Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции, задачи менеджмента





Менеджмент – междисциплинарная отрасль знаний, сочетающая в себе достижения экономических, социологических, психологических, правовых и других дисциплин, использующая опыт управленческого искусства. Он также включает теорию и практику управления, гибкое и активное применение которых обеспечивает успех.

Менеджерская деятельность связана с анализом и диагностирование ситуаций, определением главных задач, основных противоречий и доминирующих тенденций; выдвижением управленческих альтернативных вариантов действий, оценкой каждой альтернативы, определением наиболее соответствующих требованиям действий; разработкой конкретного курса(программы действий), который будет эффективен с точки зрения перевода данной управленческой ситуации в более благополучную.

Функции менеджмента

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры и масштаба категории, системностью и универсальностью использования на разных уровнях управления и в разных сферах деятельности.

Основные функции:

1. Целепологание – основная функции менеджмента, ориентирующая социально-экономическую систему во времени и пространстве путем постановки, определения и формирования ее целей и целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой продукции (услугах), а также ресурсо -обеспеченностью и имеющимся потенциалом.

2. Стратегопологание – ориентация производственно-хозяйственной системы на приоритеты в средствах и методах достижения ее миссии и целей.

3. Планирование – это функция, которая представляет виды деятельности по формированию средств воздействия; концепции (идея, методы и условия реализации); прогноза (научное предвидение возможного состояния экономики); программы (законченный комплекс заданий, объединенных единой целью); плана, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы к достижению общих целей. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.

4. Регулирование - вид деятельности по поддержанию режимов функционирования организации в сфере действия объективных закономерностей, тенденций и принципов. В процессе регулирования вырабатываются средства и механизмы взаимодействия государственных и рыночных регуляторов.

5. Организация – вид действий по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей.

6. Координации преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального и муниципального управления.

7. Мотивация – побуждение людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации.

8. Стимулирование – функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов, методов, как способов формирования интересов и мотивов деятельности.

9. Корпоративность – включает виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата, обеспечивающего решения проблемы удовлетворенности персонала своим трудом, общением и совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем.

10. Контроль – объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), анализом информации о процессах и результатах деятельности ПХС, диагностикой и оценкой процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

11. Оценка – ключевая функция, которая предшествует, сопутствует и завершает любой процесс управления.

5) Сущность управления организацией: основные понятия

«Система управления организации» - одно из ключевых понятий теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь (рис. 16).

  Процесс (обработка входного воздействия)

СИСТЕМА

 

ВХОД
ВЫХОД

 

 
 


Обратная связь

Рисунок - Схема функционирования системы.

Управление – это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного или перевода её в новое состояние.

Система управления:

– механизм такого воздействия;

– совокупность всех элементов, подсистем и их взаимосвязей, а также процессов, обеспечивающих функционирование организации в заданном направлении (рис.17).


Рисунок - Схема системы с механизмом управления

При этом любая система управления должна иметь четыре основных элемента:

1. Выход основной системы.

2. Воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода.

3. Канал обратной связи.

4. Блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.

Процесс управления предусматривает согласованные действия, которые и обеспечивают в конечном счете осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Дня координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяются управляющая и управляемая части (рис. 18). Управляемая часть — это различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением про­изводственного процесса. То, что поступает на вход управ­ляемой части, и то, что является ее выходом, зависит от типа организации. Управляющая часть - это блок, куда поступают сигналы внутренней и внешней среды организации. На этом уровне принимаются управленческие решениякак результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономи­ческого обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели. Управленческое решение принимается с целью преодоления возникшей про­блемы, которая представляет собой не что иное, как реальное противоречие, требующее своего разрешения.

Очевидно, что именно система управления организации имеет возможность адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия, что придаёт организации способность к адаптации в изменяющихся условиях, делает её саморегулируемой.

Современная система управленческих функций может быть представлена следующим перечнем основных задач:

- координация и интеграция усилий членов организации в направлении достижения общей цели;

- организация взаимодействия и поддержание контактов между рабочими группами и отдельными членами орга­низации;

- сбор, оценка, обработка и хранение информации;

- распределение материальных и людских ресурсов;

- управление кадрами (разработка системы мотиваций, борьба с конфликтными ситуациями, контроль деятель­ности членов организации и групп);

- контакты с внешними организациями, ведение перегово­ров, маркетинговая и рекламная деятельность;

- инновационная деятельность;

- планирование, контроль исполнения решений, кор­рекция деятельности в зависимости от изменения условий работы.

Безусловно, здесь приведен далеко не полный перечень за­дач, которые зачастую приходится решать руководителю ор­ганизации, менеджеру и структурным подразделениям звена управления. В связи с этим в современной науке управления принято говорить об искусстве управления и сравнить его со сложной комбинационной игрой. Решение многих из указан­ных задач возможно только при условии использования в процессах управления самых современных средств обработки информации и коммуникационных связей.

В теории и на практике используется принцип, согласно которому все виды работ должны быть сгруппированы и со­ставлены таким образом, чтобы каждый работник подчинялся только одному руководителю и отчитывался только перед ним. Более того, рекомендует­ся, чтобы количество работников, подчиненных одному руко­водителю, не было чрезмерным, поскольку любой руководитель обладает ограниченной энергией, знаниями и квалифика­цией. Физически невозможно руководить большим количест­вом людей. При этом, чем выше квалификация исполнителей, тем меньшее их число должно быть у руководителя.

Арифметическое увеличение числа подчиненных ведет к геометрическому увеличению количества взаимосвязей, нахо­дящихся под контролем руководителя (с учетом перекрестных связей между подчиненными). Для расчета числа потенциаль­ных взаимосвязей между руководителем и подчиненными можно воспользоваться зависимостью:

где С — количество потенциальных взаимосвязей;

n — количество подчиненных.

Используя эту формулу, подсчитаем количество потенци­альных взаимосвязей при различном количестве подчиненных (от одного до 6):

п              
С              

То же самое можно продемонстрировать с помощью иллюстрации в случае одного, двух или трех подчиненных (рис. 19).

В каждой организации имеются основополагающие доку­менты, регламентирующие штатный управленческий процесс: уставы, законодательные и нормативные акты, трудовые со­глашения, должностные инструкции и т.д. С помощью этих документов устанавливается определенный порядок и под­держивается трудовая и исполнительская дисциплина. Однако наряду с этим в организации постоянно происходят процессы, связанные с несанкционированным управлением или с само­управлением.

Самоуправление это право на внутреннее управление своими силами, обеспечивающее автономное функционирование какой-либо системы. При самоуправлении управляющие факторы не воздействуют на управляемую систему извне, а возникают в ней самой.

Самоуправление присуще любой социальной системе, по­скольку оно реализует потребность человека к самовыражению и самоутверждению. В отличие от рег­ламентного управления, иерархия подчинения в самоуправлении или отсутствует вообще, или выражена очень слабо.

Виды менеджмента

 

Как вы уже, наверное, поняли, менеджмент - это очень сложная, многогранная и разнообразная деятельность. Каждому руководителю приходится выполнять разнообразные функции, применять различные методы. Менеджеры работают во всех отраслях экономики, на всех предприятиях, во всех подразделениях компаний. Поэтому иногда бывает очень сложно классифицировать менеджмент по его отдельным видам, выделяя существенные особенности.

Один из подходов к классификации состоит в выделении таких видов менеджмента:

- организационного;

- стратегического;

- тактического;

- оперативного.

Организационный менеджмент отвечает (как и следует из его названия) за создание организации, т.е. за разработку ее организационной структуры и системы управления. Постоянное и правильное осуществление управленческих функций, выработка стандартов и инструкций, контроль за их соблюдением - все это организационный менеджмент. При наличии такого менеджмента обеспечивается нормальное функционирование организации и успешное достижение стоящих перед ней целей.

Стратегический менеджмент находится в центре внимания высшего руководства организации. Его задачами являются:

- выбор миссии (предназначения и общественной значимости) компании и формирование стратегических (перспективных) целей, обеспечивающих устойчивое развитие компании, ее лидерство на рынке, в отрасли, стране или мире;

- адаптация компании к изменениям, происходящим во внешнем окружении компании;

- постоянная ориентация компании на удовлетворение потребностей клиентов, потребителей, покупателей.

Тактический менеджмент обеспечивает достижение стратегических целей путем постановки и реализации тактических планов компании. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, тактический менеджмент реализуется на уровне руководства среднего звена. Результаты тактического менеджмента проявляются быстро и легко соотносятся с конкретными действиями. Он управляет процессами в таких сферах деятельности организации, как маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, управление финансами и кадрами и т.п.

Оперативный менеджмент управляет реализацией оперативных планов. Действия осуществляются путем распределения задач и ресурсов, а также внесением необходимых корректировок в ход выполнения текущих заданий. Задачей оперативного менеджмента является принятие решений, способных быстро и вовремя корректировать производственные и другие процессы компании.

Второй подход к классификации состоит в выделении отраслевой и функциональной специфики менеджмента.

К функциональным относятся такие виды менеджмента, которые присутствуют практически во всех организациях независимо от того, чем они занимаются:

- производственный (операционный) менеджмент - управление производственными процессами предприятия или основными операциями;

- финансовый - управление финансовыми потоками предприятия;

- управление человеческими ресурсами (кадровый менеджмент, менеджмент персонала) - управление процессами подбора, подготовки, продвижения и развития персонала;

- инновационный - управление внедрением технических, технологических, коммерческих и управленческих нововведений, обеспечивающих конкурентоспособное развитие предприятия;

- менеджмент в сфере управления потоками материально-технических ресурсов (логистика) - управление доставкой, хранением сырья, оборудования и товаров и т.п.

К отраслевым относятся такие виды менеджмента, специфика которых существенно зависит от той отрасли, в которой работают компании:

- менеджмент в гостиничном бизнесе;

- менеджмент в ресторанном бизнесе;

- менеджмент в девелопменте (строительстве);

- менеджмент в спорте;

- банковский менеджмент и т.п.

Помимо рассмотренных подходов к классификации менеджмента иногда выделяют следующие его виды:

 

Целевой Функциональный Линейный
Формулировка миссии организации. Выбор стратегии. Постановка целей. Организационные мероприятия. Стратегический контроль и т.п. Управление реализацией важнейших функций: производство, финансы, персонал, коммерция, научные исследования и конструкторские разработки и т.п. Текущее руководство подразделениями организации (часто руководителей отдельных подразделений, обладающих административными полномочиями по отношению к своим подчиненным, называют линейными менеджерами)

 

Как вы, наверное, заметили, у всех подходов к классификации есть много общего. Они помогают нам лучше понять специфику работы каждого менеджера.

Итак, в этой главе вы начали изучать основы сложной и очень интересной деятельности - менеджмента. Вы узнали, что такое менеджмент, кого можно называть менеджерами, чем занимаются менеджеры на разных уровнях управления, какие функции выполняют менеджеры, какие они используют для этого методы управления и, наконец, какие бывают виды менеджмента

 

Власть и лидерство

Руководство организацией осуществляет управляющий, который назначается и которому делегируются полномочия.

Управление – это умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют возложенные на них обязанности и решают определенные задачи.

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижения целей организации. Руководитель организации является одновременно лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Он влияет на других так, чтобы они выполняли работу, порученную организацией.

Власть – это возможность влиять на поведение других. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный уровень власти достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных чувства протеста и непокорности.

Формы власти:

1. власть, основанная на веру в то, что руководитель имеет возможность наказать подчиненного.

2. Власть, основанная на вознаграждении, опирается на веру исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности использователя;

3. Законная власть(влияющий имеет право отдавать приказания, и что долг исполнителя – подчинение;

4. Эталонная власть, или власть примера, основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать.

5. Экспертная власть опирается на веру в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

Date: 2016-08-30; view: 695; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию