Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 3. Диагностика направленности личности тренера





Вводные замечания. Цель задания — выявить доминирующую соци­альную направленность тренера как специалиста. Для этой цели при­меняют так называемую ориентационную анкету Б. Басса, которая со­стоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности лич­ности.

1. Направленность на себя {Я) — ориентация на прямое вознаграж­дение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к сопер­ничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) — стремление при любых усло­виях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одоб­рение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмо­циональных отношениях с людьми,

3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны


                                       
   
 
   
   
   
   
 
     
 
     
 
 
 
 
 
     
 
     
       
 
 


Тема 4. Психология тренерской деятельности и личности тренера 145

144 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

три варианта ответов: А, Б, В. Испытуемый должен выбрать один из трех вариантов ответов.

Инструкция. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Воз­можно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноцен­ными. Тем не менее мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению, более всего ценен для вас.

1. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».

2. Затем из двух оставшихся ответов на каждый из вопросов анкеты выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, т. е. наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен данный ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соот­ветствующего пункта, в столбце под рубрикой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцьГ По­старайтесь быть искренним. Среди вариантов ответов нет «хоро­ших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать «правильный» или «лучший» ответ, выбирайте, что больше всего или меньше всего нравится.

4. Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записы­ваете ответы. Если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно в протоколе опыта.


Опросник Б. Басса

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) одобрения моей работы;

б) сознания того, что работа сделана хорошо;

в) сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивиду­
альный подход;

б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольст­
вием углубляют свои знания в этом предмете;

в) создает в учебном коллективе такую атмосферу, при которой
никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представ­
ляются возможности;

б) были верными преданны мне;

в) были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

а) когда у меня что-то не получается;

б) когда портятся отношения с товарищами;

в) когда меня критикуют.


                       
     
     
 
   
 
 
 
   
 
 


Тема 4. Психология тренерской деятельности и личности тренера 145

144 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

три варианта ответов: А, Б, В. Испытуемый должен выбрать один из трех вариантов ответов.

Инструкция. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Воз­можно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноцен­ными. Тем не менее мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению, более всего ценен для вас.

1. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».

2. Затем из двух оставшихся ответов на каждый из вопросов анкеты выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, т. е. наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен данный ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соот­ветствующего пункта, в столбце под рубрикой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. По­старайтесь быть искренним. Среди вариантов ответов нет «хоро­ших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать «правильный» или «лучший» ответ, выбирайте, что больше всего или меньше всего нравится.

4. Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записы­ваете ответы. Если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно в протоколе опыта.


Опросник Б. Басса

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) одобрения моей работы;

б) сознания того, что работа сделана хорошо;

в) сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивиду­
альный подход;

б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольст­
вием углубляют свои знания в этом предмете;

в) создает в учебном коллективе такую атмосферу, при которой
никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представ­
ляются возможности;

б) были верны и преданны мне;

в) были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

а) когда у меня что-то не получается;

б) когда портятся отношения с товарищами;

в) когда меня критикуют.


146 Раздел 2, Психология личности спортсмена и тренера

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, на­
смехается и подшучивает над ними;

б) вызывает дух соперничества в коллективе;

в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

а) проводить время с друзьями;

б) ощущение выполненных дел;

в) когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

а) добился успеха в жизни;

б) по-настоящему увлечен своим"делом;

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;

б) развивать прежде всего индивидуальные способност» уче­
ника;

в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с
людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я
использовал бы его:

а) для общения с друзьями;

б) для отдыха и развлечений;

в) для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;

б) у меня интересная работа;

в) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю когда:

а) другие люди меня ценят;

б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;

в) приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, то хотелось бы, чтобы:

а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с уче­
бой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участ­
вовать;

б) написали о моей деятельности;

в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.


Тема 4. Психология тренерской деятельности и личности тренера 147

il6. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а) имеет ко мне индивидуальный подход;

б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

б) неудача при выполнении важного дела;

в) потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

а) успех;

б) возможности хорошей совместной работы;

в) здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

а) считают себя хуже других;

б) часто ссорятся и конфликтуют;

в) возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

а) работаешь над важным для всех делом;

б) имеешь много друзей;

в) вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

а) доступным;

б) авторитетным;

в) требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отноше­
ния с людьм'и;

б) о жизни знаменитых и интересных людей;

в) о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

а) дирижером;

б) композитором;

в) солистом.

24. Мне бы хотелось:

а) придумать интересный конкурс;

б) победить в конкурсе;

в) организовать конкурс и руководить им.


148 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

25. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать;

б) как достичь цели;

в) как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а) другие были им довольны;

б) прежде всего выполнить свою задачу;

в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

а) в общении с друзьями;

б) просматривая развлекательные фильмы;

в) занимаясь своим любимым делом.

Обработка и интерпретация данных опроса. Подсчитайте в протоко­ле опыта количество ответов, совпадающих с ключом соответствую­щей направленности личности. Теоретически возможное число, харак­теризующее каждую измеряемую направленность, находится в лимите от 0 до 27 баллов. Направленность, получившая наибольшую сумму баллов, является доминирующей в структуре личности испытуемого.


Тема 4. Психология тренерской деятельности и личности тренера 149

Завершение работы. Сравнительный анализ данных протоколов опы­та у различных испытуемых. Обсуждение с испытуемыми получен­ных результатов с целью коррекции их самооценки и углубления зна­ний о самих себе.

Задание 4. Выявление «синдрома выгорания» в тренерской деятельности1

Вводные замечания. Интерес к синдрому «психического выгорания» в профессиональной деятельности педагогов, тренеров, менеджеров возник в зарубежной психологии в 1970-е гг., и по настоящее время эта проблема широко изучается в контексте влияния профессиональ­ных стрессов на личность специалистов.

Существуют различные определения «выгорания», однако в наи­более общем виде оно рассматривается как долговременная стрессо­вая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжитель­ных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром «психического выгорания» (burnout) обозначается ря­дом авторов понятием «профессиональное выгорание», что позволя­ет рассматривать это явление в аспекте личностной деформации про­фессионала под влиянием длительного профессионального стажа ра­боты по одной и той же специальности.

Синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, в том числе для всех категорий спор­тивных руководителей, менеджеров команд, старших тренеров, вы­полняющих функции управления персоналом спортивных сооруже­ний и организаций. Исследования показывают, что ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затрудненные или на­пряженные отношения в системе отношений «человек—человек», как, например, отношений между тренером и квалифицированными спорт­сменами, между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и подчиненными в конфликтных ситуациях или при неблагоприятном «психологическом климате» в трудовом коллективе.

Наиболее ярко синдром «выгорания» проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягощены негативной эмоциональной насыщен­ностью или когнитивной сложностью, как это часто бывает у трене-

Водопъянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек—человек» // Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. — СПб.: Питер, 2000.-С. 175-180.


150 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

ров в длительных и ответственных спортивных турнирах и соревно­ваниях их команд и учеников с неопределенностью на конечный успех, но с высокими притязаниями на него. Вероятность появления проблемы «выгорания» увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражитель­ной эмоционально-психологической природы. Соответствующим об­разом «выгорание» соотносится и с количеством, и с качеством меж­личностных контактов, которые профессионал имел со своими под­чиненными, клиентами, подопечными и т. д.

Психологические модели «выгорания». В настоящее время хорошо известны три модели «психического выгорания» и соответствующие им методы его оценки.

1) Одномерная модель. Согласно первой модели, «выгорание» — это состояние физического и психологического истощения, вызван­ного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных си­туациях. Данная трактовка близка пониманию «выгорания» как син­дрома «хронической усталости». Приверженцы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» какими-либо определенными профес­сиональными группами.

2) Двухмерная модель. Вторая модель рассматривает «выгорание» как «двухмерный конструкт», состоящий из эмоционального истоще­ния и деперсонализации. Последняя проявляется в изменении отно­шений либо к себе, либо к другим (воспитанникам, подчиненным, па­циентам, коллегам).

3) Трехкомпонентная модель. Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома «выгорания» американских ис­следователей К. Маслач и С. Джексон. В соответствии с данной моде­лью «выгорание» понимается как синдром эмоционального истоще­ния, деперсонализации и редукции личных достижений. Эмоциональ­ное истощение рассматривается при этом как основная составляющая «профессионального выгорания» и проявляется в сниженном эмо­циональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая — деперсонализация — проявляется в дефор­мации отношений с другими людьми — в избегании «лишних» кон­тактов и компаний, в повышенной зависимости от вышестоящих и от­дельных лиц, в обостренном негативизме, критичности, прагматично­сти и цинизме в отношениях к людям, в отказе от прежней дружбы и сокращении круга общения. Третий компонент «выгорания» — ре­дукция личных достижений — может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию самого себя, своих профессиональных до-


Тема 4. Психология тренерской деятельности и личности тренера 151

стижений и успехов, в негативизме и пессимистичности относитель­но своих служебных достоинств и возможностей дальнейшего про­фессионального роста, либо в редуцировании собственного достоин­ства, в ограничении своих возможностей и обязанностей по отноше­нию к другим.

Методика работы. Исследование проводится индивидуально либо в группах специалистов коммуникативных профессий: медперсонал, тре­неры, учителя, директоры, менеджеры, преподаватели, психологи, кон­сультанты, продавцы, агенты и др. Испытуемым выдается лист для ответов (форма протокола) и опросник МЫ с инструкцией. Время за­полнения — около 10 мин.


Работайте спокойно, долго не задумываясь над ответом».

Инструкция. «Цель данного исследования состоит в том, чтобы опре­делить, как люди профессий типа "человек—человек" рассматривают свою работу и других людей, с которыми они тесно сотрудничают. Вам предлагаются 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом относительно вашей работы. Если у вас не*было такого чувства, то в листе для ответов от­метьте позицию 0 — "никогда". Если у вас было такое чувство, укажи­те, как часто вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите круж­ком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чув­ства, пользуясь нижеприведенной оценочной шкалой:


1 52 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера _____________

Опросник МВГ

Вариант М (для менеджеров, руководителей).

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. К концу рабочего дня я чувствую себя как «выжатый лимон».

3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на ра­боту.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и использую это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными как с пред­метами, без теплоты и расположения к ним.

6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих подчи­ненных и коллег.

 

10. В последнее время я стал более черствым, бесчувственным по от­ношению к тем, с кем работаю.

11. Как правило, те, с кем мне приходится работать, малоинтересные люди, скорее утомляющие, чем радующие меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Я испытываю все больше жизненных разочарований.

14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радо­вало меня раньше.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудни­чества в коллективе.

18. Я легко общаюсь с людьми, независимо от их статуса и характера.

19. Я многое успеваю сделать.

20. Я чувствую себя на пределе возможностей.

21. Я многого смогу еще достичь в своей жизни.

22. Бывает, что подчиненные и коллеги перекладывают на меня груз
своих проблем и обязанностей.

1 Опросник адаптирован кандидатом психологических наук, доцентом Н. Е. Водопьяновой.


______ Тема 4. Психология тренерской деятельнос ти и личности тренера 1 53

Вариант 2 (для учителей, преподавателей, тренеров).

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. К концу рабочего дня я чувствую себя как «выжатый лимон».

3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на ра­боту.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и ис­пользую это в интересах дела.

5. Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмо­ций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учени­ков и коллег.

 

10. В последнее время я стал более черствым, бесчувственным по от­ношению к тем, с кем работаю.

11. Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня или манипулируют мною, они скорее утомляют, чем радуют меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Я испытываю все больше жизненных разочарований.

14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радо­вало меня раньше.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудни­чества при общении с моими учениками и коллегами.

18. Я легко общаюсь с людьми, независимо от их статуса и характера.

19. Я многое успеваю сделать.

20. Я чувствую себя на пределе возможностей.

21. Я многого смогу еще достичь в своей жизни.

22. Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.




Обработка и интерпретация данных. В соответствии с ключом под-считываются суммы баллов по трем субшкалам опросника. Интерпре­тация результатов проводится на основании сравнения полученных оценок по каждой из субшкал со средними значениями в исследуемой группе или с данными, представленными в таблицах ниже.

Завершение задания. Контрольные вопросы для обсуждения: 1) Что понимается под синдромом «психического выгорания»? 2) Какие мо­дели «выгорания» вы знаете? 3) Для каких профессий наиболее ха­рактерен синдром «выгорания»? 4)Что вы можете сказать о «выгора­нии» тренера в возрасте старше 50 лет?


Тема 4. Психология тренерской деятельности и личности тренера 1 55

Date: 2016-08-29; view: 454; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию