Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы принятия решения. Этапы и методы





Способы выбора решения среди альтернатив делятся на удовлетво­рительные и максимизационные. В первом случае решение призвано просто удовлетворить возникшую потребность, во втором — из боль­шого числа альтернатив выбирается наилучшее решение. Сам процесс выбора может опираться на рациональные доказательства, интуитив­ные представления и на комбинацию того и другого.

За актом принятия решения следует передача его для реализации, организация его поддержки, ассигнование необходимых ресурсов, со­здание системы обратной связи.

Принято различать способы принятия решений в зависимости от того, на что ориентировано лицо, принимающее решение: рациональный, когда весь процесс обоснования решения нацелен на максималь­ный результат; административный, когда в рамках полномочий ру­ководителя принимается решение, удовлетворяющее минимальным тре­бованиям; интуитивный, когда при принятии решений руководству­ются аналогиями, словесными концептуальными ассоциациями, пред­видением.

Рациональный способ предусматривает, что рассматриваются все альтернативы, как и последствия, которые могут возникнуть в каж­дом возможном случае. Выбор падает на ту альтернативу, которая обес­печивает максимальный выигрыш. Для того чтобы рационально при­нимать решения, субъект решения должен:

· знать свои цели и ранжировать их по степени важности;

· знать все возможные альтернативные варианты решения проблемы;

· знать относительные «за» и «против» каждой альтернативы;

· всегда выбирать альтернативу, которая максимизирует достиже­ние цели.

Рациональный способ принятия решений в общей форме можно представить следующим образом (рис. 1).

 
 

 


Рис. 1. Рациональная модель принятия решений

Использование административного способа принятия решения выражается в том, что руководитель исследует альтернативы до тех пор, пока не обнаруживает удовлетворительного решения, т. е. обеспечи­вающего достижение цели на минимальном уровне. Он выбирает пер­вую альтернативу, которая отвечает поставленным целям. Этот выбор ограничен ценностями, опытом и уровнем подготовки руководителя. Если у руководителя нет альтернатив, которые удовлетворяют мини­мальному уровню поставленных целей, он снижает значение этого уровня и принимает первую альтернативу. Он руководствуется только конкретными обстоятельствами ситуации и своими полномочиями.

При интуитивном способе принятия решения отсутствует систе­матический подход к выбору альтернатив. Этот способ часто исполь­зуется творческими личностями. Исследования показывают, что ха­рактеристики этих индивидуумов включают большую потребность в независимости, деловой эгоизм, эрудицию, широкие интересы. Это не значит, что только такие руководители являются творческими лич­ностями. Ими могут быть и те, кто использует другие способы приня­тия решений. Интуитивная форма встречается, когда решение при­нимается по случаю. Большинство же решений обосновывается с ис­пользованием сочетания рационального и интуитивного способов.

Таблица Этапы и методы принятия решений

Основные этапы процесса выработки решений Информация Организация Методы и модели, применяемые для принятия решений Виды и типы решений
Распознавание проблемной ситуации Определение целей Определение критериев Формулировка проблемы Анализ и уточнение проблемы Подтверждение целей и критериев Поиск возможных решений Оценка альтернативных решений и анализ последствий каждого Выбор решения (принятие решения) Согласование решения Утверждение решения Передача решения для выполнения (делегирование ответственности, прав и обязанностей) Выполнение решения действие, регулирование, распоряжение) Контроль за выполнением решения (наблюдение) Оценка результатов Проверка соответствия полученных результатов ожи­даемым Оценка эффективности решения О внешней среде О внутренней среде проблеме целях и критериях результатах анализа проблемы возможных решениях ходе выполнения решения результатах   Установление ответственности Установление полномочий Установление поряд­ка прохождения Решения по уровням и исполнителям Установление необ­ходимой точности, сроков и форм пред­ставления инфор­мации Изменение органи­зационной структуры   Теория игр Теория вероятностей Математическая статистика Линейное програм­мирование Нелинейное програм­мирование Дискретное програм­мирование Имитационные модели Теория очередей Теория массового обслуживания Теория управления запасами Теория информации Теория автоматов Теория графов Теория поиска Теория автоматичес­кого регулирования Теория алгоритмов Теория больших систем Теория оптимизации Эвристика Общая теория систем Методы сетевого плани­рования и управления Системотехника Теория организаций Наука о поведении Групповая динамика Распознавание образов Теория статистических решений Таблицы решений Рутинные Эвристические В условиях определен­ности В условиях неопреде­ленности В условиях риска Конкурентные Количественные Качественные Точные Приближенные Одношаговые Многошаговые Оптимальные Субоптимальные Локальные Глобальные Плановые Прогнозные Перспективные Индивидуальные Групповые Социальные Экономические Военные Оперативные Практические Стратегические

12) Методы менеджмента

 

Функции менеджмента показывают, что должен делать менеджер, чтобы управлять организацией, на вопрос " как (с помощью чего) менеджер должен управлять организацией?" отвечают методы менеджмента (или, иначе говоря, методы управления).

В менеджменте используются три группы методов управления:

- экономические;

- организационно-распорядительные (административные);

- социально-психологические.

Экономические методы управления заключаются в том, что менеджмент применяет для мотивации сотрудников либо материальное вознаграждение за количество и качество труда, либо материальные санкции (штрафы) за несоответствующее качество и недостаточное количество. В качестве основных инструментов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.

Кроме того, к экономическим методам управления относится создание таких условий работы предприятия или подразделения, в которых работники максимально заинтересованы в улучшении качества своей работы и увеличении прибыли. Например:

- закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для его хозяйственной деятельности;

- предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности путем наделения его руководства соответствующими полномочиями;

- предоставление подразделению права использовать заранее оговоренную часть прибыли по своему усмотрению;

- применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств и т.п.

Организационно-распорядительные (административные) методы управления - это методы прямого воздействия на исполнителей, носящие директивный (руководящий), обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.

К числу организационных методов относят:

- создание организационной структуры управления;

- регламентирование и нормирование всех видов деятельности;

- приказы и распоряжения;

- инструктажи и т.п.

Социально-психологические методы управления оказывают воздействие на сознание работников, социальные, эстетические и другие мотивы их поведения. Эти методы предназначены для социального стимулирования трудовой деятельности.

К ним относятся:

- устное поощрение (похвала);

- убеждение и внушение;

- личный пример руководителя;

- обеспечение возможности карьерного роста сотрудника;

- регулирование межличностных и межгрупповых отношений в коллективе;

- создание и поддержание позитивного морального климата в коллективе и т.п.

Хороший менеджер должен уметь грамотно комбинировать различные методы управления, выбирая из них те, которые наиболее соответствуют сложившейся ситуации, которые будут в этой ситуации наиболее эффективными.

 

13)Любой процесс как последовательное изменение состояния, определяется, прежде всего, во времени и наиболее полно представляется последовательностью явлений или событий. Формированием и развитием причинно-следственных связей между объективными и субъективными переменами обусловливаются их место и роль в осуществлении и представлении любого процесса. Позиционируясь в качестве целенаправленного процесса менеджмент исследует, учитывает, использует происходящие в организации и вне ее объективные изменения.

Содержание менеджмента как процесса можно определить последовательностью происходящих в организации перемен. Причем наблюдаемые или осуществляемые перемены можно классифицировать по природе или причинам их происхождения, на объективные, субъективные и смешанные. Естественно, что именно последние составляют большинство реально происходящих и учитываемых менеджментом изменений в организациях.

Исторически в бизнес-организациях складывались и развивались три основ-

ных подхода к процессуальному построению менеджмента: - эволюционный, - пре-

цедентный и - инновационный. Они отражают принципиально различную природу

планирования, построения и осуществления процесса постановки и достижения

цели. Выражая естественное сочетание объективных и субъективных начал любого

процесса, они во многом определяют его характер, содержание, взаимодействие

с окружающим. Так или иначе каждый менеджер является результатом, носителем

и пользователем этих трех начал. В силу этого ему необходимо четко представлять их

сущность, содержание, место и роль в построении и осуществлении менеджмента

организации становление и позиционирование этих подходов к процессуальному

построению менеджмента представлено на рис 1

Рис. 1. Подходы к процессуальному построению менеджмента

 

1. Объективно складывающиеся и развивающиеся процессы выражают приро-

ду, сущность и результат последовательного взаимодействия случайностей и, уже

в силу этого, воспринимаются как эволюционные. Неотвратимость и устойчи-

вость этих преобразований всегда вызывают у менеджера ощущение их фун-

даментальности, всеобщности, обязательности, что обусловливает восприятие

их в качестве основополагающих условий всех других перемен. Эволюционная

модель менеджмента организации формируется на основе восприятия, уяснения и следования складывающемуся процессу перемен. Нередко она отвечает принципу «будь что будет», основывается на наблюдении, непротивлении и безусловном принятии происходящего как данности. Суть такого подхода заключается в адаптации организации к любым переменам на основе выработки конформистского стиля поведения.

2. В отличие от эволюционной, прецедентная модель менеджмента организации

формируется гораздо практичнее, внимательно воспринимая, осваивая и при воз-

можности повторяя уже имевшую место организацию. Она не только допускает,

но и целенаправленно стремится к позитивному изменению происходящего, но

использует при этом только хорошо зарекомендовавшие себя средства и способы.

Основанное на чужом прецеденте решение менеджера идет существенно дальше,

целенаправленно выстраивая последовательность наиболее эффективных процес-

сов и систем. Опираясь на них, менеджер, все чаще реализует знание сложившихся

зависимостей, последовательностей, опыт собственных действий, ранее успешно

осуществлявшихся в подобных ситуациях.

Рассчитывая на приведение процесса к уже происходившей процедуре и стро-

гое следование знакомой и понятной последовательности действий, менеджмент

закрепляет их административно. Примером подобного подхода могут служить

типовые, штатные, аналоговые процедуры разработки, принятия и реализации

решений в самых разнообразных модификациях базовой ситуации. Именно они

в свое время стали основой автоматизированных систем управления производ-

ством. В последующем такой подход позволил автоматизировать на основе со-

временных информационных технологий подавляющее большинство рутинных

процедур систем управления, но в менеджменте не получил существенного раз-

вития.

3. Это объясняется различиями между менеджментом и управлением, которые

собственно и обусловили формирование третьего подхода. Инновационная модель

менеджмента организации изначально ориентирована на разработку и реализа-

цию новых, никогда ранее не применявшихся последовательности и содержания

действий, вырабатываемых каждый раз как самостоятельный ответ менеджера

на новую ситуацию. Принципиально и модульно она может основываться на

эволюционном и прецедентном процессе, но, в целом, обязательно представляет

собой то, что создано впервые инновационный менеджмент позволяет обеспечить

стратегию и тактику развития организации, радикальные преобразования бизнеса

на основе собственного, уникального «ноу-хау». Именно этим обусловливается ее

ведущее место и конструктивная роль в разработке и осуществлении концепций

высококонкурентного позиционирования на рынке, устойчиво прибыльного функ-

ционирования, стратегического развития бизнес-организации.

 

Date: 2016-08-30; view: 524; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию