Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущая роль обучения в развитии учащихся





5.2.Интегрированное обучение. Понятие интеграция. Основные виды интеграции. Понятие «инклюзивная школа»

 

Процесс обучения в специальном коррекционном учреждении направлен на формирование у учащихся знаний, умений и навыков.

Воспитывающая направленность обучения состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе.

Развивающий характер обучения во вспомогательной школе состоит в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся.

Под коррекцией недостатков психического и физического развития детей с отклонениями в развитии понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.

Эффективность исправления недостатков развития, присущих умственно отсталым школьникам, зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе, от применения специфических приёмов обучения.

Педагогические приёмы коррекционной работы стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать положительные качества.

В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщённые учебные и трудовые умения, отражающие уровень самостоятельности учащихся при решении учебных задач.

Задача коррекции решается на всех общеобразовательных предметах, во время трудовой подготовки, в процессе разностороннего воспитания.

В коррекционной работе различают:

  1. направленность на исправление дефектов, общих для всех умственно отсталых детей – исправление дефектов мышления, повышение интеллектуального уровня умственно отсталых школьников.
  2. направленность на исправление дефектов, характерных для определённых групп учеников (индивидуальная коррекция), реализующаяся в процессе дифференцированного подхода.

 

1. Для умственно отсталых детей характерно то, что процесс развития их мышления к моменту поступления в школу находится на этапе конкретного мышления; мыслительные процессы, базирующиеся на чувственной (сенсомоторной) основе, осуществляются своеобразно и нуждаются в специальной организации – необходимо направлять коррекционную работу с учащимися на развитие и использование их практического наглядно-действенного мышления, развивать способности правильно воспринимать наблюдаемые предметы и явления, использовать восприятия в качестве основы мыслительных процессов.

 

Неполноценность восприятия умственно отсталых детей зависит от того, что, не умея вскрыть существенные признаки того или иного объекта, они часто ориентируются на случайные признаки и связи. Эту особенность их мышления необходимо преодолевать, используя соответствующие средства и приёмы:

- сравнение изучаемых объектов по признакам их сходства: введение третьего объекта с резко отличительными признаками.

 

Система учебных занятий с учащимися младших классов должна строиться на сочетании наглядного образа, слова, практических действий. К выполнению учебных заданий на основе словесно-логического мышления нужно подводить учащихся постепенно.

 

2. Необходимость индивидуальной коррекции вызывается неравномерным нарушением у учащихся отдельных психофизических функций: наряду с пострадавшими у детей-олигофренов имеются относительно сохранные функции. В связи с этим в практике обучения учащихся вспомогательных школ наблюдается большая неравномерность в овладении знаниями, умениями и навыками.

Выявление причин ошибок и затруднений учащихся при овладении учебным материалом помогает точно определить направленность индивидуальной коррекции.

Индивидуальная коррекция направлена на исправление не только выраженных недостатков мышления, но и различных сторон психики умственно отсталых школьников (нарушений пространственной ориентировки, работоспособности, моторики).

Методические приёмы работы с учащимися при осуществлении индивидуальной коррекции подбираются на основе содержания данного урока. Разнообразие содержания уроков позволяет применять разнообразные коррекционные приёмы.

Индивидуальная коррекция происходит последовательно, по этапам, с анализом результатов работы на каждом этапе.

По мере исправления недостатков и затруднений учащихся, с которыми проводилась индивидуальная коррекция, они включаются во фронтальную работу класса.

В специальной коррекционной школе VIII вида предусмотрены специальные коррекционные занятия по исправлению недостатков речи (логопедические занятия) и нарушений двигательной сферы (лечебная физкультура). Содержание и приёмы работы с группами учащихся разрабатываются, исходя из особенностей дефекта.

 

Обучение во вспомогательной школе осуществляется с учётом не только особенностей умственно отсталых детей, но и их возможностей, благодаря чему ученики оказываются в состоянии овладеть элементарными знаниями и навыками на адекватном их способностям уровне.

Это даёт основание говорить, что вопрос развивающего обучения, при котором обеспечивается развитие познавательной деятельности учащихся, является актуальным для вспомогательной школы. Однако развитие познавательной деятельности у умственно отсталых детей возможно лишь при специальном коррекционном воздействии. Поэтому применительно к учреждению для детей с отклонениями в развитии принято говорить о коррекционно-развивающем обучении.

 

Проблемы интегрированного обучения детей с различными нарушениями в развитии рассматриваются в числе актуальных проблем современного образования. Гуманистическая направленность современного образования, необходимость предоставления равных прав на получение образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, выдвигают требования более полной реализации индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести дефекта, компенсаторные возможности организма, индивидуально-типологические особенности учащихся.

Интеграция лиц с нарушениями интеллектуального развития в общество нормально развивающихся сверстников – высшая ступень социально-трудовой и профессиональной адаптации.

Изучение теоретических, нормативно-правовых источников, отечественного и зарубежного опыта работы с различными категориями этих детей показывает, что всё более активно ученые и практики изучают возможности совместного обучения в общеобразовательной школе учеников с психофизическими нарушениями и их сверстников. При этом в отечественной педагогической практике используется термин «инклюзивное» (включающее) образование.

Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними. Инклюзивные школы должны признавать и учитывать различные потребности своих учащихся путём приведения в соответствие различных видов и темпов обучения, обеспечения качественного образования для всех путём разработки учебных планов, принятия организационных мер, разработки стратегии преподавания.

В рамках инклюзивных школ дети с особыми образовательными потребностями должны получать любую дополнительную помощь, которая может им потребоваться для обеспечения их эффективного образования.

Отдельные аспекты интегрированного обучения рассматриваются в работах отечественных исследователей (Н.В. Амензис, Н. Грозная, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко). Специалистами ИКП РАО разработаны модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии, соотносимые с особенностями российской образовательной практики.

Полная интеграция для детей с уровнем интеллектуального и речевого развития, соответствующим возрастной норме, предусматривает оказание коррекционной помощи (например, по преодолению сенсорных нарушений) в реабилитационных центрах, то временная интеграция более приемлема для учеников специального класса вне зависимости от уровня их интеллектуального и речевого развития. При этом для проведения различных внеурочных мероприятий эти дети должны объединяться со здоровыми сверстниками не реже 2-х раз в месяц.

В образовательной практике регионов России представлены примеры реализации частичной модели интеграции и комбинированной модели интеграции.

Частичная модель предназначена для детей, которые не могут овладеть образовательными стандартами наравне со сверстниками в условиях классно-урочной системы обучения, что приводит к необходимости объединения их в отдельную группу во второй половине дня;

Комбинированная модель интеграции - для детей с отклонениями в развитии, не приводящими к снижению речевого и интеллектуального развития, что позволяет их обучать в массовом классе при наличии коррекционно-педагогической помощи.

Можно предполагать, что при создании целого ряда условий (экономических, социальных, социально-психологических, педагогических) в практике российского образования возможна реализация не только этих, но и иных интеграционных моделей, учитывающих основные идеи интеграции и особенности отечественной образовательной системы.

Существуют различия в понимании проблем инклюзивного образования, выявляемых как на уровне целей и задач, так и на уровне механизма реализации конкретных образовательных моделей в разных странах. Они касаются организационных форм обучения, способов формирования классного сообщества, методов преподавания, роли специалистов и обслуживающего персонала, принципов занятий с учениками, способов модификации программ обучения, подходов к коррекции и профилактике отклоняющегося поведения и т.д.

Вместе с тем, у большинства исследователей интегративных тенденций в образовании не вызывает сомнения наличие переходных этапов (различных по своему содержанию) от традиционных систем образования к новым, инклюзивным. В качестве организационных моделей на переходном этапе должны разрабатываться и внедряться в практику конкретных образовательных учреждений соответствующие пилотные проекты.

Рассматриваемые в научном мире идее интегрированного обучения детей разных категорий стихийно начали находить своё практическое воплощение. В настоящее время в массовой школе значительно увеличилось количество «проблемных» детей, которые с большим трудом овладевают программой общеобразовательной школы. Данный факт объясняется спадом рождаемости в конце прошлого века, что спровоцировало уменьшение количества учащихся начальных классов. Закон об образовании РФ оставляет за родителями право выбора образовательного учреждения. Таким образом, в общеобразовательную школу попали те дети, которые должны учиться в коррекционных школах. В рамках массовых школ должны быть созданы условия для ребёнка с особыми образовательными потребностями.

В условиях интегрированного воспитания и обучения возможно пребывание разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, но с учётом специально организованной помощи психолого-педагогического плана, медицинского плана, при создании специфических условий для компенсации дефектов их психического развития. Только совместными усилиями возможно решить основную задачу интегрированного обучения – определение для каждого ребёнка той формы интеграции, которая будет оптимальна для его психического и социального развития, получения образования.

 

Лекция 6. Учреждения системы образования для детей с интеллектуальной недостаточностью. Основные категории дидактики

 

Date: 2016-08-31; view: 480; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию