Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГУЗ «Перинатальный центр» г.Саратов

Физиологические и патофизиологические аспекты психики беременной

В статье рассматриваются вопросы, связанные с физиологией, патофизиологией психики женщины в перинатальном периоде, в периоде грудного вскармливания до окончания лактации и обозначаются направления психотерапевтической работы. Тема может помочь Ιпо-новому взглянуть на вопросы ведения беременных в женских консультациях, родильных домах, о необходимости введения психообразовательных программ для семьи, курсы повышения квалификации для медицинских, социальных работников.

Основные разделы:

Ӏ. Условия, приводящие к физиологическим изменениям психики.

ӀӀ. Физиологические изменения психики.

ӀӀӀ. Патофизиология психических процессов.

IV. Основные направления для проведения психообразования и психокоррекции.

I. Условия, приводящие к физиологическим изменениям психики

С момента прикрепления плодного яйца к стенкам матки, а это происходит на 6-8 сутки после оплодотворения, которое может улавливаться женщиной и осознаваться как начало беременности, организм претерпевает ряд изменений в различных системах, тканях и органах. С одной стороны, плодное яйцо (плод), а с другой Высшие Планы, сигнализируют о начале развития беременности одновременным поступлением сигналов в ЦНС. Результатом соединения сигналов является образование доминанты беременности (гестационной доминанты, доминанты родов), которая вызывает изменения психических процессов, поддерживает их на постоянном уровне практически в неизмененном виде (усиливая или ослабевая в отдельные периоды) в течение всего перинатального периода, грудного вскармливания.

II. Физиологические изменения психики

Наиболее значимые изменения психической сферы происходят в следующем:

1. Изменение сознания

 

Образование доминанты беременности вызывает одномоментное расширение сознания, что связано с активизацией женского начала в организме, раскрытия качеств женщины, как природы материнства. Под сознанием мы понимаем способность человека, получать знания внутри себя через ощущения, возникающие вследствие физической, умственной активности, проявлений чувств и эмоций. Способствует раскрытию сознания в человеке - гармоничное отношение к окружающему миру, любовь к человеку, делу, Родине, милосердное отношение к окружающим нас людям, царствам природы — растительному и животному, к экологии планеты. В любви обостряются чувства, повышается активность, в этот момент человек способен осознавать, что нужно сделать, или, что нужно любимому. Так рождается сознание, «внутреннее знание» о чем или о ком-либо. Следует отметить, что эти знания не почерпнуты из книжек, не навязаны чем-то или кем-то извне и не связаны с простыми представлениями, что и как надо делать. Расширение сознания приводит к возникновению сверхчувствительности, открытости, алогичного мышления, как правило периодически появляется субъективное ощущение «пустоты» в голове (отсутствие мыслей). Функции логического полушария ослабевают, а эмоционального возрастают. Возрастает роль инстинктов, и они могут восприниматься осознанно, как память опыта прошлого.

2. С остояние открытости женщины к окружающему миру

По открытости женщина в этот период может напоминать ребёнка в возрасте 5-6 лет: если она любит, волнуется или ненавидит, обижена, то это видят все. Может казаться, что женщина стала больше переживать и волноваться, но на самом деле она не может сдерживать то, что рождается у неё в плане мыслей, чувств, переживаний. Все то, что «внутри», начинает проявляться во «внешний план» жизни. Многие современные люди часто находятся в «психологической маске»: их внутреннее состояние не соответствует внешнему проявлению. Часто считается, что психологическая маска защищает человека, его внутренний мир, от внешних, нежелательных проникновений, что является с нашей точки зрения очень сомнительным средством защиты, так как в данном случае индивидуум отделён маской от жизни окружающего мира, который и может обеспечить полное, оптимальное защищенное состояние. Но люди настолько привыкли быть в маске, настолько убедили себя, что это безопасно, что открытое состояние для них кажется противоестественным, таящим в себе опасность, а потому и крайне нежелательным. И поэтому беременные часто испытывают дискомфорт, когда наступает такое открытое состояние. В то время как плод, через мать познает окружающий мир, и ее открытое состояние ему просто необходимо для развития. И именно с Высших планов через доминанту беременности поддерживается это открытое состояние матери, которое обеспечивает целостность всей системы: Высшее – ребенок – мать – отец – окружающий мир. Обозначим далее по тексту взаимодействие всей этой системы, где нет состояния разделенности, как целостность системы. Открытое состояние матери не позволяет возникать разделенности! Именно нарушение этой открытости со стороны матери несет самые неприятные и опасные последствия для матери и плода. Очень часто на практике наблюдаются случаи, когда женщина боится состояния открытости, считая открытое состояние чем-то аномальным, несущим угрозу из-за её открытости, как ей кажется уязвимости из-за этого. Но на самом деле состояние открытости, соединяя её в единое целое с жизнью Вселенной, даёт ей всё необходимое, в том числе и защиту для вынашивания и рождения новой жизни.

3. Повышение уровня чувствительности

Сверхчувствительность помогает женщине:

● Ориентироваться во внешнем и внутреннем мире, через раскрытие знаний внутри
себя, через сознание;

● Чувствовать ребенка в независимости от его движений;

Ощущение ребенка вызывает выделение гормонов, которые регулируются доминантой беременности. Женщина сразу ощущает прилив сил, внутреннее расслабление в организме: снимается мышечное напряжение, нормализуется повышенный тонус матки, улучшается настроение, исчезает страх, уменьшается тревога. Нормализуется родовая деятельность, уменьшаются болевые ощущения во время схватки, улучшается сердцебиение плода, что может являться необходимым условием для психопрофилактики и одним из методов психокоррекции острой или хронической гипоксии плода во время беременности и родов.

4. Изменения когнитивной сферы

Улучшается зрительная память, проявляется способность к алогичному мышлению, конкретное мышление, механическая память значительноослабевают, возникает субъективное ощущение «пустоты» в голове. Все эти изменения способствуют по-новому начать воспринимать окружающую жизнь, быть ближе к истине, получать знания там, где нет готовых ответов, смотреть на мир без призмы конкретного разума, построенного только на книжных знаниях, прошлого опыта. Изменения в когнитивной сфере позволяют:

● Обеспечить одну из форм защиты психики от перегрузок, где все, что не способствует развитию, рождению, грудному вскармливанию новорожденного и не является существенным, естественным образом вытесняется.

● Находиться в состоянии сознания.

● Природе формировать ребенка без ментальных ограничений матери, семьи: как должен рождаться, когда и каким должен ребенок быть. В том числе защитить от формирования

«ребенка - клона, робота», точной копии и повторения жизни предыдущего поколения. Проявляется это субъективным ощущением «пустоты в голове», которая поддерживается доминантой беременности. Это способствует формированию нового качества у ребенка, в том числе и приобретения новых возможностей, способностей, таланта, в независимости от уровня образования, таланта, социального статуса родителей.

5. Изменение эмоциональной сферы

Расширяется, углубляется, а точнее вскрывается, весь спектр эмоционально-чувствительной сферы. Становятся наполненными чувства и переживания, появляется неустойчивость настроения. В связи с повышенной чувствительностью и открытостью женщина в этот период чаще эмоционально реагирует на все внешние и внутренние факторы. По нашему наблюдению это не является патологией, и не несет отрицательного воздействия на плод. У новорожденного есть весь спектр эмоционально чувствительной сферы, которая формируется в нем внутриутробно и эмоциональные проявления женщины ему просто необходимы для его развития. Беременная не может жить только положительными эмоциями, так как это является нарушением гармонии и целостности эмоциональной сферы. Так почему же общество считает, что отрицательные эмоции негативно влияют на развитие ребенка? Здесь очень важно, как проявляет эмоцию конкретная женщина - появляется ли при этом состояние разделенности? Обида возникшая как реакция на событие, может пройти самостоятельно, не оставив следа в течении нескольких часов или обидевшись, женщина начинает искусственно строить в своих мыслях, чувствах, сознании состояние разделенности в связи с возникшей обидой. Пример: «- я обиделась, не буду разговаривать, пока что-то не изменится». И реакция обиды в этом случае переходит в состояние обиды, разделенности с окружающим миром, нарушается целостность системы, ухудшаются условия для нормального развития беременности и плода, появляются акушерские и неонатальные осложнения. Другой пример разделенности, когда женщина предпочитает все делать сама, одна, чем совместно с кем - то.

Естественная реакция организма, на любое раздражение проявляющаяся открыто, как правило, не несет опасности для плода, даже если эмоции принято считать негативными. Важно чтобы на долгое время не оставались остаточные явления в виде боли, обиды, раздражения и особенно важно, чтобы не происходило их накапливание. Имеет так же значение, какие эмоции проявляются, соответствуют ли они женскому началу или они выходят за эти пределы. Волнения, переживания, слезы, реакции обиды, раздражение и крайнее проявление психики женщины – истерика, свойственны женщинам и не несут потенциальной опасности для формирования новой жизни. Агрессия, состояние борьбы больше свойственно мужской психике, но может так, же быть использовано женщиной, в том числе и как способ решения всех конфликтов. В этом случае агрессия будет оказывать отрицательное влияние на плод. У беременных с повышенным уровнем агрессии чаще встречается фетоплацентарная недостаточность первой А степени. Критерием допустимости и силы проявления психоэмоциональных состояний женщины может служить поведение плода. Отсутствие неприятных, болезненных шевелений плода свидетельствует о том, что психоэмоциональное проявление женщины не несет негативного воздействия и не вредит здоровью ни матери, ни ребенка. Более подробно смотри в патофизиологии психических процессов.

Быстрая смена настроения плаксивость, слезы, могут быстро сменяться на противоположное, смех, приподнятое настроение. При такой лабильности настроения мы, как правило, не наблюдаем длительных болезненных эмоциональных переживаний и не видим акушерских и неонатальных осложнений. Принятие женщиной, изменившегося состояния психики, не смотря на всю полноту чувств, переживаний, спонтанность их проявления позволяет естественным образом самому организму находить во всем целостность, сбалансированность «положительных» и «отрицательных» эмоций, точку равновесия и внутренней гармонии.

6. Состояние души: усиление душевных переживаний, тоски, тревоги

На всем протяжении беременности, в родах, в раннем послеродовом периоде мы наблюдаем у пациенток Перинатального центра появление душевных переживаний: тяжести, боли, неприятных ощущений в душе, «камня» на душе, «пустоты» души, тоски, тревоги. Обозначим далее по тексту все перечисленные выше душевные проявления одним термином – тревога. Появление тревоги у психически здоровых женщин особенно при отсутствии явно видимых причин ее возникновения мы склонны рассматривать как проявление инстинкта, предупреждающего о нарушении связей между отдельными системами жизни. И в первую очередь это потеря связи с внутренним источником жизни, который находится в высших духовных сферах и проходит через внутреннее я человека. Этим источником дается все необходимое, поддерживаются оптимальные условия для нормального развития плода и самой женщины. Чем больше тревога, тем больше нарушены эти связи. Во внешнем мире нарушение этих связей проявляется нарушением целостности системы. Нарушаются взаимоотношения, возникает состояние разделенности в мыслях, чувствах, эмоциях и сознании женщины: с Высшим (с Душой, Божественными планами жизни), с плодом (новорожденным), с отцом ребенка, с окружающим миром. Вопрос состоит не в том, что люди между собой ругаются, противоречат друг другу, обижаются, а когда в этом появляется состояние разделенности. Начальный период развития беременности, с 27 -32 недели беременности, перед родами и сами роды, ранний неонатальный период - это время, когда организм женщины и плода наиболее подвержен перестройкам и именно в эти моменты жизни требуется состояние целостности организма, целостности системы. И чаще именно в эти периоды мы наблюдаем усиление тревоги у наших пациенток. Опыт работы позволяет предположить, что тревогу нельзя рассматривать как патологию, а нужно рассматривать как состояние, позволяющее скорректировать возникшую разделенность в сторону единства. Неверное отношение женщины к тревоге: подавление, терпение, несогласие, «убегание» или отстранение, в том числе и повышенная мнительность по отношению к ней, - все перечисленное усиливает тревогу и в дальнейшем, отрицание тревоги может привести к акушерским и неонатальным осложнениям. Это говорит о том, что женщина рассматривает тревогу как врага, а не как своего друга. Степень тяжести тревоги может быть различна. Нами выявлено, что для определения тактики лечения и оказания квалифицированной медицинской помощи можно оценивать уровень тревоги по трем основным факторам: влияние тревоги на жизнедеятельность человека (работоспособность, сон) и продолжительность возникшей тревоги при применении лечебных мероприятий - психотерапии, медикаментозного лечения. Высокий уровень тревоги указывает на необходимость быстрого изменения в состоянии женщины. Обычно это связано с акушерскими, неонатальными осложнениями или обострением экстрагенитальной патологии, которые требуют экстренного медицинского вмешательства: интенсивной терапии, реанимации, кесарева сечения. О высоком уровне мы можем говорить, если тревога оказывает свое влияние:

1. На работоспособность и вызывает состояние, в котором невозможно выполнять

привычные действия.

2. На продолжительность сна, ухудшает его качество, на появление кошмарных

сновидений.

3. И в целом не снижается от применения медикаментозных,

психотерапевтических средств, проведенных лечебных мероприятий.

Средний уровень тревоги выявляется при наличии первых двух или одного из фактора оценки уровня тревоги: влияние на работоспособность и нарушение сна. Низкий уровень тревоги диагностируется при отсутствии факторов, оценивающих уровень тревоги. Нет нарушения сна, уровень тревоги не влияет на работоспособность, уменьшается при психокоррекции, медикаментозной терапии. Во всех случаях возникновения тревоги мы применяем психотерапию, с целью психокоррекции состояния пациенток, как самостоятельный метод лечения, так и в сочетании с медикаментозной терапией, лечебными мероприятиями. Применяются групповые и индивидуальные формы психотерапевтической работы, направленные на сознательное участие женщины в рождении ребенка, психопрофилактику возможных акушерских и неонатальных осложнений.

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Патофизиологические изменения психики происходят, если нарушается целостность системы, появляется состояние разделенности, как следствие нарушается функционирование доминанты беременности. Это может инициироваться как со стороны плодного яйца (плода, ребенка), Божественных планов, природы, так и беременной, ее окружения, в том числе медицинских работников, которые могут поддерживать в женщине состояние непринятия изменений, необходимых для нормального развития, рождения и грудного вскармливания новорожденного. Восприятие физиологических изменений как патологического процесса, нежелание этого, волевое сдерживание и сопротивление, возникающее в ответ на изменение, стремление удерживать прежнее состояние психики, которое свойственно периоду, предшествующему беременности мешает происходить необходимым изменениям в организме женщины, в том числе и в психической сфере. Вследствие этого не расширяется сознание, нарушаются процессы, происходящие в эмоционально-чувствительной и когнитивной сферах. Все это может приводить к акушерским и неонатальным осложнениям. В диагностике влияния различных психоэмоциональных состояний на плод могут служить субъективные ощущения, возникающие при его шевелении: приятные, нейтральные, болезненные, неприятные. Неприятные, болезненные шевеления плода могут проявляться вследствие неудобной позы матери по отношению к плоду или мыслей матери, ее эмоции, действий, приводящие к нарушению целостности системы. Субъективные ощущения — это подсказки- инстинкты, помогающие женщине ориентироваться в течение беременности. Болезненные и неприятные ощущения при шевелении плода и их связь с проявлением эмоций, мыслей, действий может свидетельствовать о неблагоприятном воздействии психоэмоционального состояния на плод и необходимости изменения состояния. В противоположность, приятные и нейтральные шевеления плода, говорят в пользу положительного или нейтрального влияния. Как часто женщины определяют сами, как должен шевелиться их ребенок: пугаются всех интенсивных, активных, бурных шевелений плода, в независимости от характера этих ощущений. Пугаются и запрещают шевелиться ребенку бурно, активно, болезненно, неприятно и так далее, воспринимая возникший дискомфорт чаще всего как опасность для себя, которая не должна быть по определению. На психологическом уровне закладываются нарушения взаимодействия матери и плода, появляется разделенность, нарушается целостность системы. Беседа в рамках психообразовательных программ, что виноват не ребенок, не он приносит дискомфорт, «делает больно», а это подсказка – инстинкт, помогающий беременной не только распознать, но и вовремя изменить свое состояние и обратится за помощью к врачам специалистам. Во всех случаях необходимы совместные действия врачей акушеров, неонатологов, психотерапевтов, клинических психологов. Далее мы рассматриваем подробно наиболее значимые патофизиологические изменения психики.

1. Сознание

Патофизиологические изменения сознания — это состояние разделенности, где нарушается связь с внутренним источником жизни. Нарушается работа доминанты беременности, уменьшается объем раскрывающегося сознания. А это значит, что не происходит дальнейшее раскрытие чувствительности, она во многих случаях искусственно подавляется женщиной, и не возникают должные изменения во всех жизненных сферах: эмоционально-чувствительной, когнитивной. Мы видим преобладание механической памяти, конкретного мышления. Отсутствует субъективное ощущение «пустоты» в голове, которая заполняется книжными знаниями, представлениями, ментальными установками. В конечном итоге это не позволяет перейти женщине на внутреннее восприятие жизни. Именно это отсутствие внутреннего восприятия жизни и приводит к ошибочным ментальным установкам, оценкам происходящего и неверным реакциям на происходящее, что в свою очередь усиливает патологические отклонения и приводит к замкнутому патологическому кругу. Основная задача при психокоррекции состояния помочь разорвать этот замкнутый патологический круг.

2.Чувствительность

На уровне патологии можно рассматривать факт, когда чувствительность, по каким - то причинам, искусственно подавляется, избегается или игнорируется, это не позволяет чувствовать подсказки внешнего и внутреннего мира, в том числе ребенка вне зависимости от его шевелений. Не желание чувствовать что-либо может приводить к ошибочным представлениям о себе, о ребенке, о взаимодействии с ним, что в свою очередь является условием формирования акушерских и неонатальных осложнений. Нами выявлены психотерапевтические критерии, основанные на субъективных жалобах и ощущениях пациенток позволяющие выявить искусственное снижение уровня чувствительности:

Ощущения, напоминающие начало месячных, – в этом случае сверхчувствительность подавляется волевым образом. Сопровождается возникновением повышенного тонуса матки, угрозой невынашивания беременности. Наиболее часто этот критерий выявляется в начале беременности и у пациенток после 35 недель, когда организм начинает подготавливаться к родам. Перестройка организма, происходящая в эти сроки беременности, требует от женщины более активного внимания к ребенку, интимного взаимодействия с ним. В этом помогают инстинкты, которые встречаются как у человека, так и у животных. Проявляются в организме матери как напряжение, тяжесть, скованность, умеренные болевые или неприятные ощущения в области расположения плода, обозначим это далее по тексту как напряжение. При напряжении отсутствуют объективные критерии, свидетельствующие о возникновении акушерских, неонатальных осложнений: нет повышенного тонуса матки, угрозы невынашивания и осложнений со стороны плода. Появление инстинкта, напряжения это одно из необходимых состояний организма позволяющего ощущать ребенка в независимости от его шевелений. И если женщина выполняет это условие, чувствует и принимает инстинкт, действует в соответствии с инстинктом, действует сознательно, то устраняется разделенность, в данном случае с ребенком и восстанавливается единство. Напряжение при этом уходит, появляется приятное комфортное состояние, весь организм расслабляется, что свидетельствует о правильности выполненных действий. Беременная начинает чувствовать ребенка, в независимости от срока беременности и его шевелений. Подавление инстинкта, напряжения в дальнейшем приводит к возникновению субъективного ощущения у пациенток напоминающие начало месячных.

● О тсутствие ощущения беременности, - женщина в определенные моменты не чувствует состояние беременности. Пропадает ощущение беременности. Пример: «мне так легко, я так хорошо хожу, как будто я не беременна». Все, что с точки зрения женщины является «отрицательным», ею избегается, искусственно вытесняется из своего сознания, и заменяется ментальной установкой на то, что «все будет хорошо, и нет боли и переживаний». На самом деле такой настрой женщины и стремление избегать чувствовать что-то «не хорошее», по принципу «раз не чувствую, значит его нет», не соответствует объективному восприятию жизни, женщина не слышит подсказки своего организма и внешнего мира. Сохранение психотерапевтического критерия во время родов может приводить к неонатальным осложнениям. В целом не принятие сверхчувствительности может приводить к формированию состояния закрытости, нарушению целостности системы, возникновению разделенности.

3.Состояние закрытости

Не происходит состояние раскрытия женщины к окружающему миру. Появляется состояние закрытости, женщина не раскрывает своих чувств, переживаний, мыслей, сдерживает их, не хочет показать то, что ей трудно, тяжело, чтобы не беспокоить близких людей, или показать свой внутренний мир, в том числе и хороший, приоткрыть свою душу, впустить туда другого человека, в том числе и развивающуюся жизнь. Пример: беременная посчитала, что основная ее задача — это доносить беременность, родить, зафиксировалась на этом, а семейные отношения с отцом ребенка поставила на 2 план, как не очень важное на данный период жизни. Перестала рассказывать близким людям о своем состоянии, закрылась от них, что бы они меньше видели, как ей плохо и не переживали из-за этого. Состояние закрытости естественным образом нарушает целостность системы, появляется состояние разделенности и как следствие увеличивается роль инстинктов, в том числе и в психической сфере, усиливается тревога, которую женщина, как правило, воспринимает, как чуждое и подавляет ее. Таким образом, она лишает себя возможности нормализации состояния организма, благоприятных условий для нормального развития беременности, рождения ребенка и грудного вскармливания. Закрытое состояние женщины, в какой - то степени защищает человека и ребенка от вмешательства внешних сил, но одновременно перекрывает, закрывает его внутренне от источника жизни, а это потеря жизненных сил. Фиксирование организма на состоянии закрытости приводит к закрытому состоянию мыслей, чувств, эмоций. Они на столько закрыты, что женщина порою говорит, что она вообще ничего не чувствует в своем организме, не смотря на объективные данные, говорящие о напряжении, боли, тревоге. Все это не позволяет плоду (его мыслям, чувствам, эмоциям) развиваться через соответствующие сферы матери: в мыслях матери не развиваются мысли плода, в эмоциях матери нет эмоции плода. При этом физическая форма ребенка обычно не страдает. В этом случае, как правило, возникает центральное предлежание плаценты, которое помогает удерживаться плоду в организме матери через зону инстинктов воспроизводства жизни. Такое положение плаценты помогает выноситься ребенку, но мешает его рождению, так как закрывает выход из матки. Все это может являться грозным осложнением при наступлении родов – отслойка плаценты, массивное кровотечение, приращение плаценты. При нормальном прикреплении плаценты фиксация организма на состоянии закрытости к окружающему миру, как правило, вызывает выкидыш.

4. Когнитивная сфера

Физиологические изменения психики могут трудно восприниматься женщинами, имеющими ментальную направленность, для которых состояние пустоты в голове является чем-то противоречивым, неестественным и страшным. Некоторые из них пытаются заполнить эту пустоту знаниями, вычитанными из умных книжек, представлениями о том, как правильно и когда и что нужно делать, что приводит в свою очередь к потере связи с внутренним источником знания, женщина становится как бы бессознательной (её сознание подавляется и вытесняется конкретными знаниями и установками). А так как на все случаи жизни советов нет, то возникают ситуации, в которых женщина сама не чувствует, как надо поступить, а в её конкретных знаниях и установках тоже нет ответа. Это приводит к неуверенности, беспомощности, к возникновению представлений как это всё может получиться, не состояться, или случиться далеко не лучшим образом, появляется страх ещё более сковывающий сознание женщины. Очень часто для осуществления задуманного (выносить, родить ребенка, успокоиться), большинство женщин прибегают к самовнушению того, к чему они стремятся. Внушая постоянно одно и то же, они пытаются воздействовать на ситуацию или на состояние организма и осуществить задуманное. Например, при доношенном сроке около 70% беременных находящихся на дородовой госпитализации в ГУЗ «ПЦ» считают своей основной задачей родить, фиксированы на этом, настраиваются «родить именно сейчас» считая, что таким образом у них наступят роды. Но ведь роды — это задача природы. Другой пример, когда беременные настраиваются на рождение ребенка в определенную дату родов, другое время при этом принимается за нарушение. Но по данным ВОЗ в установленный срок (40 недель) рожают около 4% населения мира, то есть по факту предполагаемая дата родов, может не совпадать со временем наступления родов. Возникает внутренний конфликт, состояние разделенности между матерью и плодом, появляется страх, усиливается тревога, нарушается физиологическая подготовка организма к родам: не готовятся родовые пути, не опускается предлежащая часть. Но роды происходят в независимости от наших установок, планов. И тогда беременная вступает в роды в состоянии неготовности организма к родам. Дальнейшее изменение состояния организма и как пройдут роды, зависит на сколько женщина способна принять то, что ей предлагает ситуация жизни, отказаться от своих ментальных установок, осознать наступление родов. Если этого не происходит, то в родах возникает патологическое состояние, проявляющееся отсутствием субъективного ощущения наступления родов, слабостью родовой деятельности, отсутствием значимого эффекта от родовозбуждения медикаментозными средствами. Конкретизация мыслей о ребенке (конкретизация внешнего вида, характера, таланта) часто формирует ложное представление о нем, может оказывать сильное воздействие на плод. Компенсаторным механизмом от чрезмерного воздействия мыслей матери на развивающийся плод является увеличение околоплодных вод, формирование многоводия, в том числе и острого. Психокоррекция, обучение различным взаимосвязям матери и плода где исключаются представления, как способ взаимодействия, позволяют изменить состояние беременной к лучшему, создать условия для уменьшения многоводия, в том числе и острого. Ментальные установки, различные виды внушений, представления как способ взаимодействия с ребенком, нарушают физиологические процессы в организме женщины в течение перинатального периода, влияют на условия формирования плода, нарушают грудное вскармливание. Из акушерских и неонатальных осложнений можно отметить следующие: задержка внутриутробно развивающегося плода, угроза невынашивания беременности, выкидыш, преждевременные роды, родовые травмы.

5. Эмоционально-чувствительная сфера

Очень важный момент, на который нужно обратить внимание, это отношение к эмоциям, волнениям, переживаниям. Неверное отношение может приводить к патофизиологическим изменениям в психике и формированию акушерских и неонатальных осложнений. Как часто беременные и те, кто помогает им, считают, что негативные эмоции вредны, поэтому нельзя плакать, переживать, волноваться, так как это вредно влияет на развивающийся плод, что нужно находиться только в «положительных» эмоциях, а «отрицательные» эмоции избегать, или не проявлять. Подавление «отрицательных» эмоций приводит к одновременному подавлению и «положительных». Эмоции это одно единое целое с двумя равнозначными полюсами: человек не может полноценно жить в современном мире только в положительных или только в отрицательных эмоциях и если это, по каким - то причинам происходит в жизни, то уже может диагностироваться как психическое расстройство, требующее специального лечения. Подавление эмоций приводит к накоплению психоэмоционального напряжения, к возникновению агрессии, которая в свою очередь и может оказывать отрицательное действие на плод. В корне неверные представления, что женщина во время беременности не должна волноваться, переживать, испытывать какие-то стрессовые ситуации. При возникновении таких ситуаций ребёнок познаёт через мать, что такое страх, волнение, обида, любовь и т.д. Важно, чтобы данные описанные ситуации, не формировались искусственно, и не происходило зацикливание на них. Опасны не сами переживания и стрессовые ситуации, а догматическое отношение к ним – стандартные установки, как например: страх это плохо, стресс вреден для здоровья, радость, в том числе и не контролируемая это положительный заряд.

6. Отношение к тревоге

Тревога, по нашему мнению, является проявлением состояния души. Негативное отношение как к чему-то чужеродному в организме, стремление женщины убрать тревогу, подавить в себе, чтобы ее не чувствовать, внутренняя борьба с ней, приводит к акушерским и неонатальным осложнениям, уменьшению выделения молока. Как будут проявляться осложнения зависит от преобладания того или иного патофизиологического нарушения психики и преморбитных особенностей личности: особенности волевой сферы, преобладание эмоциональной или ментальной направленности, отношение человека к желаниям, к удовольствиям, отношение человека к трудностям, к болевым факторам - «отрицательным» эмоциям, тревоге, физическим проявлениям боли, дискомфорта. Среди предполагаемых осложнений это угроза невынашивания беременности, выкидыш, преждевременные роды, родовые травмы плода, акушерские осложнения матери после родов, задержка внутриутробного развития плода, пороки развития плода, может являться одним из факторов формирования центрального предлежания плаценты, гестоза 2 половины беременности. В любом случае все эти перинатальные осложнения связаны с образом жизни человека, который в большей или меньшей степени нарушает единство и целостность самой жизни. И как было уже выше сказано, что тревога является следствием, а не причиной и проявляется как инстинкт, помогающий выйти через него из состояния рассогласованности организма, разделенности, нарушения целостности системы и таким образом уменьшить, или избежать осложнения.

IV. Основные направления психообразования и психокоррекции

Основная задача — это как можно раньше рассказать беременной, ее семье и всем оказывающим ей помощь людям, в том числе медицинским работникам о физиологических изменениях психики необходимых для нормального формирования, рождения и грудного вскармливания ребенка. При решении этой задачи на сегодняшний момент мы сталкиваемся с препятствиями, которые находятся в самом обществе, в людях в их устремлениях и желаниях. Вот некоторые из них:

♦ Жить в психическом комфорте через отрицание дискомфортного состояния организма,

восприятие последнего как болезнь и стремление избавиться от него.

♦ Любой ценой добиться исполнения желания используя различные психологические

методы, связанные с представлениями, ментальными установками, программами жизни.

Пример: беременная представляет ребенка, считая, что он обязательно таким

сформируется.

♦ Не желание что - то менять в жизни или изменяться.

♦ Психологическая безграмотность населения, в том числе и медицинских работников,

которые могут своим авторитетом, не находя других выходов из сложившейся ситуации

запретить женщине плакать, переживать. Посоветовать ей настроится на хорошее, чтобы

избавиться от страха, настроиться на беременность, чтобы ее выносить, на роды, чтобы

родить. Все эти советы могут в лучшем случае создать дополнительное психоэмоциональное, ментальное напряжение у беременных, породить страх и агрессию. В

худшем случае способствовать возникновению акушерских и неонатальных осложнений.

В консультативно-диагностической поликлинике Перинатального центра с беременными на ранних сроках гестации проводятся групповые занятия, где рассказывается о физиологии психики беременных, влияния психоэмоционального состояния на организм матери и плода. При выявлении нарушений в этой области проводится психокоррекция. В отделении патологии беременных у пациенток мы выявляем уже сложившиеся патофизиологические изменения психики и по возможности проводим психокоррекцию. Проводятся индивидуальные и групповые занятия в послеродовом отделении с родильницами, новорожденные которых нуждаются в проведении интенсивной терапии, реанимации или находятся на ИВЛ. Неверное отношение к возникшим переживаниям у данной группы пациенток, формирование ментальных установок и программ жизни, подавление тревоги в условиях разделенности между матерью и новорожденным, находящимся в реанимации и отцом ребенка, как правило, приводит к утяжелению имеющихся неонатальных осложнений, ухудшению состояния новорожденного, его инвалидизации. Хочется подчеркнуть, что тревогу не надо лечить методом «исключения (убирания)» из организма матери! Принятие тревоги, нахождение причин ее возникновения и устранение этих причин позволяют снизить уровень тревоги, и это будет служить критерием правильности наших действий.

Статья «Физиологические и патофизиологические аспекты психики беременной» стала основой для выступления на ежегодном всероссийском научном симпозиуме по психотерапии в г. Санкт-Петербурге 4 апреля 2013 г. "Жизнь как смертельная болезнь: проблемы превентологии и терапии".

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Федеральная целевая программа | Формирование груши на третий год после посадки

Date: 2016-08-29; view: 156; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию