Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Средствами предмета «Литературное чтение» на конец 4 классаСтр 1 из 5Следующая ⇒ Рабочая программа По литературному чтению Для 4 класса На 2014/2015 учебный год (традиционная система обучения, УМК «Гармония»)
Разработчик программы учитель начальных классов Шахабудинова Ольга Николаевна Педстаж 20 лет, высшая квалификационная категория
2014год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники и тетради с печатной основой, сборники тестовых заданий, хрестоматии для домашнего чтения, методическими рекомендациями для учителя, Изд-во: Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2014г., автор Кубасова Ольга Владимировна). Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, поэтому литературное чтение – один из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующий общему развитию, воспитанию и социализации ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование: •всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо); •потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; •читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности; •готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного. Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению. В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»: • обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения); • внимание к личности писателя; • бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной литературной формы; • наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической). Для успешной реализации модели общения «АВТОР-ТЕКСТ-ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач. Личностные задачи/ результаты 1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности. 2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности. 3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей. 4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей. 5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины. 6. Формирование привычки к рефлексии. 7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости). 8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм. 9. Развитие мышления, внимания, памяти. 10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей. Метапредметные задачи /результаты 1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению. 2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества. 3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций. 4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами. 5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности. 6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой. 7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. 8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве. 9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме. Предметные задачи /результаты 1. Формирование положительной мотивации к чтению. 2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы. 3. Развитие воссоздающего воображения. 4. Обучение адекватному восприятию читаемого. 5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике. 6. Совершенствование всех сторон навыка чтения. 7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал. 8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения. 9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности. 10. Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения. 11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне). 12. Обучение умению различать художественный и научно-популярный тексты и выбирать адекватный вид чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями. 13. Овладение приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения. 14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете. 15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой). 16. Обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания. 17. Развитие литературных способностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу изучения в начальной школе курса «Литературное чтение» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития. Выпускники начальной школы научатся: • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни; • читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов в минуту, про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения; • применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое/выборочное, просмотровое); • полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное; • знанию основных моральных норм; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; • работать с литературным текстом в соответствии с его эстетической и познавательной сущностью; • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; • характеризовать героев; • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; • находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте; • выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия; • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; • отличать поэтический текст от прозаического; • распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.); • соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках; • владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; • осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.); • делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; • цитировать (устно); • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учётом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов; • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия; • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста; • вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета; • составлять несложные монологические высказывания о произведениях; • составлять аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу; • определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть; • создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах; • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности; • пользоваться алфавитным каталогом; • ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке; • пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями. Выпускники начальной школы получат возможность научиться: • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества; • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии; • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия; • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; • уважать культуру народов многонациональной России и других стран; • бережно и ответственно относиться к окружающей природе; • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • соотносить литературу с другими видами искусства; • испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой; • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям); • определять сходство и различие произведений разных жанров; • осознанно выбирать виды чтения (творческое, ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от цели чтения; • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности; • выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями; • высказывать и пояснять свою точку зрения; • применять правила сотрудничества; • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас; • находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте; • понимать особенности изучаемых типов композиции; • выделять в тексте опорные (ключевые) слова; • цитировать (письменно); • осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая экранизация; • писать изложения; • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста); • делать устную презентацию книги (произведения); • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом; • работать с детской периодикой; • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД средствами предмета «Литературное чтение» на конец 4 класса
Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; размышление о смысле жизни (смыслообразование); нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности; уважение культуры народов других стран; формирование эстетических чувств и представлений; формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной децентрации; культивирование дружеского отношения к другим детям. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определенные учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или с собственным планом; осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении, при чтении произведения и при выполнении заданий к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; вырабатывать способность к волевой саморегуляции. Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту; выделять главное; составлять план; ориентироваться в отдельной книге и в мире детских книг; ориентироваться в Интернете; использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности (П-1.)1; выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, характеризуя персонажей, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений; сравнивать произведения; анализировать особенности языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида и жанра произведений и их языковых особенностей; синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера; обобщать прочитанное; ранжировать книги, произведения, информацию; обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные самостоятельно или совместно с учителем (П-2.). Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнером; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно, кратко, выборочно, творчески; создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение); выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определенном программой уровне) монологической и диалогической формами речи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 4 класс (136 часов)
|