914

Затем вторая команда демонстрирует 5 минут из своего рабочего дня, и на этот же вопрос отвечает первая команда.

При обсуждении результатов игры важно еще раз вернуться к идее мотивации как организации деловой среды.

4.1.36. Инсценировки «Таксис против апатии»

Цель — проектирование и реализация (в инсценировках) участниками способов использования таксисов в мотивировании апатичного сотрудника (использование территоризма также приветствуется, но главное — таксисы).

Участники объединяются в три-четыре подгруппы.

Инструкция

Изучите кейс «Апатия», придумайте способ пробуждения таксиса у апатичного коллеги и продемонстрируйте этот способ в инсценировке.

Подгруппы изучают кейс «Апатия».

Кейс «Апатия»

В отделе маркетинга крупной фирмы введен курс «IT driving license» («Права управления компьютером») в связи с переходом всей организации на единую систему статистической обработки данных по программе SPSS.

Одна из сотрудниц не приходит на занятия, ссылаясь на усталость. Она остается в отделе и пьет чай с двумя бывшими сотрудниками, которые пришли поздравить отдел с наступающим Новым годом.

Ответственный за прохождение сотрудниками курса компьютерного обучения возвращается в комнату, где осталась сотрудница, и тихо напоминает ей о необходимости идти на занятия. Она отвечает: «Да я просто не в состоянии сейчас заниматься компьютером. В конце года нет никаких сил».

Ответственный не является начальником этой сотрудницы.

На изучение кейса и подготовку инсценировок командам дается 20 минут.

Длительность инсценировок можно ограничить 5-ю минутами, но в действительности лучше предоставить командам боль-

ше времени, если, например, они подготовили не одну, а несколько инсценировок.

Тренер должен обобщить в конце игры, какие таксисы оказались наиболее часто и эффективно используемыми.

Участники могут использовать, например, эрото-таксис («Там будет Леша»), хроно-таксис («Не хочешь в рабочее время, пожалуйста. Можешь заниматься в вечерней группе, но это растянется на два месяца»), босс-таксис («Сегодня сам Генеральный присутствует на занятиях»), таксис-инкогнито (Не пойдешь на занятия? Ладно... Тогда я вношу тебя в другой список») и др.

В обсуждении игры устанавливается, что знание таксисов может помочь в организации деловой среды, в которой мотива-ционные задачи решались бы наиболее эффективно. Деловая среда, обогащенная стимулами, вызывающими разнообразные таксисы, позволяет активизировать мотивы тех, кто в ней работает, и придать им энергию.

Второй вариант инсценировок «Таксис против апатии»: каждой подгруппе назначается один из таксисов, и нужно создать инсценировки с использованием именно этого, назначенного таксиса.

Третий вариант инсценировок «Таксис против апатии»: все

подгруппы работают лишь с одним видом таксиса, назначенным тренером, например, харизма-таксисом как наиболее универсальным.

Второй и третий варианты лучше использовать в тех случаях, когда у участников не чувствуется настоящего понимания таксиса или при дефиците времени. В этих вариантах меньше свободы для творчества.

Командная работа

В данном случае под командной работой подразумевается выполнение заданий или решение кейсов в подгруппах с последующим объединением всех участников в целостную группу.

Работа в командах активизирует участников и позволяет проявить себя тем из них, кто по разным причинам затрудняется

проявлять активность в большой группе. Как показывает мой опыт, в группах, численность которых превышает 14 человек, частое разделение на команды жизненно необходимо для того, чтобы избежать «выпадения» менее активных участников группы.

Необходимо тщательно следить за тем, чтобы составы команд постоянно варьировались. В идеальном случае за три дня тренинга каждый из участников по крайней мере один раз должен успеть поработать в команде с каждым из других участников.

Задание может быть идентичным или различаться в разных командах. Второй вариант позволяет сэкономить время, так как в разных командах можно проработать различные этапы или варианты мотивирующего воздействия одновременно. Правда, при этом с каждым этапом или аспектом работы «изнутри» познакомится только одна команда, в то время как другие лишь увидят результаты этой работы со стороны.

В случае если всем командам дается одинаковое задание, каждая из них сможет изнутри прожить соответствующую задачу. Кроме того, это приведет к автоматическому усилению элемента соревнования между командами.

Ролевые игры с гипотетическим сценарием участников и инсценировки также предполагают командную работу в процессе подготовки сценариев и межкомандное взаимодействие непосредственно во время игры. При этом одна команда является адресатом воздействия другой, мишенью ее гипотетического сценария. Во избежание излишнего напряжения и противостояния команд необходимо соблюдать принцип цикличности: команда А воздействует на команду Б, команда Б — на команду В, команда В — на команду Г, а команда Г — на команду А.

Date: 2016-08-31; view: 591; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию