Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адаптационно-диагностический этап





4.1.1. Психодиагностика

Как указывалось выше, адекватной формой многомерной комплексной оценки является функциональный диагноз, который включает следующую совокупность и последовательность анализа в следующих аспектах: а) патопсихологический анализ психического состояния, включая возрастной и клинико-динамический аспекты (структуры патогномоничного патопсихологического симптомокомплекса), б) оценка «патологической почвы», выделение структуры патологического нейропсихологического синдрома; в) социально-психологический анализ социальной ситуации развития, включая характеристику десоциализирующих воздействий и оценку связанного с ними психосоциального дистресса, определение типа нарушений поведения и траекторий развития расстройств поведения (детский (до 10 лет), подростковый (после 10 лет)); г) социально-клинико-психологический анализ ведущей формы психического дизонтогенеза с выделением базового механизма делинквентного поведения, определение психопатологического механизма совершенного правонарушения.

4.1.2. Психотерапевтические и психокоррекционные мероприятия

Преимущественной формой работы на адаптационно-диагностическом этапе является определение показаний к психотерапии, формирование психотерапевтического контакта и заключение психотерапевтического контракта, а также разработка индивидуальной психотерапевтической программы, которые осуществляет врач-психотерапевт. Клинический (медицинский) психолог по согласованию с врачем-психотерапевтом начинает программу психологического консультирование, направленное на эмоциональную поддержку и внимание к переживаниям пациента; повышение психологической компетентности; повышение ответственности пациента и выработка готовности к решению имеющих место проблем и те, которые могут возникнуть в процессе принудительного лечения.

Психотерапия и психокоррекционная работа (если психотерапия не показана) должны включать:установление контакта; предоставление возможности «выговориться», предоставление эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуации; совместную с пациентом переформулировку проблемы; заключение динамического контракта (обсуждение организационных аспектов и доли ответственности пациента и консультанта, выявление и коррекция нереалистичных ожиданий пациента), формирование регистра возможных решений проблемы, закрепление мотивации, завершение консультирования с предоставлением пациенту права повторного обращения. Такую программу удается реализовать в течение одной встречи, продолжающейся 2—3 часа, или в курсе из 2—5 встреч по 1 часу с интервалами от одного дня до I недели.

Уже на адаптационно-диагностическом этапе адекватной формой психокоррекционной работы является проведение тренингов социальной компетентности, тренингов с привлечением телесно-ориентированных психотехник, арт-терапии. В ходе проведения этих тренингов психологом решаются следующие задачи: повышение чувствительности к себе, к другому человеку, выработка умение понять и передать свое эмоциональное состояние и «войти» в эмоциональное состояние другого. Программа тренинга, включающая упражнение на сосредоточение, переключение внимания, привлечение внимания к себе, развитие воображения и фантазирования, собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы) может использоваться как инструмент для сбора материала для последующей или параллельно проводимой индивидуальной и групповой психотерапии, а также для проведения тренингов общения, для улучшения компетентности при межличностном взаимодействии. Занятия продолжительностью 2—2,5 часа проводятся с группой от 8 до 12 человек. Каждое занятие начинается с так называемых «разогревающих» процедур, продолжительность которых — не менее 30 минут. Далее, как правило, идут упражнения на «собирание внимания». Далее — в зависимости от этапов прохождения тренинга.

4.2. Этап интенсивных лечебно-реабилитационных мероприятий

4.2.1. Диагностика

а) социометрическое исследование, б) характеристика ведущих личностных проблем; в) определение способов соматического реагирования, г) прогнозирование социальной и клинической динамики с рекомендациями дифференцированных психотерапевтических, социально-профилактических, психолого-педагогических, медицинских лечебных, психокоррекционных мер комплексной реабилитационной помощи и социально-правовой поддержки.

2.2.2. Психотерапевтические и психокоррекционные мероприятия

При установалений показаний к психотерапии, начинается реализация индивидуальной психотерапевтической программы. Которая реализуется в индивидуальной и групповых, а при возможности и по показаниям, в семейно-супружеской формах психотерапии.

В качестве основного метода индивидуальной психотерапии может применяться краткосрочные варианты динамической психотерапии, когнитивно-поведенческая психотерапия, показанные в случае диагностики глубинных, вытесненных интрапсихических конфликтов, особенно обусловленных дисгармоничным воспитанием и формированием личности пациента в условиях патологической семеной ситуации в детстве. Продолжительность краткосрочной динамической психотерапии составляет от 25 до 50 часовых зянятий с частотой 2-3 раза в неделю, когнитивно-поведенческой психотерапии – 15-30 часовых занятий с частотой 2-3 в неделю.

Однако для большинства поциентов, проходящих ПЛ на этом этапе наиболее показаны методы классической поведенческая психотерапии,целью которой является приобретение пациентом так называемого коррективного опыта научения, который предполагает приобретение новых умений совладания, повышение коммуникативной компетентности, преодоление дезадаптивных стереотипов и эмоциональных деструктивных конфликтов. Этот коррективный опыт научения вызывает большие изменения в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.

Начальном этапе поведенческой терапии используется диагностическое интервью, поволяющее вывить и ранжировать существующие проблемы. В процессе диагностики активно участвует пациент, а терапевт разъясняет смысл и принципы происходящего процесса. В результате поведенческой диагностики должно быть определено целевое поведение, или образцы поведения, требующие изменения в отношении их интенсивности, длительности, или условий их проявления. Также должен быть проведен анализ условий поведения, при которых это поведение приобретается, или какие очевидные факторы тормозят это поведение. На этапе анализа условий поведения уточняются терапевтические цели и прогнозируются последствия, которые эти цели могут вызвать для непосредственного окружения клиента и для него самого в случае, если будут достигнуты. Bсe предположения обсуждаются и служат основой для планирования и контроля процесса поведенческой психотерапии. Курс поведенческой терапии обычно составляет 25-50 занятий, по одному-два занятию в неделю.

На этапе интенсивных лечебно-реабилитационных мероприятий следует активно вовлекать больных в групповые формы работы. Групповая психотерапия должна быть направлена на: формирование адекватной самооценки и целостной Я-концепции, помощь и развитие способности распознавать неадекватные паттерны эмоционально-поведенческого реагирования, раскрытие своих переживаний и их вербализацию, совершенствование навыков контроля за ситуацией, научение строить отношения с другими. К рекомендуемым вариантам проведения групповой психотерапии относятся краткосрочные варианты групповой психотерапии: групповая когнитивно-поведенческая групповая психотерапия, дискуссионные группы, интегративные варианты психотерапии в группе.

Для несовершеннолетних лиц наиболее адекватными являются модели групповой психотерапии, основанные на действии. Такие психологические особенности подростков, как стремление к группированию, потребность в интимности и кооперации, тяга к расширению диапазона ролевого поведения а также преимущественно конкретный уровень мышления и непосредственность эмоционального отреагирования являются существенными ограничениями для применения методов группового анализа и разговорной психотерапии. Целесообразно проводить краткосрочную форму работы в связи с тем 1) что объем долговременной памяти у подростков меньше, чем у взрослых (результаты, достигнутые группой на одном занятии, могут быть либо забыты, либо восприняты искаженно), 2) после первых сеансов у участников должно появиться ощущение, что цели, для решения которых они пришли в группу, достижимы (в противном случае – наступает разочарование, и подростки покидают группу).

Считается оптимальным проведение краткосрочной психотерапевтической группы ежедневно в течении недели по 4 часа при численности группы 8— 12 человек. В психиатрическом стационаре с учетом режима отделения, занятости части пациентов в трудовых процессах, как в рамках отделения, так и за его пределами, адекватно проводить занятия по 2-3 часа и не реже 3-х раз в неделю.

В случае применения разработанной Э. Г. Эйдемиллером (1994) модели краткосрочной интегративной групповой психотерапии, следует придерживаться принципов работы, приведенных в таблице 4.

Таблица 4.

Date: 2016-08-29; view: 421; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию