Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Установление таинства





Таинство Покаяния Господь установил, после Воскресения явившись собравшимся вместе (кроме Фомы) ученикам. Он торжественно произнес: Мир вам... Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21-23). Кроме того, Христос Спаситель еще прежде двукратно изрек обетование об этом таинстве. В первый раз сказал Апостолу Петру, когда тот исповедал Его от лица всех Апостолов Сыном Божиим: И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19); в другой раз засвидетельствовал всем Апостолам: Если (кто) и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на неб е (Мф. 18, 17-18).

Таинство это всегда существовало в Церкви со времен апостолов. Так, 52 правило святых апостолов гласит: «если кто, епископ или пресвитер, обращающегося от греха не приемлет, но отвергает – да будет извержен из священного сана. Ибо огорчает Христа, сказавшего: радость бывает на небе и об одном грешнике кающемся (ср.: Лк. 15, 7)».

Свт. Киприан Карфагенский: «И по вере более и по страху лучше те, которые не сделали никакого важного преступления, а только лишь помыслили о нем, исповедают однако же это с сокрушением и в простоте перед иереями Божиими, раскрывают совесть свою, полагают перед ними бремя души своей, ищут спасительного врачевства, хотя малым и неопасным ранам… Прошу вас, возлюбленнейшая братия, да исповедуем каждый свой грех, доколе согрешивший находится еще в сей жизни, когда исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпущение, совершаемое священниками, угодно перед Господом».

Священнослужители являются только видимыми орудиями при совершении таинства, которое невидимо совершает через них Сам Бог.

Свт. Иоанн Златоуст, имея в виду Божественное установление власти пастырей Церкви решить и вязать, говорит: «Священники определяют долу, Бог утверждает горе, и Владыка согласуется со мнением Своих рабов». Священник является здесь орудием милости Божией и отпускает грехи не от себя, но во имя Святой Троицы.

Свт. Амвросий Медиоланский: «Кто может отпущать грехи, кроме одного Бога, Который также отпускает их через тех, кому дал власть отпускать?» «Право это предоставлено одним священникам». «Люди совершают только служение во отпущение грехов, но не показывают какой-либо собственной власти. Ибо не в свое имя отпускают, а во имя Отца и Сына и Святого Духа. Они просят – Бог дарует. Человеческое здесь послушание, а щедродательность принадлежит верховной власти».

Бл. Августин: «Грех, если он совершен оглашенным, омывается крещением, а если совершен крестившимся, врачуется покаянием».

Свт. Иоанн Златоуст: «Отец весь суд дал Сыну (Ин. 5, 22): теперь вижу, что Сын весь суд сей отдал священникам… Священники иудейские имели власть очищать тело от проказы, или, лучше сказать, не очищать, а только свидетельствовать очищенных (Лев. 14); а священники Нового Завета получили власть не свидетелями быть очищенных, а очищать; притом не проказу тела, а скверну души» (О священстве).

Невидимые действия благодати в таинстве Покаяния по своей обширности и могуществу простираются на все беззакония человеческие, и нет греха, который бы не мог быть прощен людям, если только они искренно в нем покаются и исповедуют его с живою верою в Господа Иисуса и надеждою на Его милость. Пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13), – говорил Спаситель, и как ни велико было грехопадение апостола Петра, Он простил его, когда тот истинно покаялся. Известно, что святой апостол Петр призывал к покаянию даже тех иудеев, которые распяли истинного Мессию (Деян. 2, 36-38), и потом призывал Симона волхва, родоначальника всех еретиков (Деян. 8, 22). А апостол Павел разрешил покаявшегося кровосмесителя, подвергнув его прежде временному отлучению (2 Кор. 2,1).

Однако необходимо помнить, что отпущение грехов в таинстве есть акт милосердия, а не импульсивной жалости. Он дан для духовной пользы человека, к созиданию, а не к расстройству (2 Кор. 10, 8). Это налагает великую ответственность на совершающего таинство.

Священное Писание говорит о тех случаях или условиях, при которых грехи не прощаются. В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится ему (хулителю) ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32). Также говорится о «грехе смертном», о прощении которого не заповедано даже молиться (1 Ин. 5, 16). Наконец апостол Павел наставляет, что невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6, 4-6).

Во всех этих случаях причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, она состоит в нераскаянности грешников. Как может быть прощен грех благодатию Святого Духа, когда на эту благодать изрыгается хула? Но нужно верить, что и в этих грехах грешники, – если они принесут искреннее покаяние и оплачут свои грехи, – будут прощены. «Ибо, – говорит свт. Иоанн Златоуст о хуле на Духа Святого, – и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено» (Беседы на Евангелие от Матфея). И отцы VII Вселенского Собора говорят о возможности прощения грехов смертных: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают... В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным. Ибо близок Господь к сокрушенным сердцем (Пс. 33, 19)».

Позволение и даже прямое требование каяться в грехах ясно из слов Евангелия: На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). В Откровении святого Иоанна Богослова читаем: Ангелу Ефесской церкви напиши:...скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (Откр. 2, 1-5).

Епитимии

Под епитимией понимается запрещение или наказание (2 Кор. 2, 6), которое в соответствии с церковными правилами священнослужитель, как духовный врач, определяет некоторым из кающихся христиан для лечения их нравственных болезней. Таковы, например, особо строгий пост, покаянные молитвы, соединенные с определенным числом поклонов и др. Основной вид епитимий, бывший в практике древней Церкви – отлучение от Причастия Святых Таин на некоторое время.

В древней Церкви существовал чин общественного покаяния для «падших», собственно – не устоявших в вере во время гонений. По этому чину кающиеся разделялись на четыре класса:

а) «плачущих», которые не имели права присутствовать при общественном богослужении и, распростершись на церковной паперти, с плачем просили входящих в храм молиться о них;

б) «слушающих», которым дозволялось находиться в притворе храма вплоть до окончания Литургии оглашенных;

в) «коленопреклоненных» (припадающих), входивших в самый храм, но также не участвовавших в Литургии верных. После Литургии коленопреклоненные удостаивались пастырского благословения;

г) «купностоящих», которые стояли вместе с верными в продолжение всей Литургии, но не могли причащаться Святых Таин.

Епитимии назначаются не всем, а только некоторым кающимся христианам, в основном тем, кто по тяжести ли грехов или по характеру покаяния нуждается в этих духовных средствах. Такого рода запрещение наложил апостол Павел на появившегося среди коринфских христиан кровосмесителя, когда для его исправления повелел отлучить его от Церкви и общения с верующими, предать сатане во измождение плоти (1 Кор. 5, 1-5), – и потом, после его искреннего раскаяния, велел вновь принять в церковное общение (2 Кор. 2, 6-8).

Епитимии имеют характер наказания, но не в собственном смысле и не ради «удовлетворения за грехи», как учат римские богословы; это действия исправительные, врачебные, воспитательные. Их цель – углубить печаль о содеянных грехах и поддержать волю к исправлению. Апостол говорит: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7, 10). Правила церковных Соборов и святых отцов подтверждают, что епитимии в древности считались средством духовного врачевания. Поэтому древние пастыри, налагая их на грешников, не о том заботились, лишь бы только справедливо наказать одного больше, другого меньше по мере преступлений каждого для надлежащего удовлетворения правде Божией за грехи, но имели в виду благотворное влияние этих наказаний на грешника, соответственным образом, если видели надобность, уменьшая их, сокращая время запрещения или даже совсем снимая их. Правило 102 VI Вселенского Собора говорит: «Приявшие от Бога власть вязать и решить должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению и таким образом употреблять врачевание, соответствующее болезни, чтобы, не соблюдая в том и в другом отношении меры, не обмануться в спасении болящего. Ибо болезнь греха не одинакова, но различна и многообразна, и дает много вредных отпрысков, от которых повреждение развивается и идет далее и далее, пока не будет остановлено силою врача» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. С. 298).

Отсюда видна неприемлемость римско-католического взгляда на епитимии, исходящего из понятий юридических, по которому:

а) всякий грех или сумма грехов должны иметь церковное наказание (помимо того, что часто бедствия, например, болезни, бывают естественными возмездиями за грех, так что часто и сам согрешивший может видеть в своей судьбе Божие наказание за грехи);

б) это наказание может быть снято «индульгенцией», выдаваемой даже вперед, по случаю, например, юбилейных торжеств;

в) Церковь, то есть глава ее, римский папа, давая индульгенции вменяет лицам, подлежащим епитимий, «заслуги святых», изымаемые из так называемой сокровищницы добрых дел.

Если у некоторых западных учителей древней Церкви епитимии назывались удовлетворениями, то назывались они так только в нравственном смысле, как средства для более глубокого осознания греховности, удовлетворительные для своей воспитательной цели, а не для юридического оправдания.

От таинства исповеди нужно отличать нравственное духовничество, издревле широко применявшееся и ныне применяемое особенно среди иночествующих. Его нередко несут лица, не имеющие священного сана, когда на них лежит долг руководства своими духовными детьми. Дело в том, что исповедание своих мыслей и поступков перед духовным руководителем имеет огромное психологическое значение в смысле нравственного воспитания для исправления дурных склонностей и привычек, преодоления сомнений и колебаний и прочее. Но такое духовничество не имеет значения таинства, или благодатного священнодействия.

 

Таинство Священства

 

О пастырском служении в Церкви говорилось в параграфе о богоучрежденной церковной иерархии. Было показано, что иерархия установлена в Церкви Самим Господом Иисусом Христом, что она неразрывна с существованием Церкви и что в апостольский период она получила трехстепенную организацию.

Иерархическое служение в Церкви, особенно епископское и пресвитерское, является служением особым, исключительным: это – служение благодатное. Это пастырство Божия стада, высочайший образец которого дал Господь в Своем земном служении: Я есмь пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овцы… Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня (Ин. 10, 11-14). Здесь предстояние перед Господом в молитве не только за себя, но и за народ, руководство душами людей на пути к достижению Царства Небесного. Священнослужитель приносит от лица всего народа бескровную Жертву в Божественной Литургии. И если в каждом добром деле мы испрашиваем Божия благословения и Божией помощи, то можно ли представить себе вступление в высокое и столь ответственное пастырское служение – до конца своих дней – без призывания Божией благодати, благословляющей этот подвиг, содействующей и укрепляющей будущего пастыря? И это благословение совершается. Оно низводится на приступающего в священном трепете к принятию дара священнослужения в таинстве священства через рукоположение от епископа, который сам носит по преемству благодать священства, при молитве всего собора священнослужителей и народа, присутствующего на богослужении: «Помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа», – возглашает предстоящий епископ.

Священное Писание прямо указывает на то, что поставление в степень священства есть сообщение особого благодатного таинственного дара, без которого это служение не может исполняться. Оно называется также таинством хиротонии (xeirotoni/a – буквально подача голосов в народном собрании посредством поднятия руки, голосование, выбор).

Date: 2016-08-30; view: 179; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию