Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






средствами предмета «Окружающий мир» на конец 4 класса





К концу 4 класса учащиеся должны показать большую самостоятельность и осознанность выполнения УУД.

Регулятивные действия. Ученик уже самостоятельно озвучивает принятую им познавательную или учебную задачу перед чтением текста или выполнением задания, самооценка знаний уже более осознанна, ученик старается восполнить пробелы в знаниях

и умениях, умеет находить соответствующие места в учебнике или задания в рабочей тетради, которые помогут исправить ошибки. В тетради введены специальные страницы для самоконтроля. Они открыты для ученика, он может заранее быть готовым к тому, какие знания и умения будут проверяться. Надо только научить его это делать осознанно.

Познавательные действия. Ученик для решения учебных и самостоятельных познавательных задач может более самостоятельно работать с разными источниками информации (в том числе с контролируемым Интернетом), осуществлять поиск дополнительной информации, выделять основную информацию. Ученик может работать с условно-знаковыми системами, понимает, что информацию можно представлять не только словесно, но и с помощью условных знаков, умеет кодировать и декодировать найденную информацию, а также фиксировать её в разных видах (текст, фото, видео, аудио и др.). Ученик более осознанно выполняет логические действия сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; устанавливает причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Ученик может планировать и осуществлять несложные наблюдения, сбор числовых данных, проведение опытов, делать выводы и создавать отчёт

о проведённых исследованиях.

Коммуникативные действия. Ученик с достаточной полнотой и точностью выражает свои мысли, даёт аргументированный ответ на поставленный вопрос, составляет по тексту 3–4 предложения, отражающие его основную мысль, готовит сообщение о природном

или социальном явлении. Он не просто пересказывает собранную информацию, а называет конкретную задачу, стоявшую перед ним в процессе подготовки сообщения, источники информации, способы её презентации, приглашая одноклассников принять участие в обсуждении результатов его исследований. Ученик умеет работать в группе при выполнении практических и проектных работ, старается распределять работу между участниками по их интересам и способностям, умеет планировать (пользоваться помощью) сотрудничество с родителями, одноклассниками и учителем, старается разрешать конфликтные ситуации, осуществляет поиск решения, устраивающего всех участников группы.

 

(планируемые результаты формирования личностных и универсальных учебных действий к окончанию 4 класса от имени ученика)

Личностные:

– я понимаю, что являюсь гражданином многонационального государства, имею определённые права и обязанности, что нужно уважительно относиться к образу жизни, традициям разных народов, стараться не конфликтовать, жить с ними в дружбе и согласии;

– я различаю государственную символику Российской Федерации и своего региона, умею описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу;

– мне интересно узнавать историю Российского государства, имена государственных деятелей, внёсших большой вклад в его становление, развитие и сохранение его независимости, знакомиться с памятниками культуры, отражающими важнейшие исторические события в его многовековой истории и др.;

– я ориентируюсь в основных исторических событиях России и горжусь ратными подвигами наших предков, отстоявших независимость Российского государства, выдающимися деятелями науки и искусства, прославившими нашу страну;

– мне интересно узнавать историю родного края, имена людей, внёсших большой вклад в его становление и развитие, знакомиться с памятниками культуры и истории, находящимися на его территории и др.;

– я люблю свою Родину, свой родной край, стараюсь сохранять красоту и чистоту природы, бережно отношусь к памятникам истории и культуры;

– я знаю основные правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе и стараюсь их выполнять;

– мне интересно изучать природу материков Земли, узнавать имена первооткрывателей неизвестных ранее земель, узнавать особенности некоторых зарубежных стран, быт и культуру народов Земли;

– я понимаю важность изучения природы родного края, исследования взаимосвязей живой и неживой природы, живых организмов, их приспособляемость к месту обитания и др.;

– я понимаю необходимость здорового образа жизни и стараюсь беречь своё здоровье;

– я осознаю, что многого ещё не знаю, многое не умею, и стремлюсь узнавать новое, учиться новым учебным действиям, создавать свои творческие работы;

– я активно участвую в проектной деятельности: могу предложить тему проекта, участвую в составлении плана исследования, предлагаю и выполняю разные формы его презентации;

– я стараюсь оценивать свои успехи и неудачи и стремлюсь к повышению качества своих знаний.

Регулятивные:

– я стараюсь оценить свои знания и умения, самостоятельно ставить учебную задачу, выбирать способ и планировать её решение, могу корректировать свои действия и оценивать результат их выполнения;

– я умею действовать по намеченному плану или по инструкции, представленной в учебнике, рабочей тетради;

– я выполняю действия самоконтроля при подготовке к проверке знаний и умений, стараюсь восполнять пробелы в знаниях и умениях;

– я стараюсь оценивать качество выполненного задания, творческой работы (своё и одноклассников).

Познавательные:

– я умею извлекать и фиксировать информацию из разных источников: из учебника, собственных наблюдений, опыта, энциклопедии;

– я стараюсь использовать ресурс библиотек и контролируемого Интернета при подготовке творческих работ;

– я умею преобразовывать словесную информацию в другие наглядные формы: в таблицу, схему, диаграмму, рисунок-схему, предметную модель;

– я могу выстраивать последовательность событий по тексту, карте, «ленте времени», соотносить событие и его дату;

– я могу для постановки учебной задачи использовать название темы, подзаголовки отдельных разделов, условные знаки, иллюстративный ряд, данные в учебнике;

– я могу самостоятельно работать с текстом, выполняя поставленную учителем (автором) познавательную задачу;

– я умею интерпретировать (декодировать) информацию, данную с помощью условных знаков, и кодировать словесную информацию в условно-знаковом виде;

– я умею анализировать, сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира по данным основаниям;

– я пытаюсь (под руководством учителя) находить и объяснять причинно-следственные связи в природе и обществе;

– я могу (под руководством учителя) моделировать природные объекты и явления;

– я пробую самостоятельно планировать эксперимент, подбирать оборудование, выполнять опыт, делать вывод по его результатам;

– я пытаюсь систематизировать найденную информацию и представлять её в разных формах (рисунок, схема, таблица, диаграмма, модель, сообщение, презентация).

Коммуникативные:

– я понимаю, какой вопрос мне задаёт учитель, стараюсь аргументировано ответить на него, могу составить по тексту вопросы одноклассникам;

– я могу вести диалог при обсуждении вариантов решений поставленной познавательной или практической задачи;

– я могу общаться с взрослыми и сверстниками культурно, используя вежливые слова, стараюсь разрешать конфликтные ситуации спокойно, согласно нормам доброжелательного и уважительного отношения к окружающим;

– я могу работать вместе с одноклассником, договариваться и распределять работу по решению познавательной (практической) задачи, стараюсь обмениваться найденной информацией;

– я стараюсь сотрудничать с одноклассниками, оказывать им помощь, обсуждать варианты взаимодействия, распределять работу по интересам и способностям при выполнении проектной работы;

– я стараюсь учитывать мнение других людей, слушать партнёра по общению и вступать с ним в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

– я стараюсь проявлять инициативу, сотрудничая с взрослыми и сверстниками, стараюсь лучше выполнить своё задание, работая в группе, чтобы достичь хорошего результата вместе с одноклассниками.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Название темы и её содержание Экскурсии, практические и творческие работы
Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч) Путешествия — один из способов познания окружающего мира. Путешествия в пространстве и путешествия во времени. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом. Движения Земли, Луны и счёт времени. Промежутки времени, взятые за основу счёта времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счёт: век, тысячелетие, эра. Дата, календарь, солнечный и лунный календари. «Лента времени». Старинные и современные устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Важность для человека умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. Открытая и закрытая линия горизонта. Компас, его устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам. Экскурсии Экскурсия на пришкольный участок (в ближайший сквер, лес) с целью освоения навыков ориентирования на местности по компасу, Солнцу, местным признакам. Экскурсия в краеведческий музей, музей часов (по возможности). Наблюдения Наблюдение смен фаз Луны в течение месяца; созвездий Большой и Малой Медведиц, Полярной звезды; наблюдение местных признаков для определения сторон горизонта. Наблюдение за движением и длиной тени от гномона. Практические работы Исследование (опытным путём), от чего зависит длина тени от предмета при его освещении. Определение времени наступления полдня и направления полуденной линии в своей местности (школьном дворе). Нахождение сторон горизонта с помощью компаса, по Солнцу, по местным признакам. Возможные творческие работы Изготовление маятникового секундомера или модели водяных (песочных) часов.
Способы изображения объектов окружающего мира (9 ч) Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб, его использование при изображении объектов окружающего мира. Изображение местности на плане. Условные знаки на плане городской и сельской местности. Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты: обозначения равнин, гор, водоёмов, населённых пунктов, границ государств. Историческая карта, её отличие от физической карты. Условные знаки исторической карты, изображение территорий государств, исторических событий на ней. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюсы, экватор, меридианы, параллели). Карта полушарий Земли. Контурные карты, способы работы с ними. Объекты космического пространства, их изображение. Звёзды и созвездия. Звёздная карта, её условные обозначения, изображение звёзд и созвездий. Общее представление о Солнечной системе, её составе. Модель Солнечной системы. Солнце – центр Солнечной системы. Планеты, их названия, последовательность расположения относительно Солнца, сравнительные размеры. Древнегреческие философы о строении Солнечной системы, о форме и движении Земли. Земля и её естественный спутник Луна. Место Земли в Солнечной системе, её «соседи». Первые космические полёты вокруг Земли и на Луну. Искусственные спутники Земли, их использование в народном хозяйстве. Влияние Солнца на процессы, происходящие в неживой и живой природе Земли. Использование солнечной энергии. Экскурсии В планетарий (по возможности, в соответствии с местными условиями).   Наблюдения Наблюдение восхода и захода Солнца, вида Луны, планеты Венера, 2–3 созвездий (по выбору). Практические работы Составление плана классной комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности, физической и исторической карт; работа с глобусом и картой полушарий. Возможные творческие и проектные работы Составление аппликации «Солнечная система». Презентация планет Солнечной системы (по выбору). Подготовка сообщений на тему «Искусственные спутники Земли – наши помощники».
Природные богатства России (8 ч) Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их разнообразие. Месторождения полезных ископаемых, их добыча и перевозка. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые, их значение в народном хозяйстве. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Родной край на карте России. Особенности рельефа, водоёмы родного края. Богатства недр родного края. Экскурсии По родному краю, в минералогический музей. Наблюдения Наблюдение изучаемых объектов природы, залежей полезных ископаемых, способов их добычи и использования (согласно местным условиям). Практические работы Раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий. Составление по карте маршрута путешествия по территории России. Работа с коллекциями образцов горных пород и минералов, исследование их свойств. Возможные творческие и проектные работы Презентация знаменитых географических объектов, природных памятников, расположенных на территории России и родного края. Моделирование (из песка, глины, пластилина, гипса) рельефа местности (по желанию).
Природные зоны и природные сообщества (11 ч) Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Климатические условия, особенности рельефа, водоёмы, растительный и животный мир, приспособляемость растений и животных к условиям обитания в разных природных зонах. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности людей, пути их решения. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Представление о природном сообществе. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для народного хозяйства. Поле, сад, теплица как примеры искусственных растительных сообществ. Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вырубка лесов, пожары и др.). Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Организация заповедников, национальных парков, заказников с целью сохранения природных сообществ. Особенности природы родного края (природная зона, характерные природные сообщества, наиболее распространённые растения, животные, в том числе и редкие, охраняемые). Экологические проблемы, связанные с природными условиями и деятельностью людей, возможные пути их решения. Экскурсии В лес, к водоёму, в теплицу (по выбору). Наблюдения Наблюдение характерных для природного сообщества растений, животных, их взаимосвязей. Практические работы Работа с картой природных зон России. Возможные творческие и проектные ра- боты Оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных сообществ. Презентация природной зоны или природного сообщества (по выбору). Составление рекламного плаката «Родной край» с последующей его презентацией.
Важнейшие события в истории Отечества (21 ч) Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города – памятники культуры Древней Руси. Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Монгольское нашествие. Ордынское владычество. Вторжение шведов и немецких рыцарей в северо-западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое побоище. Александр Невский. Москва – центр объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Иван Грозный. Смутное время в России в начале XVII века. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV–XVII веков. Пётр Великий – первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург – новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во времена правления Петра I. Академия наук. М. В. Ломоносов. Российская империя времён Екатерины II: выход России к берегам Чёрного моря, жизнь и быт населения, памятники культуры. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Александр II. Освобождение крестьян от крепостной зависимости, развитие промышленности, науки, образования. Отражение исторических событий России и родного края XVIII– XIX веков в памятниках архитектуры и в произведениях искусства. Революционные события 1917 года, приход к власти большевиков. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства в 1920–1930-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 Мая – День Победы. Память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боёв (памятники воинам) родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Освоение космического пространства. Ю. А. Гагарин. Начало новой России. Г осударственное устройство современной России: президент, Государственная Дума, Совет Федерации, правительство. Выдающиеся люди нашего Отечества: государственные деятели, учёные, деятели искусств. Родной регион (республика, край, область, район), его расположение на политико-административной карте России. Административный центр региона: название, отличительные символы (герб, флаг). Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта (2–3 примера). Наиболее яркие события из истории родного края. Известные люди края. Памятники истории и культуры региона, бережное отношение к ним. Экскурсии По историческим местам родного края; к памятникам погибшим воинам, в краеведческий музей; в дом-музей выдающегося деятеля России (согласно местным условиям). Наблюдения Рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников. Практические работы Работа с исторической картой. Возможные творческие и проектные работы Подготовка сообщений о древних городах Руси; о наиболее ярких событиях в истории Отечества, её государственных деятелях, выдающихся деятелях России. Ролевая игра, представление бытовых сценок из жизни наших предков разных периодов истории. Реконструкция важных событий из истории государства. Оформление страниц в тетради по истории родного края. Создание альбома «Исторические места родного края». Презентация национальных традиций (одежды, пищи, праздников и др.) народов, живущих в родном краю. Изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов (одежда, макеты памятников архитектуры и др).
Материки, океаны, страны и народы Земли (12 ч) Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Природа материков. Проблема сохранения природных богатств Земли. Международная Красная книга. Общее представление о разнообразии стран и народов современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия, традиции). Крупнейшие страны мира (столицы, главные достопримечательности, расположение на политической карте мира). Страны СНГ – ближайшие соседи России. Экскурсии В ботанический сад, оранжерею (по возможности). Практические работы Работа с картой полушарий и глобусом, показ материков и океанов Земли; сравнение размеров материков; прокладывание маршрутов путешествий. Показ на карте крупнейших стран мира, находящихся на разных материках Зем- ли, стран СНГ. Возможные творческие и проектные работы Изготовление аппликаций «Растительный и животный мир континентов» с последующей презентацией (по выбору). Презентация 2–3 государств мира (по выбору). Изготовление макетов жилищ коренных народов континентов (по желанию).

 


Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира 4 класс УМК «Гармония» (2 часа в неделю, 68 часов)

 

№ п/п уч.г. № п/п четв № и тема урока. Страницы учебника, рабочей тетради, тестовых заданий Кол-во часов Решаемые на уроке проблемы Формируемые Характеристика учебной деятельности учащихся Дата
предметные знания и умения личностные качества, метапредметные УУД
1 четверть – 18 часов Ориентирование в пространстве и во времени (7 часов)
1. 1. 1. Путешествия – источник знаний. Экскурсия на пришкольный участок Учебник (часть 1) – с. 4–10; Рабочая тетрадь № 1 – с. 2, 3, задания № 1–3     Какими способами можно познавать окружающий мир. Какими могут быть цели путешествий. Что изучает наука история. Как и где получают информацию о прошлом. Где можно увидеть находки археологов, какими они бывают, какие представления о прошлом они могут изменить. Наблюдения – основной метод познания окружающего мира. Источники информации о прошлом: учебный, научно-популярный и художественный тексты, иллюстрации, картины художников, музейные экспонаты. Наука археология, её способы познания прошлого человечества. Вещественные, письменные, устные исторические источники. Исторический и краеведческий музеи, их экспонаты. Основные понятия: первооткрыватель, турист, археология, археологические раскопки, музейные экспонаты, Кунст-камера. Познавательный интерес к изучению природы планеты Земля, прошлого человечества. Понимание важности знаний о прошлом своего государства и родного края. Умение оценивать своё знание и незнание, ставить учебно- познавательные задачи, выбирать способы их решения. Извлекать нужную информацию из учебного текста, иллюстраций, вещественных исторических источников. Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам. Рассматривают новый учебник, его условные обозначения, узнают, как в нём представлен и расположен текстовый и иллюстративный материал, как с ним нужно работать. Высказывают предположения, что они будут изучать в 4 классе, какими способами, какие новые учебные действия освоят. Вспоминают, какие группы исторических источников они изучали в 3 классе, называют их существенные признаки и приводят примеры. Обсуждают, какие знания им пригодятся, чтобы осуществлять путешествия в пространстве и во времени. Объясняют значение незнакомых слов, встретившихся при чтении учебных текстов, пытаются дать аргументированные ответы на вопросы, поставленные в текстах. Рассматривают иллюстрации, называют вещественные и письменные исторические источники, обсуждают, какие знания о прошлом можно получить с их помощью. Рассуждают о значении профессий историка, археолога для изучения быта и культуры наших предков, осознают важность сохранения памятников прошлого. Высказывают предположения, где бы они проводили археологические раскопки в своей местности, что бы хотели узнать о родном крае. 02.09
    2.Стартовая ПР.           05.09
    3. Природные явления и счёт времени Учебник – с. 11–17; рабочая тетрадь – с. 3–5, задания № 4–11 Устройства для счёта времени Учебник – с. 18–21; рабочая тетрадь – с. 6–8, задания № 12–16   Что люди взяли за основу счёта разных промежутков времени. Как считали сутки, месяцы, годы. Какова продолжительность суток для всех землян. Одновременно ли наступает день у всех жителей Земли. Чем определяется его продолжительность. Какова причина смены сезонов на Земле. Как протекает смена времён года в Северном и Южном полушариях. Почему мы не замечаем ни вращения Земли вокруг оси, ни её обращения вокруг Солнца. Какие устройства изобрёл человек для счёта времени. Какие наблюдения легли в основу идеи создания солнечных часов. Как определить наступление полдня в местности, где живёшь. Всегда ли удобно пользоваться солнечными, огневыми, песочными, водяными часами. Как определяют точное время. Периодически повторяющиеся природные явления – основа счёта времени (физического). Сутки, причина изменения длительности светового дня в течение суток в разных местах Земли. Год, високосный год, времена года, последовательность их смены. Астрономическое начало каждого сезона, дни равноденствий и солнцестояний. Изменения длительности светового дня в разные сезоны в одной и той же местности. Собственные наблюдения как источник информации о природе и обществе. Основные понятия: сутки, световой день, неделя, месяц, год, високосный год. Умение проводить наблюдения за небесными телами. Устройства, созданные человеком, с помощью которых можно определять небольшие промежутки времени. Представление о старинных солнечных, песочных, огневых, водяных часах. Современные часы, их точность. Основные понятия: гномон, солнечные часы, механические и электронные часы, полдень. Умение целенаправленно проводить наблюдения в естественных и искусственных условиях (опыт). Познавательный интерес к опыту наших предков. Умение извлекать нужную информацию из учебного и научно-популярного текстов, иллюстраций, из дополнительной литературы, Интернета для решения учебно-познавательных задач. Умение высказывать свои предположения, проверять их правильность, аргументированно отвечать на вопросы. Участвовать в обсуждении спорных мнений, принимать аргументы одноклассников, не совпадающие с собственными выводами. Умение работать с рисунками-схемами. Интерес к исследовательской деятельности, наблюдательность, желание пополнять свои знания, работая с дополнительными источниками знаний. Умение ставить исследовательскую задачу, выбирать способ и планировать её решение, сотрудничая с одноклассниками. Умение обосновывать результаты своего исследования. Рассуждают, почему на иллюстрациях изображены космические тела, и вспоминают, что они знают о Солнце, Земле и Луне. Характеризуютдвижения Земли вокруг своей оси и относительно Солнца, объясняютих связь со сменой дня и ночи, сменой времён года, моделируютс помощью теллурия движение Земли, объясняютсмену сезонов в её Северном и Южном полушариях. Объясняют, какие периодически повторяющиеся движения Земли и Луны помогли людям выбрать промежутки времени для его счёта (сутки, год, месяц). Доказывают, что мы не замечаем движения Земли, так как движемся вместе с ней, приводят примерысобственных наблюдений относительности покоя и движения тел. Читаюттексты, анализируютиллюстрации, объясняютпричины смены фаз Луны придвижении вокруг Земли, наблюдаютза Луной в течение месяца. Решают практические задачи, связанные со счётом времени. Объясняют, почему длительность суток в разных местах Земли одинаковая, а продолжительность светового дня разная, чем различаются простой и високосный годы. Ставят новые задачипополнения своих знаний и умений. Сравниваютранее полученные знания о временах года (3 класс) с новыми знаниями, уточняюти дополняютих. Рассуждают, о том, что нового они узнали о прошлом своих предков, какой их опыт можно использовать сегодня. Формулируют выводы, подводят итог урока (какие были поставлены задачи, какими способами они решались, какой вывод сделан после их решения). Анализируютиллюстрации, ставят задачу– узнать, какие приспособления придумал человек для счёта времени. Выполняют опыт, анализируютего результаты, делают выводы, что легло в основусоздания солнечных часов. Ставят новую задачу– узнать, как определить наступление полдня в месте, где находится их школа. Высказываютсвои предположения и затем проверяютих, наблюдая за тенью от гномона. Рассматриваютиллюстрации и объясняют, как были устроены разные старинные часы: песочные, огневые, водяные, механические. Сравниваютсовременные и старинные часы. Объясняютпредложенные поговорки о времени. Готовятнебольшие сообщения о современных или старинных часах, конструируют маятниковые (секундные), водяные (минутные) часы. 09.09
    4. Историческое время. «Лента времени» Экскурсия в краеведческий музей Учебник – с. 22–27; Рабочая тетрадь – с. 8–11, задания № 17–20, задания для самоконтроля № 1–4; тестовые задания – с. 3–8, тест № 1, с. 9–14, работа № 1   Как считают время в истории. Какие промежутки времени важны для историков. Что такое календарь. Какими бывают календари. Какая информация даётся в отрывном календаре. Как изображают течение времени историки. Дата события, календарь счёта времени, солнечный и лунный календари. Информация, данная в отрывном календаре. Представление о счёте исторического времени и изображении его течения на «ленте времени». Основные понятия: событие, дата, календарь, «лента времени», век, тысячелетие, наша эра. Умение пользоваться отрывным кален- дарём. Умение соотносить арабские и римские цифры, дату события с веком, в котором оно произошло. Интерес к образу жизни своих предков. Наглядно-образное и логическое мышление. Сотрудничать с одноклассниками при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого участника беседы. Оцениваютсвоё знание по изучаемой теме, ставят познавательные задачи, выбирают способ решения, планируют учебные действия. Читаюттекст, выделяютновые понятия и объясняютих.Рассматриваютиллюстрации и обсуждают, что изображают на «ленте времени», какие промежутки времени и как обозначают на ней. Соотносятдаты событий, записанные арабскими и римскими цифрами, дату и век, когда происходили события, дополняютпропуски в записи последовательности веков, находяти исправляютошибки взаписях, отмечаютусловнымизнаками даты историческихсобытий на «ленте времени».Обобщают, систематизируютполученные знания и умения,выполняют задания для самоконтроля, оцениваютсвои знания и восполняют пробелы. 12.09
    5. Ориентирование на местности. Стороны горизонта Учебник – с. 28–33; рабочая тетрадь – с. 12, 13, задания № 21–24   Что надо уметь, чтобы вернуться из путешествия домой. Что полезно замечать, чтобы найти нужную дорогу. Какими бывают ориентиры. Как определять стороны горизонта по небесным телам и местным признакам. Горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Основные и промежуточные стороны горизонта, их обозначение. Основные понятия: ориентир, горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, ориентирование, местный признак. Умение ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по Солнцу, Полярной звезде, местным признакам. Умение определять и обозначать направление ветра в соответствии со сторонами горизонта. Познавательный интерес, наблюдательность, желание овладеть практическими умениями, важными для безопасной жизнедеятельности. Умение выбирать нужную информацию из учебного текста, иллюстраций, рисунка-схемы, собственных наблюдений, применять знания для решения практических задач. Умение кодировать и декодировать условные знаки. Оцениваютсвоё знание и незнание по изучаемой теме, ставят познавательные задачи– узнать, что называют горизонтом, как определяют стороны горизонта. Описываюториентиры, по которым можно найти их дом, школу. Читаюттекст по абзацам, выделяютв них основную мысль, находятновую для себя информацию. Рассматриваютиллюстрации, соотносятих с текстовой информацией, фиксируютновые знания, объясняютзначение новых понятий. Обсуждаютзначение для жизни умения ориентироваться на местности по Солнцу и Полярной звезде, по местным признакам. Рассматриваютрисунки-схемы, определяютстороны горизонта, направление ветра, учатся обозначатьих. 16.09
    6. Компас. Ориентирование по компасу. Практ.работа Учебник – с. 34–37; рабочая тетрадь – с. 13, 14, задания № 25–29   Всегда ли можно ориентироваться по Солнцу, Полярной звезде, местным признакам. Что такое компас, из каких частей он состоит. Почему его основной частью является магнитная стрелка. Как с помощью компаса ориентируются на местности, определяют стороны горизонта. Какими бывают компасы. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Устройство компаса, последовательность действий при работе с ним. Обозначение основных и промежуточных сторон горизонта на циферблате компаса. Основные понятия: компас, магнит, намагниченная стрелка. Умение пользоваться компасом, определять стороны горизонта и местоположение предметов относительно сторон горизонта. Наблюдательность, интерес к жизни наших предков, уважительное отношение к их опыту. Умение собирать и анализировать нужную информацию из текста, иллюстраций, рисунков-схем, моделей, использовать её для решения практических задач. Обсуждаютпроблемы, данные перед изучением новой темы, актуализируютсвои знания и умения по ориентированию, приходят к выводу о необходимости создания прибора, с помощью которого можно ориентироваться вне зависимости от времени суток и погодных условий. Ставят познавательные задачи: узнать, что такое компас,как он устроен, как с его помощью можно ориентироваться на местности. Читают текст и объясняют, какое природное явление легло в основу создания компаса. Наблюдаютдействие магнита на различные вещества (железо, древесину, стекло), убеждаются(на опыте), что магнит действует только на тела, сделанные из железа. Предполагают, что заставляет двигаться стрелку компаса; зная, что она намагничена, приходят к выводу, что у Земли есть магнитное поле, которое и влияет на магнитную стрелку компаса. Учатсяпользоваться компасом, определять стороны горизонта и положение тел. 19.09
    7. Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа Тестовые задания – с. 21–28, работа № 2, задания № 1–8   Обобщение знаний и умений, полученных при изучении темы «Ориентирование в пространстве и во времени». Проверка усвоения предметных и метапредметных знаний и умений. Проверка понимания, как определяются временные отрезки, соответствующие понятиям «сутки», «месяц», «год», «век», «тысячелетие», от чего зависит продолжительность светового дня. Знание природных явлений, наблюдение которых легло в основу счёта времени. Умение называть дату исторического события, записывать её арабскими и римскими цифрами, находить на «ленте времени». Умение определять стороны горизонта по местным признакам, Солнцу, компасу. Умение сотрудничать, обсуждать варианты взаимодействия, распределять работу при решении практических задач. Умение выполнять тестовые задания разных типов, оценивать свои знания, выявлять и восполнять пробелы. Осваиваютспособы ориентирования на местности по сторонам горизонта с помощью компаса, Солнца, по местным признакам. Определяютс помощью компаса местоположение предметов относительно сторон горизонта. Выполняюттестовую работу, проверяютсвои знания и умения по изученной теме. Оцениваютуспехи в освоении новых предметных и метапредметных знаний и умений. 23.09
Способы изображения объектов окружающего мира (9 часов)
    1. Способы изображения предметов Учебник – с. 38, 39; рабочая тетрадь – с. 15, задания № 30, 31   Какими способами можно изображать предметы окружающего мира. Какую информацию о предмете можно передать с помощью рисунка, разреза, плана. Рисунок, план предмета и его разрез как способы передачи информации о его внешнем виде и внутреннем устройстве. Основные понятия: рисунок, план, разрез предмета. Умение различать рисунок предмета и его план. Умение чертить план предмета. Познавательный интерес к способам передачи информации о наблюдаемых предметах окружающего мира. Настойчивость в овладении новыми способами действий, умение составлять их последовательность, аккуратность при их выполнении. Обсуждают проблемы, ставят задачи, планируют их решение. Называюти характеризуютспособы изображения предметов, различаютрисунок иплан предмета, объясняют, для чего чертят разрезы предметов, что узнают о них с их помощью. Изображаютпланы и разрезы предметов. 26.09
    2. Масштаб и его использование Учебник – с. 40–42; Рабочая тетрадь – с. 15, 16, Задания № 32–37   Что придумали люди, чтобы изображать большие предметы и большие расстояния. Что показывает численный масштаб, как его перевести в другие виды масштабов. Какие действия нужно выполнить, чтобы изобразить план предмета в определённом масштабе. Масштабирование как способ изображения крупных объектов окружающего мира на бумаге. Численный, линейный, именованный масштабы, их обозначение. Основные понятия: масштаб, масштабирование, численный, именованный, линейный масштабы. Умение чертить план предмета в масштабе. Умение готовить ра- бочее место и школь- ные принадлежно- сти к выполнению чертёжных работ. Умение ставить про- блему, обсуждать с одноклассниками способы её решения. Выбирать нужную информацию из учебного и художе- ственного текста, иллюстраций, пред- ставлять её с ис- пользованием зна- ково-символических средств. Читаюти осмысливаютстихотворение, называютпроблему, которую приходится решать, изображая крупные объекты на бумаге, предлагаютспособы её решения. Объясняют, какой способ выбрали ребята. Рассуждают, в каких случаях нужно уменьшать (увеличивать) размеры предметов, какой масштаб следует использовать в каждом конкретном случае. Объясняют, что показывает численный масштаб, для чего и когда его используют. Применяют полученные знания на практике, переводятчисленный масштаб в именованный и линейный масштабы, изображаютв заданном масштабе план учебника, школьной парты (классной комнаты). Дополнительнознакомятся со старинными мерами длины, использовавшимися в России и других странах мира. 29.09
    3. План местности. Топографические знаки Учебник – с. 43–47; Рабочая тетрадь – с. 16–18, Задания № 38–42   Какими способами можно изобразить местность. Как составляют план местности. Как изображаются на нём отдельные объекты. Как изображали местность в старину. Информация, отображаемая на плане местности, топографические знаки. Последовательность действий при составлении плана местности. Основные понятия: план местности, топографические знаки, картинный план. Умение различать план местности и её изображение на рисунке. Умение читать план местности: декодировать топографические знаки, называть масштаб, определять положение объектов относительно сторон горизонта. Развивать пространственное мышление. Умение декодировать условные знаки, преобразовывать условно-знаковую информацию в словесную. Умение применять полученные знания при решении практических задач. Читаютназвание темы урока, предлагаютварианты изображения местности на бумаге, ставят познавательные задачи– узнать, что и как изображают на плане местности. Предлагаютпоследовательность действий при составлении плана местности, читают текст и проверяютсвои предположения, выверяют алгоритмдействий при составлении плана местности, отмечаютдействия, которые были ими не названы. Объясняют, как составить план местности, какие измерения надо выполнить, как использовать масштаб, как определить местоположение объектов и как изобразить их на плане. Рассматривают, сравниваютиллюстрации, называют отличияплана местности от еёрисунка. Объясняютзначение топографических знаков. Читаютпланы местности, представленные в учебнике и в рабочей тетради, решают практические задачи. Комментируюттекст, данный в рабочей тетради, с позиции эмоциональной, эстетической и экологической культуры взаимодействия людей с окружающей средой. Изображаютзаданный маршрут движения в определённом масштабе и с помощью топографических знаков. 03.10
    4. Географические и Исторические карты Учебник – с. 48–54; рабочая тетрадь – с. 19, задания № 43, 44   Чем карта отличается от плана местности. Какую информацию можно отразить на географической и исторической картах. Как изображают на физической карте рельеф суши, глубину водоёмов. Какими были старинные карты. Географическая карта, её условные знаки (легенда карты), послойная раскраска. Историческая карта, её условные знаки. Карта полушарий, чем она отличается от других карт. Основные понятия: географическая и историческая карта, условные знаки карт (их легенды), послойная раскраска карты, маршрут, остров, полуостров, низменность, возвышенность, горы. Умение читать географическую карту, декодировать её условные знаки. Умение показывать географические объекты, определять формы суши, относительную высоту гор, глубину водоёмов, называть истоки и устья рек. Развитие воображения, познавательного интереса к способам изображения окружающего мира. Умение анализировать, сравнивать информацию, находить сходства и различия. Умение декодировать информацию, данную с помощью условных знаков. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение сотрудничать при выполнении практических работ. Оцениваютсвоё знание по изучаемой теме, ставят познавательные задачи: узнать, чем карта отличается от плана местности, какую информацию и как можно представить с помощью географических, исторических карт. Сравниваюти различаютплан местности и географическую карту, физическую иисторическую карты, объясняют, что и как изображают на разных картах. Рассматриваютфизическую карту, называют её условные знаки, анализируютинформацию, данную на физической карте с помощью послойной окраски, декодируютусловные знаки карты. Подбираютиллюстрации, соответствующие местностям, изображённым на карте. Рассматриваютисторическую карту, называют её условные знаки (легенду карты), анализируют информацию, данную на ней с помощью условных знаков. Выполняютпрактическую работу по географической и исторической картам. 07.10
    5. Глобус – модель Земли Учебник – с. 55–60; Рабочая тетрадь – с. 20–22, Задания № 45–51   Какие сведения о земном шаре должны быть отражены на его модели. Какие условные линии и точки обозначены на глобусе. Что можно увидеть на глобусе и карте полушарий Земли. Глобус как модель земного шара, отражающая форму и вращение Земли вокруг своей оси. Основные линии и точки глобуса: полюсы, экватор, меридианы, параллели, ось Земли (её наклон). Деление земного шара на полушария – Северное и Южное, Западное и Восточное. Суша Земли, её основные части. Мировой океан, его основные части. Основные понятия: глобус, полюсы, параллели, меридианы, экватор, полушария Земли, карта полушарий Земли, материк, океан. Умение читать физическую карту полушарий (декодировать её условные знаки), находить на карте объекты по описанию их географического положения. Развитие пространственного мышления, познавательного интереса к извлечению информации, представленной в условно-знаковой и модельной форме, коммуникативных способностей. Умение декодировать (и кодировать) информацию, находить соответствие разных форм информации. Умение самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в дополнительной литературе, анализировать, сравнивать и обобщать её. Актуализируютзнания о Земле, полученные во 2–3 классах. Обсуждают, какие наблюдения доказывают шарообразность Земли, её вращение вокруг своей оси, что доказывает её наклон. Объясняют, для чего географы придумали глобус, какая информация о земном шаре и как отображена на нём. Рассматриваютшкольный глобус, определяютего масштаб, находяти показывают на глобусе основные линии и точки (полюсы, меридианы, параллели, экватор), объясняют, какую информацию оЗемле можно получить с ихпомощью.Сравниваютглобус и карту полушарий, определяют их сходства и различия.Находяти показываютна глобусе и карте полушарий материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, города. Предлагаютодноклассникам найти по описанию географического положения заданные объекты. Выполняютпрактические работы по карте полушарий, глобусу. Делаютмодель глобуса (по желанию). 10.10
    6. Практическая работа «Способы изображения объектов окружающего мира». Рабочая тетрадь – с. 23, 24, задания для самоконтроля № 1–5; тестовые задания – с. 15–28, тест № 2, работа № 2, задания № 9–14   Обобщение знаний и умений, полученных при изучении темы «Способы изображения объектов окружающего мира». Проверка усвоения предметных и метапредметных знаний и умений. Умение различать понятия горизонт, стороны горизонта, компас, масштаб, план местности, карта, глобус. Знание условных знаков плана местности, карты, глобуса. Умение изображать план предмета, участок местности, пользоваться масштабом и условными знаками. Умение читать планы и карты. Умение выполнять тестовые задания разных типов. Умение классифицировать объекты окружающего мира. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение осуществлять самоконтроль за усвоением знаний и умений, оценивать свои знания, вносить нужные коррективы, исправлять ошибки. Обобщаюти систематизируютзнания, осуществляют самоконтрольза усвоениемпредметных и метапредметных знаний и умений, оцениваютсвои успехи, исправляютдопущенные ошибки. 14.10
    7. ПР за 1 четверть.             17.10
    8. Космическое пространство и его изображение Учебник – с. 61–65; рабочая тетрадь – с. 25, задания № 1, 2; тестовые задания – с. 39, 40 Земля – планета Солнечной системы Учебник – с. 66–69; Рабочая тетрадь – с. 26–28, Задания № 3–6   Какие объекты окружающего мира относятся к космическим телам. Что такое звёзды, почему они светят разным цветом. Как изображают на звёздных картах созвездия и звёзды. Для чего люди изучают звёзды.   Чем планеты отличаются от звёзд. Какие тела называют спутниками планет. Какие космические тела входят в Солнечную систему. Какие космические явления могут наблюдать земляне, почему они происходят. Представление о космическом пространстве и его компонентах: звёздах, созвездиях, планетах, галактиках. Представление о звёздной карте, изображении на ней звёзд и созвездий. Основные понятия: космическое тело, звезда, созвездие, планета, спутник, комета, метеор, метеорит, галактика.   Представление о Солнечной системе как системе космических тел, обращающихся вокруг Солнца. Последовательность расположения планет в Солнечной системе. Представление о планетах-гигантах и планетах земной группы, о движении Луны вокруг Земли и связанных с ним явлениях. Основные понятия: планета, звезда, астероид, спутник, орбита, Солнечная система, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, миф, философ. Наглядно-образное мышление, воображение, познавательный интерес к изучению космических тел, наблюдению звёзд и созвездий. Эмоциональное восприятие космоса, эстетические чувства. Умение работать с научно-популярным текстом, выделять основную информацию, отличать научную информацию от бытовой.   Оценивать своё знание и незнание, ставить познавательную задачу, высказывать предположения и проверять их по учебному тексту. Умение характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие. Умение работать с информацией, представленной в табличном виде. Умение моделировать объекты окружающего мира, их отношения, взаимное расположение. Рассказываютодноклассникам о своих наблюдениях космического пространства, называют2–3 созвездия, хорошо наблюдаемые в данном регионе, узнаютих очертания на звёздной карте. Объясняют, почему меняется положение созвездий на небе в течение суток. Характеризуютсущественные различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Сравниваютзвёзды по размеру, цвету, температуре. Рассматриваютзвёздную карту, объясняют, как отмечаются на ней созвездия, звёзды, отличающиеся размерами, видимый среди зодиакальных созвездий годичный путь Солнца. Работаютс научно-популярным текстом, выделяютосновную информацию. Анализируютиллюстрацию, извлекаютнужную для ответов на вопросы информацию. Актуализируютзнания о небесных телах, полученные во 2–4 классах, объясняют, почему меняется вид Луны в течение месяца, почему Луна и Солнце видятся нам одинаковой величины. Рассматриваютрисунок-схему Солнечной системы, определяют последовательность расположения планет относительно Солнца, Земли, называютпланеты-гиганты, планеты земной группы и другие компоненты Солнечной системы. Распределяюткосмические объекты в группы (звёзды, созвездия, планеты), называют их существенные признаки. МоделируютСолнечную систему, характеризуют положение Земли относительно других планет. Дополнительноузнают о том, какие представления о системе мира были у греческих философов, обсуждаютих, проверяют некоторые из них на простых опытах, делают выводыо том, какие представления о Земле и Солнце были ошибочными. Находят дополнительную информациюо планетах земной группы, планетах-гигантах Солнечной системы, о космических исследованиях, планируютсвоё участие в проектах, определяютформу его презентации. 21.10
    9. Способы изучения космических тел Учебник – с. 70–74; рабочая тетрадь – с. 29, задания № 7, 8; тестовые задания – с. 29–38, тест № 3, работа № 3   Как зарождалась наука космонавтика. Какую пользу приносят землянам искусственные спутники Земли. Почему надо изучать Солнце, что важно знать о нём. Проверка знаний о космических телах. Представление о первых полётах в космос космических аппаратов и человека, исследованиях Луны и Солнца, об использовании искусственных спутников Земли. Основные понятия: естественный и искусственный спутник Земли, космонавт, астронавт, космический корабль, солнечная активность. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, делать выводы. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоением универсальных учебных действий. Творческие способности, желание участвовать в проектной деятельности. Обобщаюти проверяютзнания и умения, полученные при изучении раздела «Путешествие в космос», выполняют тестовые задания. Представляютодноклассникам подготовленные сообщения о планетах Солнечной системы, об исследованиях космических тел (по выбору). Обсуждаютвлияние Солнца на живую и неживую природу Земли. Приводят примерыиспользования солнечной энергии в народном хозяйстве. 24.10
Природные богатства России (8 часов)
17-18 17-18 1, 2. Россия на глобусе и географической карте. Крупнейшие горы, равнины, реки и озёра России Учебник – с. 77–81; Рабочая тетрадь – с. 30–33, Задания № 1–8; Тестовые задания – с. 47–49, 51–53, работа № 4, задания № 1–6   Каково географическое положение России, какие моря омывают её территорию. Где находятся высочайшие горы, крупнейшие равнины, водоёмы России. Какие сведения о реке даются при её описании. Что и как изображают на контурной карте. Какой была первая карта России. Географическое положение России, крупнейшие равнины и горные системы, расположенные на её территории. Океаны и моря, омывающие территорию России, её крупнейшие реки и озёра. Основные понятия: равнина, горы, горный хребет, река, озеро, море. Умение читать географическую карту, характеризовать географическое положение объектов (гор, равнин, рек, морей,озёр). Познавательный интерес к изучению природы своей Родины, чувство гордости за её природные богатства. Пространственное мышление, воображение, эмоциональное, эстетическое восприятие просторов России, её рек и озёр. Умение извлекать и преобразовывать информацию, данную с помощью условных знаков. Коммуникативные способности, умение сотрудничать при выполнении совместных практических работ. Вспоминаютиз курса 2 класса, что называют равнинами, горами, реками, озёрами, как географы изображают их на картах, как отмечают высоту гор и глубину водоёмов. Ставят учебные задачи: узнать, какие крупные равнины, горные системы, реки, озёра находятся на территории России, научитьсячитать физическую карту, работать с контурной картой. Читаютстихотворение, рассматриваютиллюстрации,восхищаютсябогатством икрасотой природы России. Находяти показываютна физической карте полушарий и на глобусе территорию России, называютматерик и полушарие, на котором она находится, показываютграницы и столицу России, называютморя, которые омывают её территорию. Рассматриваютфизическую карту России, находятеё крупные равнины и горные системы, реки и озёра, изображённые на иллюстрациях и упомянутые в текстах, называют крупные российские города и характеризуютих географическое положение. Учатся работатьс контурной картой, отмечают на ней географические объекты. Составляют вопросы(задания) к данным ответам, описывая географическое положение объекта или его особенности. Дополнительноузнают, какой была первая карта России. Выбираютвариант своего участия в групповом проекте, обсуждают форму его презентации, сотрудничают с одноклассниками по сбору информации (о выбранной реке, озере, горах России). Собираютматериал о природе родного края для использования в презентациях своих проектных работ.     28.10 31.10
2 четверть – 14 часов
    3. Горные породы и минералы, их образование. Экскурсия в краеведческий музей. Тестовые задания – с. 55–58   Какими бывают горные породы, как они образуются. Какими свойствами различаются минералы. Что такое окаменелости, какую информацию можно извлечь, исследуя их. Представление о разнообразии горных пород, их образовании. Представление о разнообразии свойств минералов, составляющих горные породы. Основные понятия: горные породы, минералы, шкала твёрдости минералов, окаменелости. Умение извлекать нужную информацию из научно-популярного текста. Познавательный интерес к научным исследованиям, восхищение научными открытиями и желание попробовать себя в роли учёного. Умение выделять научную информацию, данную в научно-популярном тексте, иллюстрациях, материальных объектах. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД. Ставят задачи: узнать, какими бывают горные породы, как они образуются, из чего состоят, какими свойствами различаются минералы, где они используются. Предполагают, как образуются разные горные породы, проверяютсвои гипотезы, читая научно-популярный текст, выделяютнаучную информацию в каждом абзаце, отвечают на вопросы, выполняют данные задания. Приводят примерыгорных пород и минералов, описываютих свойства, рассказываютоб использовании в народном хозяйстве. Рассуждают, что такое окаменелости, какими они бывают, где их можно найти, что можно узнать по таким находкам. Оцениваютсвои умения устанавливать соответствие между разными формами представленной информации, использовать её для решения учебных задач. 11.11
    4. Полезные ископаемые, их разведка и добыча. Практ. Раб «Работа с коллекциями образцов горных пород и минералов, исследования их свойств.» Учебник – с. 82–87; Рабочая тетрадь – с. 34, 35, Задания № 9–13   Какие горные породы называют полезными ископаемыми, какими они бывают. Где и как находят месторождения полезных ископаемых, кто занимается их разведкой. Какими способами добывают полезные ископаемые. Какими полезными ископаемыми богата Россия. Какие из них добывают в родном краю. Полезные ископаемые, твёрдые, жидкие и газообразные. Представление о работе геологов, о способах добычи полезных ископаемых, об экологических проблемах, возникающих при их добыче и перевозке. Основные понятия: полезное ископаемое, месторождение, разведка полезных ископаемых, карьер, шахта, скважина, товарный вагон, цистерна, танкер, рудовоз, баржа. Умение находить месторождения полезных ископаемых на физической карте России, пользуясь её условными знаками. Умение организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (с коллекцией горных пород, проведение опыта, практической работы по карте). Умение работать с разными источниками знаний (учебный текст, научно-популярный текст, иллюстрации, коллекции, эксперимент). Умение представлять полученную информацию в схематической и условно-знаковой форме. Ставят познавательные задачи: узнать, какие горныепороды называют полезнымиископаемыми, где и как их находят, как добывают, как отмечают залежи полезных ископаемых на картах. Читают текст, рассматриваютиллюстрации, находятсоответствие словесной и наглядной форм информации, объясняютзначение выделенныхслов.Находятна физической карте России залежи полезных ископаемых, обозначенных на ней условными знаками.Узнаюто способах добычи и перевозки полезных ископаемых, обсуждаютэкологические проблемы, возникающиепри этом, предлагаютспособы их решения.Собирают сведенияо залежах полезных ископаемых в родном краю, их добыче и использовании в хозяйстве края. 14.11
    5. Строительные материалы и металлические руды, их использование в народном хозяйстве. Практ.р. «Раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий». Учебник – с. 88–93; рабочая тетрадь – с. 35, задания № 14, 15, с. 36, 37, задание № 16 (выборочно)   Какие полезные ископаемые используют в строительстве. Из каких горных пород выплавляют металлы, какими свойствами они обладают, как используются. Строительные материалы. Свойства гранита, известняка, мрамора, песка, глины, их использование в народном хозяйстве, в искусстве, в быту. Металлические руды, свойства металлов, их использование. Основные понятия: строительные материалы, металлические руды, теплопроводность, электропроводность, радиоактивность, магнетизм, ювелирные изделия, драгоценные металлы. Умение характеризовать свойства полезных ископаемых, приводить примеры их использования в народном хозяйстве и в быту. Интерес к исследовательской работе, понимание важности научных знаний. Наблюдательность, эмоциональное, эстетическое восприятие объектов окружающего мира. Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами. Умение демонстрировать простые опыты для одноклассников. Оцениваютсвои знания по изучаемой теме и ставят познавательные задачи: узнать, из чего выплавляют металлы, какими свойствами они обладают, где используются, какие полезные ископаемые применяют в строительстве, архитектуре. Читаютучебные статьи, анализируютиллюстрации, восхищаютсятворениями зодчихи скульпторов, приводят примеры использования ископаемых в народном хозяйстве и в быту. Вспоминаютэтапы проведения опыта, в какой форме фиксируются его результаты, выполняют практическую работу, исследуют свойства глины, песка и металлов, сравниваютих свойства. Систематизируюттекстовую, иллюстративную и экспериментальную информацию, делают выводы. Готовят презентациюодного из предложенных опытов. 18.11
  ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228269']=__lxGc__['s']['_228269']||{'b':{}})['b']['_698163']={'i':__lxGc__.b++};

Date: 2016-08-30; view: 448; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию