Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Указания для работы с курсом 4 page





(Лекция Шрилы Гурудева, 24 января, 2001 год, Австралия)

ВОПРОСЫ

1. Каково точное определение гуру-севы с верой?

2. Почему гуру-ништха – основа бхакти?

3. В чём разница между вишайа Кришной и ашрайа Кришной и какое это имеет отношение к Гурудеву?

4. Как мы должны выражать почтение тому, в кого вселилась шакти Кришны?

5. Почему следует почитать гуру даже больше чем Бхагавана?

6. Что такое вишрамбха-сева и в чём её важность? Как развить это настроение и каковы его признаки?

7. Какой фактор определяет то, что чьё-то служение наилучшее?

8. Каковы четыре положения предположительны по отношению к бхагавад-бхактам и какова характеристика мадхьяма-адхикари?

9. Что означает фраза «гуру-девататма», и что произойдет, если мы пойдём этим путём?

10. Почему гуру Упаманью был им доволен и каков был результат?

11. Каковы характерные черты любви истинного гуру и почему гуру способен на такую любовь?

12. Что подчеркивает Шрила Гурудев, упоминая ученика Парамапуджьяпада Шроти Махараджа, Нарайану прабху?


 

МОДУЛЬ 5 Б – Гуру – таттва (3)

Гуру – непосредственное проявление Кришны.

йадйапи амара гуру чайтанйера даса

татхапи джанийе ами танхара пракаша

 

«Известно, что мой духовный учитель – слуга Шри Чайтаньи, но в то же время я знаю, что Он – полное проявление Господа».

КОММЕНТАРИЙ: Все живые существа – вечные слуги Шри Кришны Чайтаньи, поэтому духовный учитель тоже Его слуга. Вечный долг духовного учителя состоит в том, чтобы умножать преданное служение Господу, воспитывая своих учеников в духе служения. Духовный учитель никогда не станет выдавать себя за Верховного Господа: он считается Его представителем. Писания никому не позволяют приравнивать себя к Богу, но, поскольку духовный учитель – верный и близкий слуга Господа, его почитают наравне с Кришной.

(Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.44)

 

гуру кришна-рупа хана шастрера прамане

гуру-рупе кришна карена бхакта-гане

 

«Все богооткровенные писания утверждают, что духовный учитель не отличен от Господа Кришны. В облике духовного учителя Кришна дарует освобождение Своим преданным».

Комментарий: Отношения ученика с духовным учителем по сути не отличны от отношений с Верховным Господом. И хотя духовный учитель ведет себя как смиреннейший слуга Личности Бога, ученик должен видеть в нем доступное его восприятию проявление Бога.

(Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.45)

 

ачарйам мам виджанийан наваманйета кархичит

на мартйа-буддхйасуйета сарва-дева-майо гурух

 

«Человеку следует знать, что ачарья – это Я, и никогда не проявлять неуважения к нему. Ачарье нельзя завидовать, считая его простым смертным, ибо Он – представитель всех полубогов».

Комментарий: Верховная Личность Бога предстает в облике духовного учителя из безграничного сострадания. Вот почему вся деятельность ачарьи представляет собой трансцендентное любовное служение Господу. Ачарья – Верховная Личность Бога-слуги. Такой непоколебимый преданный – самое надежное пристанище для нас, поэтому его называют ашрая-виграхой – проявлением, или образом Господа, у которого следует искать прибежища.

Тот, кто не желает служить Господу, но выдает себя за ачарью, наносит оскорбление Господу и за это лишается права называться ачарьей. Истинный духовный учитель всегда занят неоскверненным преданным служением Верховной Личности Бога. Уже это доказывает, что он – непосредственное проявление Господа и подлинный представитель Шри Нитьянанды Прабху. Такого духовного учителя называют ачарьядевой. Иногда из зависти и неудовлетворенности, вызванной пристрастием к чувственным наслаждениям, обыватели критикуют истинных ачарьев. Но им невдомек, что истинный ачарья не отличен от Верховного Господа, и питать к нему зависть – все равно что завидовать Самому Богу. А это закроет путь к духовному просветлению.

Как уже отмечалось, ученик должен почитать духовного учителя как воплощение Шри Кришны, однако ему следует помнить, что духовный учитель не вправе подражать трансцендентным играм Господа. Самозваные духовные учители играют на чувствах своих учеников и выдают себя за Шри Кришну. Так поступают имперсоналисты, которые ведут своих учеников по ложному пути, ибо их конечная цель – слияние с Богом. Это полностью противоречит принципам преданного служения.

Истинно ведической является философская концепция ачинтья-бхедабхеда-таттвы, согласно которой всё сущее тождественно Верховному Господу и вместе с тем отлично от Него. Шрила Рагхунатха Дас Госвами говорит, что таково положение истинного духовного учителя, и что ученику следует воспринимать своего духовного учителя в свете его близких отношений с Мукундой (Шри Кришной). Шрила Джива Госвами также недвусмысленно объяснил в «Бхакти-сандарбхе» (213), что, когда чистый преданный отождествляет духовного учителя и Господа Шиву с Личностью Бога, он исходит из того, что оба они очень дороги Господу, но не равны Ему во всех отношениях. Вслед за Шрилой Рагхунатхой Дасом Госвами и Шрилой Дживой Госвами то же самое утверждают и более поздние ачарьи. К их числу относится Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, который в своей молитве духовному учителю говорит, что все богооткровенные писания признают тождество духовного учителя и Личности Бога, потому что духовный учитель – очень дорогой и близкий слуга Господа. Таким образом, Гаудия-вайшнавы поклоняются Шриле Гурудеву (духовному учителю), видя в нем слугу Личности Бога. Во всех древних писаниях, посвящённых преданному служению, а также в более поздних молитвах Шрилы Нароттама даса Тхакура, Шрилы Бхактивинода Тхакура и других чистых вайшнавов, духовного учителя считают либо одним из приближённых Шримати Радхарани, либо проявлением Шрилы Нитьянанды Прабху.

(Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.46)

 

шикша-гуруке та джани кришнера сварупа

антарйами, бхакта-шрештха, – эи дуи рупа

 

«В шикша-гуру следует видеть Самого Кришну. Господь Кришна проявляется в качестве Сверхдуши и в качестве Своего величайшего преданного».

Комментарий: Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами утверждает, что шикша-гуру является истинным представителем Шри Кришны. Шри Кришна Сам выступает в качестве учителя, давая нам наставления как извне, так и изнутри. Изнутри Кришна учит нас как Параматма, наш неизменный спутник, а извне Он предстает в роли духовного учителя, который дает нам наставления на основе «Бхагавад-гиты». Существует две категории шикша-гуру. К первой относятся наставники, которые обрели освобождение и целиком поглощены медитацией на преданное служение, а ко второй – те, кто пробуждает духовное сознание человека необходимыми наставлениями. Таким образом, наставления в науке преданности различаются в зависимости от объективного или субъективного понимания. Истинный ачарья, способный дать людям Кришну, наделяет ученика полным духовным знанием и тем самым пробуждает его к преданному служению.

Обучившись у духовного учителя, который осознал свою духовную природу, ученик начинает по-настоящему служить Господу Вишну, выполняя определенные обязанности. Такое преданное служение называется абхидхеей, « предписанной деятельностью». Верховный Господь – наше единственное прибежище, и тот, кто своими наставлениями приближает нас к Кришне, является представителем Личности Бога. Между дарующим прибежище Верховным Господом, шикша-гуру и дикша-гуру нет разницы. Проводить такое различие неразумно, и тот, кто делает это, наносит им оскорбление, губительное для преданного служения.

Шрила Санатана Госвами – идеальный духовный учитель, ибо он дарует человеку прибежище у лотосных стоп Мадана-мохана. Даже тот, кто предал забвению свои отношения с Верховной Личностью Бога и утратил возможность бродить по Вриндавану, по милости Санатаны Госвами может поселиться во Вриндаване и извлечь из этого духовное благо. Шри Говиндаджи выступает в роли шикша-гуру, когда обучает Арджуну «Бхагавад-гите». Шри Говиндаджи – изначальный наставник, и потому Он обучает нас и дает нам возможность служить Себе. Дикша-гуру является личным проявлением виграхи Шрилы Мадана-мохана, а шикша-гурувиграхи Шрилы Говиндадевы. Обоим этим Божествам поклоняются во Вриндаване. Что же касается Божества Шрилы Гопинатхи, то Оно воплощает в Себе конечную цель духовного познания.

(Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.47)

 

дживе сакшат нахи тате гуру чаиттйа-рупе

шикша-гуру хайа кришна-маханта-сварупе

 

«Человек не может узреть Сверхдушу, и потому Господь предстает нашему взору в облике преданного, освобожденной души. Такой духовный учитель – не кто иной, как Сам Кришна».

Комментарий: Обусловленная душа не может непосредственно видеть Кришну, Верховную Личность Бога, но, если человек всерьез обратится к преданному служению и станет искренним преданным, Господь Кришна благосклонно пошлет ему шикша-гуру, чтобы пробудить в нём дремлющую склонность служить Всевышнему. Наставник, представ взору обусловленной души, будет направлять ее извне, а изнутри ей поможет чайтья-гуру – Кришна, который исполняет роль духовного учителя.

(Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.58)

 

Шрила Кришнадас Кавирадж объясняет, что дикша-гурурупа Кришны, а шикша-гурусварупа Кришны. Хотя они находятся на одном уровне, иногда шикша-гуру занимает более высокое положение, а иногда наоборот, но и тот, и другой – освобождённые души, уттама-адхикари.

Теперь мы объясним проявление Кришны в образе бхакты.

 

ишвара-сварупа бхакта танра адхиштхана

бхактера хридайе кришнера сатата вишрама

 

«Чистый преданный, который постоянно и с любовью служит Господу, не отличен от Господа, всегда пребывающего в его сердце». (Ч.ч. Ади, 1.61)

Дикша-гуру и шикша-гуру – проявления Кришны. Бхакты, это тоже необычные личности. Они – обитель Кришны. Они – асана (сидение), васана (одежда) и шайа (ложе) Кришны. Он может отдохнуть в их сердцах, потому что они чисты, свободны от мирских желаний. В их сердцах нет страданий и беспокойств, также как в сердцах Шрилы Рупы и Шрилы Санатаны. Они ничего не хотят от Кришны, поэтому Он может спокойно отдохнуть в их сердцах. Сердца гьяни, карми и йогов полны материальных желаний: «О Кришна, дай мне красивую жену. О Кришна, у меня нет сына. О Кришна, я ищу освобождения (мукти)». Но чистые преданные Кришны ничего не хотят для себя, их единственное желание – чтобы росла их бхакти, и чтобы они больше служили Кришне.

(Вершина преданности, стр. 42, 43)

Дикша-гуру и шикша-гуру.

Есть четыре вида Гуру: вартма-прадаршака-гуру, дикша-гуру, шикша-гуру и антарьями, или чайтья-гуру. Нужно развить шраддху и рати ко всем этим Гуру. Дикша и шикша-гуру равны во всех отношениях и находятся на одном уровне. Дикша-гуру, это бхагават-рупа или олицетворение образа Господа, а шикша-гурубхагават-сварупа или воплощение личностных качеств Господа.

Иногда один и тот же Гуру действует и как дикша, и как шикша-гуру. Я получил от своего Гурудева и дикшу, и шикшу. Если же у нас два Гуру, то обоим следует оказывать одинаковое почтение. Гуру должен быть маха-бхагаватой, иначе ученик потеряет веру. Шраддха исходит из сердца, она не является плодом воображения. Маха-бхагавата дикша-гуру нисходит на уровень мадхьямы, чтобы давать нам наставления. Он дарует ученикам самбандха-гьяну и избавляет их от анартх. Тот, кто даёт наставления о бхаджане и помогает продвигаться по пути бхакти, является шикша-гуру. Наш дикша-гуру для других может действовать как шикша-гуру, и наоборот, чей-то дикша-гуру может быть нашим шикша-гуру. Между ними могут существовать небольшие различия, но это не означает, что один из них ниже другого. Поэтому слово гуру употребляется по отношению к ним обоим, и им следует оказывать равное уважение.

(Шри Манах-шикша, стр. 20, 21)

Гуру подобен матери.

Брызнув водой на выкипающее молоко, Яшода-майи подумала: «О, я отдам тебя Кришне. Я использую тебя в служении Кришне». Гурудев подобен Яшода-майи. Он помогает преданным, давая им возможность служить Кришне. Ради этого гуру оставляет даже собственное служение. Что это означает? Гуру всегда помнит об играх Кришны и служит им. Будучи уттама-бхагаватой, он всегда пребывает на Голоке-Вриндаване и только чтобы помочь преданным, он спускается на уровень мадхьяма-адхикари. Одни преданные являются каништха, а другие – мадхьяма, но каништх большинство. Гуру нисходит чтобы сказать им: «Не делайте так. Делайте вот так». И он поёт киртаны: «самсара-даванала-лидха-лока», «эмона дурмати» и «амара дживана». Поскольку гуру всегда даёт свою милость, он подобен матери.

(Вершина преданности, стр. 187)

ВОПРОСЫ

1. (Ч.ч. Ади 1.1.44) В каком смысле духовный учитель не отличен от Кришны?

2. (Ч.ч. Ади 1.45) Каковы особые взаимоотношения между духовным учителем и Кришной?

3. В чём разница между тем как ведёт себя духовный учитель и тем как к нему относятся его ученики?

4. (Ч.ч. Ади 1.46) Что Кришна говорит о равнозначности ачарий?

5. В наших взаимоотношениях с духовным учителем каков смысл определения слов «мартья-буддхья»?

6. Каково значение фразы «Служащая Верховная Личность Бога»?

7. Как наши ачарьи объяснили взаимоотношения духовного учителя с Верховной Личностью Бога?

8. Наши ачарьи определяют положение духовного учителя как одного или двух личностей. Какие это личности?

9. (Ч.ч. Ади 1.47) Каковы взаимоотношения между наставляющим духовным учителем и Кришной?

10. Каковы два типа наставляющих духовных учителей?

11. (Ч.ч. Ади 1.1.58) Какова тождественность наставляющего духовного учителя в соответствии с этим стихом?

12. Как следует выражать почтение дикша и шикша-гуру и каков их статус относительно друг друга?

13. Каково значение выражения «гуру подобен матери»?


 

МОДУЛЬ 6 Б – Преданные уровня каништха и мадхьяма.

Качества каништха-преданных.

Те, кто следует путём бхакти, делятся на три категории: каништха (неофиты), мадхьяма (промежуточный уровень) и уттама (высший). Каништха тот, кто вступил на путь бхакти, но ещё не имеет качеств настоящего бхакты. Его признаки описаны в нижеследующем стихе:

 

арчайам эва харайе пуджам йах шраддхайехате

на тад-бхактешу чаньешу са бхактах пракритах смритах

 

«Преданный, который с полной верой поклоняется Божеству в храме, но не ведёт себя надлежащим образом по отношению к другим преданным или живым существам в целом, называется пракрита-бхактой, материалистичным преданным». (Шримад-Бхагаватам, 11.2.47)

 

Таким образом, установлено, что шраддха – это биджа, или семя бхакти. Только тот, кто поклоняется Бхагавану со шраддхой, совершает бхакти, но это не будет шуддха-бхакти, если он не поклоняется таким же образом и бхактам. Бхакти не разовьется полностью, пока он не сможет так действовать. Такой тип бхакты стоит всего лишь на пороге практики бхакти. Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам» (10.84.13):

 

йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке

сва-дхих калатрадишу бхаума иджйа-дхих

йат тиртха-буддхих салиле на кархичидж

джанешв абхигйешу са эва го-кхара

 

«Тот человек, который отождествляет себя с материальным телом, созданным из трех элементов (капха – слизь, пита – желчь и вата – воздух), который считает своими близкими тех, кто имеет с ним кровные узы (жена, дети и другие родственники), который считает место своего рождения объектом поклонения, который отправляется в места паломничества, чтобы принять омовение в святых реках, а не для того, чтобы слушать святых садху и в общении с ними обрести трансцендентное знание, должен считаться по уровню развития своего сознания глупым ослом, или в лучшем случае, коровой».

 

Комментарий к этим двум шлокам объясняет, что невозможно достичь бхакти без поклонения Бхагавану в форме Божества. Если человек отвергает форму Божества и пускается в спекулятивное философствование, его сердце станет сухим и не будет способно принять истинный объект поклонения. Даже если человек принимает Божество, необходимо служить Им с трансцендентным сознанием (шуддха-чинмайа-буддхи). Живые существа этого мира являются чинмайа васту, обладающие сознанием, а среди всех джив, бхакты Кришны – шуддха-чинмайа, наделённые чистым сознанием. И Кришна, и бхактышуддха-чинмайа-васту (с чистым сознанием), и для того, чтобы их понять, существует самбандха-гьяна, знание о взаимоотношениях между материальным миром, дживами и Кришной. Если человек поклоняется Божеству с осознанием самбандха-гьяны, он также должен поклоняться Кришне и служить бхактам. Это поклонение и выражение почтения чинмайа-таттве, трансцендентальной действительности, наделённой шраддхой, известно как шастрийа шраддха, вера, основанная на шастрах. Просто поклонение Божеству, без знаний о взаимоотношениях между различными аспектами трансцендентальной реальности, основано на лаукика шраддхе, традиционном выражении почтения. Такое поклонение Божеству не является шуддха-бхакти, но является начальной ступенью к обретению бхакти. Таково заключение шастр. Тот, кто уже прошёл этот этап, описан ниже:

 

грихита-вишну-дикшако вишну-пуджа-паро нарах

вайшнаво бхихито бхиджнаир итаро смад аваишнавах

(Хари-бхакти-виласа, 1.55)

 

«Образованные мудрецы выяснили, что вайшнавом является тот, кто посвящён в Вишну мантру в соответствии с правилами шастр, а также занят в служении Шри Вишну. Все остальные известны как невайшнавы».

Каништха Вайшнавы, или пракрита-бхакты, по традиции принимающие семейного духовного учителя или которых вдохновляет лаукика шраддха (мирская вера), подражают другим, принимая инициацию в Вишну мантру и поклонение Божеству Шри Вишну. Такие материалистичные преданные не шуддха-бхакты, а скорее подобие тени бхакти, называемой чхайа-бхакти-абхаса. Однако у них нет пратибимба-бхакти-абхасы, подобию отражения бхакти. Эта пратибимба-бхакти-абхаса имеет оскорбительную природу и Вайшнавизм её отвергает. Уровень чхайа-бхакти-абхаса – результат огромной удачи, потому что это начальный этап бхакти и с него люди могут постепенно развить уровень мадхьяма и уттама. Но, всё же находясь на уровне чхайа-бхакти-абхаса, человек не может называться шуддха-бхактой. Такой человек поклоняется Божеству с лаукика шраддхой (мирской верой). Они могут общаться с другими только на уровне десяти религиозных обязанностей, которые я уже описывал. Поведение, которое определяют для бхакт, не относится к ним, они не способны даже различить кто истинный бхакта, а кто нет. Такой способностью обладают мадхьяма Вайшнавы.

Поведение мадхьяма преданных: (1) према.

«Шримад-Бхагаватам» (11.2.46) описывает поведение мадхьяма Вайшнавов:

 

ишваре тад-адхинешу балишешу двишатсу ча

према-маитри-крпопекша йах кароти са мадхьямах

 

«Мадхьяма-бхагавата тот, кто любит Ишвару, дружелюбен к Его бхактам, проливает милость на тех, кто не образован в бхакти и избегает тех, кто враждебен к Ишваре и Его бхактам».

 

Поведение, описанное здесь, классифицировано в реалиях нитья-дхармы. Я не ссылаюсь на наимиттика-дхарму (временные или мирские обязанности). Поведение, которое я здесь описываю – путь нитья-дхармы, суть жизни вайшнавов. Любые другие виды поведения, не противоречащие этим, могут быть приняты.

Поведение вайшнавов включает в себя четыре категории личностей: ишвара, Верховный Господь, тад-адхина, Его бхакты, балиша – материалисты, отвергающие духовную истину и двеши, те, кто против бхакти. Вайшнавы проявляют любовь, дружбу, милость и пренебрежение соответственно к этим четырём видам личностей. Другими словами, они относятся с любовью к Ишваре, дружелюбно к Его бхактам, милостиво к невежественным и отвергает враждебно настроенных.

Первый признак мадхьяма Вайшнава – према к Шри Кришне, который является Верховной Личностью Бога для всех. Слово према здесь относится к шуддха-бхакти, признаки которой описаны в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11).

 

анйабхилашита-шунйам джнана-кармади-анавртам

анукульена кршнанушиланам бхактир уттама

 

Уттама-бхакти – пытаться служить Шри Кришне в настроении любви, которое свободно от каких либо мирских желаний, не покрыто имперсональным знанием, выполнением обязанностей, предложенных в смрити-шастрах или отречением, йогой, санкхйей и другими видами дхармы.

Бхакти, обладающая такими характеристиками – первая ступень садханы для мадхьяма Вайшнавов. С неё можно достичь бхаву и прему. Признак бхакти для каништхи – только поклонение Божеству с верой. Такие личности не имеют качеств уттама-бхакти, а именно анйабхилашита-шунйа, свобода от материальных желаний, джнана-кармади-анаврта, свобода от имперсонального знания и деятельности, приносящей плоды, а также анукульена кршнанушилана, пытаются служить Кришне в настроении любви.

Подразумевается, что каништха поднимется на уровень мадхьяма Вайшнава, искреннего бхакты, когда бхакти с такими признаками проявится в его сердце. Пракрита-бхакта – уровень, предшествующий этому, означает только подобие бхакты (бхакта-абхаса), или подобие вайшнава (вайшнава-абхаса). Слово кришнанушилана относится к преме, любви к Кришне и характеризуется словом анукульена. Это относится к тому, что благоприятно для кришна-премы, а именно, дружелюбие к бхактам, милость по отношению к невежественным и отвержение враждебно настроенных. Эти три качества характеризуют мадхьяма Вайшнава.

Поведение мадхьяма преданных: (2) дружелюбие к преданным.

Второе качество мадхьяма Вайшнава: дружелюбное отношение к бхактам, в сердце которых проявилась шуддха-бхакти и которые покорны воле Бхагавана. Каништха бхакты не обладают таким качеством. Поэтому, только мадхьяма и уттама-адхикари способны развить близкую дружбу.

В течение трёх удачливых лет бхакты Кулина-грама спрашивали Шримана Махапрабху: «Кто такой Вайшнав и по каким признакам можно его определить?» Наставляя их, Шриман Махапрабху рассказал об уттама, мадхьяма и каништха Вайшнавах. В соответствии с этими описаниями всех трёх классов познакомьтесь со стандартами, которые Я определил для мадхьяма и уттама Вайшнавов. Ни один из них не относится к каништха бхактам, которые только способны служить Божеству, потому что они не произносят шуддха-кришна-наму. Их воспевание известно как чхайа-намабхаса. Чхайа-намабхаса, отражение чистого имени, покрытое невежеством и анартхами, как солнце, скрытое облаками, не способно полностью проявить своё сияние.

Махапрабху рекомендовал мадхьяма-адхикари грихастхам служить трём видам Вайшнавов, которых Он описал так: тот, кто хотя бы раз произнёс кришна-наму, тот, кто постоянно произносит кришна-наму, тот, кто спонтанно воспевает шри-кришна-наму. Все эти три вида Вайшнавов достойны того, чтобы им служить, но это не относится к тем, кто произносит намабхасу, а не шуддха-кришна-наму.

Только Вайшнавы, произносящие шуддха-наму, достойны поклонения. Нам советуется служить Вайшнавам в соответствии с их уровнем. Слово маитри означает общение, беседу и служение. Когда мы видим Вайшнава, должны принять его, вежливо беседовать и выполнять все его пожелания, на сколько это возможно. Так следует служить и никогда ему не завидовать. Нельзя критиковать его, не выказывать ему неуважение, даже если его поведение неприемлемо или он чем-то болен.

Поведение мадхьяма преданных: (3) милость.

Третье качество мадхьяма Вайшнава: проливают милость на невежественных. Слово балиша относится к людям, которые невежественны в вопросах духовной истины, сбиты с толку или глупы. Это относится к материалистам, которые не получили никакого истинного руководства в духовных вопросах, но не были осквернены неавторитетными доктринами такими, как майавада.

Они не противники бхакт и бхакти, но их мирской эгоизм и привязанность препятствуют развитию веры в Ишвару. Учёные также находятся в этой категории, если только они не привлечены высшими результатами знания, которое развивает веру в Ишвару.

Каништха-адхикари, пракрита бхакты, находятся на пороге храма бхакти, но из-за своего невежества в принципах самбандха-гьяны, они всё ещё не достигли шуддха-бхакти. Такая личность ведёт себя как балиша, пока не встанет на на платформу шуддха-бхакти. Когда он обретёт самбандха-гьяну и в нём пробудится вкус к шуддха-хари-наме в обществе чистых преданных, его невежество исчезнет и он достигнет уровня мадхьяма Вайшнава.

Неотъемлемое качество мадхьяма-адхикари – проявление милости к невежественным людям. Он относится к ним как к гостям и удовлетворяет их потребности, на сколько это возможно. Но это не всё. Он должен поступать так, чтобы в их сердцах пробуждалась вера в ананйа-бхакти и вкус к шуддха-наме. В этом заключается настоящее значение милости. Невежественный человек может стать жертвой плохого общения и может легко упасть в любое время из-за нехватки знаний шастр. Мадхьяма Вайшнав должен всегда защищать таких людей от плохого общения. Он должен милостиво дарить им своё общество и постепенно наставлять их в духовных вопросах и в прославлении шуддха-намы. Больной должен быть под тщательным наблюдением врача, потому что сам о себе он позаботиться не может. Также как врач не обращает внимания на поведение больного, мадхьяма Вайшнав не должен обращать внимание на невежество этих людей. Эта позиция известна как милость. Невежественный человек имеет много заблуждений таких, как вера в карма-канду, склонность к гьяне, поклонение Божеству с личной выгодой, вера в йогу, равнодушие к обществу чистых преданных, привязанность к варнашраме, и многое другое. Однако каништха-адхикари может быстро стать мадхьяма, когда эти все заблуждения исчезнут благодаря хорошему общению, милости и правильным наставлениям.

Когда такие люди начинают поклоняться Божеству Бхагавана, следует понимать, что они находятся на благоприятной платформе. В этом нет сомнения. Они уже не слушают ложные доктрины и благодаря этому развивают истинную шраддху. Их поклонение Божеству не похоже на поклонение майавади, у которых нет и намёка на веру в Божество, и которые наносят оскорбление лотосным стопам Бхагавана.

Вот почему слова шраддхайа ихате (поклонение с верой), были использованы в шлоке (11.2.47), описывающей каништха-бхакту.

С философской точки зрения майавади Бхагаван не имеет формы, а Божество, которому поклоняются, всего лишь выдуманный образ. В основе таких утверждений не может быть веры в Божество. Поэтому, есть различие между поклонением Божеству майавади и даже самым невежественным неофитом Вайшнавом.

Каништха-адхикари Вайшнавы поклоняются Божеству с верой, зная, что Бхагаван имеет форму и атрибуты. Однако майавади уверены, что Бхагаван не имеет ни формы, ни атрибутов и поэтому, они выдуманы и временны. Неофиты не виновны в оскорблениях майавади и поэтому, они принимаются как пракрита Вайшнавы (материалистичные преданные), хотя они и не обладают какими-либо другими характеристиками Вайшнавов. Это то место, откуда начинается Вайшнавизм. Благодаря поклонению Божеству и милости садху они обязательно будут прогрессировать. Мадхьяма-адхикари Вайшнавы должны быть милостивы к таким людям, и благодаря этому поклонение неофитов бхакт Божеству и воспевание ими хари-намы быстро поднимет их с уровня абхасы на чистую трансцендентную платформу.

Поведение мадхьяма преданных: (4) отвержение завистников.

Четвёртое качество мадхьяма Вайшнава: отвергать тех, кто враждебен. Здесь мы должны определить этих людей и их различные виды. Двеша, враждебность, особое состояние, известное также как матсарата, зависть, и которое прямо противоположно любви. Только Ишвара является объектом любви, а двеша – состояние, противоположное любви к Нему. Есть пять различных видов двеши: отсутствие веры в Ишвару; уверенность в том, что Ишвара, это только материальная потенция; уверенность в том, что Ишвара не имеет формы; что дживы не являются вечно подчиненными Ишваре; вера в то, что милость отсутствует.

Date: 2016-08-30; view: 251; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию