Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние лексико-грамматической стороны речи и связной речи





В активном словаре школьников со стертой формой дизартрии представлены все части речи, дети владеют обобщающими понятиями, словообразованием. В уст­ной речи школьников по сравнению с дошкольниками резко уменьшается проявление аномии, использование вербальных штампов. Отмечается правильное употре­бление предложно-падежных конструкций, при этом в письменной речи детей встречаются многочисленные ошибки: слияние предлогов со словом, замены и др.

Рассказ оформляется грамматически правильно, с использованием сложных и разнообразных граммати­ческих конструкций, последовательность изложения событий правильная, рассказ содержит все основные смысловые единицы.




Таким образом, устная речь детей со стертой фор­мой дизартрии к школьному возрасту практически до­стигает уровня речи нормально развивающихся свер­стников.

Состояние оптико-пространственных представлений

У младших школьников со стертой формой дизар­трии обнаруживаются инверсия, сужение объема и фрагментарность зрительного восприятия, дефицитар-ность пространственных представлений, так же как и в дошкольном возрасте. Наиболее ярко это проявляется в письменной речи детей. В чтении и письме отмечают­ся зеркальность, перестановки, замены букв по опти­ческому сходству. При выявлении у ребенка оптико-пространственной недостаточности требуется создание специализированных сенсибилизированных условий. Так, например, помимо копирования фигуры Тейлора детям школьного возраста дополнительно предлагает­ся копирование фигуры Рея—Остеррица (Альбом, с. 17) левой рукой (рис. 3).

Состояние слухоречевой и зрительной памяти

Так же как и у дошкольников, на первый план у школьников со стертой формой дизартрии выступают дефекты избирательности памяти при относительно сохранном ее объеме и прочности (рис. 4).

На следах слухоречевой и зрительной памяти от­четливо проявляется недостаточность соответственно фонематического и пространственного звеньев (пара­фазии, параграфии, реверсы фигур).

Например, Оля К., 7 лет, так воспроизводит предъ­явленные слова: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком: 1) «рыба, печать, рука, рыба»; 2) «рука, трава, печать, дым, пыль»; 3) «рыба, рука, нога, трава, печать, дым, ком»; 4) «рыба, трава, печать, дым, ком, рука».

Состояние чтения и письма

Чтение. К концу первого класса у школьников со стертой формой дизартрии скорость чтения колеблется от 7 до 14 слов в минуту. Дети читают преимущественно слогами, у некоторых школьников отмечается побук-венно-послоговое чтение и бухштабирование (побук-венное чтение). Понимание и пересказ прочитанного текста вызывает затруднение. Обращают на себя вни­мание следующие особенности:

" Трудность в овладении слиянием букв в слоги.

■ Недифференцированность представлений о слоге
и звуке. В ходе устного анализа слов количество сло­
гов в словах типа лев, стол определяется как два вместо
одного («ле-в», «сто-л»), а в словах типа тогда, звать
три слога («то-г-да», «з-ва-ть»).

■ Неумение объединять слоги в слово.

■ «Застревание» на каком-либо звуке или слоге.

■ Добавление гласного звука после согласного в
конце слова или при стечении двух согласных («лев —
ле-ва»; «крот — корот»).

■ Непонимание читаемого слова.

• Длительное побуквенное угадывающее чтение.


У первоклассников со стертой формой дизартрии при чтении отмечается большое количество специфи­ческих фонематических и оптико-пространственных ошибок. Это замены по акустико-артикуляционному и оптическому сходству, пропуски, перестановки, ревер­сы букв, слогов, слов, левостороннее игнорирование текста (строчки) и др. В отдельную группу выделяются ошибки, связанные с глазодвигательными нарушения­ми. Так, детям сложно удерживать глазами строчку (со­скальзывание взгляда), сужен объем взора, что затруд­няет переход к следующему слогу (слову).



Во втором — четвертом классах в большинстве слу­чаев школьники со стертой формой дизартрии владеют синтетическим чтением. Однако скорость чтения оста­ется замедленной, чтение малоинтонировано, пересказ прочитанного текста вызывает трудности. Количество специфических ошибок уменьшается. Выделяются наиболее стойкие нарушения чтения:


■ Ошибки, обусловленные глазодвигательными нару­
шениями: замедленный темп чтения вследствие сужения
обзора, перескакивание через строчки, что приводит к
нарушению понимания прочитанного текста.

" Ошибки, обусловленные недостаточностью оптико-пространственных представлений: переста­новки, реверсы слогов, слов; замены по оптическому сходству: бд, 3Е, цщ, ши, трудности осмыс­ления прочитанного вследствие нарушения понима­ния падежно-предложных, логико-грамматических конструкций.

■ Ошибки, обусловленные недостаточностью фо­
нематического восприятия: пропуски гласных, со­
гласных при их стечении, замены (чаще по твердо­
сти — мягкости, звонкости — глухости). Эти ошибки
также приводят к трудностям осмысления прочитан­
ного.

Письмо. В первом классе у школьников со стертой формой дизартрии выявляются следующие наруше­ния:

■ Трудности в овладении буквами письменного
шрифта. Дети не могут соотнести звуковой и зритель­
ный образы, путают буквы печатного и письменного
шрифта.

■ Неумение объединять слоги в слово.

■ Недифференцированность представлений о зву­
ке, букве, слоге, слове и предложении.

■ Разнообразные нарушения почерка, обусловлен­
ные двигательной недостаточностью.

■ Ошибки, связанные с несостоятельностью опти­
ко-пространственных представлений: левостороннее
игнорирование, соскальзывание со строки, невозмож­
ность самостоятельно определить место начала запи­
си; реверсы (повороты) букв: С, Э, Р, Ь и др., замены
по оптическому и кинестетическому сходству: 3 — Е,
В
Д, пт, иш, м — л, бд, иу и др.

■ Ошибки, связанные с несостоятельностью фо­
нематического восприятия: пропуски, перестановки
букв, слогов, добавление гласного звука после соглас­
ного при стечении двух согласных, слияние слов, заме­
ны по акустико-артикуляторному сходству.

Во втором — четвертом классах дети со стертой фор­мой дизартрии в основной массе овладевают навыка­ми письма. Однако в письменной речи по-прежнему наблюдаются нарушения почерка и специфические ошибки, связанные с недостаточностью оптико-про­странственных представлений и фонематического вос­приятия. На этих этапах обучения у детей со стертой формой дизартрии выявляются также орфографиче­ские ошибки, связанные с недостаточностью концен­трации и переключения внимания, нарушениями из­бирательности памяти, самоконтроля.

У детей, имеющих стертую форму дизартрии, соче-танную с лексико-грамматическим или общим недо­развитием речи, помимо вышеперечисленных особен­ностей письма, наблюдаются традиционные грамма­тические ошибки. При чтении такие дети также допу­скают большое количество грамматических ошибок, не могут осмыслить прочитанное, пересказать его. Пере-


сказы изобилуют аграмматизмами, выявляется ограни­ченность словарного запаса.

Недостаточность оптико-пространственных пред­ставлений отражается на усвоении математики. Дети не могут твердо усвоить числовой ряд, понятия «боль­ше — меньше», «перед», «между», «после», испытывают существенные трудности в решении логических задач, задач с обратным условием.

Во втором — четвертом классах дети обычно прео­долевают вышеперечисленные трудности, хотя многим требуется специализированная помощь.

Таким образом, в структуре симптомокомплекса стертая форма дизартрии выделяются доминирую­щие (первичные или обязательные) нарушения общей, тонкой и артикуляционной моторики, просодики,


фонематического восприятия, зрительного гнозиса и пространственных представлений, памяти, а также выявляется тенденция к анемическим проявлениям. Вторичными (не обязательно входящими в структуру симптомокомплекса) являются нарушения звукопро-изношения, лексико-грамматической стороны речи и связной речи.

Отличительная особенность проявления стертой формы дизартрии в школьном возрасте — резкая эли­минация (сглаживание внешний проявлений) дефекта. Углубленное обследование позволяет обнаружить те же доминирующие нарушения, что и в дошкольном воз­расте. Однако, поскольку ведущая деятельность изме­няется, наиболее ярко симптомокомплекс проявляется в учебной деятельности.


Диагностика стертой формы дизартрии


В предлагаемой методике обследования сочетаются традиционные логопедические приемы с некоторыми нейропсихологическими и психологическими пробами (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, А.В.Семенович и др.) для оценки состояния высших психических функций.

Исследование состоит из трех разделов:

анализ анамнестических данных, результатов не­врологического обследования, объективных физиоло­гических показателей (при наличии таковых);

обследование состояния высших психических функ­ций и процессов (включает 8 серий);

обследование состояния чтения и письма у младших школьников.

Изучение и анализ анамнестических данных

Анамнестические сведения собирают со слов роди­телей и с использованием медицинской карты ребенка. Особое внимание обращают на вредности пренаталь-ного, натального и постнатального периодов, моторное и речевое развитие ребенка, особенно до года. Важно учитывать, каким образом ребенок включен в систе­му социальных взаимоотношений, которые оказывают влияние на его развитие в целом (см. Приложение 2). Следует внимательно изучить данные неврологическо­го обследования и объективных исследований, если та­ковые ранее проводились. Если ранее ребенок не был обследован, желательно направить его к неврологу и на электроэнцефалограмму. Термин «стертая форма дизар­трии» не является неврологическим, поэтому такой диа­гноз невропатолог (психоневролог) не может поставить. В первой главе мы указали примерный перечень диагно­зов, обычно зафиксированных в медицинской карте.

Обследование состояния высших психических функций и процессов

Второй раздел включает восемь серий методик для исследования высших психических функций и процес-соз, нарушенных у детей со стертой формой дизартрии. После описания каждой методики дается своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допущенных ребенком ошибок. Система оценок строится с учетом того, что у каждой психиче­ской функции и функционального звена в онтогенезе есть своя программа развития и что в детском возрасте существуют периоды стабильности и уязвимости от­дельных функций. Общим для всех методик является четырехбалльный характер оценки. Балльные оценки определяются на основе шкалы: 4 балла — высокий уровень, 3 балла — средний, 2 балла — ниже средне­го, 1 балл — низкий уровень. Основанием для оценки служат нормативные данные по развитию речевых и


неречевых функций, разработанные сотрудниками ла­боратории нейропсихологии ИНХ им. акад. Н.Н.Бур­денко (под руководством Л.И.Московичюте), Л.С.Вы­готским, Л.А.Венгером и др.

1. Состояние общей, тонкой,

артикуляционной моторики,

мимической мускулатуры

Общая моторика

Перед выполнением каждой пробы ребенку дается подробная инструкция и при необходимости показы­вается правильное выполнение.

/. Статическая координация движений:

а) поставить стопы на одну линию, руки свободно
опушены, закрыть глаза, удерживать позу в течение
10 секунд;

б) встать на левую (правую) ногу, руки свободно
опушены, закрыть глаза, удерживать позу в течение
10 секунд;

в) встать на носочки, руки свободно опущены, за­
крыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд.

Оценка. При оценке пробы учитывается схождение с места, балансирование руками, открывание глаз, время выполнения задания.

4 балла — выполнены все пробы, ребенок в течение 10 секунд удерживает статическую позу.

3 балла — выполнены пробы «а», «б», ребенок в те­
чение 7—8 секунд удерживает статическую позу, могут
отмечаться открывание глаз и балансирование рука­
ми.

2 балла — выполнена проба «а», ребенок в течение
3—5 секунд удерживает статическую позу, балансируя
руками и (или) с открытыми глазами.

1 балл — невозможность удержания статической
позы более 2 секунд.

2. Динамическая координация движений:

а) прыгать с места через веревку, протянутую на вы­
соте от 30 до 50 см от пола (6 раз);

б) прыгать на правой и левой ноге поочередно (5 м),
поджав другую ногу;

в) ползать (5 м). Движения производятся по схеме:
левая рука — правая нога, правая рука — левая нога.

Оценка. При оценке пробы учитывается правильность, четкость, темп выполнения движений, наличие синкине-зий (непроизвольных согласованных движений).

4 балла — правильно выполнены все пробы, движе­
ния быстрые, четкие, координированные.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», на­
рушены координация и темп движений при выполне­
нии пробы «в».

2 балла — движения выполняются в замедленном
темпе, нарушены четкость и координация движений,
отмечается наличие синкинезий.

1 балл — невозможность выполнения тестов.



Тонкая моторика

1. Кинестетический праксис:

а) по зрительному образцу. Движения выполняются
поочередно левой и правой рукой по предлагаемому
образцу, локоть опирается на стол, после фиксирова­
ния каждой позы руку свободно кладут на стол:

соединить большой и указательный пальцы в кольцо (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);

указательный и средний пальцы выдвинуть впе­ред — «зайчик» (остальные пальцы прижаты к ладони, кисть руки опущена);

соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);

указательный палец и мизинец выдвинуты вперед — «коза» (кисть руки опущена, остальные пальцы прижа­ты к ладони);

б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же,
что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сло­
жить его пальцы в нужную позу, затем рука распрям­
ляется, и ребенку необходимо воспроизвести заданную
позу самостоятельно.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, пра­вильность, четкость выполнения движений.

4 балла — выполнены пробы «а», «б». Движения вы­полняются быстро, правильно,четко.

3 балла — выполнены пробы «а», «б». При выполне­
нии пробы «а» может отмечаться «зеркальность» (по­
вторение движений противоположной рукой, другими
парами пальцев). Темп при выполнении пробы «б» за­
медлен, может отмечаться поиск нужной позы.

2 балла — выполнена проба «а», заданная поза
подбирается методом поиска, темп движения резко
замедлен, может отмечаться «зеркальность». Проба
«б» не выполняется, либо позы воспроизводятся не­
верно.

1 балл — невозможность правильного повторения
движений.

2. Динамический праксис.

Проба «Кулак — ребро — ладонь» — ударять по сто­лу рукой последовательно в трех положениях вначале по образцу (не более 3 раз), затем самостоятельно:

рука согнута в кулак;

рука ударяет об стол ребром ладони;

рука ударяет об стол ладонью.

Поочередно проба проводится правой и левой ру­кой.

По мере выполнения пробы ребенку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизиро­ванные условия). Время выполнения — до 1 минуты на каждую руку.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, чет­кость и правильность выполнения движений.

4 балла — темп быстрый, движения правильные,
четкие.

3 балла — темп движения при введении сенсибили­
зированных условий замедляется, четкость движений
нарушена.

2 балла — темп резко замедлен, при введении сен-


сибилизированных условий отмечается уподобление движения (например, удары только ладонью).

1 балл — невозможность правильного повторения
движений.

3. Реципрокная координация движений.

Положить перед собой на стол обе руки — одна кисть сжата в кулак, на другой пальцы выпрямлены. Одновременно изменять положение обеих кистей, вы­прямляя пальцы одной и сжимая пальцы другой. При перемене положения пальцев обе руки должны отры­ваться от стола.

Движения выполняются вначале по образцу, затем самостоятельно. По мере выполнения пробы ребенку предлагается вначале закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выпол­нения задания — 1 минута.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, чет­кость, плавность, согласованность движений.

4 балла — темп выполнения быстрый, движения четкие, согласованные, плавные. Амплитуда размерен­ная, положение рук в пространстве неизменно.

3 балла — в сенсибилизированных условиях отмеча­ется снижение темпа, движений. Амплитуда размаши­стая, положение рук в пространстве неизменно.

2 балла — движения замедленны, нарушена четкость
и плавность — цепь отдельных поз. Амплитуда размаши­
стая, отмечается разведение и вынос рук в пространстве.
Выполнение пробы в сенсибилизированных условиях не­
возможно. Могут отмечаться персеверации, синкинезии.

1 балл — невозможность выполнения пробы.

Date: 2016-08-30; view: 313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию