Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бхаджана-рахасья-вритти





Прежде всего в наставлениях Шри Чайтаньи Махапрабху говорится о славе шри-кришна-санкиртаны. В четвёртой строке этого стиха используется слово парам (верховный), поскольку шри-кришна-киртана благоприятна во всех отношениях. Это слово указывает на чистую санкиртану, до которой можно постепенно возвыситься, начав свой путь со шраддхи и пройдя стадии садху-санги и бхаджана-крии. Шри Чайтанья Махапрабху, океан милости и сострадания, пришёл в образе садхака-бхакты. Он воспел славу шри-кришна-санкиртане, тождественной Самому Шри Кришне, чтобы раскрыть живым существам основополагающие истины самбандхи (взаимоотношений), абхидхеи (процесса) и прайоджаны (цели). Ради блага джив Шри Бхагаван пришёл в материальный мир в образе Своего имени, являющегося трансцендентной, непостижимой, недвойственной истиной (апракрита-ачинтья-адвайта-таттвой).

1) В словах чето-дарпана-марджанам говорится о вечной природе живого существа. В зеркале, покрытом пылью, невозможно увидеть свое отражение, и точно так же джива в сердце, покрытом грязью невежества, не может видеть свою истинную сварупу. Начав практиковать чистую бхакти, являющуюся главной функцией хладини-шакти, человек вовлекается в процесс шраваны, слушания. Тогда шри-кришна-санкиртана проявляется сама собой и полностью очищает его сердце от покрова невежества. Когда зеркало сердца чисто, в нём можно увидеть собственную сварупу. Изначальное предназначение (свадхарма) дживы состоит в служении Бхагавану.

2) Бхава-маха-давагни-нирвапанам. Слово бхава, материальное бытие, означает, что живое существо вынуждено снова и снова рождаться в материальном мире. Этот лесной пожар материального существования, то есть бхава-маха-давагни, ничем невозможно погасить, кроме шри-кришна-санкиртаны. Здесь может возникнуть вопрос. Должен ли человек, познав свою свадхарму, продолжать совершать шри-кришна-санкиртану? Да, всегда. Санкиртана представляет собой вечную обязанность живого существа, это его цель (садхья) и средство её достижения (садхана).

3) Шрейах-каирава-чандрика-витаранам. Живые существа, пойманные в ловушку майи, стремятся только к материальному наслаждению и потому подвержены тройственным страданиям. В противоположность этому служение Шри Кришне приносит неизменное благо (шрейах). Это благо подобно белому лотосу, который распускается в лунном свете. Шри-кришна-санкиртана сияет лунным светом бхавы, давая возможность распуститься белому лотосу благой удачи живого существа.

4) Видйа-вадху-дживанам. Шри-кришна-санкиртана очень могущественна, она может избавить дживу от невежества и даровать ей осознание её взаимоотношений со Шри Кришной. Поэтому шри-кришна-санкиртану называют жизнью всего трансцендентного знания, которое здесь сравнивается с женой (вадху). Благодаря санкиртане раскрывается изначальная природа души. Обладая необходимыми качествами и будучи достойна вкусить мадхурья-расу, такая душа получает чистый духовный облик гопи. Поэтому здесь сварупа-шакти Шри Кришны, олицетворение этого трансцендентного знания, сравнивается с женой.

5) Анандамбудхи-вардханам. Здесь может возникнуть другое сомнение. Поскольку джива по своей природе бесконечно мала, значит, счастье, присущее ей в её изначальном положении, тоже ограничено. Но на самом деле это не так. Благодаря шри-кришна-санкиртане трансцендентное блаженство живого существа безгранично увеличивается под воздействием хладини-шакти. Другими словами, в своём чистом духовном облике (шуддха-сварупе), джива познает безграничное трансцендентное счастье.

6) Прати-падам пурнамритасваданам. Обретя свою шуддха-сварупу и навечно утвердившись в одной из трансцендентных рас (дасье, сакхье, ватсалье или мадхурье), джива каждое мгновение наслаждается исполненным мадхурьи образом Бхагавана и Его всегда новыми играми. Другими словами, она пьёт нектар служения Нанда-нандане Шри Кришне, когда Он предстаёт в Своём двуруком образе в одеждах мальчика-пастушка, который держит флейту у губ.

7) Сарватма-снапанам. На этом уровне джива абсолютно чиста и не стремится к удовлетворению собственных чувств. Естественным образом к ней приходит трансцендентное блаженство любовных игр Божественной Четы. Она служит Им, находясь в своём вечном духовном образе служанки Шримати Радхики, олицетворения махабхавы, сути хладини-шакти. Два слова сарватма-снапанам, использованные здесь, говорят о наивысшей чистоте и отсутствии таких недостатков, как желание слиться с Брахманом и стремление к чувственному удовлетворению.

(Шри Бхаджана-рахасья, стр. 49-53)

Ещё наставления о нама-таттве.

Виджая-кумар: «Пожалуйста, расскажи о том, что еще нужно знать о природе святого имени».

Бабаджи: «Шуддха-кришна-нам способен повторять человек, занятый чистым преданным служением (ананья-бхакти), сопровождаемым парамартхика-шраддхой. В противном случае произнесенное имя Бхагавана должно считаться либо тенью (намабхаса), либо оскорблением (намапарадха) святого имени».

Виджая-кумар: «О учитель, правильно ли я понимаю, что шри нам есть цель (садхья) и средство (садхана)?».

Бабаджи: «На стадии практики (садхана-бхакти) повторение святого имени есть средство, однако на стадии духовного совершенства (бхава-бхакти и према-бхакти) святое имя – садхья-васту (цель). Таким образом, Имя являет Себя в соответствии с уровнем духовного самоосознания преданного».

Виджая-кумар: «Есть ли различие между именем Кришны и Его обликом?»

Бабаджи: «Нет. Кришна-нам и кришна-сварупа – это одна неделимая таттва и между ними не существует ни малейшей разницы. Однако святое имя более милостиво, чем Сам Кришна. Господь Кришна не прощает оскорблений в Свой адрес, но кришна-нама всегда великодушно прощает того, кто оскорбит Самого Кришну или Его имя. В этом заключена тайна различия между этими проявлениями Всевышнего. Совершая харинама-бхаджан, будьте предельно внимательны и избегайте нама-апарадх. Почему это так важно? Дело в том, что не превзойдя уровень оскорбительного воспевания, вы не сможете обрести чистое имя (шуддха-нам). Завтра вечером мы подробно обсудим эту тему».

(Джайва-дхарма, стр. 414)

Слава санкиртаны.

Бхагаван-нама-санкиртану восхваляют шрути, смрити, Пураны и другие шастры. Из шестидесяти четырех анг бхакти девять видов бхактишравана, киртана и т. д. – считаются наилучшими. Из этих девяти видов бхакти выше всех превозносится нама-санкиртана. Это подтверждается в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 4.70 – 71):

бхаджанера мадхйе шрештха нава-видха бхакти

кришна-према, кришна дите дхаре маха-шакти

тара мадхйе сарва-шрештха нама-санкиртана

нирапарадхе нама лаиле пайа према-дхана

 

«Из различных методов садханы девять видов бхакти – наилучшие, так как их власть даровать кришна-прему и Шри Кришну поистине велика. А среди этих девяти бхагаван-нама-санкиртана является непревзойденной. Если человек без оскорблений совершает нама-санкиртану, он непременно получит редчайшее сокровище – кришна-прему».

(Шри Бхакти-расамрита-синдху-биндху, стр. 57)

Санкиртана – единственный способ практики в Кали-йугу.

[ЧЧ. Ади, 17.21 и ЧЧ. Мадхйа, 6.242]

харер нама харер нама

харер намаэва кевалам

калау настй эва настй эва

настй эва гатир аньятха

 

«В эту эпоху вражды и лицемерия, единственный путь к освобождению – это повторение Святых Имен Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути».

Комментарий:

Поскольку люди этого века настолько падшие, они могут просто повторять Харе Кришна маха-мантру. Так они смогут избавиться от материальной концепции жизни и получить право заниматься преданным служением Господу …

В этот век Кали Хари-киртана очень и очень важна. Необходимость воспевания Святого Имени Бога утверждается в следующих стихах «Шримад-Бхагаватам» (12.3.51-52):

 

калер доша-нидхе раджанн асти хй эко махан гунах

киртанад эва кришнасйа мукта-сангах парам враджет

крите йад дхйайато вишнум третайам йаджато макхаих

двапаре паричарйайам калау тад дхари-киртанат

 

«Самое важное в эту эпоху Кали, которая является океаном дурных качеств, это то, что можно очиститься от всех загрязнений и стать достойным войти в царство Бога, просто повторяя Харе Кришна маха-мантру. Самоосознание, которое достигалось в Сатйа-югу тысячелетиями медитации, в Трета-югу тысячелетним совершением различных жертвоприношений, а в Двапара-югу тысячелетним поклонением Господу Кришне в храме, может быть достигнуто в век Кали простым повторением Святых Имен Бога, Харе Кришна маха-мантры».

[Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхйа, 6.242]

Санкиртана дарует прему.

таттва-васту-кришна, кришна-бхакти, према-рупа

нама-санкиртана-саба ананда-сварупа

 

Абсолютная Истина – это Шри Кришна, и любовную преданность Ему, проявляющуюся в чистой любви, можно обрести благодаря совместному пению святого имени, которое заключает в себе высшее блаженство.

(Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади 1.96)

Киртан Махапрабху дарует Враджа-прему.

Точно так же все наши ачарьи – Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами, Шрила Джива Госвами, Шрила Рагхунатха дас Госвами, Шрила Кришнадас Кавирадж, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Шрила Шьямананда Прабху, Шрила Нароттама дас Тхакур, Шрила Шринивас Ачарья, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Баладева Видьябхушана, Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж и Шрила Бхактиведанта Свами Махарад­ж – пришли не только ради проповеди славы святого имени. Это могли бы сделать спутники Маха-Вишну. Постарайтесь понять эту мысль. Воплощения, или проявления Маха-Вишну, такие, как Адвайта Ачарья, могут проповедовать и повсюду распространять святое имя, но они не могут посредством према-нама-санкиртаны проповедовать враджа-прему. Есть ог­ромная разница между нама-санкиртаной в эту Кали-югу и нама-санкиртаной в другие Кали-юги. В этом заключается особенность Шри Чайтаньи Махапрабху, Его последователей и спутников. Воплощения Маха-Вишну, такие, как Адвайта Ачарья, и Его спутники, такие, как Санака, Санандана, Санатана и Санат-кумар, Вишваксена и др., могут совершать нама-санкиртану и устанавливать юга-дхарму, но их нама-санкиртана не дает кришна-премы, враджа-премы. Нама-санкиртана Шри Чайтаньи Махапрабху и Его спутников обладает особым могу­ществом, которое позволяет это делать.

(Вершина преданности, стр. 55)

Совершая киртан, мы поклоняемся Чайтанье Махапрабху.

Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади 3.52:

 

кришна-варнам твишакришнам

сангопангастра-паршадам

йаджнаих санкиртана-прайаир

йаджанти хи су-медхасах

 

«В век Кали разумные люди вместе поют святое имя, поклоняясь воплощению Бога, на устах которого постоянно звучит имя Кришны. Он – Сам Кришна, хотя цвет Его тела не темный. Его сопровождают личные спутники, слуги, оружие и приближенные».

КОММЕНТАРИЙ:

Шрила Джива Госвами поясняет, что выражение кришна-варнам подразумевает Шри Кришну Чайтанью. Кришна-варна и Кришна Чайтанья суть синонимы. Имя «Кришна» в одинаковой степени относится как к Господу Кришне, так и к Господу Чайтанье Кришне. Хотя Господь Шри Чайтанья Махапрабху – Верховная Личность Бога, Он непрестанно говорит о Кришне и пребывает в трансцендентном блаженстве, воспевая и вспоминая Его имя и образ. В образе Господа Чайтаньи явился Сам Кришна, чтобы донести до людей высшее послание.

Далее в своем комментарии Шрила Джива Госвами цитирует стих из ведического писания, в котором говорится о ненужности обрядовых жертвоприношений и церемоний. Джива Госвами замечает, что вместо таких показных, помпезных действ люди всех каст, цветов кожи и вероисповеданий могут собираться вместе и петь мантру Харе Кришна, поклоняясь Господу Чайтанье. Слова кришна-варнам твишакришнам (Ш.Б. 11.5.32) указывают на то, что предпочтение нужно отдавать повторению имени Кришны. Господь Чайтанья учил сознанию Кришны, и пел имя Кришны. Поэтому, чтобы поклоняться Господу Чайтанье, каждому человеку надо вместе со всеми петь маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Бессмысленно призывать людей поклоняться в храмах, церквях и мечетях: они потеряли к этому всякий интерес. Но мантру Харе Кришна можно петь и повторять везде и всюду. Нет ничего возвышенней поклонения Господу Чайтанье, благодаря которому человек достигает высшей цели религии – удовлетворяет Верховного Господа.

(Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади 3.52, комментарий)

Вопросы

1. В чем отличие между главными и второстепенными Именами Кришны, и каковы соответствующие результаты их воспевания?

2. Каким образом хари-нама, которая полностью трансцендентна, проявляется в форме материальных букв? [Джайва-дхарма, 411-412]

3. Каковы отношения между Святым Именем Кришны (нама) и Самим Кришной, обладателем Имени (нами)? [Бхаджана-рахасья, 135-136]

4. Каковы семь трансцендентных результатов повторения шри хари-намы?

5. Каково важное отличие между Святым Именем Кришны и Его обликом (сварупой)?

6. Какова самая возвышенная и непревзойденная форма бхакти? [Бхакти-расамрита-синдху-биндху, 103]

7. В чем отличие между нама-санкиртаной этой Кали-юги и других Кали-юг? [Вершина преданности, 55]

8. Какой процесс поклонения Всевышнему Господу рекомендован в век Кали, и что означают слова «кришна-варнам твишакришнам?» [Ч.ч., Ади, 3.52]


 

Модуль 12В – Пять основных составляющих бхакти: (2) Нама-санкиртанам

Определение.

Виджая-кумар: «Что означает громко повторять святые имена Господа?».

Бабаджи: «Святое имя Господа нематериально. Шри нама есть трансцендентная, чистая, сладостная абсолютная форма сознания. Когда живое существо, одухотворенное силой бхакти, совершает служение святому имени, Шри Нам Прабху по Своей беспричинной милости Сам являет себя на его языке. Святое имя Господа невозможно ощутить (или произнести) с помощью грубых материальных чувств. Помня об этом, каждый преданный должен всегда – один или в обществе других Вайшнавов – петь имя Господа».

(Джайва-дхарма, стр. 374)

 

Киртана – это громкое пение Святого Имени Верховного Господа, а также воспевание развлечений, качеств и облика Шри Бхагавана под руководством чистых Вайшнавов. Шрила Джива Госвами следующим образом определяет санкиртану в своем комментарии к «Бхагаватам», который называется «Крама-сандарбха»:

 

бахубхир милитва тад-гана сукхам шри-кришна-ганам

 

«Санкиртана – это когда много людей с верой громко поют Святое Имя для удовольствия Шри Кришны».

(Шри Бхакти-расамрита-синдху-биндху, стр. 60)

 

Очень трудно освободиться от грехов, памятуя о Вишну, но это легко сделать, повторяя Его имя. Киртана, для которой необходимы только уста, на которых звучат имена Бхагавана, намного превосходит смарану (памятование).

(Шри Бхаджана-рахасья, Текст 5, стр. 33)

Непрерывная санкиртана.

Виджая-кумар: «Как возможно постоянно совершать нама-санкиртану?».

Бабаджи: «Непрерывное воспевание святого имени означает посвящение себя этому виду деятельности каждый день и в течение всего дня, даже во время еды, выполнении какой-либо физической работы и т.д. Единственным исключением является сон. Нама-киртана должна продолжаться всегда и везде, независимо от времени, места и обстоятельств. Отсутствие внешней чистоты также не является препятствием для повторения намы»

(Джайва-дхарма, стр. 413)

 

прабху кахена, – ‘кришна-сева’, ‘вайшнава-севана’

‘нирантара кара кришна-нама-санкиртана’

(Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхйа, 15.104)

 

…Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Продолжай непрерывно воспевать Святое Имя Господа Кришны и всегда, когда это возможно, служи Ему и Его преданным, Вайшнавам».

 

Да, это главное – постоянно служить Вайшнавам, и всегда участвовать в служении Кришне. Шри Сатьяраджа Кхан тогда сказал: «Я знаю, как воспевать Имя Кришны. Все, что Ты объяснил – ясно. Одна пара каратал и два, три, четыре, пять, или больше преданных, вместе поющих: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Это – санкиртана». Киртана – это когда поет один человек, а санкиртана – когда многие преданные собираются вместе под руководством осознавшего себя Вайшнава. Тогда это действительно санкиртана, а иначе, без такого руководства, это подобно лаю собак. Попытайтесь понять эти истины.

[Истоки Ратха-ятры, стр. 244]

Санкиртана – самый важный процесс.

тара мадхйе сарва-шрештха нама-санкиртана

нирапарадхе нама лаиле пайа према-дхана

 

«Из различных методов садханы девять видов бхакти – наилучшие, так как их власть даровать кришна-прему и Шри Кришну поистине велика. А среди этих девяти бхагаван-нама-санкиртана является непревзойденной. Если человек без оскорблений совершает нама-санкиртану, он непременно получит редчайшее сокровище – кришна-прему».

Комментарий:

Шрила Джива Госвами Прабху дает следующие наставления в своей «Бхакти-сандарбхе» (270):

«Воспевание Святого Имени – единственное средство достижения любви к Богу. Это воспевание и преданное служение – не зависят от каких бы то ни было параферналий, для них не важно рождение в хорошей семье. Смирением и кротостью каждый привлечет внимание Кришны. Это – заключение всех Вед. Поэтому, если человек станет очень кротким и смиренным, он сможет легко достичь лотосных стоп Кришны в этот век Кали. Это равносильно совершению всех великих жертвоприношений, епитимий и аскез, потому что, когда человек обретает экстатическую любовь к Богу, он достигает полного совершенства своей жизни. Поэтому, независимо от того, что человек делает, выполняя преданное служение, он должен сопровождать это воспеванием Святого Имени Господа».

(Шри Бхакти-расамрита-синдху-биндху, стр. 57)

 

кришнасйа нана-видха-киртанешу

тан-нама-санкиртанам эва мукхйам

тат-према-сампадж-джанане свайам драк

шактам татах шрештхатамам матам тат

 

«Среди множества видов киртаны во славу Кришны самая важная – киртана, состоящая из Его имен. Она считается лучшей, ибо очень быстро дарует богатство чистой любви к Нему» (Брихад-бхагаватамрита, 2.3.158).

 

Есть много форм кришна-киртаны: прославление качеств Кришны, Его образов, игр, но прославление Его имени превосходит их все. Если я просто скажу: «Иди сюда», кто придет на мой зов? Может прийти много разных людей. Если я скажу «иди сюда» и назову качества человека, которого хочу увидеть, все равно многие могут прийти. Но если я позову кого-то по имени, то придет именно он, и никто другой. Подобно этому, можно прославлять качества Бхагавана, Его игры и образы, но лучший метод, позволяющий взывать к Бхагавану и помнить Его, – нама-санкиртана. Она содержит прославление качеств, игр и образов Бхагавана. Если мы будем петь: «О Говинда, о Гопинатха, о Мадана-Мохана!» – наша киртана будет целиком состоять из Его имен. А среди Его имен лучшие те, что указывают на отношения Кришны с гопи. Если мы хотим быстро достичь лотосных стоп Шри Кришны и обрести враджа-прему, нам следует воспользоваться нама-санкиртаной, самым лучшим и могущественным методом. Таков вывод Санатаны Госвами: очень искренне совершая нама-санкиртану, можно быстро обрести кришна-прему.

 

нама-санкиртанам проктам

кришнасйа према-сампади

балиштхам садханам шрештхам

парамакарша-мантра-ват

 

«Говорится, что нама-санкиртана – это лучший и самый могущественный метод, позволяющий обрести сокровище кришна-премы: словно мантра необыкновенной магнетической силы, нама-санкиртана привлекает к садхаке внимание Кришны» (Брихад-бхагаватамрита, 2.3.164).

 

Поэтому Гопе-кумару было велено возвращаться в материальный мир, где гуру обучил его киртане и дал ему эту мантру:

шри-кришна гопала харе мукунда

говинда хе нанда-кишора кришна

ха шри-йашода-танайа прасида

шри-баллави-дживана радхикеша

(За пределы Вайкунтхи, стр. 50-51)

Нама-санкиртана дарует благо от процессов бхакти, используемых в другие эпохи.

В своей «Бхакти-сандарбхе» (270 – 271) Шрила Джива Госвами приводит следующие шлоки, для того чтобы показать, что громкая санкиртана – наилучший способ удовлетворить Господа в Кали-югу:

 

крите йад дхйайато вишнум

третайам йаджато макхаих

двапаре паричайайам

калау тад-дхари-киртанат

(Шримад-Бхагаватам, 12.3.52)

 

«То, чего в Сатья-югу можно было достичь медитацией на Господа Вишну, в Трета-югу – жертвоприношениями и в Двапара-югу – служением Божеству, в Кали-югу достигается благодаря просто шри-хари-киртане».

(Шри Бхакти-расамрита-синдху-биндху, стр. 58)

Нама-санкиртана – выше смараны.

Описывая Гопе-кумару садхану, позволяющую достичь Вайкунтхи, четырехрукие вечные спутники Нараяны сказали:

 

манйамахе киртанам эва саттамам

локатмакаика-сва-хриди смарат смритех

вачи сва-йукте манаси шрутау татха

дивйат паран апй апакурвад атмйа-ват

 

«Мы считаем, что для тех, чей ум неустойчив, киртана лучше попыток помнить Господа, потому что в киртане, помимо ума, участвуют голос и слух, а также, потому что она привлекает всех, кто ее слышит» (Брихад-бхагаватамрита, 2.3.148).

 

Существует много видов садханы, позволяющей достичь Вайкунтхи, и не только самой Вайкунтхи, но и всех остальных областей духовного мира, вплоть до Вриндавана. Обычно среди видов садханы, позволяющей достичь Вайкунтхи, называют девять видов бхакти, пять видов бхакти или шестьдесят четыре вида. Среди них главными являются три: шравана, киртана и смарана, а из них особенно важны киртана и смарана. Что такое смарана? По словам Рупы Госвами, смарана – это когда, повторяя ваше любимое имя Бхагавана, вы вспоминаете игры Кришны.

В нашей сампрадае многие считают, что для достижения совершенства надо практиковать только дхьяну (медитацию), а от остальных видов садханы отказаться. Чтобы развить рагануга-бхакти, особенно рекомендуется сделать объектом своей медитации игры Кришны и постоянно помнить Его аштакалия-лилу, что является лучшей формой смараны. Но здесь Санатана Госвами устами Гопы-кумара и вечных спутников Нараяны говорит, что самым лучшим видом садханы является санкиртана. Почему? Потому что наш ум беспокоен и обуздать его очень трудно. Прекрасно, если кто-то может созерцать в медитации игры Кришны, и ум его при этом остается непоколебимым. Но в подавляющем большинстве случаев ум не знает покоя, поэтому есть только один путь:

 

эвам-вратах сва-прийа-нама-киртйа

джатанураго друта-читта уччаих

(Шримад-Бхагаватам, 11.2.40)

 

«С искренним чувством в сердце надо громко прославлять имя, образ, качества и игры Бхагавана».

 

Когда преданный искренне повторяет то имя Бхагавана, к которому особенно привязан, с языка это имя войдет в ум, а затем в сердце и успокоит все его чувства. Обуздать беспокойный ум каким-либо иным способом невозможно. Чтобы обрести способность сосредоточивать ум, необходима киртана, особенно в Кали-югу, поэтому Шри Чайтанья Махапрабху дал нам нама-санкиртану как юга-дхарму.

 

харер нама харер нама

харер намаива кевалам

калау настй эва настй эва

настй эва гатир анйатха

 

«В Кали-югу Хари-киртана – единственный путь, ведущий к освобождению. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути» (Брихан-нарадия-пурана 38.126).

 

Только нама-санкиртана позволяет успокоить ум, поэтому она является самым лучшим методом. Эффективнее всего практиковать смарану, которая основана на киртане. Появившись на языке, нама-санкиртана подчинит себе остальные чувства и ум. Иначе ум подобен коню без всадника. Что делает конь без узды и всадника? Бежит, куда хочет. Но если на коня нашего ума сядет всадник – киртана – и натянет вожжи, то конь побежит туда, куда направит его всадник. То, о чем говорили вечные спутники Нараяны, очень полезно для того, кто хочет развить бхакти и в конце концов попасть во Враджу...

(За пределы Вайкунтхи, стр. 12-13)

Превосходство над джапой.

Об этом говорит в «Нарадия-пуране» Махараджа Прахлада:

 

джапато харинамани

стхане шата-гунадхиках

атманам ча путатй уччаир

джапан шротрин пунати ча

 

«Громкое пение Святого Имени Господа Хари в сто раз могущественнее тихого повторения. Человек, который поет Святое Имя громко, очищается сам и очищает всех, кто слышит его пение».

 

Некоторые люди думают, что маха-мантру – Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – нужно повторять только как джапу. Они запрещают громко петь эту маха-мантру. Однако Шри Чайтанья Махапрабху, который Сам совершал бхагаван-нама-санкиртану и распространял ее, провозгласил, что эта мантра является маха-мантрой для Кали-юги. Он лично повторял маха-мантру как джапу, подсчитывая, сколько Имен было произнесено. Но, кроме этого, не ведя учет произнесенных Имен, переполненный глубокими духовными эмоциями, с воздетыми руками, один или вместе с другими, Он совершал санкиртану. В «Шри Чайтанья-бхагавате» и в священных книгах Шри Кави Карнапуры и других госвами приводится множество свидетельств этому. Таким образом, садхаки могут повторять маха-мантру как джапу, подобно нама-ачарье Шриле Харидасу Тхакуру, а также могут совершать киртану – петь Святое Имя громко.

(Шри Бхакти-расамрита-синдху-биндху, стр. 60)

 

Почему мы поем: «Хари харайе намах, Кришна йадавайа намаха», «джая Радха, джая Кришна, джая Вриндавана» и «Шри Кришна Чайтанья, прабху Нитьянанда», а не только «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе?» Почему мы поем так много киртанов? Разве это не трата времени? Не должны ли мы всегда петь «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе?» Некоторые преданные могут петь маха-мантру, в то время как другие поют киртану. Пока другие будут петь «Хари харайе намах, Кришна йадавайа намаха», «джая Радха, джая Кришна, джая Вриндавана» преданный может взять их малу, сесть там, позади них и повторять спокойно маха-мантру. Что лучше? Что из них лучше?

Преданный: Киртана лучше. В наше время киртана лучше.

Шрила Нараяна Махараджа: Почему? Почему же киртана лучше?

Преданный 2: Потому что киртана, санкиртана – это юга-дхарма. И поскольку это – юга-дхарма, это самая мощная практика.

Шрила Нараяна Махараджа: О, мы атакованы таким множеством мирских желаний. Они подобны разбойникам.

В «Манах-шикше» говорится:

 

асач-чешта-кашта-прада виката-пашалибхир иха

пракамам камади-праката-патхапати-вйатикараих

гале баддхва ханйе ’хам ити бакабхид вартмапа-гане

куру твам пхуткаран авати са йатха твам мана итах

 

«Вожделение, гнев и другие пороки – это шайка разбойников, подстерегающая человека на дороге материальной жизни. Эти мучители набросились на меня и душат, сдавливая мне горло страшной петлей нечестивых поступков. О, ум, с этими словами ты должен горестно взывать к могущественным и милосердным преданным, хранителям пути бхакти, что ведет к Шри Кришне, сразившему Бакасуру. Услышав твои жалобные мольбы, они обязательно защитят тебя от опасности».

(Манах-шикша, 5)

 

Итак, если мы атакованы мирскими желаниями – вожделением, гневом и особенно завистью, мы не можем спастись от этих вещей. Они – разбойники. И какой уровень воспевания хари-намы будет при этом у нас? Это может быть только тень Имени. Даже не тень, а нама-апарадха, если присутствуют эти анартхи. Особенно, если мы критикуем любого Вайшнава, не только словом, но даже если в сердце есть хотя бы запах критики. Или мы критикуем нашего Гурудева, дикша-гуру, шикша-гуру и сомневаемся в них. Такие разбойники могут ограбить нас и затем на время уйти, но они свирепы, как тигры. И в какой-то момент, они прыгнут и начнут есть нас. И наша бхакти уйдет навсегда. Итак, на этой стадии, если мы воспеваем харинаму, то с какой целью мы это делаем? Для исполнения наших желаний, для удовлетворения вожделения, или еще для чего-нибудь подобного.

А если мы будем звать: «Ха Сварупа, Рагхунатха Бхатта!»:

 

ха ха сварупа, санатана, рупа, рагхунатха

бхатта-джуга шри-джива ха прабху локанатха

дойа коро шри-ачарья прабху шриниваса

рамачандра-санга маге нароттама-даса

(Саварана-шри-гаура-пада-падме, 5) (из Прартханы)

 

«O Сварупа Дамодара, личный секретарь Господа Чайтаньи, O шесть Госвами, Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами, Шри Рагхунатха Бхатта Госвами, Шри Гопала Бхатта Госвами, Шри Джива Госвами, и Шри Рагхунатха даса Госвами! O Локанатха Госвами, мой возлюбленный духовный учитель! Нароттама дас молится о вашей милости. O Шриниваса Ачарья, преемник шести Госвами! Пожалуйста, будьте милостивы ко мне. Нароттама дас всегда желает общества Рамачандры Чакраварти» (BBT)

 

O Нитьянанда Прабху, Ты всегда купаешься в любви и привязанности Махапрабху. Ты низошел в этот мир только, чтобы спасти всех преданных.

 

ха ха прабху нитьянанда, премананда сукхе

крипабалокана коро ами боро духкхи

(Саварана-шри-гаура-пада-падме, 6) (из Прартханы)

 

"Мой дорогой Господь Нитьянанда, Ты всегда наслаждаешься духовным блаженством. Так как Ты всегда очень счастлив, я пришел к Тебе, потому что я самый несчастный. Если Ты любезно бросишь Свой взгляд на меня, я также смогу стать счастливым". (BBT)

 

Он должен осознать это и петь киртану. Возможно, это будет даже лучше чем воспевание чхайа-намабхасы или нама-апарадхи. Итак, прежде всего мы должны сделать это, а затем повторять Харе Кришна. Таков порядок. Это все мы должны делать утром. Если вы можете, примите душ, затем нанесите тилаку, сделайте ачаман, и затем повторяйте аника [ мантры ]. После этого вы можете провести арати, туласи-парикраму и все остальное, а затем можно садиться и воспевать. И, прежде всего эти киртаны должны начинаться с прославления гуру-парампары, потому что мы стольким обязаны гуру-парампаре. Эта гуру-парампара входит в сердце от Кришны, Брахмы, Нарады, Вьясадевы, Шукадевы, и, таким образом, через гуру-парампару все знание и все реализации [приходят к нам]. Так что мы очень обязаны им. Поэтому мы должны петь [ киртаны ] гуру-парампаре, панча-таттве и Вайшнавам, молясь об их милости. ««Ха ха прабху нитьянанда, премананда сукхе крипабалокана коро ами боро духкхи»: O, Адвайта Ачарья, Ты привел сюда Шри Чайтанью Махапрабху, и потому Ты очень милостив. Ты должен пролить Свою милость на нас. O, Сад-Госвами: «Шри Рупа, Санатана, Бхатта-Рагхунатха, Шри Джива, Гопала Бхатта, даса Рагхунатха», я принимаю прибежище у ваших лотосных стоп. Вы можете даровать любовь и привязанность к Чайтанье Махапрабху, а также супружескую любовь и привязанность к Радха-Кришне. О, пыль с ваших лотосных стоп подобна панча-пране».

Что такое панча-прана? Это значит, что без этих пяти я умру. Они – первопричина бхакти. Если вы не знаете Рупу Госвами, то откуда вам взять бхакти? И если вы не знаете Рагхунатху даса Госвами, тогда вы не сможете узнать Рупу Госвами. И если вы не знаете Дживу Госвами, что тогда будет? Вы не сможете узнать никакой сиддханты, никогда. Кто такой Гопала Бхатта? Отвечая на его [Гопалы Бхатты] бхакти, Кришна принял форму Радха-Рамана из шалаграма шилы. Гопала Бхатта и другие, подобные ему, например Кришнадас Кавирадж Госвами – очень могущественны.

Поэтому мы должны пытаться молиться им, чтобы наше сердце очистилось, и Кришна-бхакти и Гаура-Бхакти вошли в него по милости Нитьянанды Прабху, тогда мы сможем осознать все. Не думайте, что «киртаны – это не настоящее служение, и пока другие преданные будут петь, мне нужно будет повторять Харинам, или медитировать, или делать еще что-нибудь». Так вы пренебрегаете Кришной и всей парампарой. Когда вы сами начнете петь: «Джая Радха! Джая Кришна!», тогда вы почувствуете Их милость. Молитесь Им. Запомните все. Что дает памятование? К вам может прийти чистое Имя! Такое благословение также может даровать Туласи-парикрама и соблюдение Экадаши.

[Лекция Шрилы Гурудева: 9 июля 1999 г. (утро), Кент, Англия]

Смирение в повторении.

Текст 1

В третьем стихе «Шри Шикшаштаки» описываются качества, необходимые для непрерывной практики нама-санкиртаны:

тринад апи суничена

тарор апи сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харих

 

«Считая себя ничтожнее травинки у всех под ногами, став терпеливее дерева, отбросив всякую гордыню и выражая почтение каждому согласно его положению, человек может постоянно повторять святое имя Шри Хари».

 

Date: 2016-08-30; view: 334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию