Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технологическая карта экскурсии
Маршрут
| Остановки
| Объекты
показа
| Время
| Подтемы и вопросы
| Организационные
указания
| Методические указания
|
|
|
|
|
|
|
| 0» м вход– витрина «Народная игрушка»
| «0» м
| Витрина «Народная игрушка»
| 5 мин
| А) Материалы для изготовления игрушек
Б) Семеновская матрешка
| Группу разместить таким образом, чтобы были видны витрины
| А) Показ витрины с народными игрушками (филимоновская, абашеская, карпольская, федосеевская), рассказ о смысловой нагрузке игрушек.
Б) Рассказ о возникновении матрешки в России.
| Продолжение технологической карты
|
|
|
|
|
|
|
| Витрина «Золотая хохлома»
| 3 м
| Подставка с крышкой, кружка, чаша, ложки, ваза, блюдо
| 3 мин
| А) процесс обработки деревянной утвари
Б) Верховая роспись
В) Фоновая роспись)
| Группу разместить таким образом, чтобы были видны витрины
| А) Показ плакатов по обработке деревянной утвари
Б) Показ экспонатов с верховой росписью
В) Показ экспонатов с фоновой росписью
| Витрина «Городецкая роспись)
| 4м
| Складень, сундук, подставок, ларец
| 4 мин
| А) Происхождение городецкой росписи
Б) Городецкие цветы-куравка, розан, ромашка
В) Мотивы городецкой росписи
| Группу разместить таким образом, чтобы были видны витрины
| А) Рассказ как зародилась городецкая роспись
Б) Рассказ о цветке – купавка
В) Стиль живописи-всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры
| Витрина с Жостовскими подносами
| 6м
| Жостовские подносы
| 3мин
| А) Первые подносы
Б) Формы подносов
В) Железные подносы
| Группу разместить таким образом, чтобы были видны витрины
| А) Деревянные блюда, металлические доски с бортами
Б) квадратная, овальная, круглая, прямоугольная с фигурными краями
В) Коррозия железа, обработка подносов, мотивы росписи
| Зона «Из бабушкиного сундука»
| 15 м
| Снопы льна, чесало, кудель, прялка, веретено, ткацкий станок, рушники,
| 5 м
| А) Процесс обработки льна
Б) Процесс прядения
В) Ткачество
| Группу разместить таким образом, чтобы были видны витрины
| А) посев, сбор, вымачивание, жатие, чесание
Б) Рассказ о прядении нитей, показ прялки и веретена
В) Показ ткацкого станка, рушников, символы вышивки
| Продолжение технологической карты
|
|
|
|
|
|
|
| Витрина с берестой
| 20м
| Поднос, туеса
| 3м
| А) Береста не гниет
Б) Изделия из бересты
| Группу разместить таким образом, чтобы были видны витрины
| А) Свойства бересты (древняя бумага, древний термос прослойка между фундаментом дома и деревом при строительстве)
Б) Туеса
| Витрины с глиняными изделиями
| 22 м
| А) Гжель
Б) Керамика Скопина-сосуд, рыба
В) Керамика Абашево-олень, баран
Г) Филимоноская игрушка
| 4 м
| А) Узоры Гжели
Б) Сюжеты керамики Скопина
В) Сюжеты керамики Абашево и филимоновская игрушка
| Группу разместить таким образом, чтобы были видны витрины
| А) Старинное село Гжелки Московской области, бело-голубой фон
Б) Медведи, полканы, двуглавые орлы, птицы – скопы, петухи
В) Белый фон филимоновской игрушки, мотивы
| Витрины зеленогорских мастеров
| 29-40м
| А) Барановская игрушка
Б) Композиция «Свадьба»
В) Миниатюра на камне
Г)керамическое панно
Д)Керамика Г.В. Мальцевой
| 3 м
| Мотивы керамики зеленогорских мастеров
| Группу разместить таким образом, чтобы были видны витрины
| Зеленогорские мастера–места работы, увлечения
Особенности каждой композиции (материалы, техника)
| РАЗРАБОТАЛ:
Организатор экскурсий МБУ «ЗМВЦ» ______________________________________________Н.Л. Подосинина
СОГЛАСОВАНО
| Руководитель отдела по работе с посетителями
| __________________________И.П. Кадочникова
|
| ЭКСКУРСИЯ «ЗАПОВЕДНОЕ ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ»
Тип экскурсии - тематическая.
Вид экскурсии - пешеходная.
Продолжительность - 3 академических часа.
Протяженность - 3 км.
Содержание экскурсии: познакомить туристов с одним из заповедных районов Москвы, сохранившим свой неповторимый облик, старые здания купеческих и дворянских усадеб, посадские и купеческие храмы (из 50 церквей сохранилось в этом районе 27).
Маршрут экскурсии: станция метро «Новокузнецкая» - Пятницкая улица - Черниговский переулок - улица Большая Ордынка - Климентовский переулок - улица Малая Ордынка - улица Большая Ордынка - Большой Толмачевский переулок - Старомонетный переулок - улица Большая Полянка - станция метро «Полянка».
Вступление (5 минут). В информационной части дается краткое изложение содержания экскурсии - отдельные подтемы (храмы Замоскворечья, купеческие усадьбы, литературные места, одно из известных художественных собраний Москвы).
В организационной части сообщаются: тема экскурсии, маршрут, продолжительность, место окончания; инструкции о правилах безопасности на улицах; фамилия, имя, отчество экскурсовода. Технологическая карта экскурсии приведена в табл.1.8.
Технологическая карта экскурсии
Маршрут
| Остановки
| Объекты
показа
| Время
| Перечень подтем и основных вопросов
| Организаци
онные
указания
| Методические
указания
| Станция метро
«Новокузнецкая»
| Около павильона станции метро
| Наземный павильон станции метро «Новокузнецкая», застройка района
(в целом), фонтан «Адам и Ева»
| 10 мин
| 1. Замоскворечье -
старейший район Москвы
| Напомнить о необходимости соблюдения правил дорожного движения
| После предварительного осмотра и показа улицы в целом дать характеристику ее центрального положения, сопроводив справкой об истории района и названии улицы.
Вариант логического перехода: улица сохранила свою планировку и гражданскую застройку
| Пятницкая улица - Черниговский переулок
| Напротив дома
№ 16
| Дома № 18, 16, 14
|
мин
| 2. Пятницкая улица - главная магистраль Замоскворечья:
| Группа проходит по нечетной стороне Пятницкой улицы
| Показав купеческие дома, выделить дом № 16, дать справку о жизни в нем Л.Н. Толстого после приезда в Москву в 1857 г. Процитировать начало повести «Казаки» (написана в этом доме), в котором дается описание Москвы того времени.
Охарактеризовать этот период жизни писателя как время становления и развития общественно- политических и моральных взглядов
| Напротив дома
№ 12
| Дом № 12, мемориальная доска, посвященная
Л.Н. Толстому
| А) Литературные адреса:
Л.Н. Толстой - житель
Замоскворечья в 1857 г.
Б) Замоскворечье купеческое: В.В. Варгин - поставщик русской армии в 1812 г.
| Группа переходит на четную сторону улицы
| В память о Л.Н. Толстом в Замоскворечье открыта мемориальная доска, ошибочно установленная на другом доме, принадлежавшем Варгиным.
После показа дома № 12 дать краткую биографическую справку о В. Варгине, охарактеризовав его вклад в победу в войне 1812 года
| В начале переулка на нечетной стороне
| Колокольня, храмы Иоанна Предтечи и Черниговских чудотворцев
| В) Храмы Пятницкой улицы: комплекс двух приходских церквей XVII в.
| При показе храмов и усадьбы использовать метод искусствоведческого анализа, сопроводив краткой информацией об истории их строительства
|
| Во дворе дома № 9/13, стр. 2
| Главный дом усадьбы, хозяйственное здание, работы В. Клыкова
|
| Г) Дворянские усадьбы
Замоскворечья и их современное использование
|
| Дать справку об использовании усадебных зданий для проведения музейных экспозиций и сменных выставок, работе Международного фонда славянской письменности, направленной на восстановление храмов, приобщение к духовной жизни, возрождение традиций и обычаев народной жизни, празднование памятных дат, в том числе связанных с этим районом столицы.
Замоскворечье сохранило свою планировку, главные улицы. Пятницкую улицу дублирует расположенная рядом улица Большая Ордынка
| Черниговский переулок - улица Большая Ордынка
| Угол
Черниговского переулка и Большой Ордынки
| Застройка четной стороны
| 20 мин
| 3. Большая Ордынка - культурный центр Замоскворечья
|
| При показе улицы в целом дать ее характеристику как старой улицы Замоскворечья со старинными храмами, купеческими усадьбами
|
| Напротив дома
№ 17
| Дом № 17, памятник и мемориальная доска, посвященные
А.А. Ахматовой
|
| А) Купеческие усадьбы Большой Ордынки:
- литературные страницы «Куманинского подворья»
| При возможности завести группу
на территорию дома
| Пользуясь приемом реконструкции, рассказать об этапах строительства дома, сопровождая справкой о его владельцах, которые были связаны с известными русскими литераторами (Ф.М. Достоевский, А. Григорьев).
Показ памятника и мемориальной доски А.А. Ахматовой сопроводить справкой о ее жизни в этом доме
|
| На территории церкви «Всех скорбящих Радость»
| Дом №21, церковь «Всех скорбящих Радость»
|
| - церковь «Всех скорбящих Радость» и дом Долгова - типичная купеческая усадьба XVIII в.
| Группу расположить на территории храма
| После предварительного осмотра выделить комплекс усадьбы Долговых, в который входят усадебный дом и церковь. Искусствоведческий анализ храма сопроводить краткой справкой об архитекторах (В.И. Баженов и О.И. Бове)
| Улица Большая Ордынка - Климентовский переулок - улица Малая Ордынка
| Климентовский переулок, у дома № 14
| Церковь св. Климента Папы Римского
|
мин
| Б) Церковь св. Климента - уникальный памятник культового зодчества середины XVIII в.
|
| При искусствоведческом анализе церкви дать краткую справку о ее строительстве и создателе (предположительно, канцлер А.П. Бестужев-Рюмин)
| Напротив дома № 9 по улице Малая Ордынка
| Дом № 9, сквер
с памятником
А.Н. Островскому
|
| В) А.Н. Островский - житель Замоскворечья
| Предложить посетить Дом- музей писателя в другое время.
Напомнить о правилах дорожного движения
| Сравнить улицы Малая и Большая Ордынка, отметив тишину, укромность Малой Ордынки.
Выделить здание Дома- музея А.Н. Островского, сопроводив краткой справкой о жизни и творчестве писателя, описавшего в своих пьесах быт замоскворецких жителей
| Улица Малая Ордынка – улица Большая Ордынка
| Напротив дома
№ 34
| Ансамбль в целом, храм Покрова, памятник великой княгине Елизавете Федоровне
|
| Г) Храмы Большой Ордынки:
- Марфо -Мариинская община - община сестер милосердия
| На улицу Большая Ордынка можно пройти между домами № 29 и 31.
Предусмотреть возможность посещения
Покровского храма.
Напомнить о музее, посвященном великой княгине Елизавете Федоровне
| После предварительного осмотра и панорамного показа территории дать справку об основании Марфо- Мариинской обители сестер милосердия, выделив храм Покрова.
Архитектурный анализ храма сопроводить краткой справкой о его создании, обратив внимание на белокаменный декор. Рассказ о деятельности общины сопроводить показом памятника великой княгини Елизаветы Федоровны и справкой о ее трагической судьбе
| Улица Большая Ордынка - Большой Толмачевский переулок
| Напротив церкви свт. Николая Чудотворца в Пыжах
| Церковь свт. Николая Чудотворца в Пыжах
| 15 мин
| - Церковь свт. Николая в Пыжах - традиционный храм XVII в.
| Возможно посещение храма
| Искусствоведческий анализ церкви свт. Николая в Пыжах сопроводить справкой об истории ее строительства, связав с историей района.
Дать справку о святынях храма
|
| Большой
Толмачевский переулок, во дворе дома № 3
| Главный дом усадьбы (№ 3), чугунная ограда, памятник И. Шмелеву
|
| Д) Усадьба Демидовых Соллогуб - известный литературный салон XIX в.
|
| Приемом сравнения показать тихие патриархальные переулки (Лаврушинский, Толмачевский и др.) - место обитания купцов- предпринимателей (братья Третьяковы, Демидовы, Соллогуб). Дать характеристику литературного салона Соллогуб, гостями которого были Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев.
Справка о современном использовании усадьбы (Государственная научно-педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского) даст возможность сделать вывод о том, что Большая Ордынка является культурным центром Замоскворечья и перейти к показу еще одной старой улицы этого района
|
|
|
|
|
|
|
| Большой Толмачевский переулок - Старомонетный переулок - улица Большая Полянка
| Улица Большая Полянка, около дома Ne 11
| Застройка улицы (в целом)
Дом № 11
| 20 мин
| 4. Улица Большая Полянка:
А) История улицы
Б) Усадьба Нащокиных - памятный пушкинский адрес
| Напомнить о правилах дорожного движения
| После панорамного показа дать историческую справку о древней улице Замоскворечья, объяснить ее название.
При показе дворянской усадьбы дать справку о владельцах, одним из которых был П.В. Нащокин - друг А.С. Пушкина
|
| Рядом с домами
№ 23, 25
Дом № 29
| Комплекс детской больницы (№ 20), церковь Иконы Божией Матери «Иверская»
|
| В) Храмы Большой Полянки:
- комплекс Иверской общины сестер милосердия
|
| Использовать метод искусствоведческого анализа при показе храмов.
Дать историческую справку, указав имена устроителей: храм Иверской общины возводила купчиха Лямина, храм Григория Неокесарийского - вел. князь Василий II, впоследствии царь Алексей Михайлович.
Дополнить информацией о святынях храма.
Сделать общий вывод по теме, охарактеризовав Замоскворечье как заповедный район Москвы, сохранивший свою планировку, старинные храмы, дворянские и купеческие усадьбы, ставший известным культурным центром столицы
|
|
| Церковь Григория Неокесарийского
|
| - храм Григория Неокесарийского - уникальный храм XVII в.
| Предложить самостоятельно посетить храм Григория Неокесарийского
|
| | | | | | | | | | | | |
Заключение (3-5 минут) - подводит итог увиденному и услышанному. (Сегодня познакомились с удивительным районом Москвы. Он сохранил старинные храмы: купеческие «Всех скорбящих Радость», слободские (церковь Воскресения в Кадашах, Николая Чудотворца в Пыжах). Увидели уникальную барочную церковь Москвы – храм святого Климента Папы Риимского. Замоскворечье литературный центр города, где жили или бывалиизвестные литераторы (Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, А.А. Ахматова). Здесь находится известный художественный музей Москвы - Государственная Третьяковская галерея).
ЭКСКУРСИЯ «ПО УЛИЦАМ ВЕЛИКОГО МОСКОВСКОГО ПОСАДА»
Тип экскурсии - тематическая.
Вид экскурсии - пешеходная.
Продолжительность - 2 академических часа.
Протяженность - 3 км.
Содержание экскурсии: познакомить туристов с историей старого района Москвы, с сохранившимися памятниками истории, культуры, с культовыми постройками.
Маршрут экскурсии: станция метро «Лубянка» - Лубянская площадь - Театральный проезд - Третьяковский проезд - Никольская улица - Богоявленский переулок - Старопанский переулок - Большой Черкасский переулок - улица Ильинка - Хрустальный переулок - улица Варварка - Никитников переулок - площадь Варварских ворот.
Вступление (5 минут). В информационной части сообщаются отдельные подтемы (пройдем по улицам Никольской, Ильинке, Варварке), упоминаются некоторые объекты (увидим храмы, торговые заведения, монастыри). В организационной части сообщаются: маршрут экскурсии, длительность по времени, место окончания, правила дорожного движения; фамилия, имя, отчество экскурсовода. В табл. 1.9 приведена технологическая карта экскурсии (авторы- составители: З.М. Смирнова, О.В. Храброва).
Технологическая карта экскурсии
Маршрут
| Остановки
| Объекты
показа
| Время
| Основные
вопросы
| Организационные
указания
| Методические
указания
| Лубянская площадь
| У наземного выхода из
станции метро
«Лубянка»
| Площадь в целом
| 5 мин
| 1. Лубянская площадь - старая торговая площадь города
| Группу расположить на углу с Никольской улицей
| После предварительного осмотра и панорамного показа площади в целом дать справку об истории застройки площади, выделив здание магазина «Детский мир», связав с первоначальным назначением - торговлей, которая осуществлялась у Китайгородской стены, фрагмент сохранился в соседнем проезде
| Театральный проезд
| За зданием торгового центра
«Наутилус»
| Фундамент Троицкой церкви на Посаде, памятник Ивану Федорову, гостиница «Метрополь»
| 5-8
мин
| 2. Китай-город (Великий Посад) - старый район города:
А) Бывший ремесленный
район
Б) Культурный центр города
|
| Показ фрагментов фундаментов церкви Троицы сопроводить справкой об истории заселения Великого Посада.
Зрительный анализ памятника Ивану Федорову сопроводить справкой о его создании, объяснив значение этого района как культурного центра города.
Архитектурный анализ здания гостиницы «Метрополь» сопроводить краткой справкой об истории ее строительства, упомянув имена известных деятелей культуры, останавливавшихся в ней. Использовать метод сравнения при показе фрагмента Китайгородской стены и Третьяковских ворот, дать справку о строительстве ворот, связав с новым, торговым, значением Китай-города
| Третьяковские ворота, фрагмент Китай-городской стены
|
| В) Китайгородские укрепления
| Никольская
улица
| Напротив дома
№ 10
Напротив дома
№ 17
| Улица в целом, дом
№ 10
Бывшая гостиница «Славянский базар» (дом № 17), здание Историко- архивного института (дом № 15)
| 10 мин
| 3. Никольская улица - торговая улица Китай- города и улица просвещения
| Группу расположить на четной стороне улицы
| При показе улицы выделить здание Шереметевского подворья и бывшей гостиницы «Славянский базар», сопроводив справкой об их строительстве и торговом назначении.
Архитектурный анализ здания Историко-архивного института сопроводить справкой об истории института и Государева печатного двора, основанного в XVI столетии.
В тот же период на соседнем участке обустраивается Николаевский греческий монастырь.
| Улица Ильинка
| Около дома № 5
| Улица в целом, Гостиный двор
| 5 мин
| 6. Улица Ильинка - старая торговая улица Москвы
|
| Показ улицы в целом сопроводить объяснением названия и ее характеристикой как старой торговой улицы города, подтвердив зрительным анализом здания Гостиного двора.
Дать справку об истории его строительства.
Самой оживленной улицей Китай-города была соседняя улица - Варварка
| Хрустальный переулок - улица Варварка
| У церкви св. Варвары
| Улица в целом, церковь св. Варвары
| 5 мин
| 7. Улица Варварка - одна из древних в Китай-городе, улица церквей и палат
| Группу расположить за храмом
| Показ улицы сопроводить справкой об истории заселения этого района. Зрительный анализ церкви св. Варвары сопроводить справкой о строительстве, связав с названием улицы, сохранившей не только храмы, но и старые гражданские здания
| Улица Варварка
| Напротив дома
№ 4
| Палаты Старого английского двора
| 5 мин
| 8. Китай-город - культурный центр современной Москвы: палаты Старого английского двора - первое иностранное посольство на Руси
|
| Дать зрительную характеристику здания палат и историческую справку о развитии международных связей. Объяснить изменение облика здания в связи с изменением роли Москвы. Рассказать о реставрации, вернувшей Москве старинные постройки: гражданские и культовые
| Улица Варварка
| Напротив церкви
| Церковь св. Максима Блаженного
| 5 мин
| 9. Приходские посадские храмы
|
| Зрительный анализ церкви сопроводить краткой справкой о ее истории.
Кроме посадских храмов на улице сохранились монастырские комплексы
|
|
|
|
|
|
|
| Улица Варварка
| Перед собором
| Бывший Знаменский монастырь, «Палаты XVII века в Зарядье»
| 10 мин
| 10. Китай-город - культурный центр современной Москвы:
«Палаты XVII века в Зарядье» - старейший музей города
|
| Выделить из комплекса зданий монастыря Знаменский собор, занимающий центральное положение. Дать историческую справку об основании обители Михаилом Федоровичем Романовым, чьи палаты сохранились. Зрительный анализ «Палат XVII века» сопроводить справкой о первых реставрационных работах Ф. Рихтера. Расположение на Псковской горке связать с поселением псковичей и строительством храма св. Георгия
| Улица Варварка
| Напротив «Палат в Зарядье»
| Церковь Георгия на Псковской горке
| 5 мин
| 11. Посадские храмы Китай-города
|
| Использовать метод зрительного анализа при показе церкви, сопроводить краткой справкой. Церковь св. Георгия - украшение улицы Варварки, как и улица, была отреставрирована в 60-70-е гг. XX в. Еще один интересный храм сохранился в переулке
| Никитников переулок
| Напротив церкви
| Церковь Троицы в Никитниках, палаты Симона Ушакова
| 5 мин
| 12. Церковь Троицы
в Никитниках - жемчужина русской архитектуры XVII в.
|
| Архитектурный анализ храма сопроводить исторической справкой, объяснив название переулка. Показ палат связать с именем известного изографа Симона Ушакова, написавшего иконы для этого храма. Храм является украшением Китай-города, получившего название по Китайгородской стене, фрагмент которой сохранился
| Варварская площадь
| У дома № 14
| Площадь в целом, церковь Всех Святых на Кулишках
| 5 мин
| 13. Китайгородская стена - мощное укрепление XVI в.
| Предложить спуститься в подземный переход, где сохранились фундаменты Варварской башни
| Из застройки площади выделить фрагмент стены, дать историческую справку о крепостных сооружениях. Связать название площади с названием улицы и башни Китайгородской стены, охватившей территорию Великого Посада. Сделать общий вывод по теме
| | | | | | | | | | | | | |
Заключение (3 минуты) - подводит итог увиденному и услышанному. (Познакомились с историей старого района города: Китай-города, или Великого Посада, увидели сохранившиеся культовые постройки (церкви св. Варвары, св. Георгия). Здесь находятся древние московские монастыри: Николаевский греческий, Богоявленский, Знаменский, Заиконоспасский, в котором было открыто первое высшее учебное заведение нашей страны. Район не утратил своего значения как торгового и культурного центра города.)
|