Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная организация труда





Процесс совершенствования организации труда на основе достижения науки и передового производственного опыта.

Русским ученым принадлежит приоритет в постановке научной организации труда. В 60–70-е гг. XX в. в Московском высшем техническом училище впервые в мире были разработаны и внедрялись рациональные методы обучения кузнечному, токарному, слесарному и др. «искусствам». В 1870 г. училище на Мануфактурной выставке в Петербурге было удостоено золотой медали «за отличное выполнение всех выставленных предметов… и преимущественно за почин в весьма важном деле систематического обучения ремеслам, входящим в круг деятельности механиков…». через 2 года училище было удостоено 4-х больших золотых медалей «За выставленные учебные коллекции и машины…» В 1873 г. на Всемирной выставке в Вене училище за свои учебные пособия получило Медаль преуспевания.

Характерно, что именно Соединенные Штаты Америки стали первыми применять русскую методику. В Массачусетском технологическом институте было построено специальное здание для учебных мастерских, в которых преподавание трудоведения должно было вестись по русской системе. Здесь вышла специальная брошюра об этой системе. Москвичи «по высочайшему разрешению» изготовили и послали в дар Массачусетскому институту набор учебных пособий по программам МТУ на сумму 2500 руб. Вслед за Массачусетским технологическим институтом русской системой заинтересовались Пенсильванский и Вашингтонский университеты. В 1884 г. три американских города – чикаго, Толедо и Балтимор – организовали школы по типу Массачусетских, а в 1885 г. их примеру последовали Филадельфия и Омаха. Русская система сводилась к следующему.

1. Совершенное отделение учебных мастерских от заводских.

2. Исполнение каждого определенного рода работ в соответствующей учебной мастерской.

3. Снабжение каждой мастерской таким числом мест и орудий, какое может быть занято воспитанниками при одновременном их обучении одним наставником.

4. Постепенный переход в каждой из мастерских от образцов более простых к более сложным.

Американцы так оценили русскую систему: «Сберегает время и деньги».

Есть основания предположить, что именно труды русских ученых дали толчок к развитию исследований по научной организации труда Ф. Тейлора, начавшего свои разработки в 80-е гг. XX в.

Вопросами изучения истории научной организации труда в России занимался Алексей Капитонович ГАСТЕВ (26.09.1882, Суздаль – 1941).Он написал ряд статей на эту тему. Из них мы узнаем, что в России делались довольно успешные попытки введения НОТ на предприятиях (например, в 1904 г. в Лысьве и на других уральских заводах). А на заводе И. Семенова в Петербурге с невиданной настойчивостью и скрупулезностью проводилась научная организация труда при изготовлении деталей для табачных машин. В России раньше, чем в Европе и Америке, появилось теоретическое изучение рабочего движения человека (И. М. СЕчЕНОВ). Образцом практической реализации этого учения Гастев считал работу Велавеневца, которая «по методической стройности оставляет позади работы Джильберта».

Русский железнодорожный транспорт как наиболее развитая отрасль имел своих теоретиков и практиков в научной организации труда: Воскресенского, Хлебникова, Павловского, Васильева, Ломова, Бутакова и др. На вопрос, в чем сущность научной организации предприятий, пытались ответить М. Арапов, М. Беспрозванный, П. Богодаров, В. Железнов и др. В России появляется определенная школа НОТ, создаются специальные кафедры. Профессор Савин издает книгу «Резание металла», оцененную в западноевропейской литературе наравне с трудами Тейлора. В Московском политехническом институте создается группа инженеров, которая изучает теорию тейлоризма, учитывает семеновскую практику и начинает пропагандировать новейшие методы организации труда. На орудийном заводе и ряде других заводов военного типа проводились отдельные опыты по научной организации труда.

В нач. ХХ в. было образовано специальное издательство во главе с инженером Л. А. Левенстерном. В этом издательстве принимали участие военные, а также гражданские инженеры и профессора. Издательство развернуло невиданную даже для европейских стран агитацию за принципы научной организации труда. Это движение, получившее название тейлоровского, нашло свое отражение в литературе. В «Русском богатстве», «Мире божьем», «Журнале для всех» и других журналах начали появляться статьи о научной организации труда.

Перед Первой мировой войной Россия имела уже 8 заводов, где начали применять в той или иной форме научную организацию труда, между тем как во Франции был зарегистрирован только один завод.

Особенно сильное движение в пользу НОТ отмечалось в 1915–1916 гг. (когда вопрос боевого снабжения армии принял чрезвычайно серьезный характер) на таких заводах, как Тульский, Сестрорецкий, петроградские, уральские военные заводы, где шло изготовление снарядов, гранат, винтовок, пуль, патронов и другого массового военного снаряжения. Это движение характеризовалось тем, что главное внимание было обращено на так называемую браковку, на вопросы создания точных лекал, точных шаблонов, точных калибров. Способы приемки создали, в конце концов, определенную школу военных приемщиков, становившихся своеобразными производственными клиницистами завода.

Это движение базировалось на двух основных принципах НОТ: систематического бракования изделий и инструктажа – и имело солидное развитие. Работа по боевому снабжению армии оставила определенный след. Как это ни парадоксально, но именно военное производство впервые создало широкую практическую тенденцию научной организации труда.

Лит.: Энциклопедия «Русское хозяйство». – М., 2000. – С. 632– 633; Организация труда. – М., 1929. – № 1; Mass., nst. of Technology – “The Russian system” shop wоrk instruction for engineers and machinists. – Boston, 1876.

Date: 2016-08-30; view: 284; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию