Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий Шрилы Дживы Госвами. 3 page





(Джайва-дхарма, стр. 256)

Вопросы

1. Каковы три аспекта трансцендентной энергии Шри Кришны, и как они действуют?

2. Каковы два аспекта внешней энергии? С чем сравниваются материальные элементы, живые существа и материальная энергия?

3. Каковы три аспекта сварупы Кришны, и какими тремя способами действует Его сварупа-шакти?

4. Как эти три аспекта сварупа-шакти Кришны служат Ему во Врадже?

5. Как Бабаджи Махараджа объяснил независимость Кришны от Своей энергии?

6. Каковы отношения между Кришной, как обладателем энергии и Радхикой, как энергией?



 

Модуль 10А – Шри Кришна – океан расы

Основой расы является Кришна.

ахила-расамрита-муртих

прасримара-ручир-уддха-тарака-палих

калита-шйама-лалито

радха-прейан видхур джайати

 

«Слава, слава всемогущему Господу Шри Кришначандре, который в высшей степени совершенен и воплощает в Себе трансцендентное блаженство, испытываемое в двенадцати расах – пяти главных (мукхья-раса: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхура) и семи дополнительных (гауна-раса: смех, изумление, сострадание, гнев, страх, геройство и отвращение)! Великолепие Его тела затмевает все стороны света, и этим великолепием Он покорил ютхешвари, предводительниц разных групп гопи: Тараку (которая представляет випакшу – группу, соперничающую со Шри Радхой) и Пали (которая представляет татастха-пакшу, нейтральную группу). Он похитил сердце Шьямалы (которая представляет сухрит-пакшу, дружественную группу) и Лалиты (которая принадлежит к группе Радхики), но больше всех Его любит Сама Шримати Радхика (радха-прейан), так как Она вмещает в Себе махабхаву всех ютхешвари. Повелеваемый Ее премой, Шри Кришначандра непрестанно стремится еще больше усилить любовь Шримати Радхики».

(Шри Бхакти-расамрита-синдху, Шрила Рупа Госвами)

 

Враджанатх: «Веды провозглашают:

расо ваи сах

 

«Бхагаван есть воплощение расы». Каким образом Веды описывают трансцендентное тело Того, кто есть воплощение расы

Бабаджи: «В «Гопала-тапани-упанишад» (Пурва-кханда, 12-13) говорится:

 

гопа-вешам абхрабхам тарунам калпа-друмашритам

сат-пундарика-найанам мегхабхам вайдйутамбарам

дви-бхуджам тауна-мудрадхйам вана-малинам ишварам

 

«Верховная Личность Бога, Бхагаван, имеет вечный образ гопала (мальчика-пастушка). Его глаза подобны распустившимся белым цветам лотоса; Его тело цветом напоминает осеннее облако; Он носит одежды, которые сияют цветом золота; у Него две руки; Его украшает прекрасная благоухающая гирлянда из лесных цветов, которая достигает Его стоп; Он само воплощение трансцендентного знания. Таков Шри Кришна, высший повелитель, Бхагаван в Своем изначальном облике».

(Джайва-дхарма, стр. 261-262)

 

Пара-таттва, воплощение недвойственного знания, представляет собой не что иное, как расу (духовный вкус). Те, у кого нет опыта осознания раса-таттвы, не могут понять адвая-гьяна-сварупа-пара-таттву. В «Таиттирия-упанишад» говорится:

расо ваи сах

расам хй эвайам лабдхвананди бхавати

ко хй эванйат ках пранайати

йад эша акаша анандо на сйат

эша хй эванандайати

«Таиттирия-упанишад», 2.7.1

 

«Пара-таттва – это раса, и ничто иное. Обретя эту расу, джива начинает испытывать ананду. Если бы единая Абсолютная Истина не была воплощением ананды в форме расы, кто мог бы сколько-нибудь прожить или попытаться выжить? Только Он дарит наслаждение каждому».

(Биография Шрилы Парамгурудева, стр. 395-396)

Отношения между шакти и расой.

Помимо этих трех функциональных энергий (крия-шакти), которые я только что назвал, сварупа-шакти также обладает тремя другими проявлениями, которые носят имена хладини, сандхини и самвит. Они описываются следующим образом:

 

са ваи хладинйаш ча пранайа-викритер хладана-ратас

татха самвич-чхакти-пракатита-рахо-бхава-раситах

татха шри-сандхинйа крита-вишада-тад-дхама-ничайе

расамбодхау магно враджа-раса-виласи виджайате

Даша-мула 4

 

«Вся слава Всевышнему Господу Шри Кришне, Чья внутренняя энергия (сварупа-шакти) существует в трех состояниях: хладини, сандхини и самвит. Благодаря Своей хладини-шакти Господь всегда погружен в нектарный океан трансцендентных переживаний экстатической любви (праная-викара); благодаря самвит-шакти Он всегда наслаждается сладостными настроениями любовной преданности жителей Враджа (расика); Он живет в Своей трансцендентной обители Вриндавана-дхаме, проявленной сандхини-шакти, и является Ее Верховным и независимым Господином».

(Джайва-дхарма, стр. 257)

Что такое раса?

Разные люди по-разному понимают слово раса, используе­мое в «Бхакти-расамрта-синдху», поскольку ему очень трудно подобрать точный английский эквивалент. Однако мы ви­дели, что наш духовный учитель переводил слово раса как «сочный». Мы последуем его примеру и будем переводить его так же.

Расой называют особое любовное состояние, в котором находится преданный, наслаждаясь своими любовными от­ношениями с Верховной Личностью Бога. Различные типы рас в их совокупности помогают человеку ощутить истин­ный вкус преданного служения, давая ему возможность ис­пытать высочайшую степень трансцендентного экстаза. Не­смотря на то, что это трансцендентное состояние целиком выходит за пределы нашего опыта, мы вслед за Шрилой Рупой Госвами, насколько это в наших силах, попытаемся его описать.

Если деятельность человека не будет приносить ему на­слаждения какой-либо формой расы, или любовного состо­яния, он не сможет продолжать заниматься ею. В трансцендентной жизни в сознании Кришны и в преданном служении тоже должна быть своя раса – особый вкус, приносимый этим служением. Как правило, это наслаждение доставляет нам повторение святых имен, слушание, поклонение в хра­ме и служение Господу. Итак, если человек ощущает транс­цендентное блаженство, про него говорят, что он «наслаж­дается расой». Точнее говоря, все многообразные ощущения счастья, которые доставляет нам преданное служение, могут быть названы расами преданного служения.

(Нектар преданности 20: Трансцендентная раса)

 

Бхакти означает «преданное служение». Любое служе­ние имеет свои привлекательные черты, побуждающие че­ловека, занятого этим служением, продолжать его. Каждый из нас в этом мире постоянно служит кому-нибудь или че­му-нибудь, и стимулом к служению является удовольствие, которое мы от него получаем. Семейный человек трудит­ся день и ночь, движимый привязанностью к жене и детям. Филантроп работает не покладая рук из любви к большой семье, а националистом движет любовь к своей стране и соотечественникам. Силу, движущую филантропом, семей­ным человеком и националистом, называют расой, имея в виду определенные взаимоотношения, вкус которых очень сладок. Бхакти-раса отличается от обычной расы, которой наслаждаются мирские, материалистичные люди.

(Нектар преданности, Предисловие)

Развитие расы.

В Бхакти-расамрита-синдху (2.1.5), бхакти-раса определена следующим образом: «когда стхайи-бхава, или постоянное настроение сердца в одном из пяти основных видов отношений: нейтральности, служения, дружбы, родительской привязанности или супружеской любви, смешивается с вибхавой, анубхавой, саттвика-бхавой и вйабхичари-бхавой, таким образом создавая необыкновенный, ни с чем не сравнимый вкус в сердце бхакты, это называется бхакти-расой».

[Джайва-дхарма, стр. 881]

 

Ещё до прихода Сваям Бхагавана Шри Чайтаньи Махапрабху различные Вайшнава-ачарьи утверждали, проповедовали и распространяли бхакти-таттву. Но только Шри Рупа Госвами, получив полномочия от Шри Чайтаньи Махапрабху, развил науку бхакти-таттвы до уровня бхакти-расы. Он подробно описал этот предмет в своих книгах «Бхакти-расамрита-синдху» и «Удджвала-ниламани». Он объяснил, что бхакти-лата-биджа в форме кришна-сева-васаны (желания или склонности служить Кришне) развивается последовательно из шраддхи в ништху, затем в ручи и асакти. Когда она достигает уровня рати, ее называют стхайи-бхавой. А когда четыре бхавы – вибхава, анубхава, саттвика и вйабхичари – соединяются в этой стхайи-бхаве вместе, тогда рати в виде стхайи-бхавы превращается в неописуемо прекрасное состояние, именуемое бхакти-расой.

Мирская раса и чисто духовная раса внешне могут показаться одинаковыми. Но когда стхайи-бхава имеет отношение к Бхагавану, возникает чисто духовная бхакти-раса, а когда стхайи-бхава приложима к материальному чувственному наслаждению, возникает низменная мирская раса. Стхайи-бхава, имеющая отношение к недвойственному знанию, называется нирвишеш-брахма-расой, а та, что связана с йогой, носит название параматма-расы. Если составляющие бхавы, такие, как вибхава, устремляются к расе, когда шраддха ещё не достигла уровня рати, то проявляется неполная, или частичная раса. Мирская раса не имеет никакой ценности и должна быть полностью отвергнута. Здесь мы обсуждаем только парамартхик-расу (духовную расу).

(Биография Шрилы Парамгурудева, стр. 396)

Составляющие бхакти-расы.

Компоненты бхакти-расы следующие: (1) стхайи-бхава, (2) вибхава, (3) саттвика-бхава, (4) анубхава, и (5) вйабхичари-бхава. Они объясняются так:

(1) Стхайи-бхава

Стхайи-бхава одна из пяти основных составляющих бхакти - расы; постоянное чувство в пяти основных видах любовных отношений: в шанте, дасье, сакхье, ватсалье или мадхурья-расе, известных как мукхья - рати. Это также относится к постоянному чувству в таких семи вторичных видах любовных отношений (гауна - рати), как: хасья (смех), адбхута (изумление), вира (героизм), каруна (сострадание), раудра (гнев), бхаянака (страх) и вибхатса (отвращение).

(Шри Бхаджана-рахасья, Глоссарий)

 

В Бхакти-расамрита-синдху 2.5.1 стхайи-бхаву, непрерывный экстаз, описано так: «Эти настроения (бхавы), приносят приятные экстатические эмоции (такие как смех) и неприятные экстатические эмоции (такие как гнев). Когда эти настроения, как цари, властвуют постоянно, их называют стхайи-бхава или постоянным экстазом. Постоянным экстазом называется неуменьшающуюся экстатическую любовь к Кришне».

(Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 23.46, комментарий)

Пять основных типов стхайи-бхавы

Различные типы рати преданных, твердо установившиеся в их определенном настроении шанта-бхавы и т.д., известны как пять типов стхайи-бхавы

Характеристика шанты – это то, что ум преданного сосредоточен на Кришне (кришна-ништха-буддхи). Характеристика дасья – то, что преданный привязан к служению Господу (сева). Характеристика сакхья – то, что преданный лишен какого бы то ни было почтительного отношения к Кришне (нихсамбхрамата). Характеристика ватсальи – то, что преданный наполнен привязанностью или снехой к Кришне. Характеристика тех, кто в мадхурйе – то, что они доставляют удовольствие Кришне, одаривая Его обществом своих тел (санги-санга-данена). Таким образом, каждое качество должно рассматриваться как более возвышенное, по сравнению с предшествующим ему.

Комментарий

В шанта-рати имеется только одно качество – кришна-ништха. В дасья-рати есть кришна-ништха и качество дасьякришна-сева. Подобно этому, в сакхья-рати качества кришна-ништха и кришна-сева присутствуют наряду с качеством сакхья, нихсамбхрамата (отсутствием почтения). В ватсалье три предыдущих качества присутствуют вместе с качеством снеха или привязанности к воспитанию и заботе о Кришне. В мадхурйе четыре предыдущих качества существуют в дополнение к качеству мадхура, ниджанга-санга-дана (вознаграждение анга-сангой).

Это в точности подобно развитию качеств в элементах вселенной. В небе или эфире имеется только одно качество – звук. В воздухе имеются два качества – звук и касание. В огне уже три качества – звук, касание и форма. В воде присутствуют четыре качества – звук, касание, форма и вкус. А в земле присутствуют все пять – звук, касание, форма, вкус и запах. Таким образом, в шанте имеется одно качество, в дасье – два, в сакхье – три, в ватсалье – четыре и в мадхурйе присутствуют все пять качеств.

(2) Вибхава – причина попробовать бхакти-расу

В Бхакти-расамрита-синдху (2.1.14), вибхава описана следующим образом: «причина, вызывающая в Кришне наслаждение вкусом любви, называется вибхава. Вибхава разделена на две категории: аламбана (поддержка) и уддипана (пробуждение)».

В Агни Пуране говорится: «Причина проявления любви в Кришне, называется вибхава. Она разделена на две части – аламбана (то, в чем появляется любовь) и уддипана (то, что заставляет любовь появиться)».

 

Вишаяламбана (объект рати – Кришна)

 

Аламбана

(то, где рати

переживается) Ашраяламбана (источник рати – преданный)

 

Вибхава

 

Уддипана (то, что стимулирует рати)

 

В Бхакти-расамрита-синдху (2.1.16), есть следующее объяснение аламбаны: «Объект любви – Кришна, а вместилище этой любви – преданный Кришны. Ученые мудрецы называют их основами аламбаны». Точно так же уддипана описана следующим образом: «Те вещи, которые пробуждают экстатическую любовь, называются уддипаны. Главным образом это пробуждение вызвано качествами и действиями Самого Кришны, а также Его прекрасными одеждами, украшениями и изысканно уложенными волосами». (Б.р.с. 2.1.301). Бхакти-расамрита-синдху (2.1.302) также приводит следующие примеры уддипаны: «Улыбка Кришны, аромат Его трансцендентного тела, Его флейта, горн, колокольчики на лодыжках и талии, знаки на Его стопах, дворец, где Он живет, Его любимое растение [ туласи ], Его преданные, а также соблюдение врат и обетов, связанных с преданностью Ему – все это вызывает в Его преданных признаки экстатической любви».

Вишайаламбана-вибхава

Качества Кришны как вишайаламбана

Качества Шри Кришны иногда относятся к вишаяламбана, а иногда – к уддипана. Потому что качества Кришны – часть Его формы, они включены в нее, как вишаяламбана. Когда медитация преданного сосредоточена на Шри Кришне, обладающем различными качествами, эти качества считаются принадлежащими объекту любви и поэтому классифицируются, как вишаяламбана. Однако, если основная медитация направлена на качества Шри Кришны, и это воспоминание стимулирует любовь к Кришне, эти качества рассматриваются, как уддипана. Шри Кришна имеет шестьдесят четыре основных качеств. Из них первые пятьдесят полностью представлены в великих личностях, которые обрели милость Господа. В обычных дживах, однако, проявлена просто тень этих качеств.

Следующие пять качеств частично представлены в Шри Шиве:

(51) Он никогда не попадает под влияние майи и не меняет Своего тела, даже приходя в материальный мир;

(52) Он понимает чувства каждого, и знает все, что происходит везде и в любое время.

(53) Даже при том, что миллионы преданных постоянно помнят о Нем, они никогда не пресыщаются Его красотой, которая в каждый момент опять нова, свежа и настолько удивительна, что кажется, как будто до этого ее никогда не видели.

(54) Его трансцендентное тело вечно исполнено знания и блаженства.

(55) Он обладает всеми мистическими совершенствами.

 

Следующие пять качеств присутствуют в Шри Нараяне и Маха-Вишну:

(56) Он обладает непостижимыми энергиями, которыми Он проявляет вселенные и создает в них жизнь, антарйами, и которые способны ввести в заблуждение даже Брахму и Рудру. А также которыми Он уничтожает прарабдха-карму Своих преданных.

(57) Бесконечные вселенные исходят из Его тела.

(58) Он – изначальный источник всех воплощений.

(59) Он дарует освобождение своимврагам, которых убивает.

(60) Он привлекает освобожденные души, обретшие удовлетворение в самих себе.

 

Следующие четыре качеств характерны исключительно для одного Шри Кришны:

(61) Лила-мадхурья – Он – полноводный океан удивительных развлечений, из которых раса-лила – самая восхитительная.

(62) Према-мадхурья – Он окружен преданными, обладающими несравненной мадхура-премой, которая развивается до стадии махабхавы.

(63) Вену-мадхурья – сладкий и нежный звук Его флейты пленяет ум каждого в пределах трех миров.

(64) Рупа-мадхурья – Его необыкновенная красота изумляет все движущиеся и неподвижные существа во всем творении.

(См. Бхакти-расамрита-синдху-бинду, полный список, стр. 155-158)

 

Враджанатх: «Мы слышали от нашего гурудева о шестидесяти четырех качествах Шри Кришны. Есть ли что-либо еще, что нам необходимо узнать о Кришне?»

Госвами: «Шри Кришна всегда наделен всеми качествами и совершенствами. Однако Его совершенство проявляется по-разному в разных дхамах. В Двараке Он совершенен, в Матхуре Он более совершенен, а в Гокуле Он совершенен в высшей степени. Кришна един, однако в Своих трансцендентных играх являет Себя по-разному. Он герой (наяка) в четырех образах: 1) дхиродатта, 2) дхира-лалита, 3) дхира-шанта и 4) дхироддхата».

Враджанатх: «Что означает дхиродатта

Госвами: «В образе дхироддхата-наяка Кришна очень серьезен, учтив, великодушен, скромен, готов прощать и лишен гордости».

Враджанатх: «Что означает дхира-лалита

Госвами: «В этом качестве Кришна отличается беззаботностью (нишчинтата), Он полон юношеского задора (нава-яувана), юмора и веселья (парихаса-чатури). Дхира-лалита - наяка Кришна, опытный в искусстве расы, оказывается связанным нежной любовью Его верных подружек- гопи».

Враджанатх: «Что означает дхира-шанта

Госвами: «Дхира-шанта-наяка Кришна очень миролюбив, терпелив, рассудителен и обязателен».

Враджанатх: «Что такое дхироддхата

Госвами: «Если в ходе Своих божественных развлечений Кришна проявляет такие качества, как гордость, высокомерие, гнев, хвастливость, непостоянство, плутовство, завистливость, ревнивость и т.д., это значит, что Он выступает в роли дхироддхата-наяка».

Враджанатх: «Эти описанные тобой качества кажутся противоречащими друг другу. Каким образом они могут уживаться в одной личности?»

Госвами: «Кришна одновременно обладает всеми достоинствами Верховной божественной личности. Только благодаря могуществу Его непостижимой энергии (ачинтья-шакти) противоположные качества присутствуют в Нем одновременно и гармонично согласуются между собой.

(Джайва-дхарма, стр. 439-440)

То, что стимулирует рати (уддипана-вибхава)

Стимулы рати или экстатической любви к Кришне известны, как уддипана-вибхава. Четырнадцать основных уддипан описаны ниже: (1) качества; (2) необычайные деяния (включая раса-лилу, убийство демонов и так далее); (3) одежда, гирлянда и украшения; (4) улыбка; (5) аромат тела; (6) флейта; (7) буйволиный рожок; (8) ножные колокольчики; (9) раковина; (10) отпечатки стоп; (11) святые места игр; (12) Туласи; (13) преданные; (14) праздничные дни (Джанмаштами, Экадаши, и т.д.)

[Шри Бхакти-расамрита-синдху, 2.1.302]

(3) Саттвика-бхава – симптомы появления блаженства от саттвы

Госвами: «Чистое сознание преданного, находящегося в связи с Кришной прямо или косвенно (в результате каких-либо препятствий), и пропитанное соответствующей бхавой, называют саттва. Бхавы, рожденные из саттвы, называют саттвика-бхавы.

«Сердце (читта) преданного, наполненное чистым влечением к Кришне (саттва), подчиняется жизненной силе (пране), которая при этом становится неподконтрольной и сильной. Возбужденная прана подчиняет себе тело садхаки, превращая его в послушный инструмент. Например, человек замирает, не в силах сдвинуться с места (стамбха)».

(Джайва-дхарма, стр. 445-446)

 

Когда сердце бхава- или према-бхакты полностью охвачено экстатическими эмоциями любви к Кришне, это состояние называют саттва (чистое совершенство). Бхаву или чувство, являющееся результатом этой саттвы, называют саттвика-бхавой. Саттвика-бхавы возникают из саттвы спонтанно и не поддаются сознательному контролю. Этим они отличаются от анубхав, известных как удбхашвара, таких как пение и танец, которые также являются результатом саттвы, но с некоторым присутствием желания самого преданного.

[Шри Бхакти-расамрита-синдху-бинду, стр.167]

Восемь видов саттвика-бхав:

(1) Стамбха (оцепенение), (2) Шведа (испарина), (3) Романча (мурашки по телу и вставшие дыбом волосы); (4) Сварабхеда (дрожь в голосе), (5) Вепатху (трепет тела), (6) Ваиварнйа (изменение цвета тела), (7) Ашру (слезы), (8) Пралайа (потеря сознания).

Все эти саттвика-бхавы проявлены в пяти уровнях интенсивности: (1) дхумаита (тлеющий – когда саттвика-бхавы проявлены в небольшом количестве, отдельно или в сочетании с другими признаками и могут быть скрыты); (2) джвалита (пылающий – когда проявляются сразу два или три признака, которые можно скрыть с большим трудом); (3) дипта (горящий, палящий – когда три, четыре или пять саттвика-бхав проявляются очень сильно и их невозможно сдержать); (4) уддипта (сияющий – когда пять, шесть или даже все восемь саттвика-бхав проявляются одновременно и достигают возвышенного ликования); и (5) суддипта (пламенеющий, сверкающий – когда все саттвика-бхавы достигают вершины своего выражения, сияя чрезвычайно ярко). Такое состояние наблюдается только у гопи Враджа в царстве махабхавы. Каждая из этих стадий приносит большее блаженство, чем предшествующая ей.

[Шри Бхакти-расамрита-синдху-бинду, стр.168]

(4) Анубхава – Внешние Признаки Экстаза

Это видимые проявления, демонстрирующие духовные эмоции, расположенные в глубине сердца (танец, пение и так далее).Бхакти-расамрита-синдху (2.3.1): «признаки, которые показывают духовные эмоции, находящиеся глубоко в сердце, называются анубхавы. Когда они проявляются, главным образом, как внешние действия, они известны как удбхашвара (проливающие свет или делающие видимыми)».

[Шри Бхакти-расамрита-синдху-бинду, стр.151, 152]

 

Саттвика-бхавы также известны как анубхавы, потому что они показывают эмоции сердца. Определение удбхашвара используется, чтобы различать между анубхавами, возникающими спонтанно из саттвы и теми, которые проявляются как внешние действия, включающие некоторое сознательное намерение. Они бывают двух видов: (1) Кшапана (бросающий) действия, содержащие поспешные движения, и (2) Чита (охлаждающий) действия, отображающие апатию или удовлетворенность.

[Шри Бхакти-расамрита-синдху-бинду, стр.152, 166]

Вйабхичари-бхавы

Существуеттридцать три вйабхичари-бхавы. Поскольку они имеют особую направленность и дополняют стхайи-бхавы, они известны как вйабхичари-бхавы. Слово вйабхичари здесь имеет специфическое значение. Оно может быть разделено на три части: ви (повышение или усиление), абхи (к) и чари (движение). Другими словами, эмоция, которая движется в направлении стхайи-бхавы и служит для ее усиления, называется вйабхичари-бхава. Вйабхичари-бхавы проявляются в речи, движениях глаз и бровей, и саттве, или, другими словами, анубхаве, являющейся результатом саттвы. Все эти вйабхичари-бхавы всегда движутся и изменяются, поэтому их также называют санчари-бхавы. Слово санчари означает «непостоянные». Вйабхичари-бхавы подобны волнам, которые появляются из нектарного океана стхайи-бхавы, заставляя его увеличиваться и расширяться. Затем они снова сливаются с океаном и исчезают.

Характеристики этих тридцати трех вйабхичари-бхав, вместе с примерами, подробно описаны вБхакти-расамрита-синдху.

[Шри Бхакти-расамрита-синдху-бинду, стр.173]

Вопросы

1. Что практически значит для нас утверждение: «Если бы единая Абсолютная Истина не была воплощением ананды в форме расы, кто мог бы сколько-нибудь прожить или попытаться выжить?»

2. Как действуют три аспекта внутренней энергии Кришны, чтобы погрузить Его в расу? [Джайва-дхарма, 383]

3. Как Шрила Прабхупада объясняет природу расы?

4. Какое определение расы дает Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху»?

5. Что такое стхайи-бхава, какие пять основных видов стхайи-бхав существуют и каковы примеры их?

6. Какие пять качеств присутствуют в пяти главных расах, и как они сравниваются с тонкими элементами?

7. Что такое вибхава, каковы ее различные элементы, и как они влияют друг на друга? Какие примеры их вы можете привести?

8. Как шестьдесят четыре качества Кришны проявлены в других личностях? Каковы четыре типа героев, роль которых Он играет?

9. Приведите примеры вещей (уддипан), которые стимулируют рати? Как Шрила Бхактивинода Тхакур описал их?

10. Что такое саттвика-бхавы и как они возникают?

11. Чем отличается анубхава от саттвика-бхав?

12. Что такое вйабхичари-бхавы, и как они содействуют расе?



 

Модуль 11А – Сладостные игры Кришны

Кришна являет игры, чтобы привлечь обусловленные души.

Мы познаем несовершенство жизни в материальном мире, вступая в пять видов взаимоотношений с его обитателями: нейтральные, служебные, дружеские, родительские и супружеские между мужем и женой или любовниками. Но отношения, дарующие наслаждение в материальном мире, представляют собой искаженное отражение трансцендентных отношений с Абсолютной Личностью Бога. Абсолютная Личность, Шри Кришна, приходит на Землю, чтобы восстановить с нами эти пять вечных отношений. Желая показать людям всю привлекательность таких взаимоотношений и отвлечь их от имитации этих отношений в миру, Он разворачивает на Земле Свои трансцендентные игры, которые вечно совершает во Врадже.

(Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади 3.12, комментарий)

 

Имя «Кришна» означает «величайшее блаженство». Вне всяких сомнений, Верховный Господь – это вместилище всего наслаждения. Мы все желаем испытывать удовольствие и счастье. Анандамайо 'бхйасет (Веданта-сутра, 1.1.12). Будь то живые существа или Сам Господь, из-за того, что мы все обладаем сознанием, мы все стремимся к счастью. Господь испытывает вечное счастье, и если мы будем общаться с Ним, сотрудничать с Ним, принимать участие в Его развлечениях, тогда мы также станем счастливыми. Господь нисходит в этот бренный мир, чтобы явить Свои, полные блаженства, лилы во Вриндаване. Когда Господь Шри Кришна жил во Вриндаване, Его игры с друзьями - мальчиками-пастушками, с Его подругами-гопи, и с остальными жителями Враджа, а также Его детские развлечения - все они были полны неописуемого блаженства. Все население Вриндавана было всегда погружено в любовь к Нему. Они не знали никого, кроме Кришны.

[ Первая запись, сделанная Шрилой Прабхупадой, 1968 г.]

Привлекаются самореализованные личности.

Великих мудрецов - четырех преданных, соблюдавших обет безбрачия: Санаку, Санатану, Сананду и Санат-кумара – привлек аромат цветов и листьев Туласи, смазанных сандаловой пастой и предложенных лотосным стопам Господа. Аналогичным образом, Шукадеву Госвами привлекли трансцендентные игры Господа. Шукадева Госвами уже находился на стадии освобождения, и все же игры Господа привлекли его. Это доказывает, что по своей природе игры Господа не имеют ничего общего с материальной привязанностью.

Date: 2016-08-30; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию