Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Земля обетованная: проблемы 15 page





Без сомнения, установление торговли с самыми большими рынками, расположенными к югу от Египта, приводило к соперничеству с фараоном, Соломон же вовсе не хотел политических осложнений. С другой стороны, сотрудничество с египтянами, уже предоставившими ему для торговли лошадей и колесницы, оказалось более выгодным предложением, чем то, что исходило от Хирама. Только один этот факт говорит в пользу того, что Офир находился не в Африке.

Рынок, к которому направлялся флот, вероятно, уже изучался купцами Соломона, следовательно, скорее всего, Офир, землю золота, следует отождествить с еще более отдаленной Индией. И тут мы снова возвращаемся к Аравии. Нельзя считать простым совпадением визит царицы Савской, последовавший в разгар активной экономической деятельности Соломона.

В то время земля царицы Савской оказалась самой значительной территорией как в политическом, так и в экономическом смысле, из тех, что располагались к югу от Аравии. Легко представить, что от прибывших туда израильских торговцев царица услышала о землях и народах Палестины и Финикии.

Возможно, царь Соломон сам попросил ее прибыть в Израильское царство, что впоследствии породило множество историй. Но все они могут быть сопоставлены с другими источниками, подкреплены историческими фактами. Свои товары в Саву привозили купцы из соседней Африки и даже из отдаленной Индии. Купцы из Ецион-Гавера могли посещать сначала рынки царицы Савской, а затем и рынки соседних государств. В описаниях упоминается только Офир как страна, откуда купцы вывозили золото. Прекрасное дерево, серебро, слоновую кость и экзотических животных могли привозить сюда из южной Аравии (ниже мы поговорим о ее значении более подробно) или получать путем обмена с купцами других стран.

Когда после возвращения флота все эти драгоценные и экзотические вещи караванами верблюдов перевезли в Иерусалим, жители могли испытывать сильные чувства, не только от великолепия вещей, а также от успешности Соломона и признания его во всем мире. Ведь правители богатых и отдаленных земель послали их царю великолепные подарки как признание его силы и мудрости (3 Цар., 10: 24; 2 Пар., 9: 23). Вполне вероятно, что народ не до конца понимал смысл всего задуманного Соломоном, и перспектива открытия новых земель как раз во многом способствовала подъему культурного уровня израильтян.

Полагают, что из этих экспедиций привезли огромное количество золота, примерно 420 талантов, во Второй книге Паралипоменон (8: 18) говорится о 450 талантах, что составляло огромную сумму. Если мы добавим, что другая часть выручки поступила в золоте, и учтем то количество, что дал Хирам, а также то, что пошло на изготовление храмовой утвари, то обнаружим, что останется еще очень немало. Это подтверждает справедливость замечания: «И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями» (3 Цар., 10: 27).

Существовали ли внутренние и экономические причины для наполнения сельскохозяйственной страны, какой в то время являлась Палестина, золотом, серебром и драгоценными камнями? Соломон замечательно решил финансовую проблему: значительная часть золота была выведена из обращения и не появилась на рынках ни как платежное средство, ни в виде изделий. Но она была сохранена таким образом, чтобы царь мог легко проверить ее наличие и одновременно быстро использовать или перенести в случае необходимости.

Соломон повелел, чтобы из него изготовили 200 щитов, на каждый из которых пошло примерно по 22 фунта чеканного золота. Кроме того, сделали 300 щитов поменьше, примерно на две трети легче первых. Все это хранилось на верхнем этаже дома из ливанского дерева, составляя государственную казну. Сказанное выше опровергает все предположения, что стремление к строительству грандиозных зданий и возведению необычайно большого гарема свидетельствует о том, что Соломон жил не по средствам. Как и в других своих начинаниях, так и в финансовой политике он руководствовался четким планом и сочетал размах с трезвым расчетом. Его государство и народ процветали, их благосостояние поддерживалось ощущением, что существует полная и надежная государственная казна.

Возможно, что во время церемоний щиты переносили на Храмовую площадь царские воины, это может объяснить ту форму, в виде которой хранилась казна Соломона. Когда Сусаким, фараон египетский, забрал щиты из Иерусалима, царь Ровоам повелел вместо них изготовить медные, которые проносили перед ним, когда он отправлялся в Храм (3 Цар., 14: 28). Очевидно, что Ровоам считал необходимым придерживаться обычая, установленного еще при его отце.

Возросшие богатство и экономический рост соседнего Израиля тревожили фараона. Вдобавок Ецион-Гавер был для него как заноза. Пока Соломон был жив, он не осмеливался тронуть израильтян, но, когда тот умер, разорил и уничтожил этот город. Не приходится сомневаться в том, что Сусаким наверняка хотел перерубить жизненно важную для экономики Израиля артерию.

Раскопками Н. Глюка было установлено, что Ециан-Гавер был разрушен вскоре после смерти Соломона, и гибель города связана с египетским фараоном. С уверенностью можно утверждать, что в то же самое время затонул и весь торговый флот израильтян.

Спустя сотни лет после царствования Соломона царь Иосафат, как и его великий предшественник, восстановил город с его медеплавильными заводами, чтобы возродить морской маршрут в страну золота Офир. Но этот новый флот налетел на скалу, не выйдя из гавани (3 Цар., 22: 48).

Бедствие приняло такой размах на севере, что царь Израиля Охозия предложил Иосафату объединить силы для следующей экспедиции. К сожалению, Иосафат отказался. Однако и при этих неуда-чаx понятно, какое огромное значение имел Ециан-Гавер для всей нации. Естественно, что при Соломоне разрабатывались другие рудники, находившиеся в стране. Значит, Септуагинте сохранился отрывок, который отсутствует в библейском тексте, где сообщается, что царь владел каменоломнями в Ливане. Перед нами явная ссылка на существование рудников в южных частях Ливана и известных еще с античных времен залежей меди и железа.

В ходе торговых сделок возникли и культурные контакты Израиля с отдаленными странами. Вспомним историю, которая удивила арабские народы больше, чем любая другая легенда, – она связана с прибытием царицы Савской.

Если существовала такая нация, как абиссинцы, которая первоначально поселилась в Аравии и затем мигрировала в Африку, но и сегодня считает себя потомками Менелика, сына Соломона и царицы Савской, если величественные развалины Седуса, расположенные в районе Йемена, к северу от Савы, рассматриваются как остатки одного из дворцов Соломона, то все эти легенды и мифы должны основываться на исторических сведениях, связанных с отношениями между южной Аравией и царством Соломона.

Е. Глезер совершенно прав, когда подчеркивает, что этим нациям ничего не надо было придумывать, они ведь не кичились, заявляя о происхождении своих правителей от царя небольшого и отдаленного государства.

Страна царицы Савской располагалась в юго-восточной части Аравии. Ее столицей был город Мариб, он сохранился до нашего времени и находится примерно в 60 милях к северо-западу от Саны высоко в горах Йемена. Греческий историк I века до н. э. Страбон рассказывает о золотых рудниках неподалеку от города, о том, что в этом же районе находили месторождения изумрудов и бериллов. И в наши дни неподалеку от Мариба добывают золото.

Самые ранние надписи, относящиеся к правителям Савского царства, датируются с VIII века до н. э., то есть спустя два века после царствования Соломона. Но ассирийские надписи того же времени показывают, что Сава славилась своими арабскими товарами. Отсюда родом несколько правительниц царства. Таким образом, упомянутый в Библии эпизод с царицей Савской основан на исторических реалиях.

Обращение страны в ислам привело к разрушению старых языческих памятников, но сохранившиеся значительные фрагменты показывают, что как раз во времена Соломона население Савы опережало другие арабские народы. Ранее, возможно, они жили в северной части Аравии, о чем говорится в Книге Иова, но, отличаясь склонностью к перемещениям, про-никли на юг, захватили земли своих соседей, а затем объединились с ними, чтобы создать государство. Обладая определенной стратегией и предприимчивостью, они вскоре стали господствовать в южной Аравии, по которой переправлялись многие товары (прежде всего ладан, лекарства и специи) из Индии и Африки.

Отправившись в путь, савеяне взяли с собой бывших богов, которые напоминали ассирийско-вавилонских. Более того, было поразительное сходство с Израилем: они образовали теократическое государство, которое вначале возглавил правитель-жрец, что соответствует времени судей или Самуила у израильтян. Позже Сава трансформировалась – и в этом также можно увидеть сходство – в светское государство. Но вместе с тем их социальное устройство было иным: допускалось многомужие, что позволяет предположить большую независимость женщин, часто занимавших даже царский трон.

Несомненно, визит царицы Савской был продиктован экономическими мотивами, но не только ими. Скорее всего, политический и экономический рост израильского государства побудил царицу познакомиться ближе с похожей государственной системой, но образовавшейся раньше, выросшей из теократии, которая не исчерпала своих ресурсов, в светское государство, которое раньше начало процветать и постепенно занимало видное место в мировой торговле.

Свойственные обоим государствам общие черты и стремление к развитию возбуждали интерес царицы. Выше говорилось о том, что загадки были повсеместным явлением и использовались как своеобразный пропуск в общество; они отражали культурную и интеллектуальную атмосферу двора Соломона. Описание этого визита представлено в комментарии (Таргуме) к Книге Есфирь.

Похоже, что блеск двора и великолепие религиозных обрядов в дивном Храме произвели глубокое впечатление на царицу. В библейском тексте отразилось ее восхищение нравами и порядками во дворце Соломона: «И пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться» (3 Цар., 10: 5).

Прибытие царицы было впечатляющим: ее сопровождала огромная свита, караван верблюдов вез драгоценные товары из южной Аравии – это характеризовало традиционную пышность Древнего Востока. Царица Савская преподнесла свои дары. Провожая ее в обратный путь, Соломон поднес ей ответные подарки и те, что она выбрала сама. Упоминание о благовониях, золоте и драгоценных камнях, преподнесенных Соломону, говорит о том, что в ее стране они были не только предметами роскоши, но и были статьей экспорта.

Есть упоминание о восхищении царицы мудростью Соломона: «Я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и вполовину не сказано. Мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала» (3 Цар., 10: 7).

Арабские легенды, в которых рассказывается о царице Савской, более подробны, эмоциональны и интересны своей художественной формой, чем библейские. Произведенное на царицу Савскую впечатление, без сомнения, повлияло на различные стороны государственного устройства ее собственного царства. Визит царицы Савской и сопутствующие празднества надолго сохранились в памяти еврейского народа.

Развитие внешней торговли, а также экономические реформы, проводимые на местах, привели к существенным изменениям и в структуре населения. Во времена Давида израильтяне по-прежнему жили небольшими и средними земледельческими хозяйствами, занимались производством сельскохозяйственных продуктов и их обменом.

Рост числа городов, особенно после присоединения Ханаана, привлечение больших масс населения к солдатской службе в гарнизонах, укрепленных пунктах способствовали развитию торговли между городами и сельской местностью. Излишки зерна и скота земледельцы продавали теперь в близлежащих городах. В обмен они приобретали домашнюю утварь и одежду, что стимулировало развитие ремесленного производства.

Но наиболее глубокие экономические перемены связаны с развитием внешней торговли. Во времена Соломона сформировалась профессия купца. Кроме торговли, которую вели «царские» купцы, они продвигали иностранные товары на местный рынок, а отечественные товары за границей. Так постепенно все больше и больше ощущались новые веяния.

Справедливо полагают, что именно в период правления Соломона предпринимательский талант еврейского народа развился в полной мере. Классическое право древних евреев было неплохо приспособлено для преимущественно аграрного уклада жизни. Благодаря спокойному и размеренному существованию на протяжении многих веков произошло постепенное изменение системы ценностей. Искусство ремесленников, прежде всего мастеров по обработке металла, также получило мощный импульс во времена Соломона, вдохновившись как иностранными образцами, так и необычайно высокими доходами.

Высшие чиновники, равно как и горожане, стремившиеся разбогатеть, несомненно, следовали правилам, установленным правителями. Однако это не привело к развитию характерного еврейского прикладного искусства. Недавние находки изделий из металла, слоновой кости, резные печати в большинстве случаев являются подражаниями иностранным образцам, мало связанными с местной традицией. В то время когда все условия способствовали развитию еврейской культуры, похоже, что национальный дух в гораздо большей мере отразился в поэзии и историографии, где были достигнуты действительно непревзойденные высоты.

В любом случае торговля и ремесло позволили повысить уровень жизни в стране, что способствовало развитию нации в целом. В то же время набор огромной армии рабочих, необходимых для строительства зданий, фортификационных сооружений, Храма и дворцов, государственных рудников и перерабатывающих заводов, представляли опасность для народа и его экономики.

Естественно, что далекоидущие планы Соломона не могли реализоваться без четко работающей налоговой системы и администрации. Обе эти составляющие, как и система принудительного труда, были созданы по примеру Египта и Месопотамии. Как и народы, жившие вдоль Нила и Евфрата, население Израиля воспринимало это бремя без энтузиазма.

Любое принуждение, осуществляемое по отношению к личности, должно быть оправданным стремлением к высшей цели, рождающей чувство долга. На этих струнах и играл властолюбивый Иеровоам. Соломон был вынужден обратиться к народу, чтобы объяснить вынужденность этой меры: общий труд необходим для будущего всего народа. Люди, призванные на общественные работы, по своему положению и правам оказывались в той же ситуации, что и солдаты (3 Цар., 9: 22; 2 Пар., 8: 9 ). Важно, что представители палестинских народов, которые точно так же привлекались на общие общественные работы (3 Цар., 9: 21; 2 Пар., 8: 7 – 8), пользовались такими же правами, как и израильтяне. Идумеяне, моавитяне и аммонитяне жили в таких же лагерях, как и израильтяне. Заметим также, что личные права рабов неизраильского происхождения защищались законом. Если хозяин наносил рабу увечье, то его освобождали.

Правда, неизвестно, сколько времени отдавали службе израильтяне и неизраильтяне. Очевидно, что после окончания срока службы или отбытия трудовой повинности, а также по достижении определенного возраста они покидали лагеря и становились свободными. Подобное решение совпадало с общей либеральной политикой, осуществлявшейся по отношению к неизраильтянам, и стимулировало их сближение с Израилем.

Рассказывают, что на работы одновременно призывалось 10 000 человек; проработав в Ливане в течение одного месяца, они освобождались на последующие два. Легко представить, насколько эффективным оказался такой порядок. Похоже, что это стало системой, когда постоянно была задействована только треть наемных рабочих.

Подобный принцип мог быть осуществлен только при соответствующей обеспеченности человеческими ресурсами, а они для тех времен были гигантскими. Цифры можно воспринять и иначе, поскольку нам известно, какое количество рабочих требовалось для строительства крепостей, на железных рудниках и заводах, равно как и в гавани Ецион-Гавера.

Естественно, что документы эпохи Соломона включали подлинные отчеты о количестве рабочих на строительных объектах. В источниках только говорится о ливанских плотниках и каменотесах, но вышеупомянутая цифра – 153 600 – включает 70 000 носильщиков, 80 000 каменотесов, 3600 надсмотрщиков; в Третьей книге Царств (5: 16) приведена иная цифра – 3300 человек. Возможно, первая цифра отражает общее число рабочих в стране, часть из которых – в Ливане, – несомненно, была самой большой. Следовательно, упоминание о 50 000 неизраильтян не было придумано позднее, поскольку содержащееся в нем замечание о надсмотрщиках противоречит другому, о том, что в качестве таковых использовали только израильтян (3 Цар., 9: 22; 2 Пар., 8: 9).

Численность населения, проживавшего к востоку и к западу от Иордана, позволяет утверждать, что существовало примерно столько неизраильтян, сколько было необходимо для формирования армии рабочих, и что цифра 3000 израильтян относится только к ливанским бригадам. Что же касается надсмотрщиков, то в традиционных отчетах содержатся противоречия. Из Третьей книги Царств (9: 23) ясно, что было 550 надсмотрщиков (во Второй книге Паралипоменон (8: 10) названа цифра 250). Отмечается, что эту должность занимали только израильтяне. В другом месте (2 Пар., 2: 18) говорится о 3600 неизраильских надзирателях.

Необученных и малоквалифицированных рабочих заменить было легко, но обученные мастера и надсмотрщики, особенно те, что были заняты на металлоплавильных горнах и перерабатывающих заводах, должны были оставаться на своих местах как можно дольше. Последние «побуждали народ к работе» (2 Пар., 2: 18), то есть находились в привилегированном положении. Но положение главных надзирателей сохранялось за израильтянами.

Учреждение подобной армии рабочих имело далекоидущие социальные последствия. Землевладельцам пришлось больше работать, поскольку треть рабочей силы ежегодно изымалась из обычного процесса. В результате труд оставшихся стал цениться выше. Более того, содержание огромного числа рабочих требовало взимания весьма обременительного налога.

Только при четко функционирующей административной системе, подкрепленной большими военными ресурсами, можно было отважиться на подобное предприятие. За это время внутри государства так и не сложилось ни нового класса горожан, ни какой-либо группы собственников.

По-прежнему свобода личности была ограничена, а предъявляемые требования как члену общества были слишком высоки. В таком государстве, как Египет или Вавилон, где рабовладение существовало с незапамятных времен и где царь как сын или потомок Бога выпускал законы, направленные на безоговорочное религиозное послушание, политические, экономические и психологические условия сильно отличались от тех, что преобладали в молодом монотеистическом государстве.

Ситуацию определяло внутреннее напряжение: чтобы создать свободное, процветающее государство, требовалась наемная рабочая сила. Чтобы обеспечить экономическое будущее людей, они должны были сегодня платить большие налоги. Чтобы сохранить всеобщее равенство, кого-то следовало наделить особой властью. Истинная мудрость Соломона заключалась в том, что, осознавая трагичность ситуации, он не утратил веру в свою мечту.

 

Глава 9

Date: 2016-08-29; view: 183; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию