Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Острие против острия





 

Тем не менее бывают порою ситуации, когда волей‑неволей приходится выступать с разоблачениями манипулятивных приемов. В данном случае я имею в виду не межличностную манипуляцию, а публичную дискуссию, возможно, даже показываемую по телевидению.

В межличностном общении разоблачать манипуляцию вовсе не обязательно, важнее научиться противостоять ей. На сей счет написано множество текстов, но лично мне кажутся весьма эффективными и доступными в применении приемы и техники, описанные в книге Е. В. Сидоренко «Тренинг влияния и противостояния влиянию» (СПб., 2001; не знаю, имеются ли более поздние издания этой книги, по крайней мере мне они не попадались).

А вот в публичной дискуссии манипуляцию желательно именно разоблачить, чтобы: а) отбить охоту прибегать к подобным приемам; б) получить морально‑психологическое преимущество над ведущими нечестную игру оппонентами. Поскольку разоблачение в данном случае адресовано именно публике, то тем самым оно приобретает и просветительский характер.

В классическом и полном виде разоблачение манипуляции напоминает так называемое правило британского старшины: сначала скажите, что именно вы собираетесь сказать; потом скажите им то, что вы хотели сказать; затем объясните, что именно вы сказали. И тогда есть шанс быть услышанным.

Как мы видим, это правило строится на трех повторениях одного послания. Точно так же и в случае с разоблачением манипуляции. Сперва вы публично призываете не допускать в дискуссии нечестных приемов и вести fair play. Джентльмены, мол, играют честно.

Затем, когда обнаруживается, что ваши оппоненты отнюдь не джентльмены, во весь голос заявляете, что они используют бесчестные уловки и непозволительные методы и по возможности (если время и ситуация позволяют) эти приемы раскрываете. Важно иметь в виду следующее: обращаться надо не к оппонентам, а к публике. Ведь дискуссия носит публичный характер, и задача – перетянуть на свою сторону именно общество.

Если оппонент не угомонился, то вы еще раз заявляете, обращаясь к публике, что назойливая нечестность оппонента доказывает его неправоту. Ведь честным людям нет нужды прибегать к уловкам и хитростям, правда говорит сама за себя. В данном случае вы подразумеваете, что правда глаголет именно вашими устами.

В полном виде реализовать эту триаду практически невозможно, тем паче на телевидении с его постоянным цейтнотом. У вас будет одна‑единственная возможность сказать, что ваш оппонент манипулирует. При этом нет гарантии, что единственной репликой удастся сдержать оппонента и повлиять на публику.

Однако существуют невербальные приемы, позволяющие выразить свое отношение к словам оппонента. Сардоническая улыбка и насмешливое выражение лица, возможно, даже легкий хохоток в те моменты, когда оппонент делает сомнительные заявления, могут оказаться значительно более эффективными, чем вербальные опровержения. Телекамеры очень любят такие игровые моменты, тем самым позволяя публике узнать о вашем отношении к сказанному.

Разумеется, «невербалка» не подразумевает гримасничанья и обезьянничанья – это работает против вас. А вот что всегда за вас, так это легкая улыбка в момент ожесточенной, находящейся на грани приличия публичной дискуссии. Как бы у вас ни скребли на душе кошки, какие бы оскорбления на вас ни сыпались, не срывайтесь! Потеря самоконтроля очень опасна. А признаком самоконтроля и контроля ситуации в глазах публики выступает именно легкая улыбка (не ухмылка и не гримаса!).

Вам так плохо, что даже нет сил улыбнуться? Заставьте себя растянуть губы, посмотрите глаза в глаза оппоненту, а затем переведите взгляд на публику. Люди не знают, что на самом деле вам очень тяжело и что вы, возможно, страдаете. Они видят вас улыбающимся и уверенным в себе.

С психологической точки зрения тот, кто улыбается, тот и контролирует ситуацию. Улыбка – сигнал, посылаемый оппоненту и публике. Оппонента он приводит в замешательство, у публики вызывает невольную симпатию. А про себя в этот момент вы можете произнести подходящую случаю китайскую поговорку: «Если тигр растягивает губы, это не значит, что он улыбается. Он просто показывает зубы».

Допустимо ли самому использовать манипуляции и отвечать манипуляцией на манипуляцию? Безо всяких экивоков и оговорок я отвечаю однозначно утвердительно.

Манипуляция – естественный, распространенный и легитимный способ влияния. В идеале, конечно же, было бы здорово убеждать людей с помощью рациональной аргументации и неторопливого тщательного обдумывания возможностей и последствий. Но мы живем далеко не в идеальном мире перманентного хаоса, населенном отнюдь не философами и мудрецами. В этом мире решения надо принимать быстро, здесь и сейчас, и постоянно не хватает времени и данных для всестороннего и объективного рассмотрения всех вариантов. Но при этом манипуляция всегда лучше грубого принуждения.

О манипуляции можно сказать приблизительно так же, как Уинстон Черчилль в свое время сказал о демократии: наилучшая среди всех плохих форм правления. Манипуляция – наиболее щадящая и гуманная форма влияния среди всех остальных реалистических видов влияния.

 

 

Заключение Заключение

 

К этой книге вполне применимы слова «умножающий знания умножает скорбь». Она показывает и доказывает, что природа человека буквально взывает к тому, чтобы людьми манипулировали. Интеллектуальная лень, непреодолимое стремление к эмоциональному комфорту, стихийный конформизм и страх перемен, неискоренимая потребность самооправдания и склонность к самообману – эти и некоторые другие черты человеческой психики превращают нас в благодатный материал для достижения манипуляторами собственных целей.

В силу предрасположенности (и даже предопределенности) человеческой природы к манипулированию борьба с манипуляторами и манипуляциями сродни борьбе с ветряными мельницами. Люди не испытывают благодарности к тем, кто открывает им глаза. Более того, они не верят будителям и даже ненавидят их. Самообман предпочтителен для подавляющего большинства, и горе тем, кто пытается его разрушить. Одурачить людей гораздо легче, чем убедить их в том, что они одурачены, – эти слова Марка Твена верны для всех народов и всех эпох.

Манипуляция – это майя индийской философско‑религиозной традиции. Преходящая иллюзия, которая питается нашими заблуждениями и предрассудками, приобретая благодаря этому силу бытия. Процесс воспроизводства иллюзий (манипулятивной картины) неостановим, но и сами ткачи‑манипуляторы пребывают в конечном счете в ее плену. Не они ткут, а ими ткется.

Тем не менее раз за разом активное меньшинство пытается разорвать пелену манипуляции и прорваться к миру как он есть. Но даже когда манипуляторов удается разоблачить и свергнуть, на смену им с неизбежностью приходят новые манипуляторы, берущиеся за то же самое дело с помощью тех же самых приемов.

Это неизбежно в силу упоминавшейся природы человека, а также потому, что сильные мира сего не могут не обращаться к манипуляции для управления обществом. Справедливо критикуя и разоблачая манипулирование, не стоит забывать, что это несравненно более гуманный способ управления, чем принуждение и насилие. Что верно как для политики, так и обыденной жизни.

Манипуляция неэтична, но неизбежна. Отказывающийся от неэтичной манипуляции делает выбор в пользу честного и неприкрытого насилия.

Методы, тактики и техники манипулирования, выработанные в первой трети XX века, в основном остаются неизменными и неизменно эффективными. Новые средства коммуникации не опровергают манипуляцию и манипуляторов, а лишь снабжают их новыми инструментами, увеличивают силу и влияние.

Однако человеческая психика не пластилин, из нее нельзя вылепить что угодно. Существуют пределы влияния, которые можно расширить, но которые нельзя отменить. В этом смысле манипуляторы находятся в ограниченном коридоре возможностей, хотя порою впадают в самообман всемогущества: манипулируя другими, неизбежно начинаешь манипулировать собою.

Инициируемые и формируемые манипуляторами картины мира неизбежно вступают в конфликт (информационно‑пропагандистские войны – наиболее яркое воплощение подобных конфликтов), тем самым разрушая друг друга и открывая перед людьми пространство свободы – ограниченной свободы выбора между иллюзиями.

Свобода от иллюзий вообще, независимость от пропаганды и манипуляций – это тяжелый интеллектуальный и моральный выбор, который приходится подтверждать каждый день и каждый час. И потому он был, есть и будет выбором тех немногих, которые способны его вынести.

Большинство людей предпочитает не нарушать свой эмоциональный комфорт, и их ни в коем случае нельзя упрекать за это, ведь новые горизонты тревожны и опасны. А правда чаще всего невыносима.

В таком случае для чего и для кого написана эта книга?

Я придерживаюсь позиции, что знания – сила. Знание о манипуляции снабжает людей лучшим пониманием происходящего, позволяет ослабить влияние манипуляции на себя и защитить собственную психику и тем самым делает нас хотя бы немного свободнее. Что не значит счастливее.

Книга предназначена всем, кто ее прочитает. Ну а уж кто сколько способен из прочитанного вместить – это вопрос личного выбора. И личной ответственности за происходящее.

www.e-puzzle.ru

www.e-puzzle.ru


[1] Сидоренко Елена. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2001. С. 49.

 

[2] Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб. изд. СПб.: Прайм‑ЕВРОЗНАК, 2003. С. 28.

 

[3] Доценко Е. Л. Психология манипуляции. М., 1996. С. 66.

 

[4] McChesney R. Jourmalism, Democracy and… Class Struggle // Monthly Review. Vol. 52. November, 2000.

 

[5] Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Указ. соч. С. 93.

 

[6]См., например: Там же. С. 281–282.

 

[7]На этот факт обращено внимание в: Истратий Даниела. Аудиовизуальные манипуляции на примере освещения вооруженных конфликтов XXI века. Дипломная работа студентки отделения связей с общественностью Факультета международной журналистики МГИМО‑университета. [Неопубликованная рукопись.] М., 2014.

 

[8] Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Указ. соч. С. 294.

 

[9] Зеленская Дарья. Россияне не потеряли веры в телевидение: Граждане допускают умалчивание информации в госинтересах // Коммерсант. ru. 2015. 5 мая. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2721560. Дата обращения: 2015. 8 июля.

 

[10] Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Указ. соч. С. 95.

 

[11] Зеленская Дарья. Указ. соч.

 

[12]Там же.

 

[13]Там же.

 

[14] Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Указ. соч. С. 58.

 

[15]The Most Depressing Discovery About the Brain, Ever. Опубликовано: 16.09. 2013.: http://inosmi.ru/world/20130922/213196366.html#ixzz3EW9JJjUb. Дата обращения: 2015. 15 мая.

 

[16]Там же.

 

[17]Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 23–24 августа 2014 года. Опрошены 1,6 тысячи человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %.

 

[18]Counteraction to Russian Information Aggression: Joint Action to Protect Democracy. Analytical Report. Kyiv: Telekritika. 2015. P. 27.

 

[19] Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Указ. соч. С. 98.

 

[20] Jirik J. World according to (Thomson) Reuters//Sur le journalisme. 2013. Vol 2. № 1.

 

[21]Кот В. Поле борьбы – информационное пространство // Военный парад. 1997. № 6.

 

[22] Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Указ. соч. С. 51–52.

 

[23]Там же. С. 45.

 

[24]Там же. С. 199.

 

[25]Там же. С. 45.

 

[26]Там же. С. 210.

 

[27]Там же. С. 67.

 

[28]Там же. С. 46–47.

 

[29]BBC News: Reuters drops Beirut photographer. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/middle_east/5254838.stm. Взято из: Истратий Даниела. Указ. соч.

 

[30] Meуerhoff A. The Strategy of Persuasion. The Use of Advertising Skills in Fighting Cold War. N.Y. P. 105.

 

[31] Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Указ. соч. С. 125.

 

[32]Там же. С. 145–146.

 

[33]См. эту классификацию в: Сидоренко Елена. Указ. соч. С. 12.

 

[34] Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Указ. соч. С. 178.

 

[35]Более‑менее подробное перечисление и краткое описание логических и психологических уловок можно найти в книге: Дзялошинский И. М. Манипулятивные технологии в СМИ: Учебно‑методическое пособие для студентов факультета журналистики / Гуманитарный институт. М.: [Б.м.], 2006.

 

[36] Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Указ. соч. С. 228.

 

[37] Антонина Петрова. «Дмитрий Медведев говорил о фальсификации выборов Бориса Ельцина»: Уверено большинство участников встречи с президентом // Коммерсант. 2012. 22 февраля. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1878853. Дата обращения: 2015. 6 июня.

 

[38] Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Указ. соч. С. 51.

 

[39]Там же. С. 190.

 

[40]В Санкт‑Петербурге установят бюст Путина в образе римского императора // Газета ru. 18 марта 2015 г. URL: http://www.gazeta.ru/culture/photo/v_sankt‑peterburge_ustanovyat_byust_putina_v_obraze_rimskogo_imperatora.shtml/. Дата обращения: 7 июня 2015 г.

 

[41]Также см. об этих и других приемах: Ольшанский Д. В. Политический PR. СПб.: Питер, 2003. С. 466–467.

 

[42]В тексте главы использованы материалы дипломных работ выпускников МГИМО‑университета Юрия Анциферова, Алины Ивановой и Артема Тюрина.

 

[43]К примеру, если оплаченная реклама кандидата в президенты появляется на домашней странице Yahoo.com или CNN.com, она будет являться объектом законодательного регулирования так же, как реклама на телевидении, радио и в других средствах массовой информации. Однако та информация, которую избиратели публикуют на своих личных веб‑сайтах или размещают на сайтах типа YouTube, не является объектом регулирования Федеральной избирательной комиссии.

 

[44] Graham Mark. Obama Wins Twitter Election // The Guardian. 2012. November 6. Available from: http://www.guardian.co.uk/news/datablog/interactive/2012/nov/06/obama‑wins‑twitter‑election (Accessed July 3, 2015).

 

[45] McIntyre Marina. Barack Obama victory tweet becomes most retweeted ever // The Guardian.2012. November 7. Available from: http://www.guardian.co.uk/world/2012/nov/07/how‑barack‑obama‑celebrated‑twitter (Accessed July 3, 2015).

 

[46] Esser Victoria. 21st Century Statecraft: Forging U. S. Digital Diplomacy //Huffington Post. 2012. 26 January. Available from: http://www.huffingtonpost.com/victoria‑esser/us‑diplomacy‑technology_b_1223638.html/. Дата обращения: 2015. 3 июля.

 

[47]Цит. по: Филимонов, Г. Ю. Культурно‑информационные механизмы внешней политики США. Истоки и новая реальность/Г. Ю. Федотов. М., 2012. С. 284.

 

[48]Твиттером по Кастро: США пытались свергнуть кубинские власти с помощью специальной социальной сети // Взгляд. 2014. 3 апреля. URL: http://vz.ru/world/2014/4/3/680364.html. Дата обращения: 2015. 5 июля.

 

[49] Ghonim Whael. «Revolution 2.0: The Power of the People Is Greater Than the People in Power: A Memoir. Houghton Mifflin Harcourt, 2012. P. 87.

 

[50] Vargas Jose Antonio. Spring Awakening. How an Egyptian Revolution Began on Facebook // The New York Times. 2012. February 17. Available from: http://www.nytimes.com/2012/02/19/books/review/how‑an‑egyptian‑revolution‑began‑on‑facebook.html (Accessed July 5, 2015.)

 

[51] Ghonim Whael. Op. cit. P. 231.

 

[52] Kanalley Craig. Occupy Wall Street: Social Media’s Role In Social Change // Huffington Post. 2011. October 6. Available from: http://www.huffingtonpost.com/2011/10/06/occupy‑wall‑street‑social‑media_n_999178.html (Accessed July 6, 2015.)

 

[53]Public Discourse in the Russian Blogosphere: Mapping RuNet Politics and Mobilization / Berkman Center for Internet & Society at Harvard University, 2011.

 

[54]Exploring Russian Cyberspace / Berkman Center for Internet & Society at Harvard University. 2012. March.

 

[55] Enikolopov Ruben, Petrova Maria, Sonin Konstantin. Do political blogs matter? Corruption in state‑controlled companies, blog postings, and DDoS attacks. 2012. September. P. 17.

 

[56]См.: Зайцева Варвара. Простые правила непростых социальных сетей. Дата размещения: 2015. 31 марта. URL: http://www.likeni.ru/analytics/Prostye‑pravila‑neprostykh‑sotssetey‑ili‑Social‑Media‑Etiquette/. Дата обращения: 2015. 6 июля; Сурначева Елизавета. Трудности пиаровода: Экономические трудности отразились на работниках политического медиапространства // Коммерсантъ‑Власть. 2015. № 16 (27 апреля). С.18. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2713967. Дата обращения: 2015. 6 июля.

 

[57]Predators of freedom of information in 2013/ Reporters Without Borders. 2013. May 3. Available from: http://fr.rsf.org/IMG/pdf/predators_2013_en.pdf (Accessed 2015. July 6).

 

[58] Fareed Malik. China joins a turf war // The Guardian. 2008. September 22. Available from: http://www.guardian.co.uk/media/2008/sep/22/chinathemedia.marketingandpr (Accessed 2015, July 6).

 

[59] Сурначева Елизавета. Указ. соч.

 

[60]Там же.

 

[61]Там же.

 

[62]См. подробнее об этом агентстве: Гармажалова Александра. Где живут тролли. И кто их кормит // Новая газета. 2013. 9 сентября. URL: http://www.novayagazeta.ru/politics/59889.html. Дата обращения: 2015. 8 июля; Коротков Денис. Искренние тролли Ольгино // Фонтанка: Петербургская интернет‑газета. URL: http://www.fontanka.ru/2014/06/03/182/. Дата обращения: 2015. 8 июля; Буценко Антон. Тролли из Ольгино переехали в новый четырехэтажный офис на Савушкина URL: http://www.dp.ru/a/2014/10/27/Borotsja_s_omerzeniem_mo/. Дата обращения: 2015. 8 июля; Сурначева Елизавета. Указ. соч.

 

[63] Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Указ. соч. С. 363.

 

[64] Сидоренко Елена. Указ. соч. с. 104–105.

 

[65] Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Указ. соч. С. 365–366.

 

Date: 2016-08-29; view: 230; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию