Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие эмоционального кризиса

Тема 12.Формирование и развитие личности

Содержание.

Этапы психического развития. Теория развития личности Э.Эриксона. Особенности ухода за пациентами разного возраста.

Понятие эмоционального кризиса

Кризис – это решающий, поворотный момент в жизни каждого человека. Слово «кризис» имеет интересное сочетание вариантов перевода. Оно означает: тяжелое состояние, перелом, шанс. Мудрость языка указывает на самое главное: шанс дается на переломе, когда мы должны что-либо изменить, причем немедленно.

В течение жизни человек переживает самые разные кризисные состояния. Переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в своей жизни.

Что же провоцирует кризис в жизни человека? Психологи говорят о двух причинах: внешний локус провоцирующего фактора (различные жизненные события, ситуации) и внутренний локус провоцирующего фактора (причины кризиса носят внутрипсихический характер).

Кризисы внешнего локуса провоцирующего фактора:

1. Ситуационный кризис: явно не зависит от человека, вовлеченного в него. Например: травма, пожар в доме.

2. Кризис перемен: например, нежелательная беременность, пенсия, новая работа, переезд в другой город, поступление в институт.

3. Депривационный кризис: это – кризис утрат (горе), например: смерть близких людей, развод родителей, расставание и т.д.

4. Интеграционный кризис: это – кризис, связанный с позитивными изменениями в жизни человека, тем не менее часто вызывающие стресс. Это объясняется длительным напряжением при освоении новых задач и обязанностей. Например: вступление в брак, рождение ребенка, новые друзья, выздоровление от длительной болезни.

Кризисы внутреннего локуса провоцирующего фактора включают в себя:

1. Кризисы развития:

· кризис рождения;

· кризис становления Эго;

· кризис пуберанта;

· кризис идентифекации;

· кризис середины жизни;

· кризис пожилого возраста.

2. Болезнь как кризис.

3. Кризис отношений: ревность, пристрастия, любовь как зависимость, конфликты и т.д.

4. Кризисные состояния души: мучительный уровень негативных эмоций (агрессия, страх, стресс, чувство вины, печаль депрессия), чувствительность, саможалость.

5. Экзистенциальный кризис: это – кризис, связанный с поиском смысла жизни, одиночеством, экзистенциальным страхом смерти.

6. Морально-этические кризисы: кризис выбора между личностным ростом и отказом от собственных потребностей; между тем, что считал правильным и отказом от собственного жизненного опыта.

7. Психические кризисы: это – кризисы, связанные с пограничными состояниями и психическими расстройствами. Решением этих кризисов занимается медицина.

Пусковой механизм кризиса и реакции на него специфичен для каждого человека. Это значит, что незначительное событие может вызвать очень сильную реакцию (по типу «последней капли»).

Кризис ограничен во времени. Он, так или иначе, приводит к тому или иному решению или исходу и обычно не продолжается более 6 недель. Во время кризиса человек вынужден отказаться от привычного образа действий, мыслей и предрасположен к усвоению новых установок.

Работать с чувствами при кризисе также важно, к ак работать с проблемой. Работа с клиентом в значительной степени должна быть сосредоточена на том, чтобы «вентилировать» чувства клиента, касаясь событий его жизни. Это означает, что консультант должен стимулировать выражение чувств клиентом, являясь при этом зеркалом его чувств («Я вижу, что вы очень рассержены»; «Мне кажется, что вы чувствуете себя виноватым»). Ни в коем случае нельзя принижать качество чувств, выражаемых клиентом. Если клиент чувствует ярость, или ужас, или сильную тревогу, будет ошибкой сказать: «Я вижу, что вас что-то беспокоит».

Хотя один кризис всегда отличается от другого, любой из них имеет 5 стадий протекания:

1. Нормальная:

· используются привычные способы решения проблем и поведения;

· используются знакомые ресурсы;

· сохраняется гибкость в подходе к проблеме:

· напряжение и релаксация сбалансированы.

На этой стадии человек успешно противостоит стрессу. Если же этого недостаточно для разрешения проблемы, то наступает вторая стадия.

1. Предкризисное состояние:

· растущее ощущение неуверенности, душевного дискомфорта,

· ощущение необычности происходящего,

· внутреннее стеснение,

· оцепенение мыслей, скованность,

· заторможенность,

· ощущение фрустрации, страха;

· ощущение безысходности при неудачной попытке решения проблемы старыми способами;

· уменьшение гибкости;

· напряжение повышает релаксацию.

На этой стадии человек готов к встрече с консультантом и восприятию новых идей. Если встреча с консультантом происходит именно в этот момент, то при консультации мы имеем дело с проблемой принятия решения. Если человек не проходит через это, то наступает следующая стадия.

2. Собственно кризис:

· переживание состояния сильного внутреннего конфликта, разлада;

· эмоциональная и умственная дезорганизация;

· возможна депрессия, суицид, криминальное поведение – в зависимости от типа реагирования: депрессивного либо агрессивного;

· ощущение исчерпанности ресурсов;

· дезинтеграция – крушение самооценки, представления о своем месте в обществе и в жизни;

· страх перед неизвестностью, неопределенностью, переменами.

Если мы работаем с клиентом в этой стадии, то работа ведется в русле кризисной интервенции.

3. Возникновение новой формы:

· еще ощущается некоторая беспомощность из-за сомнения и нерешительности, но чувствуется также некоторое успокоение;

· намечается цель;

· осознаются новые возможности;

· происходит освоение новых моделей решения проблемы.

На этой стадии консультация ведется в русле консультирования по принятию решения.

5. Стадия комфорта:

· ситуация прояснилась, наметились пути выхода;

· интегрированы новые модели решения проблем;

· появляется чувство уверенности;

· возвращается хорошее самочувствие;

· происходит укрепление самооценки.

Человеческая жизнь протекает как цепочка из переживаний кризисов разной силы и продолжительности, выхода из них и проживания периода благополучия. И именно в период благополучия созревают зерна будущего кризиса, т.е. назревает необходимость перемен. И здесь можно вернуться к тому, с чего начиналась наша тема : переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в своей жизни.

При обнаружении у пациента признаков эмоционального кризиса необходимо:

1. Не препятствовать выражению чувств клиента.

2. Выражать клиенту сочувствие и поддержку.

3. Не требовать от клиента приятия важных решений (о согласии на лечение, операцию и т.п.), разумного и рассудительного поведения, спокойствия.

4. Не злоупотреблять успокоительными средствами.

5. Немедленно направить его на консультацию к психологу.

Принципы общения с клиентом в кризисе:

· Сохраняйте спокойствие или хотя бы его видимость. Кризисные стрессовые ситуации могут быть заразительны, поэтому консультант при всей эмоциональности беседы должен сохранять определенную дистанцию от клиента.

· Ваш голос должен выражать поддержку и заботу.

· Воздержитесь от оценочных суждений.

· Используйте простой, ясный язык. Избегайте жаргонных словечек.

· Избегайте вопросов, прямо не относящихся к теме.

· Избегайте нереалистических обещаний и прогнозов.

· Не проявляйте слишком много активности в беседе.

 

Техника оказания психологической помощи клиенту, переживающему кризис, называется кризисной интервенцией.

Суть кризисной интервенции заключается не в том, чтобы решить проблему, а в том, чтобы сделать возможной работу над проблемой, стабилизировав эмоциональное состояние клиента.

Стабилизация эмоционального состояния достигается с помощью вентиляции чувств клиента, специальной техники выражения, осознания и принятия естественности чувств. Вентиляция чувств снижет интенсивность эмоционального напряжения и позволяет клиенту осознать свои возможности и ресурсы и принимать решения.

Один из важнейших принципов кризисной интервенции: консультант не пытается изменить чувства клиента. Он только реорганизует их в более конструктивное начало.

Этапы кризисной интервенции

1. Установление контакта. Контакт устанавливается на эмоциональном уровне:

2. Сбор информации о состоянии клиента и проблеме.

3. Формулирование проблемы:

4. Исследование возможностей клиента.

5. Рассмотрение альтернатив.

6. Заключительный этап. Подведение итогов разговора.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Хозяйственной деятельности в организации | Ефективне лідерство. Матриця взаємозв’язків: метафора організації та необхідний тип керівництва

Date: 2016-08-30; view: 804; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию