Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Писатели в век Палеологов (1250 - 1450).





Замечание. Век Палеологов или «Палеологическое возрождение». Не смотря на раздробленность и постоянную опасность от завоевателей на просвещение обращали пристальное внимание. Любовью к просвещению отличался император Михаил VIII Палеолог, его сыновья Андроник и Мануил. Богословский интерес сосредоточился на полемике с латинянами. Также, это время варламитских и паламитских споров.

1. Никифор Влемид (ХIII век).

При имп. Феодоре Ласкарисе (1255 - 1259 гг.), отказался от патриаршего престола ради уединения и занятий философией и богословием. Ему многие были обязаны своим образованием. Выступал против соединения церквей по политическим причинам, выдвигая религиозные. Пытался примирить ex filio и per filium.

2. Георгий Машампар и Константин Акрополит (жили в это же время).

Первый был бибилотекарем Св. Софии, сочинения которого до нас не дошли. Второй - великим логофетом, его произведения из-за разжигания религиозных споров были сожжены

3. Нил Кавасила, архиепископ Солунский (XIV век).

Противник латинян.

Сочинения:Полемические: «О причинах разделения церквей и о первенстве папы».

4. Григорий Палама, архиепископ Солунский.

Из знатной и богатой семьи. Имел желание вести нищенский, монашеский образ жизни. Удалился на Афон. Около 1347 г. архиепископ Солунским.

Сочинения:Полемико-догматические: С выступлением Варлаама (о споре см. далее) написал против него несколько сочинений. Так же против латинян, об исхождении Духа только от Отца. Гомилетические: омилии.

5. Николай Кавасила.

Племянник Нила Кавасилы.Преемник по кафедре архиепископа Григория Паламы. Противник латинян и исихаст.

Сочинения: Е. Смирнов указывает следующие его сочинения «Изъяснение на литургию», «Семь книг о жизни во Христе», «Слово на ростовщиков» и «Опровержение на Фому Аквината».

6. Иоанн Кантакузен (XIV век).

Император, с 1355 г афонский монах.

Сочинения:Апологетические: против исламистов и иудеев.

7. Феофан, архиепископ Никейский

Апологет против иудеев.

8. Симеон, архиепископ Солунский (XV век +1429 г.)

Противник унии.

Сочинения: Полемические: «О вере, обрядах и таинствах церковных» - дает православное учение, ведет полемику с еретиками, куда относит и латинян. Гомилетические.

9. Марк архиепископ Ефесский.

Участник и противник Флорентийской униию. На смертном одре умолял Константинопольского патриарха бороться с латинянами.

Сочинения: «Послания о флорентийском соборе», «Окружного послания ко всем живущим на земле» о томже соборе и «Рассуждение об освящении св. Даров».

Ереси.

Богомильская ересь.

Замечание. Богомилы тесно связано с павликианами и евхитами. В своих системах они возобновили древние гностико-манихейские воззрения. Кроме окрестностей Филиппополя и в других концах балканского полуострова дуалисты имели свои организации. Так было в западной Македонии, в городах Колонии и Кавоссе, в городе Филиппах, даже в Ахайи. Но тем не менее манихейство упрочилось в Болгарии и переработалось именно там в новую систему. Возникновение дуализма богомилов находится в тесной связи как с историей взаимных отношений Рима и Византии, так с и существованием самостоятельной болгарской Церкви. Также на судьбу христианства в Болгарии влиял склад первобытных религиозных верований древних славян-язычников.

История: После равноапостольных Кирилла и Мефодия в некоторых местах Болгарии язычество оставалось неискоренимым, продолжая существовать до царя Петра Симеоновича.

С самых древних времен славяне были предрасположены к дуалистическому представлению о верховных силах. Дуализм был сроден славянской натуре. Это подтверждает славянская мифология, которая не объединяла понятие о божестве, а напротив раздробляла его. Славяне привыкли выражать свое счастье белым цветом, или светом, а несчастье черным или темнотой. А так как «доброе начало всегда производит для человека только добрые последствия, а злое - всегда только только пагубные» боги разделились на «белых богов», которые уже никогда не делали зла, и «черных», которые никогда не делали добра. Между собой они всегда враждуют; добрые и злые духи соблюдают и защищают свои интересы. Славянские Белобог и Чернобог были обоготворением противоположных начал, влиятельных в судьбе человека. Первое как символ развития, второе - увядания.

Через некоторое время, славянин перенес власть злой силы на все мрачное, разрушающее, а с Белобогом он слил понятие о Световиде, на основании тождества представлений о белом и светлом. При чем каждому богу полагался отдельный культ служения. Древняя дуалистическая система принадлежала всем славянским племенам, например, Черногория. Даже в России сохранились подобные топонимы, например, в Нижегородской области, в Кавернинском районе есть село с названием Белбаж. Если учесть трансформации (палатализации) свойственные славянскому языку - корни видны. Другое доказательство - место из Густинской Летописи, где славянским волхвам приписывается убеждение: «два суть бози: един небесный, другой во аде».

Кроме этого, политические события и колебания Болгарии между Восточной и Римской Церковью сделали болгар добычей манихеев, имевших своих проповедников и влиятельных представителей во всех пределах империи. Еретики отличались радушием, общительностью, красноречием.

Богомил (Φεοφιλος, или Иеремей[6], вождь первых еретиков Болгарии. В конце Χ века (царствование Самуила) реформировал манихейство и создал особый вид этой ереси на главных манихейско-павликианских основаниях. После себя оставив учеников. «Синодик царя Бориса», передавая их всех анафеме, перечисляет имена: Михаил, Феодор, Добря, Стефан, Василий и Петр.

Каждый из них выдавал себя за Иисуса, окружая себя апостолами, а иногда и простыми учениками. Один из них, Василий, обладавший искусством проповеди и тайной влияния. Он был уже в годах, когда вышел на проповедь. Носил иноческую рясу, но оставался врачом в течении всей 50-ти летней проповеди. Он назывался то апостолом Петром, то Спасителем.

Император Алексей Комнин будучи в Филиппополе, принял меры против павликиан. Позднее он узнал, что последователи и ученики Василия, скрываются в самом Константинополе. Император велел захватить престарелого проповедника. Он пригласил его к себе и высказал желание сделаться членом этого общества просил рассказать об учении. Василий открыл все, относящееся к секте. В это время в комнате отделенной завесой сидели скорописцы и записывали его слова, а также там были высшие духовные чиновники. После завершения рассказа завеса поднялась и начался суд. Василий от слов не отказывался. Его заключили в тюрьму. Вместе с ним схватили многих других богомилов, в том числе и 12 апостолов.

Чтобы узнать, кто из захваченных действительно принадлежит к богомильской ереси, император объявил, чтобы все готовились к смертной казни, он приказал поставить на площади два костра, при одном из них крест. Те, кто, идя на казнь, крестились на крест, признаны были невиновными и были отпущены. Ученики Василия были пожизненно заключены в тюрьмах, Алексий Комнин навещал их. Василий был осужден на сожжение в 1119 г.

Судьба Василия не потрясла богомильства. Центром ереси продолжал быть Филиппополь. Отсюда богомильство распространилось за Балканы, успев проникнуть в Россию, но главным образом оно тяготело к Западу. Теснимое и гонимое властями, богомильство не покидало своей отчизны, где следы его, как отдельной организации, с особым богословием Константина Хризомата, простирается до ХII века. Еще в XIII столетии патриарх Герман (1221-1239 гг.) обличал богомилов в своих проповедях.

История вероучения: С древнейших времен, системой магов, был выработан суровый принцип исконного и вечного бытия двух равносильных, равноправных и между собой враждебных богов, чему следовал и Манес. Уже Зороастр решился смягчить фатальную основу магов. Он полагал, что искони существовало только одно божество; оно произвело из себя, как называли болгары, Христа и Сатанаила, доброе и злое начало. Сатанаил создал первого человека и весь видимый мир (как у манихеев и павликиан). Христос открывает человеку путь ко спасению. В Болгарин оба толка, существовавшие издавна, получили самостоятельное значение. Это были две церкви, отдельные среди прочих церквей, исповедовавших катаризм.

Самоназвание богомилов – «катары». Это имя с первых веков христианства, прилагалось ко всем вымышленным учениям, имевшим некоторое воздержание. Признание Нового Завета, переведенного с греческого на славянский, отвержение Ветхого как изобретения диавольского, общедоступная проповедь на отечественном языке, отрицание Крещения и Причащения, мысль, что Христос имел только видимое тело, непринятие икон и креста, соблюдение некоторых практических обрядов, - все это связывало богомильство с манихейством и восточным павликианстовм. Собственно Богомилами был выработан обряд возложения рук для сообщения Святого Духа.

Вероучение: Каковы первоначальные верования болгарских дуалистов неизвестно. Исторические источники застают их за видоизменением первоначальной системы.

Злое и доброе начало богомилы считали рожденными от высшего, особого верховного Существа[7]. Сатанаил был старшим его сыном, а Иисус младшим.

Все вместе они составляют Троицу, над которой витает вторая, из Бога, Слова и Духа святого. Троица соль же духовна, как и само Существо, которое пребывает бестелесным, но человекоподобным (ανθρωπ-μορφος).

Сатанаил властвует над видимым миром. Полный гордости, он возмутил ангелов против Бога, их отца, и он принужден был низвергнуть их с неба. Сатана, довольный успехом своих замыслов, основывает из новых подданных новое царство - мир телесный.

Из материи, при помощи земли и воды, составляет он Адама. Первый человек уперся ногой в землю и из ноги истекла влажность, принявшая форму змия, затем потек духовный эфир, но нечистого свойства: Сатана думал обратить его на человека, но он попал в змия. Сатана обратился тогда с молитвой к верховному Богу и просил его дать ему одну из запасных душ. Потом понадобилась другая - для жены Евы. Прежде чем допустить Адама до Евы, Сатана сам совокупился с ней. Сын Каин и дочь Каломена были плодом этого; в них семя великого нечестия.

От Адама Ева родила Авеля. Если тело людей губительно, то в душах наследственно продолжает присутствовать часть небесного эфира, как ни старается Сатана внести падение в род человеческий. Верховное Существо сжалилось. Господь послал другого своего сына Христа; имя ему Слово или архангел Михаил. Он вселился в одного из ангела - Марию, и пройдя через ее ухо, остался чистым и святым, с тем же небесным, призрачным телом, чуждым земных ощущений, какое было у него всегда. Он погиб ради спасения людей, долго гонимый и наконец убитый своим могучим братом. Снизойдя во ад, Иисус приковал Сатану, но не избавил от его происков род человеческий, которому чтобы достигнуть спасения необходимо бороться с плотью. Совершив свою спасительную миссию, Иисус вернется к пославшему его, с которым он и святой Дух сольются во едино. Тогда зло исчезнет. Никакого иного Бога не станет, кроме бестелесного, но человекоподобного верховного Существа.

Таинства: они отвергали.

Крещение было духовное. Клали на голову вступающего апокрифическое евангелие Иоанна, читали «Отче наш» и призывали святой Дух.

Евхаристия - необходима, но выше - духовное общение со Христом.

Почитание святынь отвергали. Вели строгую аскетическую жизнь. Не ели мяса. Не женились.

Источники вероучения богомилов: Священное Писание Нового Завета, кроме канонического евангелия Иоанна, вместо него у него было апокрифическое. Из Ветхого Завета только: псалмы и пророки. Также принимали и ветхозаветные апокрифы.

Источники по богомилам: Труды богомильских богословов до нас не дошли, так как книги Хризомата были сожжены по определению константинопольского собора 1140 г., но «Слово» пресвитера Космы, их современника, своим складом, манерой обличения может заменить отсутствие других документов, особенно с нравственно-практической стороны учения. Этот памятник, дошедший до нас в русской редакции был издан в «Православном Собеседнике» за 1864 г. Он делится на 2 части: 1) Слово святаго Козмы пресвитера на еретики препрение и поучение от божественных книг и 2) О церковном чину слово.

Date: 2016-07-05; view: 293; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию