Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная педагогика





Зарождение и развитие социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Социальное воспитание в античном мире. Социальная педагогика П. Наторпа. Педагогика как социально-направленная и социально-обоснованная теория. Развитие теории и практики социального воспитания в России и за рубежом.

Актуальность проблем социальной педагогики и социальной работы на современном этапе. Правовые основы социально-педагогической работы в России. Активизация социальной политики в интересах семьи и детства в Российской Федерации. Введение института социальной педагогики и социальной работы.

Социальная педагогика как наука, ее связь с гуманитарными науками: философией, этикой, социологией, психологией, экономикой, правом, медициной. Развитие социальной педагогики как науки в современных условиях. Актуальность проблем социальной педагогики и социальной работы на современном этапе. Основные принципы, категории социальной педагогики: социализация, социальное воспитание, социальная дезадаптация, девиация, социально-педагогическая деятельность. Социализация как процесс саморазвития и самореализации человека. Сущность понятия и виды социализации. Факторы социализации. Место социальной педагогики в структуре педагогических наук: педагогики, методики социального воспитания, педагогических технологий.

Социально-педагогическая виктимология. Человек как жертва социализации в современном мире. Виды жертв неблагоприятных условий социализации: реальные, потенциальные и латентные. Рост многообразия типов жертв неблагоприятных условий социализации. Проблема взаимоотношений жертв и общества. Объективные факторы превращения человека в жертву. Субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Социальные факторы виктимизации: социальный контроль, загрязнение окружающей среды, экономические и техногенные кризисы. Агрессивное поведение, деструктивное поведение человека как феноменологические факторы виктимизации.

Влияние государственных и общественных институтов на социализацию ребенка. Роль религиозных организаций в социальном воспитании молодежи.

Влияние религиозных организаций на социально-педагогическую практику в России и за рубежом. Религиозное воспитание, его роль в социальном воспитании молодежи. Особенности сотрудничества социального педагога с общественными и религиозными организациями.

Социальная педагогика как область практики. Профессионально-этические основы социально-педагогической деятельности. Принципы работы социального педагога. Функции социального педагога. Значение института социального педагога в системе социальной защиты населения России.

Социальный педагог как педагогическая профессия, его роль и функции. Профессиональный портрет социального педагога. Личность социального педагога: профессиональные и духовно-нравственные качества Критерии профессионального отбора. Правовые и этические основы деятельности социального педагога. Сфера деятельности социального педагога.

Социально-педагогическая диагностика: принципы, алгоритм. Классификация методов социально-педагогической диагностики. Место и роль социально-педагогической диагностики в технологическом процессе. Алгоритм технологии социально-педагогической диагностики. Понятие социального диагноза как способа определения причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни детей и подростков. Содержание социального диагноза. Принципы социально-педагогической диагностики: научной обоснованности, объективности, эффективности, причинной обусловленности, комплексного подхода и т.д. Методы социально-педагогической диагностики.

Психолого-педагогическая диагностика личности ребенка и окружающей его микросреды. Формы обобщения информации о ребенке: «карта личности», «карта среды». Цели и задачи психолого-педагогической диагностики. Объект и предмет психолого-педагогической диагностики. Функции психолого-педагогической диагностики. Диагностическая компетентность как компонент профессионализма социального педагога.

Технология работы социального педагога с семьей. Семейные формы социально-педагогической деятельности. Изучение семьи и диагностика ее нарушений. Сущность патронажа семьи как формы социальной защиты детей, его значение для семьи. Технология реабилитации неблагоприятной семьи методом социального патронажа. Использование метода видеотерапии.

Особенности социализации детей с нарушениями в развитии. Школьная интеграция: проблемы и перспективы. Особенности реабилитационной деятельности социального педагога в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии. Основные принципы социально-педагогической деятельности с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии.

Методика работы социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями: общая характеристика. Проблема детской и подростковой преступности. Делинквентное поведение подростка: причины и последствия. Преступность как фактор девиации жизненного сценария личности. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения. Особенности личности подростка-правонарушителя. Роль общественных организаций в профилактике преступного поведения несовершеннолетних. Функции и методы работы социального педагога в системе профилактических учреждений (детские приемники-распределители, приюты и др.). Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Технология социально-педагогического прогнозирования и проектирования. Значение социального проектирования в теории и практики социальной работы. Цель и задачи социального прогнозирования. Виды социального прогнозирования. Функции социального прогнозирования. Социальное прогнозирование в системе технологий социально-педагогической деятельности.

Понятие проектной деятельности. Многообразие видов проектной деятельности. Соотношение социального проектирования и социального планирования, социального прогнозирования. Структура проектной деятельности социального педагога. Принципы социально-педагогического проектирования. Программа разработки социальных проектов. Методы социально-педагогического проектирования, их классификация.

Сущность социально-педагогической профилактики девиантного, аддиктивного и делинквентного поведения. Объект и предмет социально-педагогической профилактики. Субъекты социально-педагогической профилактики и сферы ее применения. Формы социально-педагогической профилактики. Задачи и проблемы социально-педагогической профилактики. Принципы социально-педагогической профилактики. Основные подходы в социально-профилактической работе. Методы социально-педагогической профилактики.

Социально-педагогическая коррекция: общая характеристика технологии. Место и роль социально-педагогической коррекции в системе социально-педагогической деятельности. Задачи и проблемы основные социально-педагогической коррекции, их актуализация в современных условиях. Объект и предмет социально-педагогической коррекции. Субъекты социально-педагогической коррекции. Направления коррекционного воздействия: восстановление, компенсирование, стимулирование, исправление. Формы социально-педагогической коррекции. Виды социально-педагогической коррекции.

Принципы социально-педагогической коррекции. Методы социально-педагогической коррекции. Социально-педагогическая коррекция средствами музыкально-драматической и изобразительной деятельности.

Технология социальной реабилитации как аспект деятельности социального педагога. Содержание и методы индивидуальной программы социальной реабилитации ребенка. Виды реабилитации. Функции социально-педагогической реабилитации. Задачи и проблемы социально-педагогической реабилитации. Объект и предмет социальной реабилитации. Принципы социально-педагогической реабилитации. Методы социально-педагогической реабилитации. Социально-педагогическая реабилитация средствами музыкально-драматической и изобразительной деятельности. Общий алгоритм социально-педагогической реабилитации.

Технология организации культурно-досуговой, медико-оздоровительной и творческой деятельности детей. Формы и методы организации культурно-досуговой деятельности детей и молодежи как направления работы социального педагога. Досуг как средство развития личностных свойств, запросов, творческих наклонностей. Организация досуговой художественно-творческой деятельности как технология социальной педагогики. Содержание досуговой художественно-творческой деятельности, ее основные направления, инструментарий, методы. Организация студий, кружков, клубов и др. Зарубежный опыт организации досуговой деятельности – центры активности.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и специальностям. Гл. ред. Д. И. Фельдштейн. 3-е изд., пересм. М.: МПСИ, 2010; Воронеж: МОДЭК, 2010.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений; под ред. В.А. Сластенина. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2007.

3. Нуркова В. В., Березанская Н.Б. Психология: учеб. для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011.

4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров: по дисциплине "Возрастная психология" для студентов вузов. М.: Юрайт, 2012.

 

Дополнительная

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект: Альма Матер, 2006.

2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М.: Владос-Пресс, 2002.

3. Бреслав Г. Психология эмоций. М.: Смысл; Академия, 2004.

4. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. вузов. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2006.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6–ти т. Т 3. М.: Педагогика, 1983.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М,.1999. Т. 3. М., 1983.

8. Гальперин П.Я.Ведение в психологию. М., 1999.

9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2006.

10. Григорович Л.А. Педагогическая психология. М., 2003.

11. Григорьев С.И. и др. Социальная работа с молодежью: учеб. для студентов вузов. М.: Гардарики, 2008.

12. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. М.: Пед. о-во России, 2006.

13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. Психологии. М.: Академия, 2004.

14. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М: Тривола, 2003.

15. Изард К. Эмоции человека. М.: Питер, 2003.

16. Ильин И.П. Психология воли. СПб, 2003.

17. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

18. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2007.

19. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.

20. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М., 2004.

21. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.

22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М.: Академия, 2004.

23. Психология воспитания. / Под ред. В. А. Петровского. М.: Аспект Пресс, 1995.

24. Психология развития: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / под ред. Т.Д.Марцинковской. М.: Изд. центр "Академия", 2007.

25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2007.

26. Словарь по социальной педагогике: Уч. пособие./Сост. Л.В. Мардахаев. М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

27. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.; Академия, 1998.

28. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие. М., 1984.

29. Фирсов, М.В. Технология социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2007.

30. Целых М.П. Социальная работа за рубежом. Соединенные Штаты Америки [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности. М.: Изд. центр "Академия", 2007.

31. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (Психология развития и возрастная психология): учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению специальностям психологии. М.: Гардарики, 2007.

32. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Изд. центр "Академия", 2007.

Интернет-ресурсы

1. Базовые федеральные образовательные порталы – URL: /http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm

2. Электронная гуманитарная библиотека. – URL: http://www.gumfak.ru.

3. Портал психологических изданий Psyjournals – URL: http://psyjournals.ru.

 

 

Перечень вопросов

к вступительному экзамену в магистратуру по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование»

магистерская программа «Школьная психология»

1. Общая характеристика деятельности. Структура деятельности, её виды.

2. Общая характеристика общения, его функции. Структура общения: общение как коммуникация, как взаимодействие как восприятие и понимание людьми друг друга.

3. Понятие о личности. Социально-психологическая сущность личности. Потребности как источник активности личности, виды мотивов.

4. Общая характеристика мотивационно-потребностной сферы личности.

5. Понятие о группах, их классификация. Характеристика процессов дифференциации и интеграции в группе.

6. Понятие о внимании. Виды внимания. Характеристика основных свойств внимания, их формирование.

7. Понятие об ощущении и восприятии. Основные закономерности восприятия.

8. Понятие о памяти. Общая характеристика процессов памяти.

9. Общая характеристика мышления. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления.

10. Понятие о воображении, его виды, приемы создания образов воображения.

11. Понятие о чувствах и эмоциях, их общая характеристика. Формы переживания чувств: настроения, аффекты, стрессовые состояния.

12. Понятие о воле. Волевой акт, его структура. Самовоспитание воли.

13. Понятие о темпераменте, типы темперамента, их психологическая характеристика.

14. Понятие о характере. Структура характера, его формирование.

15. Понятие о способностях. Общие и специальные способности. Проблема формирования способностей.

16. Проблема взаимосвязи обучения и развития. Психологические условия развивающего обучения.

17. Диалектическое понимание сущности и закономерностей психического развития.

18. Проблема возрастной периодизации психического развития. Характеристика основных критериев периодизации.

19. Общая характеристика кризисных и сензитивных периодов психического развития. Кризис 3-х лет, кризис 7 лет, кризис подростничества.

20. Общая характеристика психического развития ребенка дошкольного возраста: характеристика основных видов деятельности и возрастных новообразований.

21. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Проблема обучения с 6 и 7 лет.

22. Общая характеристика психического развития ребенка младшего школьного возраста: характеристика учебной деятельности как ведущей и основных возрастных новообразований.

23. Социально-психологическая ситуация развития подростка. Общая характеристика основных видов деятельности в подростковом возрасте.

24. Изменение самосознания подростка, характеристика «чувства взрослости». «Трудные подростки», их типы.

25. Общая психологическая характеристика развития старшего школьника. Общая характеристика основных видов деятельности в старшем школьном возрасте.

26. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. Понятие ориентировочной основы действия, её виды, реализация на практике.

27. Общая характеристика учебной деятельности, её основные функции, развитие и формирование. Структура учебной деятельности.

28. Мотивы учебной деятельности. Общая характеристика учебных задач, принципы их построения.

29. Педагогическое общение. Стили педагогического общения. Трудности педагогического общения: конфликты в общении, психологические барьеры, защитные формы поведения и др.

30. Педагогические способности. Формирование профессиональной компетентности учителя.

31. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики как сферы профессиональной деятельности и науки. Особенности становления социальной педагогики в России и за рубежом.

32. Социальная педагогика как наука, ее связь с гуманитарными науками. Основные категории, принципы социальной педагогики. Социализация как процесс саморазвития и самореализации человека. Сущность понятия и виды социализации. Факторы социализации.

33. Социально-педагогическая виктимология как отрасль социальной педагогики.

34. Роль религии в социальном становлении личности. Религия и социальное воспитание детей в современных условиях.

35. Социальная педагогика как область практики. Профессионально-этические основы социально-педагогической деятельности. Принципы работы социального педагога. Функции социального педагога.

36. Социальный педагог как педагогическая профессия, его роль и функции. Профессиональный портрет социального педагога. Личность социального педагога: профессиональные и духовно-нравственные качества Критерии профессионального отбора.

37. Социально-педагогическая диагностика: принципы, алгоритм. Классификация методов социально-педагогической диагностики. Психолого-педагогическая диагностика личности ребенка и окружающей его микросреды. Формы обобщения информации о ребенке.

38. Технология работы социального педагога с семьей. Проблемы семьи в современной России: причины и прогнозы. Функции семьи в развитии личности ребенка.

39. Особенности социализации детей с нарушениями в развитии. Школьная интеграция: проблемы и перспективы. Особенности реабилитационной деятельности социального педагога в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии.

40. Проблема детской и подростковой преступности. Делинквентное поведение подростка: причины и последствия. Роль общественных организаций в профилактике преступного поведения несовершеннолетних. Функции и методы работы социального педагога в системе профилактических учреждений (детские приемники-распределители, приюты и др.).

41. Технология социально-педагогического прогнозирования и проектирования. Значение социального проектирования в теории и практики социальной работы.

42. Сущность социально-педагогической профилактики девиантного, аддиктивного и делинквентного поведения.

43. Социально-педагогическая коррекция: общая характеристика технологии.

44. Технология социальной реабилитации как аспект деятельности социального педагога. Содержание и методы индивидуальной программы социальной реабилитации ребенка

45. Технология организации культурно-досуговой, медико-оздоровительной и творческой деятельности детей. Содержание деятельности социального педагога в подростковых клубах и центрах досуга и творчества детей.

 

Председатель предметной комиссии Т.Ю. Андрущенко


Date: 2016-08-30; view: 349; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию